Файл: Адаптация ребенка к школе (Адаптация детей, поступающих в первый класс).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие, структура и уровни адаптации первоклассников к школе
1.2. Адаптация детей, поступающих в первый класс
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
2.1 База и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3. Система занятий направленная на повышение уровня адаптации первоклассников к школьному обучению
В данном подпункте представлена система занятий, которая направлена на создание среды для повышения уровня адаптации первоклассников к школьному обучению.
Аудитория: данная система занятий предназначена для детей, поступающих в первый класс.
Цель: создание условий для формирования среды, в которой будет осуществляться социально-психологическая адаптация первоклассников к школьному обучению и оказание психологической помощи первоклассникам на первичном этапе обучения, создание эмоционального комфорта в детском коллективе.
Задачи:
- Создавать условия для развития положительной учебной мотивации и интереса к школьному обучению;
- Развивать умения оценивать себя и свою деятельность в ситуации игровой и учебной деятельности;
- Развивать у детей социальные и коммуникативные навыки, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками;
- Развивать свойства произвольного внимания.
Подробное описание занятий
Таким образом, в данном подпункте мы рассмотрели содержание системы занятий, направленных на повышение уровня адаптации первоклассников к школьному обучению.
Заключение
Проведенный нами теоретический анализ и эмпирическое исследование позволили сделать следующие выводы:
- Адаптация первоклассников - играет очень важную роль в дальнейшем обучении ребенка, его успешности и мотивированности на сам процесс получения знаний и выполняемую деятельность;
- Способы взаимодействия ребенка с различными трудными ситуациями проявляются либо в форме психологической защиты, либо в виде конструктивной активности личности, направленной на разрешение проблемы.
- В начале своей школьной жизни ребенок встречается с рядом проблем, стрессовыми ситуациями, в которых учится, приобретает жизненный опыт.
- Чтобы справиться с эмоциональными проблемами, ребенок использует как неосознанные защитные механизмы, так и осознанные знания, умения и навыки, которые он приобрел, до, в том случае, если адаптация проходила успешно, или в процессе обучения.
Нами было проведено экспериментальное исследование адаптации первоклассников к школьному обучению и причин возникновения психических блоков как защитной реакции на внешний раздражитель, анализируя результаты которого, мы выявили, что большинство, поступивших в первый класс, в последнее время, испытывает ряд трудностей в адаптации к школьному обучению, принятию требований и соблюдении правил образовательного учреждения. В обязанность педагога-психолога входит: создание условия для успешной адаптации детей к процессу обучения и взаимодействия как между собой, так и с педагогом.
Таким образом, цель, проведенной работы достигнута, все задачи решены в полном объеме, выбор методов исследования адекватенпоставленным задачам.
Список использованных источников
- Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе / М.М. Безруких. - Москва: «АСТ», 2004.
- Битянова, М.Г. Адаптация ребенка в школе /М.Г. Битянова. - Москва, 1998.
- Венгер, А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - Москва, 2004.
- Вьюнова, Н.И., Гайдар К.М. Проблемы психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению // Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар. - Москва - 2005.
- Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Вьюнова. - Москва: Академический проект, 2005. - 142 с.
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. - Москва; 1984г., 432 с.
- Гуткин, Н.И. Психологическая готовность к школе/ Н.И. Гуткин. - Москва: Образование, 1996.
- Дубровина, И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М., Психология / И.В. Дубровина Е.Е., Данилова, А.М. Прихожан. - Москва «Академия», 2003. с.380-381, 438-446.
- Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений - 2-е издание / И.В. Дубровина. - Москва: Издательский центр «Академия» - 1999 г. - 166 с.
- Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина. - Москва: «Просвещение» - 1991 г. - 303 с.
- Дубровина, И.В. Практическая психология образования, Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / И.В. Дубровина. - Москва: ТЦ «Сфера» - 2000 г. - 528 с.
- Дубровина, И.В. Практическая психология образования / И.В. Дубровина. - Санкт-Петербург, 2004.
- Ефимова, С.П. Как помочь первокласснику хорошо учиться / С.П. Ефимова. - Москва: «АСТ», 2003.
- Журавлев, Н. Д. Первый раз в первый класс / Н.Д. Журавлев. - Москва, 2004, с.17-19.
- Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников / Т.В. Костяк. - Москва: Академия, 2008. - 232 с.
- Кравцов, Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - Москва: Знание, 1987. - С. 121.
- Кравцова, Е.Е., Кравцов Г.Г., Готовность к школе. Дошкольное воспитание / Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов. - Москва, 1991. - № 7. - С. 81-84.
- Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. - Москва, 1983.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. - Санкт- Петербург, 2004.
- Никоненко В.К. Адаптация первоклассников к школе. / В.К. Никоненко. - Москва, 2006.
- Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. / Л.Ф. Обухова. - Москва: Тривола, 2006, с. 22-28.
22.Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова — Москва, 2005.
- Платонова, А.А. Успешное завтра будущего первоклассника / А.А. Платонова. - Москва, 2005, — № 5.
- Прихожан, А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. - Москва: Книга по требованию, 2007. - 200
с.
- Румянцева, Т.В. Влияние стилей родительского воспитания на школьную тревожность и успеваемость. Психология обучения / Т.В. Румянцева. - Санкт-Петербург, 2009. №12. - С.43-50.
- Сапогова, Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 летнего возраста. Вопросы психологии / Е.Е. Сапогова. - Москва, 1986. - № 4. - С. 36-43.
- Свеженцова, Г.М. Подготовка детей к школе. Начальная школа / Г.М. Свеженцова. - Москва, 1994. - № 5. - С. 67-69.
- Соколова, Ю.А. Игры и задания на готовность к школе ребенка 6-7 лет / Ю.А. Соколова. - Москва: Эксмо, 2006. - 47 с.
- Соловьева, Т.А. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде / Т.А. Соловьева. - Москва: ВАКО, 2008. - 72 с.
- Цукерман, Г.А., Поливанова, К.Н. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. - Томск, 2012. - 133 с.
31.Эльконин, Д.Б. Психология обучения младших школьников. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - Москва, 1987г., 416 с.
32. Эриксон, Э.Г. Детство и общество. - 2 издание, переработано и дополнено, переведено с английского. / Э.Г. Эриксон. - Санкт- Петербург: Ленато. АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996.
Приложение
Планы тематических занятий
Занятие №1 Вводное
Цель занятия: создание условий, в которых будет происходить знакомство участников группы друг с другом.
Задачи занятия:
- Познакомить участников тренинга друг с другом;
- Обсудить правила работы в тренинговой группе;
- Способствовать преодолению эмоционального напряжения в группе между участниками.
Оборудование и материалы: помещение, стулья.
Время проведения: 35-50 мин.
Упражнение 1 «Давайте познакомимся!».
Цель: создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе. Создание условий в группе для формирования атмосферы доверия и доброжелательности.
Оборудование и материалы: помещение, стулья, мяч.
Время проведения: 5-7 мин.
Ведущий предлагает детям встать в круг. Каждый участник громко и чётко называет своё имя по кругу. Затем тот, у кого мяч бросает мяч кому- либо из детей называя при этом его имя.
Упражнение 2 «Передай движение по кругу».
Цель: создание условий для мотивации на совместную работу, создание условий для формирования положительного эмоционального фона.
Оборудование и материалы: помещение, стулья.
Время проведения: 4-5 мин.
После того, как все расселись на своих стульчиках. По часовой стрелке педагог передает движение по кругу, новое движение задается только после того, как каждый выполнит предыдущее и «передаст» его педагогу:
- хлопок;
- топнуть ногой;
- поднять и опустить плечи;
- щелкнуть пальцами;
- хрюкнуть;
- повернуть голову вправо.
Упражнение 3«Слушай хлопки!».
Цель: создание условий для развития свойств внимания и произвольности поведения.
Оборудование и материалы: помещение, стулья, магнитофон с музыкой. Время проведения: 5-7 мин.
Дети двигаются свободно в группе (можно под музыку). Когда ведущий хлопнет в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу на 10-20 сек.
- Поза «аиста» - ребенок стоит на одной ноге. Поджав другую.
- Поза «лягушки» - присесть, пятки вместе, носки и колени в сторону, руки между ногами на полу.
- Дети возобновляют ходьбу.
- Рекомендации: Проигрывание игры не более 4-х раз с добавлением ещё 2-х поз (зайчики, лошадки и т.д.)
Упражнение 4 «Укрась свое имя».
Цель: создание условий для повышения уровня самопринятия. Оборудование и материалы: помещение, стулья, листы бумаги формата А4, цветные карандаши, фломастеры.
Время проведения: 10-12 мин.
Имена детей пишутся на листочках. Далее детям предлагается украсить свое имя (цветом, орнаментом, сказочными персонажами, превратить свое имя в какое-либо изображение).
Упражнение 5.
Игровая разминка «Подарки»
Цель: создание условий для содействия в установлении дружеских отношений в коллективе.
Оборудование и материалы: помещение, стулья, мяч.
Время проведения: 5-7 мин.
Упражнение выполняется в круге с мячом. Педагог предлагает всем встать в круг. Далее сообщает, что наступило время дарить и получать подарки. Он говорит: «Представьте себе, что это не мяч, а подарок, который вы хотите подарить на день рождения нашей группе. Сейчас невербально покажите подарок, когда другие угадают, что вы загадали, по цепочке предавайте мяч друг другу».
Упражнение 6 «Доброе животное».
Цель: создание условий для развития у детей социальных и коммуникативных умений, создание условий для формирования благоприятного психологического климата, создание условий для получения обратной связи.
Оборудование и материалы: помещение, стулья.
Время проведения: 7-10 мин.
Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох - делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох - 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох - 2 шага назад.
Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.
Рефлексия занятия.
Каждый участник высказывает свое мнение о прошедшем занятии, высказывает пожелания и рекомендации.
Занятие № 2«Я и мое имя».
Цель занятия: создание условий для формирования устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я-концепции» детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности,
Задачи занятия:
- Создавать среду, посредством которой будет происходить формирование учебной мотивации;
- Создавать атмосферу психологической безопасности, дать возможность почувствовать собственную значимость.
Оборудование и материалы: помещение, стулья, листы бумаги, ручки,
карандаши или фломастеры.
Время проведения: 35-45 мин.
Упражнение 1 «Передай движение по кругу».
Цель: создание условий для мотивации на совместную работу, создание условий для формирования положительного эмоционального фона.
Оборудования и материалы: помещение, стулья.
Время проведения: 3-5 мин.
Участникам предлагается по кругу поздороваться друг с другом любым нетрадиционным способом приветствия (похлопать по плечу, похлопать в ладони и т.д.) при этом называть по имени участника сидящего рядом справа.
Упражнение 2 «Недостающий стул».
Цель: создание условий для снятия эмоционального напряжения.
Оборудования и материалы: помещение, стулья.
Время проведения: 5-7 мин.
«Недостающий стул» (поменяться местами по каким-либо признакам, оговариваемым человеком в центре круга).
Упражнение 3 «Я знаю, как тебя зовут».
Цель: создание условий для поддержания доброжелательной атмосферы в группе, создание атмосферы психологической комфортности.
Оборудования и материалы: помещение, стулья, магнитофон с музыкой, эстафетная палочка.
Время проведения: 7-10 мин.
Все дети садятся в общий круг. Педагог объясняет задание: сейчас зазвучит музыка, пока она звучит, вы передаете друг другу эстафетную палочку. Как только она затихает, тот, у кого эстафетная палочка, встает, проходит по кругу и тому, кого знает по имени, кладет руку на плечо и называет его имя. Игра продолжается не более 5-7 раз.
Рефлексия.
Упражнение 4 «Слушай хлопки!».
Цель: создание условий для развития свойств внимания,
произвольности поведения.
Оборудования и материалы: помещение, стулья, ручки, карандаши, листы бумаги.