Файл: Выбор стиля руководства в организации («МБОУ В(С)ОШ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заместитель директора по воспитательной работе организует внеурочную воспитательную работу с детьми, работу органов ученического самоуправления. Контролирует состояние воспитательной работы в школе, отслеживает уровень воспитанности учащихся, работает с детьми, требующими особого педагогического внимания, отвечает за связь с внешкольными учреждениями.

Третий уровень организационной структуры управления – уровень учителей, функциональных служб (по содержанию – это уровень оперативного управления).

Четвертый уровень организационной структуры – уровень учащихся. По содержанию – это уровень оперативного управления, но из-за особой специфичности субъектов, этот уровень скорее можно назвать уровнем соуправления. Иерархические связи по отношению к субъектам четвертого уровня предполагают курирование, помощь, педагогическое руководство как создание условий для превращения ученика в субъект управления.

Таким образом, данная структура управления позволяет школе функционировать в режиме развития, решать вопросы организации жизнедеятельности образовательного учреждения, в том числе кадровый вопрос.

Проведем анализ состояния кадрового потенциала муниципального образовательного учреждения.

За период с 2015 по 2017 гг. среднесписочная численность в образовательном учреждении находилась на уровне с 12 человек в 2015 году и до 9 человек в 2017 г. Большую долю в течение всех трех лет из числа общей численности составляли педагоги, что естественно обусловлено спецификой организации.

Динамика изменения численности персонала по категориям/

Так, в 2017г. среди всего персонала школы работало 10 женщин и всего 2 мужчины, опять же это обусловлено спецификой школы. Доля мужчин в общей численности персонала составляет 20%.

В течение последних трех лет численность персонала в организации сократилась на 4 человека. Данное уменьшение произошло по объективным причинам:

- это и факторы, связанные с оптимизацией образовательного процесса;

- это и изменение штатного расписания;

- это и уход на пенсию по возрасту работников школы.

При этом неизменной осталась численность учебно – вспомогательного персонала, а количество педагогов сократилось на 5%.

Как уже говорилось выше, тенденция снижения специалистов в школе обусловлено оптимизацией образовательного процесса и уходом на пенсию по возрасту, что может отрицательно повлиять на учебно – воспитательный процесс. Так как от наличия специалистов в организации в большей степени зависит осуществление педагогической работы.


Рассмотрим возрастной состав персонала организации.

Таблица 9

Численный состав и возрастная структура

работников школы

Категории персонала

Количество человек за 2015 г.

Доля, %

Количество человек за 2017 г.

Доля, %

моложе 29 лет

3

25

1

11

30-39 лет

1

10

3

33

40-49 лет

4

33

--

--

50-59 года

2

16

4

44

60 лет и старше

2

16

1

11

Всего

12

100

9

100

Из представленной таблицы 9 характеризующей возрастную структуру персонала организации видно, что большую долю занимают работники в возрасте от 50 до 59 (44%). В 2015г. сотрудников данной категории в школе было 2 человека (16%)

Второе место занимают сотрудники от 30 до 39 лет, которых в школе 3 человека - 33%, по результатам 2015 г. их было 1 человек, что составило 10%. Как видно из данных, приведённых в таблице, эта категория работников численно растет вверх.

Третья по объему группа – сотрудники старше 60 лет, в общей численности они составляют 11%. В 2015г. сотрудников данной категории было 2 человека – 16%. Наблюдается уменьшение численности сотрудников данной категории.

Произошло сокращение людей в категориях «моложе 29 лет» - с 3 до 1 человека, и увеличение «30-39 лет» - с 1 до 3.

Сотрудников, принадлежащих к категориям 30-39 лет и моложе 29 лет, по сравнению с остальными категориями меньше всего в организации, им принадлежит по 33% и 11% соответственно (по данным на 2017г.).

Проведем анализ структуры сотрудников школы по образованию (табл. 10, 11). Большинство сотрудников обладают высшим образованием, их доля в общей численности составляет 48 человек - 66% (54 человека – 68% в 2015г.). Из 48 человек, имеющих высшее образование, у 44 человек – высшее педагогическое образование. Среднее профессиональное образование получено у 7 сотрудников, из них среднее профессиональное педагогическое образование получил 1 человек. Начальное профессиональное образование получили 15 человек, что составило21% (в 2015г. – 19%). Доля сотрудников со среднем (полным) образованием составляет 3% (в 2015г. – 4%).

Таблица 10

Численный состав и структура по образованию сотрудников школы

Образование

Количество человек за 2015г.

Доля, %

Количество человек за 2017г.

Доля, %

Высшее

11

90

8

90

Среднее профессиональное

1

10

1

10

Всего

12

100

9

100


Таблица 11.

Структура работников школы по образованию

(по состоянию на 2017г.)

Имеют

высшее образование

в том числе педагогическое

среднее профессиональное

в том числе педагогическое

Начальное профессиональное

Среднее (полное) общее образование

8

8

1

1

5

--

Таким образом, в школе наибольшая часть персонала имеет высшее образование, что позволяет успешно осуществлять образовательный процесс.

Рассмотрим разделение персонала на категории, связанные со стажем работы в учреждении (табл. 12). Наибольшую долю составляют сотрудники, чей стаж работы в школе более 20 лет -67%. Стаж сотрудников от 10 лет до 20 лет наблюдается у 11% , стаж от 5 до 10 лет – 11%., от 2 до 5 лет – 11%.

Таблица 12

Численный состав

и структура персонала по стажу работы

Стаж работы в школе

Количество человек за 2017г.

Доля, %

Менее 2 лет

0

0

От 2 до 5 лет

1

11

От 5 до 10 лет

1

11

От 10 до 20 лет

1

11

Более 20 лет

6

67

Всего

9

100

Для проведения более подробного анализа состояния трудового потенциала необходимо наличие ряда показателей. В таблице 13 приведены основные показатели для анализа состояния трудового потенциала школы.

На основе проведенного анализа можно сделать следующие заключения:

- число поступивших меньше, уволенных сотрудников.

- Коэффициент оборота по выбытию имеет тенденцию к снижению в 2017г.

- Коэффициент оборота по приему вырос на 1 в 2016г.

Таблица 13

Основные показатели движения кадров[11]

Показатели

2015г

2016г.

2017г.

Численность принятых работников

--

1

--

Численность уволенных работников

1

2

--

По собственному желанию

1

2

--

за нарушение трудовой дисциплины

0

0

0

в связи с уходом на пенсию

1

1

--

Смена места жительства

2

--

--

Прочие причины

--

1

--

Списочный состав

12

9

9

Коэффициент оборота по приему

--

1

--

Коэффициент оборота по выбытию

1

1

--

Коэффициент текучести кадров

0

1

2

Коэффициент замещения

-5

-3

-4

Индекс стабильности кадров

100

200

100


Из таблицы видно, что коэффициент замещения дает отрицательное значение, которое возникает в случаях, когда число уволенных превышает число вновь принятых. Это вызвано изменением штатного расписания, учебного плана, сокращением рабочих мест учреждения.

В школе низкий коэффициент текучести, что указывает на стабильность коллектива, которая ведет за собой повышение производительности труда, улучшение морально-психологического климата в коллективе, способствует лучшей адаптации новых работников.

Всеми вопросами по управлению персоналом в организации занимается администрация школы, которая обеспечивает выполнение функций по организации работы персонала.

2.2 Анализ существующего стиля управления в школе

Высшим органом самоуправления является конференция, которая проводится один раз в год, в сентябре месяце каждого учебного года. В период между конференциями в роли высшего органа самоуправления выступает Совет школы, который избирается конференцией. Деятельностью Совета руководит председатель. При Совете «МБОУ В(С)ОШ» работают комиссии: конфликтная; финансовая; по организации культурно - массовых мероприятий; по работе с трудными детьми.

В школе, как уже отмечалось выше, функционируют попечительский совет и классные родительские комитеты. В управление школой включены органы ученического самоуправления: школьный парламент, школьный пресс - центр.

Непосредственное руководство школой осуществляет директор школы, назначенный учредителем. В школе действует педагогический - коллективный орган педагогических работников и научно-методический совет - коллективный общественно-профессиональный орган, объединяющий на добровольной основе педагогов, стремящихся осуществлять преобразования в школе на научной основе, руководствуясь определенными концептуальными положениями, приказами, идеями.

Что качается полномочий административного совета школы, то компетенция административного совета и порядок деятельности описываются в уставе. Например, в разделе «Управление школой» может быть такой пункт: «Директор школы, его заместители и руководители структурных подразделений образуют административный совет, деятельность которого регламентируется Положением об административном совете. Административный совет собирается на свои заседания не реже одного раза в неделю.


Административный совет (согласно Положению об административном совете школы):

планирует работу общеобразовательного учреждения на учебный год с последующим утверждением основных положений плана педагогическим советом общеобразовательного учреждения;

планирует работу общеобразовательного учреждения на каждый месяц учебного года;

осуществляет контроль за образовательным процессом и текущей деятельностью ОУ;

заслушивает отчеты и информацию работников общеобразовательного учреждения по различным аспектам их деятельности;

заслушивает отчеты и информацию представителей органов детского ученического самоуправления по вопросам успеваемости и поведения;

анализирует работу общеобразовательного учреждения как ежемесячно, так и ежегодно;

вносит на рассмотрение совета общеобразовательного учреждения вопросы, касающиеся образовательного процесса, управленческой деятельности, педагогических кадров, совершенствования учебно-материальной базы.

Для того, чтобы определить существующий стиль управления «МБОУ В(С)ОШ», мы предложили персоналу школы самостоятельно ответить на несколько вопросов анкеты.

Таким образом, на основании проведенных опросов интервью персонала, можно сказать, что руководитель «МБОУ В(С)ОШ» в большей степени склонен к авторитарному (директивному) стилю управления. Директор школы стремится к единовластию (авторитарности), единоличному решению вопросов. Он предпочитает сам решать любые вопросы в сфере производства, в области поощрения и наказания своих подчиненных. Подбирает своих заместителей не столько по деловым соображениям, сколько из желания иметь верных и безотказных исполнителей. Но, даже имея таких заместителей, он не стремится передавать им хотя бы часть своей власти.

При постоянном использовании директивного руководства у подчиненных вырабатывается стереотип ожидания «указаний сверху», снижается уровень их инициативности. Достоинства этого стиля - возможность достижения полной и быстрой централизации управленческих действий. Власть, сосредоточенная в руках одного лица, позволяет ему оперативно вмешиваться в деятельность исполнителей любого уровня и «наводить необходимый порядок».

Авторитарный руководитель способен добиваться выполнения своих решений даже вопреки здравому смыслу, но не может заставить подчиненных думать о нем так, как он того хочет. Он не может создать в коллективе устойчивую атмосферу сотрудничества и взаимодоверия.