Файл: Построение организационных структур (История развития видов организационных структур ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Каждая организация представляет собой достаточно сложную техническую, экономическую и социальную систему, отражающую ее особенность и специфику. Особенности отражают особенности организационной структуры предприятия. Это упорядоченный набор элементов управления, которые находятся в определенной взаимосвязи.

Под влиянием изменений внешней среды непрерывно развивается организация, в процессе которой умирают прежние элементы и связи и формируются новые, более соответствующие новым условиям; восстанавливается нарушенное внутреннее и внешнее равновесие, обеспечивается его трансформация в новое качественное положение.

Выбор наилучшей организационной структуры предприятия является одним из важнейших вопросов эффективности своей деятельности.

Объект исследования работы – МУП «Городская управляющая компания в ЖКХ г. Красноярск», предмет исследования – организационная структура предприятия.

Цель работы – предложение рекомендаций по совершенствованию организационной структуры предприятия.

Задачи работы:

  • исследование теории понятия и сущности организационной структуры предприятия;
  • исследование типов организационных структур предприятия и их особенностей;
  • исследование общей характеристики предприятия и его организационной структуры;
  • предложение рекомендаций по совершенствованию организационной структуры предприятия.

Теоретическую и методическую базу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента.

Методы исследования опираются на методику анализа и синтеза информации, обобщение данных и системный подход.

Работа состоит из данного введения, 3-х е глав, включающих 8 параграфов, заключения х и библиографии.

Глава 1. Теоретические основы особенностей организационных структур

1.1 Понятие и сущность организационных структур

Организация управленческого учета является создание условий для эффективного управления организацией и является ее внутренним делом. Как нет двух одинаковых людей, так нет и двух одинаковых хозяйствующих субъектов, их различия определяются различиями в собственности, масштабах деятельности, различных сочетаниях факторов внешней и внутренней среды – все это определяет существенность внедрения определенных форм бухгалтерского (как финансового, так и управленческого) учета.[1]


Для того чтобы система управленческого учета считалась эффективной, необходимо, чтобы она позволяла облегчить достижение целей хозяйствующего субъекта с наименьшими затратами на организацию и функционирование самой системы.

Организационная структура системы управленческого учета строится с учетом:

1) структуры самого хозяйствующего субъекта;

2) информационных потребностей руководства;

3) технических возможностей и особенностей компьютерной информационной системы, используемой в хозяйствующем субъекте;

4) квалификации и личных качеств менеджеров и бухгалтеров-аналитиков.

В связи с этим можно утверждать, что развитие системы управленческого учета напрямую связано с организационной структурой хозяйствующего субъекта.

Организационная структура-это фрагментация хозяйствующего субъекта на структурные подразделения (центры ответственности) и их ранжирование. От построения организационной структуры зависит система управленческого учета предприятия. Руководство само решает, какой сегмент наделить определенными компетенциями, как распределить ответственность между исполнителями, как должна выглядеть иерархическая структура управления организации, другими словами, определяет организационную структуру.

Организационная структура хозяйствующего субъекта может быть определена как разделение организации на отдельные структурные подразделения и службы (центры ответственности), предполагающее разделение функций между ними по решению проблем, возникающих в ходе производственной деятельности, с тем, чтобы обеспечить эффективное достижение целей, стоящих перед организацией в целом.

В экономической литературе есть и другая интерпретация организационной структуры. В частности, она определяется как совокупность линий ответственности в недрах организации, каждая из которых показывает направление движения информации (в частности, отчетность).[2]

1.2 История развития видов организационных структур

Из века в век организация организаций становилась, однако, все более сложной и сложной, число стоящих перед ними задач росло, но благодаря быстрому развитию капиталистических отношений в XIX веке родились совершенно новые организации, такие как промышленные, финансовые, промышленные и финансовые. Характер и структура управления этими организациями отличались от предыдущих. Уменьшилось количество менеджеров среднего звена, снизилась степень централизации управления. Главной целью таких организаций является получение устойчивой прибыли.


Таким образом, в эпоху капиталистических отношений формируются новые организации, которые по существу представляют собой основу общественной жизни государства, источник его благ и богатства. Изменение условий общественных отношений повлекло за собой кардинальные изменения в характере и принципах управления организациями.

Изучение происхождения и развития управленческих структур помогает выявить отличительные особенности управления на различных этапах капиталистических отношений, установить аспекты, которые способствовали «выживаемости» этих организаций и привели их к нынешней организационной форме, а также установить тенденцию развития будущих организационных структур управления.

Вторая половина XIX века – начало XX века – это период становления первых современных структур управления. Промышленная революция, которая началась в Европе и подстегнула процессы, приведшие к формированию первых управленческих структур. В то же время концепция построения эффективных организационных структур, управляемых менеджерами различного уровня, впервые родилась в Америке, что открыло большие перспективы для людей, умеющих рационально использовать свои интеллектуальные способности.

Примерно до середины XIX века не было необходимости в формировании каких-либо крупных хозяйствующих субъектов. Торговая деятельность была очень проста и сводилась к системе простых расчетов. Появление крупных организационных образований в бизнесе было обусловлено, прежде всего, новыми техническими открытиями. Однако важнейшим событием середины XIX века, определившим судьбу управленческих иерархий в бизнесе, стало строительство трансконтинентальных железных дорог на территории США.[3]

Со временем новая структура постепенно трансформировалась в децентрализованную модель организации, основанную на штатном расписании. Основные особенности этой структуры:

а) появление линейных менеджеров. Они осуществляли контроль за деятельностью работников, которые выполняли базовые операции;

б) функциональные менеджеры работали в центральном офисе компании и занимались установлением производственных стандартов;

в) сформировались отделения фирмы, построенные по географическому принципу. Руководители подразделений подчинялись непосредственно президенту компании, а также делегировали часть своих административных полномочий нижестоящим подчиненным;

г) функциональные менеджеры территориальных отделений подчинялись напрямую руководителям производственных отделений и были ответственны, прежде всего, за техническое состояние паровозов, железнодорожных путей, а также за уровень обслуживания пассажиров.


Функциональная организация показала свою продуктивность, особенно там, где предприятие является единым продуктом. С ростом размеров компании, количества обслуживаемых сегментов рынка, организация продаж и управление производством различной продукции требует разработки дополнительных стратегий и программ. Функциональная специализация в данном случае приводит к значительному росту функциональных подразделений и секторов, увеличению нагрузки на Центральное управление компании, появлению дополнительных задач, с которыми ранее сталкивались менеджеры среднего звена. Функциональное управление в этом случае становится неэффективным и приводит к ухудшению финансового состояния предприятия. Фактически, из-за растущей нестабильности внешней среды, сложности управления в рамках функциональной специализации, многие компании к 20-м годам XX века начали переходить на принципиально новую организационную структуру.

Основной концепцией нового менеджмента было разделение компании не по функциональному, а по продуктовому принципу или, другими словами, по дивизиональному. Дивизионная конструкция управления заключалась в создании полуавтономных производственных единиц – «центров прибыли», которые функционировали по принципу самодостаточности и отвечали за получение прибыли. Для наиболее эффективного управления Слоан создал Генеральную дирекцию, которая занималась анализом экономических результатов отделений, распределением ресурсов между подразделениями и стратегическим планированием.

Несмотря на то, что структура управления отделами была разработана уже в 20-х годах, ее основные достижения были оценены в начале 50-х годов в рамках конгломерата и, немного позже, транснациональных корпораций.

Таким образом, вторая половина XIX века-начало XX века – это эпоха становления первых современных экономических структур управления и развития корпоративных структур.

Вторым крупным этапом развития капиталистических отношений можно считать эпоху, которая характеризует 50-70 годы XX века, то есть в период после Второй мировой войны. Произошли изменения в организационной структуре, формах и методах управления во многих крупных компаниях мира. Эти изменения обусловлены конкретными причинами:

а) развитие научно-технического прогресса;

б) значительный рост размеров компании и в связи с этим рост стоящих перед управляющими задач.

В этот период стремительно развивается наука управления, которая смещает свое внимание на теоретическое развитие системы управления крупнейших компаний, характеризующейся широким ассортиментом продукции.


Первые административные структуры управления в американском бизнесе сформировались в XIX-XX веках на основе высокой концентрации производства и капитала. К середине XX века крупные промышленные объединения претерпели значительные количественные и качественные изменения. Бывшие компании, имевшие небольшие размеры, превратились в мощные диверсифицированные компании, получившие название конгломерата, а затем транснациональных корпораций. Возникновение таких структур было обусловлено изменившимися условиями, быстрым развитием научно-технического прогресса и развитием капиталистического рынка.

Матричный дизайн – организационная схема, в которой менеджеры по продукту и функциональные менеджеры наделены практически одинаковыми полномочиями по отношению к департаментам и подразделениям.[4]

Бурная деятельность матричного менеджмента в 70-е годы систематически приводила к такому же стремительному распаду в начале 80-х годов разнообразия генерируемых матричных структур (большая путаница, подорванный принцип динолита, соперничество за влияние, чрезмерные накладные расходы, слабая реакция на изменения), заставляла большинство компаний возвращаться к постоянной форме – специализации отраслей в продуктовом или сегментарном принципах.

Новые обстоятельства нарушают привычную логику корпоративных действий, радикально меняя ориентиры, которым компания должна следовать в своей деятельности. Способность использовать информацию, генерировать ее и гарантировать ее коммерческое распространение становится главным ориентиром в мире современного бизнеса. Косвенным свидетельством этого является беспрецедентный бум корпораций в области производства информации и обработки данных.

Таким образом, ведущей темой конца XX и начала XXI века является переход к сетевым организационным структурам.

1.3 Виды организационных структур и их особенности

Существующая организационная структура хозяйствующего субъекта должна регулярно анализироваться и пересматриваться с учетом изменений в хозяйственной деятельности предприятия (развитие производства новой продукции, изменения технологии, смена руководителей и др.) и достижения научно-технического прогресса.

Совершенствование организационной структуры хозяйствующего субъекта, необходимо менять подходы к составлению внутренней отчетности и оценке деятельности подразделений.