Файл: Адаптация ребенка к школе (Адаптация детей, поступающих в первый класс).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие, структура и уровни адаптации первоклассников к школе
1.2. Адаптация детей, поступающих в первый класс
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
2.1 База и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3. Система занятий направленная на повышение уровня адаптации первоклассников к школьному обучению
Время проведения: 10-15 мин.
Дети двигаются свободно в группе (можно под музыку). Когда ведущий хлопнет в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу на 10-20 сек.
- Поза «аиста» - ребенок стоит на одной ноге. Поджав другую.
- Поза «лягушки» - присесть, пятки вместе, носки и колени в сторону, руки между ногами на полу.
- Дети возобновляют ходьбу.
Рекомендации: Проигрывание игры не более 4-х раз с добавлением ещё 2-х поз (зайчики, лошадки и т.д.)
Рефлексия.
Упражнение 5 «Найди свою половинку».
Цель: создание условий для расширения знаний друг о друге, формирование позитивного отношения друг к другу.
Оборудования и материалы: помещение, стулья, открытки разрезанные пополам, цветные карандаши, фломастеры.
Время проведения: 3-5 мин.
В центре круга разложены открытки, разрезанные пополам. Задание: по команде педагога дети должны встать взять половинку открытки и найти того, у кого вторая половинка открытки. После этого со своим партнером взять один стул, поставить его в общий круг, затем один из партнеров садится на стул, а другой встает у него за спиной.
Рефлексия.
Цель: создание условий для получения обратной связи.
Оборудования и материалы: помещение, стулья.
Время проведения: 5 - 7 мин.
Каждый участник высказывает свое мнение о прошедшем занятии, высказывает пожелания и рекомендации.
Занятие № 3 «Школьные правила»
Цель занятия: создание условий для содействия осознанию позиции школьника, знакомство детей с правилами поведения на уроке и перемене, создание условий для формирования познавательных и личностных УУД.
Задачи занятия:
- Ознакомить детей с правилами поведения в школе;
- Развивать умения адекватно выражать свои мысли.
- Оборудование и материалы: помещение, стулья, набор «Школьные знаки», комплекты геометрических фигур, текст сказки «Школьные правила».
Время проведения: 55 мин. - 1 час.
Упражнение 1 «Нетрадиционное приветствие».
Цель: создание условий для положительной рабочей атмосферы.
Оборудование и материалы: набор «Школьные знаки», комплекты
геометрических фигур, текст сказки «Школьные правила».
Время проведения: 2-3 мин.
Участникам предлагается по кругу поздороваться друг с другом любым нетрадиционным способом приветствия (похлопать по плечу, похлопать в ладони и т.д.) при этом называть по имени участника сидящего рядом справа.
Упражнение 2 «Урок или перемена».
Цель: создание условий для знакомства детей с правилами поведения на уроке и перемене.
Оборудование и материалы: помещение, стулья, мяч.
Время проведения: 5 - 8 мин.
Вы уже знаете, что в школе бывают уроки и перемены.
На уроках и переменах школьники ведут себя как? (по-разному)
Сейчас я буду кидать мяч одному из вас и называть разные действия, а вы отвечайте, когда это делают школьники - на уроке или на перемене:
- Читать;
- Играть;
- Разговаривать с друзьями;
- Просить у друга ластик;
- Писать в тетради;
- Отвечать на вопросы учителя;
- Решать задачки;
- Г отовиться к уроку;
- Есть яблоко.
Рефлексия.
Упражнение 3 «Составь фигуру».
Цель: создание условий для развития познавательных психических процессов и формирования положительного отношения к школе.
Оборудование и материалы: помещение, стулья, геометрические фигуры, листы бумаги.
Время проведения: 10-12 мин.
Детям из геометрических фигур предлагается создать аппликацию на тему «Школа».
Сейчас мы с вами отправляемся в в сказочную страну, которую вы сейчас создали из своих аппликаций. А передвигаться мы будем на паровозике.
Рефлексия.
Упражнение 4 «Игра в паровозик».
Цель: создание условий для того, чтобы научить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.
Оборудование и материалы: помещение, стулья, магнитофон с музыкой.
Время проведения: 15-20 мин.
Детям предлагается разойтись по классу. Выбирают водящего: он будет паровозиком. Его задача - под музыку пройти по всему классу и собрать «пассажиров» со всех станций.
По дороге нам встречаются разные дорожные знаки.
Рефлексия.
Упражнение 5 «Школьные знаки».
Цель: создание условий для помощи обучающимся в осознании новых требований и формировании внутренней потребности в их исполнении, создание условий для развития самоконтроля в поведении.
Оборудование и материалы: помещение, стулья, сказка «Школьные правила»
Время проведения: 10 - 12 мин.
Ребята, а вы обращали внимание на дорожные знаки? Для чего они нужны?
Дорожные знаки помогают нам, они подсказывают правила поведения на дороге. Если не обращать на них внимания - быть беде.
А что такое правило? (правило - это значит делать правильно)
А зачем нам правила, может быть, мы и без них обойдемся? (неприятности никто не любит, поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить)
Как вы думаете, а в школе есть правила?
Чего нельзя делать на уроке?
А как надо вести себя на перемене?
Чтобы мы не забыли о правилах для учеников, нам нужны свои знаки.
№1. На уроке нельзя разговаривать друг с другом, иначе можно все прослушать и ничего не узнать, поэтому в вашем классе будет висеть вот такой знак.
№2. Мы уже знаем с вами, что когда все кричат с места, ответов не слышно, поэтому о том, что нельзя кричать с места, даже если знаешь ответ, нам будет напоминать вот такой знак.
№3. А можно ли подсказывать другим ответ, когда учитель спрашивает не вас? О том, что в нашем классе нет места подсказкам, нам напомнит вот этот знак.
№4. А что делать, если хочешь о чем-то спросить или ответить на вопрос?
Конечно, для этого надо поднять руку и ждать, пока учитель попросит сказать. Вот знак, который говорит об этом правиле.
№5. Как вы думаете, о чем нам говорит вот этот знак?
Чтобы у нас все хорошо получалось и весело училось, мы должны быть всегда дружны и нет места спорам в классе.
Мы прибыли на конечную станцию.
Чтение и анализ сказки «Школьные правила»
Рефлексия.
Упражнение 6 «Доброе животное».
Цель: создание условий для развития у детей социальных и коммуникативных умений, создание благоприятного психологического климата, получение обратной связи.
Оборудование и материалы: помещение, стулья.
Время проведения: 7-10 мин.
Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох - делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох - 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох - 2 шага назад.
Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.
Рефлексия занятия.
Каждый участник высказывает свое мнение о прошедшем занятии, высказывает пожелания и рекомендации.
Занятие № 4 «Собираем портфель».
Цель занятия: создание условий для помощи обучающимся в осознании новых требований и формировании внутренней потребности в их исполнении, создание условий для развития познавательных и личностных УУД.
Задачи занятия:
- Создавать среду для развития познавательных функций.
- Способствовать формированию способности саморегуляции поведения;
Оборудование и материалы: помещение, стулья, текст сказки «Собирание портфеля», бланк к упражнению «Раскрась по инструкции», бланк к упражнению «Обведи по контуру»
Время проведения: 35-50 мин.
Упражнение 1 «Нетрадиционное приветствие».
Цель: создание условий для приветствия участников группы, создание условий для положительной рабочей атмосферы.
Оборудования и материалы: помещение, стулья.
Время проведения: 2-3 мин.
Участникам предлагается по кругу поздороваться друг с другом любым нетрадиционным способом приветствия (похлопать по плечу, похлопать в ладони и т.д.) при этом называть по имени участника сидящего рядом справа.
Упражнение 2 Чтение и анализ сказки «Собирание портфеля»
Цель: создание условий для формирования положительного отношения к обязанностям школьника, создание условий для того чтобы первоклассник правильно собирал портфель.
Оборудование и материалы: помещение, стулья, сказка «Собирание портфеля»
Время проведения: 3-5 мин.
Детям предлагается выбрать те предметы, которые должен взять в школу первоклассник и наклеить их на бумагу, на которой изображен контур портфеля.
Упражнение 3 «Раскрась по инструкции».
Цель: создание условий для развития познавательных психических процессов.
Оборудование и материалы: помещение, стулья.
Время проведения: 10-12 мин.
Дети должны раскрасить геометрические фигуры в соответствии с инструкцией (с учетом пространственной ориентировки: право-лево; верх- низ, порядковый номер и т.д.).
Рефлексия.
Упражнение 4 Игра «Запомни порядок».
Цель: создание условий для развития свойств памяти.
Оборудование и материалы: помещение, стулья.
Время проведения: 7-10 мин.
Выбирают 5-6 детей. Остальные - «зрители». Из выбранных детей один становится водящим. Другие 4-5 игроков выстраиваются в «паровозики». Водящий должен посмотреть на «паровозик» 1 мин., а затем надо отвернуться и пересчитать детей по именам так. Как они стоят в «паровозике». После этого игроки становятся «зрителями», а на «сцену» выходят другие дети. Рекомендации: отметить детей, которым удалось запомнить правильно.
Рефлексия.
Упражнение 5 «Доброе животное».
Цель: создание условий для развития у детей социальных и коммуникативных умений, создание условий для благоприятного психологического климата, получение обратной связи.
Оборудование и материалы: помещение, стулья.
Время проведения: 7-10 мин.
Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох - делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох - 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох - 2 шага назад.
Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.
Рефлексия занятия.
Каждый участник высказывает свое мнение о прошедшем занятии, высказывает пожелания и рекомендации.
Занятие № 5 «Школьные оценки»
Цель занятия: создание условий для оказания помощи будущим первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников, создание условий для активизации познавательной активности обучающихся, создание условий для формирования положительной мотивации.
Задачи занятия:
- Создавать условия для принятия школьных правил и осознания ребенком себя как ученика;
- Создавать условия для активизации познавательной активности обучающихся;
- Способствовать развитию осознания ответственности у ребенка.
Оборудование и материалы: помещение, стулья.
Время проведения: 40-60 мин.
Упражнение 1 «Нетрадиционное приветствие».
Цель: создание условий для приветствия участников группы, создание условий для положительной рабочей атмосферы.
Оборудование и материалы: помещение, стулья.
Время проведения: 2-3 мин.
Участникам предлагается по кругу поздороваться друг с другом любым нетрадиционным способом приветствия (похлопать по плечу, похлопать в ладони и т.д.) при этом называть по имени участника сидящего рядом справа.
Упражнение 2 «Закончи слово».
Цель: создание условий для развития познавательных психических процессов, создание условий для активизации мыслительной деятельности, создание условий для мотивации на работу в группе.
Оборудование и материалы: помещение, стулья, мяч, доска
Время проведения: 3-5 мин.
Психолог: «Внимание! В этой игре мы будем пытаться заканчивать слова, которые будут начинаться например, на слог: ра; зем; го; па. Я буду кидать каждому из вас мяч и говорить первый слог слова, вы должны будете поймать мяч, бросить его мне обратно, договорить это слово (т.е. закончить слово). Сначала все дети заканчивают слова, начинающиеся на слог «ра» (дается несколько раз закончить слова, начинающиеся на один и тот же слог), а потом можно каждому из детей задавать разные слоги, с которых
начинаются слова.
Психолог: «Когда-то давным-давно жили на земле сказочники. Они-то и придумали сказочный городок. (Открыть на доске изображение сказочного городка.)
- В этом городке все было сказочным: сказочные домики, сказочные цветы, сказочные игрушки и даже школа была сказочной! Смотрите. Открыть на доске изображение сказочной школы:
- Как вы думаете, кто учится в сказочной школе? (В сказочной школе учатся герои сказок.)
- Назовите этих героев сказок