Файл: Построение организационных структур (История развития видов организационных структур ).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы особенностей организационных структур
1.1 Понятие и сущность организационных структур
1.2 История развития видов организационных структур
1.3 Виды организационных структур и их особенности
Глава 2. Анализ организационной структуры МУП «Городская управляющая компания в ЖКХ г. Красноярск»
2.1 Общая характеристика МУП «Городская управляющая компания в ЖКХ г. Красноярск»
2.2 Особенности организационной структуры
2.3 Недостатка в организационной структуре
3.1 Предложения по совершенствованию структуры управления
3.2 Экономическая эффективность предложений совершенствования организационной структуры
Рисунок 2.1 – Возрастная характеристика персонала
Предприятие оснащено высококвалифицированными и грамотными руководителями, специалистами и служащими с высшим техническим и экономическим образованием, а в свою очередь со среднеспециальным образованием. В среднем за год повышают свою квалификацию на курсах повышения квалификации и семинарах 3-4 человека. Образовательное свойство персонала представлена в таблице 2.2:
Таблица 2.2 – Образовательная характеристика персонала
Образование |
Мужчины |
Женщины |
Всего |
|||
Колич. |
Уд. вес (%) |
Колич. |
Уд. вес (%) |
Колич. |
Уд. вес (%) |
|
Н/среднее |
9 |
6 |
12 |
7 |
17 |
6 |
Среднее |
41 |
30 |
51 |
32 |
124 |
41 |
Н/высшее |
18 |
13 |
16 |
10 |
28 |
9 |
Высшее |
71 |
51 |
82 |
51 |
131 |
44 |
Итого |
139 |
100 |
161 |
100 |
300 |
100 |
Из таблицы 2.2 видно, что высшее образование имеют 44% сотрудников, незаконченное высшее у 9% что, в свою очередь, положительно сказывается на результатах деятельности МУП «ГОРОДСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ В ЖКХ Г. КРАСНОЯРСК»; среднее образование имеет 41%, что также является положительным фактором внутренней среды предприятия. Незаконченное среднее у 6% сотрудников, это, в основном обслуживающий персонал.
Рисунок 2.2 – Образовательная характеристика персонала
Таблица 2.3 – Характеристика персонала по категориям
№ п/п |
Наименование |
Колич. |
Уд. вес (%) |
1. |
Среднесписочная численность, чел., в том числе: |
300 |
100 |
1.1. |
Основные рабочие |
119 |
40 |
1.2. |
Вспомогательные рабочие |
47 |
16 |
1.3. |
Служащие и специалисты в т.ч. |
100 |
33 |
1.3.1 |
АУП |
34 |
11 |
Данные таблицы 2.3 показывают, что коллектив предприятия состоит из 300 человек: 40% из которых приходится на основных рабочих, так же значительную часть – 33% занимают служащие и специалисты. Удельный вес сотрудников при аппарате управления составляет 11%.
Рисунок 2.3 – Характеристика персонала по категориям
Организационная структура управления предприятием представляет собой совокупность производственных цехов и подразделений, функциональных и производственных отделов и служб с упорядоченной системой взаимосвязи и взаимозависимости.
2.2 Особенности организационной структуры
Организационная структура управления предприятием отражает состав и подчиненность линейных и функциональных звеньев управления, в МУП «Городская управляющая компания в ЖКХ г. Красноярск» структура управления имеет линейно-функциональный вид (рис.2.4):
Рисунок 2.4 – Организационная структура Муниципального унитарного предприятия «Городская управляющая компания в ЖКХ г. Красноярск»
При данном типе организационной структуры предприятия линейному руководителю, который подчиняется непосредственно директору, в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ и планов помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений (отделов, групп). Такие подразделения проводят свои решения либо через высшего руководителя, либо прямо доводят их до специализированных служб или отдельных исполнителей на нижестоящем уровне. Функциональные подразделения не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения производственным подразделениям.
Управление предприятием осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом и осуществляется директором на основе единоначалия. Руководитель охватывает все стороны деятельности предприятия.
Разработкой и решением вопросов функционального характера в соответствии с задачами и своими должностными обязанностями занимаются функциональные службы, отделы и другие подразделения совместно с производственными подразделениями.
Производственные подразделения МУП «Городская управляющая компания в ЖКХ г. Красноярск» – цехи, участки, и службы, прямо или косвенно участвующие в производственном процессе, связи между ними составляют организационную структуру, которая предопределяет уровень производительности труда, эффективность эксплуатации технологического оборудования.
Каждый отдел предприятия имеет положение об отделе, в котором определены обязанности, права и ответственность каждого работника, связи отдела с другими службами предприятия, сроки выполнения различных видов работ и документов.
Все подразделения предприятия действуют в процессе производства взаимосвязано. Для их согласованной деятельности четко определены регламент работы каждого звена, методы и формы их взаимосвязи. С этой целью определены права, обязанности и ответственность каждого работника. При этом достигается рационализация процессов управления с применением технических средств и вычислительной техники.
По сути, орг.структура МУП «Городская управляющая компания в ЖКХ г. Красноярск» это – конвейер, и каждое подразделение здесь четко знает свою роль в функционировании этого конвейера: конструкторы разрабатывают, технологи внедряют и т.д., каждое подразделение выполняет четко определенные функции в общей цепочке производственного процесса.
Характеристика основных функциональных направлений деятельности аппарата управления МУП «Городская управляющая компания в ЖКХ г. Красноярск» представлены в таблице 2.4:
Таблица 2.4 – Основные функциональные направления деятельности аппарата управления МУП «Городская управляющая компания в ЖКХ г. Красноярск»
Должность |
Функции и обязанности |
Директор |
Управление предприятием, контроль за деятельностью и взаимодействием структурных подразделений, ведение переговоров с крупными поставщиками и клиентами. (Без доверенности действует от имени предприятия, представляет его во всех учреждениях, распоряжается в соответствии с законом имуществом и средствами МУП «ГОРОДСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ В ЖКХ Г. КРАСНОЯРСК», заключает договора, выдает доверенности, открывает в банке счета МУП «ГОРОДСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ В ЖКХ Г. КРАСНОЯРСК». В пределах своей компетенции издает приказы по предприятию). |
Заместитель директора по общим вопросам |
Ведение переговоров, сбыт продукции, контроль и анализ финансового состояния фирмы |
Заместитель директора по социальным вопросам |
Определение потребности в материальных ресурсах. Определение источников покрытия потребности в материальных ресурсах. Составление балансов материально-технического обеспечения, сводных таблиц по видам сырья, материалов. Руководство ЖЭЦ и АХО. |
Секретарь |
Работа с документами, обеспечение и обслуживание работы руководителя: выполнение технических функций по обеспечению и обслуживанию работы руководителя предприятия или его подразделений. Организация телефонных переговоров руководителя, ведение делопроизводства, выполнение отдельных служебных поручений руководства. |
Юрискон-сульт |
Юридическое сопровождение деятельности предприятия |
Главный инженер |
Руководство техническими службами, координация подразделений по разработке технического развития предприятия, обеспечение систематического повышения эффективности производства, производительности труда, обеспечение производства конкурентоспособной продукции |
Бухгалтерия |
Формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Выполнение финансовых операций. |
Отдел кадров |
Обеспечение подбора, расстановки, изучения и использования рабочих кадров и специалистов. Организация системы учета кадров, анализ текучести кадров; разработка политики по сохранению кадрового потенциала, эффективных механизмов мотивации работников. |
Служба охраны |
Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Контроль за соблюдением дисциплины на территории предприятия. |
2.3 Недостатка в организационной структуре
Сопоставление организационной МУП «ГОРОДСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ В ЖКХ Г. КРАСНОЯРСК», представленной на рисунке 2.4, и данных таблицы 2.4 позволяет сделать следующие выводы:
- использование данной структуры управления приводит к тому, что конечный результат отходит на второстепенный план, в силу того, что каждая служба работает не на его получение, а на исполнение своих «механических» обязанностей;
– разобщенность подразделений, преобладание оперативных проблем («текучки») в работе руководителей практически всех подразделений, отсутствие единого «генерального плана действий» в целом приводит к малой гибкости и невозможности своевременного и адекватного реагирования на изменения рыночной среды;
– существующая система распределения полномочий направлена в основном на оперативную работу и не позволяет перейти к стратегическому управлению;
– каждое подразделение планирует свою деятельность исходя из собственных предположений, ориентируясь на прошлый опыт. Отсюда, слабая достоверность и роль информационного обеспечения, которое является необходимым условием функционирования любого эффективно работающего предприятия. Таким образом, рассмотренное выше позволяет утверждать, что для поиска новых возможностей в конкурентной борьбе и обеспечения на этой основе перспективной выживаемости, руководству МУП «Городская управляющая компания в ЖКХ г. Красноярск» необходимо пересмотреть управление предприятием, выдвигая на первый план проблему обеспеченности структуры управления оперативным движением информации, эффективности принятия и реализации управленческих решений. Это, в свою очередь, требует изменения (совершенствования) организационной структуры предприятия.
Глава 3. Пути совершенствования организационной структуры МУП «Городская управляющая компания в ЖКХ г. Красноярск»
3.1 Предложения по совершенствованию структуры управления
Серьезным препятствием для эффективной деятельности Муниципального унитарного предприятия «Городская управляющая компания в ЖКХ г. Красноярск» является дублирование функций и неравномерная нагрузка по исполнению управленческих и организационных обязанностей и ответственности ведущими специалистами, – каждое подразделение планирует свою деятельность исходя из собственных предположений, ориентируясь на прошлый опыт. Отсюда, слабая достоверность и роль информационного обеспечения, которое является необходимым условием функционирования любого эффективно работающего предприятия.
Для устранения данных недостатков в структуре управления МУП «Городская управляющая компания в ЖКХ г. Красноярск» необходимо провести ряд мероприятий по ее совершенствованию, соблюдая следующие принципы:
– принцип распространенности контроля. Следует правильно определить количество подчиненных, которыми может эффективно руководить один человек, т.е. норму управляемости;
– принцип соответствия прав, обязанностей и ответственности каждого звена управления и должностного лица. Такое соответствие создает реальные условия для принятия и реализации оптимальных решений.
При анализе работы различных служб и отделов структуры управления МУП «Городская управляющая компания в ЖКХ г. Красноярск» было установлено, что такое функциональное звено, как диспетчерская служба не выполняют в должной мере обязанности, возложенные на него. Часто по вине данной службы предприятие имеет некоторые трудности с реализацией продукции, а иногда простои оборудования из-за нескоординированных действий сотрудников этой службы.
Руководителем диспетчерской службы является человек, имеющий должную квалификацию и опыт работы, но, исследуя деятельность данной службы предприятия, выявлен ряд существенных недостатков:
– отсутствует хранение информации;
– анализ информации производится вручную, что замедляет скорость и точность ее обработки;
– информация, выдаваемая службой, часто бывает уже устаревшей;
– нет взаимодействия с различными отделами, службами и производственными подразделениями предприятия.
Для устранения данных недостатков предлагается вместо диспетчерской службы создать информационно-аналитический отдел. Информационно-аналитический отдел будет являться самостоятельным структурным подразделением, и находиться в подчинении у директора предприятия.