Файл: Выбор стиля руководства в организации («МБОУ В(С)ОШ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема поиска эффективного управления хозяйствующим субъектом тесно связана с личностью руководителя, с присущими ему чертами и характером отношений, а также с системой теоретических воззрений в сочетании с навыками и умениями управленческой деятельности, проявляющихся в его поведении. Значение рассматриваемого аспекта для функционирования хозяйственной системы столь велико, что он является предметом изучения различных научных и практических дисциплин: социологии, психологии, социальной психологии, социальной философии, теории управления, теории организации, менеджмента и др.

Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя.

Целью курсовой работы является анализ стиля и методов руководства в МБОУ «Вечерняя общеобразовательная школа» г.Ноябрьск.

В связи с поставленной в работе целью необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

- определить понятие стиля руководства;

- рассмотреть основные виды стилей руководства в интерпретации различных авторов;

- провести анализ определения стиля руководства МБОУ «Вечерняя общеобразовательная школа» г.Ноябрьск.

При написании курсовой работы были использованы такие методы как: синтез и анализ, метод описания, сравнения, аналитический методы.

Методологической основой исследования данной работы послужили труды таких авторов как: И. Ансофф, А.В. Вязгин, Р.Л. Кричевский, В.П. Пугачев, Ю.А. Ципкин, С.А. Шапиро и др. При написании курсовой работы использовались следующие средства периодической печати: «Управление персоналом», «Деньги и кредит», «Кадровый менеджмент», «Проблемы теории и практики управления».


Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Понятие стиля руководства, его характеристики

Изучение стиля руководства ведется психологами уже более полувека. Исследователями накоплено немало материала по данной проблеме.

Каждым руководителем, который руководит коллективом свойственно выполнять свои обязанности в определенном стиле. Стилем руководства называются приемы, с помощью которых руководителем удается побудить коллектив к тому, чтобы работники инициативно и творчески подходили к выполнению возложенных на них обязанностей.

Определенный стиль руководства может показать характер деятельности руководителя, его способность к обеспечению эффективной управленческой деятельности, а так же способствует созданию в коллективе особой атмосферы, которая способствует развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Стиль руководства определенного руководителя отражается в степени, до которой управленец может делегировать свои полномочия, типы власти, которые он использует, а так же его заботу, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи.

В контексте управления под стилем руководства понимают привычную меру поведения руководителя по отношению к подчиненным, с целью оказания на них влияния и побуждения их к достижению целей организации[1]. Слово «стиль» греческого происхождения и первоначально под стилем понимался стержень для писания на восковой доске. Позднее это слово употреблялось в значении «почерк», отсюда можно считать, что стиль руководства – своего рода «почерк» в действиях менеджера.

Стиль руководства – типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели.

Наиболее ранний подход к оценке стиля управления был взгляд, который основан на оценке личных качеств. В личностной теории лидерства, которая известна под названием теория великих людей, лучшие из руководителей могут обладать определенным набором общих для всех них личных качеств. Прежде всего, это выражается в уровне интеллекта, знаний, впечатляющей внешности, честности, здравом смысле, инициативности, социальном и экономическом образовании и высокой степени уверенности в себе. Поэтому, если индивидумом выявляются у себя эти качества, то, возможно, если их развивать, это позволит в будущем стать хорошим руководителем.


В дальнейшем появился другой, поведенческий подход. Этот подход создал основу для более точного определения стиля управления. Согласно ему, стилем управления называют относительно устойчивую систему способов, методов и форм практической деятельности менеджера, а так же привычную манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным, нацеленную на влияние и побуждение их к достижению целей организации. Но и такой подход оказался не полным. Проводимые исследования показали, что эффективность руководства зависит от ситуационных факторов. Некоторые ситуационные факторы включают в себя потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействие среды, имеющуюся у руководителя информацию. На практике это значит, что руководитель-лидер может по-разному вести себя в разных ситуациях.

Таким образом, представителями поведенческой школы выработан подход к определению значимых факторов эффективного руководства: подход с позиции[2]:

– личных качеств;

– особенностей поведения человека в организации;

– конкретной ситуации.

Основываясь на поведенческом подходе к руководству, любая организация по способам и методам отношения к подчиненным, представляет собой определенную комбинацию индивидов, целей и задач, а каждый управляющий является уникальной личностью, обладающей некоторыми способностями. Поэтому стиль руководства должен быть соотнесен с какой-то позицией руководителя.

Стиль руководства может быть устойчивым, что значит, частое использование разных приемов управления. Но свойство устойчивости относительно, так как стиль обычно отличается динамизмом. При правильно выработанном стиле руководства в соответствующей сложившейся ситуации можно преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия. Стиль руководства во многом зависит от индивидуальных качеств руководителя, но при всей их значимости характерные особенности личности могут иметь и другие компоненты, которые формируют стиль управления. Этими компонентами и определяются субъективные элементы стиля. Но стиль всегда имеет и общую объективную основу.

Объективно, какой бы стиль не выбрал бы руководитель, его выбор как правило определен сознательной целью, которая характеризует способ и метод его действий. Кроме этого, имеются и другие объективные компоненты стиля, которые выражаются в закономерностях управления; специфике сферы конкретной деятельности; единых требованиях, предъявляемых к руководителям; социально - психологических чертах исполнителей (возрасте, поле, квалификации, профессии, интересах и потребностях и пр.); уровне иерархии управления; способах и приемах управления, используемых вышестоящими руководителями. Данные объективные слагаемые стиля показывают сочетание в деятельности руководителя, производственной функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе, характер сложившихся в ней традиций и приемов общения, а тем самым и стиль работы.


Любая управленческая деятельность может характеризоваться и субъективной основой. Для принятия решения, руководителем сначала продумывается мысленно все возможные способы воздействия на подчиненных и выбираются в зависимости от ситуации наиболее на его взгляд целесообразные. И если даже должностные обязанности руководителя предписаны должностной инструкцией, стиль управления имеет отпечаток индивидуальной личности руководителя. Личные качества руководителя проявляются именно в стиле руководства. Эти качества могут несколько изменяться в зависимости от особенностей и потребностей коллектива. От того какой стиль руководства выберет руководитель, зависит уровень интеллекта и культура руководителя. Так же, стиль управления зависит и от уровеня профессиональной и политической подготовки, а так же от особенностей характера и темперамента, нравственных ценностей руководителя, умением внимательно относится к подчиненным, способности вести за собой коллектив, умении создавать атмосферу увлеченности работой, нетерпимости к недостаткам и равнодушию[3].

Таким образом, в стиле руководства можно выделить, с одной стороны, его общую объективную основу, а с другой стороны, присущие определенному руководителю способы и приемы осуществления управленческих функций. Объективные компоненты стиля выражается в совокупности социальных и экономических требований к руководящей деятельности, субъективные компоненты можно охарактеризовать чертами личности руководителя. Но если в стиле невозможно четко выделить его объективную основу, то никакими, даже самыми прекрасными, качествами руководителя не получится обеспечить успех деятельности организации.

Выделяют основные факторы, которые характеризуют стиль руководства:

Прежде всего, это требования, которые предъявляются к руководителям. Это их компетентность, деловитость, ответственность, личные качества, нравственность, характер, темперамент и пр.;

Так же, стиль руководства проявляется в специфике системы: ее целях и задачах, управленческих структурах и технологии управления, функций руководителя;

Немаловажным фактором стиля считается и окружающая производственная среда. Окружающая производственная среда выражается в технологическом уровне производства, форме организации труда, обеспеченности материальными ресурсами и т. п.;

Особенности руководимого коллектива так же отражают факторы, характеризующие стиль управления. Они выражаются в его структуре и уровне подготовленности, характере сложившихся в нем взаимоотношений, его традициях и ценностях[4].


Стилем работы определяется не только деятельность руководителя. Стиль управления непосредственно сказывается на всех сторонах деятельности системы и непосредственно на подчиненных.

Таким образом, каждой организации присущи уникальная комбинация индивидов, целей и задач, а каждый управляющий является уникальной личностью, которая обладает рядом способностей. Каждому руководителю присущ определенный стиль управления, который он применяет на практике, но при этом он учитывает множество объективных и субъективных условий и обстоятельств, в зависимости, от которых стиль получает свое конкретное содержание. Стиль представляет собой социальное явление, так как в нем отражены мировоззрение и убеждения руководителя, а так же он во многом определяет результаты деятельности всей системы.

1.2. Классификации стилей руководства, их отличительные особенности

Разными авторами предлагаются свои основания для описания стилей руководства.

Мак-Грегором разработны две модели руководителей — X и Y. В соответствии с первой руководителю присущи черты диктатора, поскольку предполагается, что[5]:

  • людям не нравится работать и они стараются уклониться от своих обязанностей;
  • работников необходимо заставлять трудиться, манипулировать ими, угрожать и наказывать, чтобы добиться выполнения стоящих перед организацией целей;
  • люди хотят быть направляемыми, стремясь к защите и избегая ответственности.

Руководитель, который соответствует модели Y, исходит из прямо противоположных представлений:

  • людям нравится работать, и для многих в труде скрыт источник удовлетворения;
  • большинство работников руководствуются самодисциплиной и не нуждаются в угрозах; они также заинтересованы в достижении общих целей;
  • многие не только избегают ответственности, но, напротив, стремятся к ней;
  • способности к творчеству в решении организационных проблем присущи не только избранным руководителям;
  • поощрение является наилучшим способом для того, чтобы вдохновить людей на выполнение задач, стоящих перед организацией.

Существуют и другие классификации стилей руководства. Наиболее распространенная их них основана на представлениях Курта Левина, согласно которой выделяют автократический (авторитарный), демократический и либеральный стили. Такая классификация различается по степени сосредоточенности у руководителя функций руководства и участии его и руководимого им коллектива в принятии решений.