Файл: Налог на добавленную стоимость.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Налоги есть неотъемлемая атрибутивная характеристика государства. О степени развитости налоговых систем, как одной из форм перераспределения дохода в обществе в пользу целого, то есть государства, отдельных социальных групп, следует судить и о степени цивилизованности самого государства, уровня развития его производительных сил и степени зрелости производственных отношений.

Налог на добавленную стоимость является косвенным федеральным налогом, представляет собой форму изъятия в государственный бюджет части стоимости товара, работы или услуги, которая создается на всех стадиях производства оной и вносится в бюджет по мере реализации.

В настоящее время налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из важнейших федеральных косвенных налогов. В структуре доходов консолидированного бюджета РФ по состоянию на 1 марта 2015 г. поступления от НДС составляют около 18%, а в федеральном бюджете РФ – 26%[1]. НДС, кроме своего фискального значения, выражающегося в формировании бюджета РФ, оказывает огромное регулирующее влияние на экономику страны: он влияет на ценообразование и инфляцию.

Целью написания данной работы является изучение налога на добавленную стоимость.

На основании поставленной цели в работе будут рассмотрены следующие вопросы:

  • изучен НДС как ключевой налог в РФ;
  • рассмотрен налогвоый контроль по налогу на добавленную стоимость.

Для написания курсового проекта будет использована как отечественная, так и зарубежная литература, которая посвящена рассмотрению данной проблеме, а также периодические издания и нормативно – правовые акты.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.

ГЛАВА 1. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ КАК КЛЮЧЕВОЙ НАЛОГ В РФ

1.1 Роль и значение НДС в экономике

Каждый человек, проживающий на территории Российской Федерации, сталкивается с уплатой различных налогов. Значительная часть населения не понимает предназначения и роли налогов в экономической жизни страны, уклоняясь от их уплаты. Но именно налоговые поступления способствуют сохранению налоговой безопасности, являющейся одной из главных составляющих экономической безопасности государства, так как они представляют собой основную часть доходов при формировании бюджетов. Одним из самых важных и значимых налогов в России является налог на добавленную стоимость, составляющий четверть всех доходов государства, и уступающий в своем объеме только лишь налогу на добычу полезных ископаемых.


Налог на добавленную стоимость регулируется 21 главой Налогового Кодекса Российской Федерации. Он трактуется, как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Согласна ст. 143 НК РФ выделяют три группы плательщиков данного налога (рисунок 1).

Плательщики налога на добавленную стоимость

Лица, признаваемые
налогоплательщиками

НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с
Таможенным кодексом РФ

Индивидуальные предприниматели

Организации

Рисунок 1 - Категории плательщиков НДС в России

Данный налог осуществляет три основные функции:

  • фискальная – в связи с простотой взимания и устойчивостью базы обложения в бюджет государства направляются значительные отчисления;
  • экономическая – с помощью НДС возможно перераспределение внутреннего валового продукта;
  • стимулирующая – налог стимулирует необлагаемые виды деятельности, и не стимулирует облагаемые[2].

В Российской Федерации применяется несколько видов ставок (рисунок 2).

Рисунок 2 – Виды ставок НДС в России

Базовой ставкой до 2019 года являлась ставка в 18%. С 1 января 2019 года ставка НДС выросла с 18% до 20%. Ставка в 0% применяется по отношению к экспортируемым за границу РФ товарам. Налогом не облагается:

  • хранение готовящейся к экспорту продукции;
  • жизненно необходимые лекарства;
  • оказание услуг иностранным организациям;
  • поставка за границу электроэнергии, газа, нефти и других ресурсов;
  • сбыт продукции космического назначения;
  • продажа золота и драгоценных металлов;
  • перевозка багажа и пассажиров за границу России[3].

Ставка в 10% применяется к определенным группам товаров. К ним относятся:

  • продовольственные товары (детское питание, молочная продукция, яйца, рыба и морепродукты, соль и сахар, птица и мясо, хлеб, маргарин и масло);
  • детские товары (коляски, школьные принадлежности, кроватки, одежда и обувь, подгузники);
  • лекарственные средства;
  • печатная продукция (книги, журналы, газеты, научная литература – при определенных условиях).

С 1 января 2019 года ставка НДС 20% применяется к товарам (работам, услугам), имущественным правам, отгруженным (выполненным, оказанным), переданным (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (Закон № 303-ФЗ). Операции, облагаемые НДС по ставке 18%, с указанной даты облагаются НДС по ставке 20%.

Минфин России выпустил ряд писем с разъяснениями о том, что для исчисления НДС по ставке 20% дата заключения договоров не имеет значения (Письма Минфина России от 06.08.2018 № 03-07-05/55290, от 07.09.2018 № 03-07-11/64045, от 01.08.2018 № 03-07-11/53970, от 07.09.2018 № 03‑07‑11/64049).

Налог на добавленную стоимость является одним из важнейших источником для формирования бюджета государства. Важно понимать, что несвоевременная уплата или уклонение от уплаты НДС влечет за собой замедление развития государства и недофинансирование определенных сфер жизни. Так в Курганской области в среднем за последние 6 лет доля НДС в общей сумме налоговых поступлений составила более 26%[4].

Т.Н. Медведевой на основе корреляционно-регрессионного анализа определила наиболее значимые факторы влияния на объемы поступлений НДС. В основе выбора положена теснота связи между уровнем поступлений и переменной. В результате, было выявлено, что наиболее значимым фактором является величина дебиторского долга. Поэтому, несмотря на то, что налоговым кодексом оговорен порядок исчисления и уплаты налога, тем не менее, задолженность по НДС имеется. Поэтому, необходимо строго соблюдать платежную дисциплину контрагентам[5].

В настоящее время существует проблемы у сельскохозяйственных товаропроизводителей, находящихся на едином сельскохозяйственном налоге. Они не являются плательщиками НДС, но по собственному решению, могут быть таковыми. Но эта ситуация не так проста, как кажется, так как, принимая на себя обязанность плательщика этого налога, они фактически не могут пользоваться вычетами. Поэтому, Правительством осуществляются определенные действия по ее разрешению. В этом случае, доля поступлений в бюджет от НДС еще более увеличится.

Таким образом, налоговое администрирование, целью которого является успешное применение различных приемов и методов, обеспечивающих наиболее эффективную организацию налогового механизма для пополнения средств бюджета, возможности ускоренного развития экономики и, как следствие, повышение экономической безопасности государств в современных условиях, касается напрямую и налога на добавленную стоимость[6].


1.2 Современное состояние налога на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость выступает одним из ключевых и одновременно наиболее сложных для исчисления и контроля среди остальных видов. Несмотря на усложненность он успешно используется в большом количестве стран с рыночной экономикой. НДС выступает относительно новым налогом. Он начал использоваться только лишь в 20 веке. Первоначально в Германии экономист Вернер фон Сименс предложил внедрить «облагороженный налог с оборота», однако в то время его намерение не было воспринято всерьез. В 1954 году французским экономистом Морисом Лоре была разработана конкретная схема обложения, после чего данный налог был введен во Франции в 1958 году.

В российской налоговой системе основную роль играют косвенные налоги, к которым относится НДС. Налог на добавленную стоимость – косвенный налог и как любой косвенный налог представляет собой надбавку к цене товара (работы или услуги), которая оплачивается конечным потребителем.

НДС является федеральным налогом, только за 2016 год за счет него формируется 36,1 % всех доходов федерального бюджета. Выполняя свою основную функцию – фискальную, НДС влияет на процессы ценообразования, структуру потребления и др. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемый на всех стадиях производства и обращения. Добавленная стоимость создается живым трудом, поэтому НДС возникает там, где есть живой труд, в результате которого создается новая стоимость.

Налоговая база по НДС определяется в соответствии со ст. 153 НК РФ и имеет многочисленные особенности в зависимости от вида облагаемой операции.

Главная роль налогов в создании финансовых средств государства безусловно остается ключевой и на сегодняшний день. К приоритетным налоговым доходам бюджета России относятся: НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, имущественные налоги. Исполнение консолидированного бюджета Российской Федерации в 2017 году составило 17343,4 млрд. руб., что на 2860,5 млрд. руб. больше показателя 2016 года, или 19,8%.

Таблица 1

Поступления по видам налогов в консолидированный
бюджет РФ
[7]


Виды налогов

млрд. руб.

2015

2016

2017

темп

2015/2017,

%

темп

2016/2017,

%

НДПИ

3 226,8

2 929,4

4 130,4

128,0

141,0

Налог на
прибыль

2 598,8

2 770,2

3 290,0

126,6

118,8

НДФЛ

2 806,5

3 017,3

3 251,1

115,8

107,7

НДС

2 448,3

2 657,4

3 069,9

125,4

115,5

Акцизы

1 014,4

1 293,9

1 521,3

150,0

117,6

Имущественные

налоги

1 068,4

1 116,9

1 250,3

117,0

111,9

Прочие налоги

625,1

697,8

830,3

132,3

119,0

Итого

13788,3

14 482,9

17 343,4

125,8

119,8

Следует отметить, что за анализируемый период основными источниками пополнения доходной части бюджета России выступают такие налоги, как НДС, налог на прибыль и НДФЛ, НДПИ.

НДС занимает четвертое место среди всех налоговых поступлений, в 2017 году на долю НДС приходится 17%, что примерно одинаково по своим объемам с НДФЛ и налогом на прибыль. Увеличение собираемости НДС в 2017 году (на 412,5 млрд. руб. или 15,5%) связано с введением так называемой автоматизированной системы контроля (АСК).

Альфред Маршалл писал, что «налоги – это регулятор экономических процессов государства». Похожей теории придерживался и Дж. Кейнс. Он считал, что налоги – это «встроенные стабилизаторы экономики».

Возникновение бюджета, прежде всего, связано с зарождением и формированием государства, которое использует бюджет в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и проведения социально-экономической политики.

Социально-экономические изменения – это процессы в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности. Это социально значимые изменения в обществе, вызванные стремлением различных групп влиять на сложившиеся в социуме условия с целью удовлетворения определенного интереса.