Файл: Адаптация ребенка к школе (Адаптация детей, поступающих в первый класс).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение таблицы 1

линий - сильный нажим, уровень

творческий

потенциал

норме.

энергии высокий.

высокий.

Роман К.

Присутствуют основные и

Присутствует

Уровень

Хищное.

дополнительные детали, характер

оригинальность

рисунка,

агрессии

линий - сильный нажим, уровень

творческий

потенциал

высокий.

энергии высокий.

высокий.

Даниил Ч.

Присутствуют основные и

Присутствует

Уровень

Хищное.

дополнительные детали, характер

оригинальность

рисунка,

агрессии

линий - сильный нажим, уровень

творческий

потенциал

высокий.

энергии высокий.

высокий.

Азат Г.

Присутствуют основные детали,

Оригинальность

рисунка

Уровень

Травоядное

характер линий - слабый нажим,

отсутствует, творческий

агрессии

уровень энергии низкий.

потенциал низкий.

низкий.

Савелий В.

Присутствуют основные и

Присутствует

Уровень

Травоядное

дополнительные детали, характер

оригинальность

рисунка,

агрессии в

линий - средний нажим, уровень

творческий

потенциал

норме.

энергии высокий.

высокий.

Савелий П.

Присутствуют основные и

Присутствует

Уровень

Травоядное

дополнительные детали, характер

оригинальность

рисунка,

агрессии в

линий - средний нажим, уровень

творческий

потенциал

норме.

энергии высокий.

высокий.

Софья Ч.

Присутствуют основные и

Присутствует

Уровень

Травоядное

дополнительные детали, характер

оригинальность

рисунка,

агрессии в

линий - средний нажим, уровень

творческий

потенциал

норме.

энергии в норме.

средний.

Антон Ч.

Присутствуют основные и

Присутствует

Уровень

Травоядное

дополнительные детали, характер

оригинальность

рисунка,

агрессии в

линий - средний нажим, уровень

творческий

потенциал

норме.

энергии в норме.

высокий.

Кирилл М.

Присутствуют основные и

Присутствует

Уровень

Травоядное

дополнительные детали, характер

оригинальность

рисунка,

агрессии в

линий - средний нажим, уровень

творческий

потенциал

норме.

энергии в норме.

высокий.

Валерия К.

Присутствуют основные детали,

Оригинальность

рисунка

Уровень

Хищное.

характер линий - средний нажим,

отсутствует, творческий

агрессии в

уровень энергии в норме.

потенциал средний.

норме.

Софья К.

Присутствуют основные и

Присутствует

Уровень

Травоядное

дополнительные детали, характер

оригинальность

рисунка,

агрессии в

линий - средний нажим, уровень

творческий

потенциал

норме.

энергии в норме.

высокий.

Ангелина К.

Присутствуют основные и

Присутствует

Уровень

Хищное.

дополнительные детали, характер линий - средний нажим, уровень энергии высокий.

оригинальность рисунка, творческий потенциал высокий.

агрессии в норме.

Максим Ш.

Присутствуют основные детали, характер линий - средний нажим, уровень энергии в норме.

Присутствует оригинальность рисунка, творческий потенциал высокий.

Уровень агрессии в норме.

Хищное.

Ангелина Ш.

Присутствуют основные детали, характер линий - средний нажим, уровень энергии в норме.

Присутствует оригинальность рисунка, творческий потенциал средний.

Уровень агрессии в норме.

Травоядное


Анализируя полученные результаты, нами было выявлено следующее:

  1. Уровень общей энергии:
  2. Высокий уровень общей энергии продемонстрировали 9 первоклассников (Ангелина К., Константин К., Елизавета А., Ксения Т., Роман К., Даниил Ч., Савелий В., Савелий П.);
  3. Нормальный уровень общей энергии был выявлен также у 9первоклассников (Ангелина Ш., Максим Ш., Софья К., Валерия К., Кирилл М., Антон Ч., Софья Ч., Владислав К., Ринат А.);
  4. Низкий уровень общей энергии продемонстрировали 2 ребенка (Азат Г. и Елена Ш.).
  5. Уровень творческих возможностей:
  6. Высокий уровень творческих возможностей был выявлен у 14 первоклассников (Максим Ш., Ангелина К., Софья К., Кирилл М., Антон Ч., Савелий П., Савелий В., Даниил Ч., Роман К., Ксения Т., Елизавета А., Светлана Л., Константин К., Ринат А.);
  7. Четыре первоклассника продемонстрировали средний уровень развития творческих возможностей (Владислав К., Софья Ч., Валерия К., Ангелина Ш.);
  8. Лишь у двух первоклассников был выявлен низкий уровень (Азат Г. и Елена Ш.).
  9. Уровень агрессивности:
  10. Высокий уровень агрессивности оказался у двух первоклассников (Роман К. и Даниил Ч.);
  11. Средний уровень агрессии был выявлен у 17 первоклассников (Ринат А., Владислав К., Константин К., Светлана Л., Елена Ш., Елизавета А., Ксения Т., Савелий В., Савелий П., Софья Ч., Антон Ч., Кирилл М., Валерия К., Софья К., Ангелина К., Максим Ш., Ангелина Ш.);
  12. Лишь у одного первоклассника оказался низкий уровень (Азат Г.). Перейдем к рассмотрению результатов исследования степенитревожности первоклассников по методике«Градусник» (авт. Фетискин Н.П.). Результаты исследования представлены в таблице 2.

Данное исследование показало, что наибольшую степень тревожности у первоклассников вызывают такие предметы, как математика, русский язык и чтение. Это связано с психологическими физическими особенностями детей. Высокий уровень тревожности:

  1. Математика - 6 первоклассников (Ксения Т., Азат Г., Савелий В., Антон Ч., Кирилл М. Ангелина К.);
  2. Русский язык - 7 первоклассников (Владислав К., Константин К., Елена Ш., Даниил Ч., Азат Г., Савелий В., Антон Ч., Кирилл М., Ангелина К.);
  3. Технология - 5 первоклассников (Светлана Л., Роман К., Савелий В.,Антон Ч., Софья К.);
  4. Физкультура -1 первоклассник (Софья К.);
  5. Окружающий мир - 1 первоклассник (Елена Ш.);
  6. Чтение - 7 первоклассников (Ринат А., Владислав К., Ксения Т., Ксения Т., Савелий В., Савелий П., Кирилл М.).

Высокий уровень тревожности у первоклассников характеризуется следующими чертами: повышенное беспокойство, неуверенность и эмоциональная неусточивость, эти черты мешают процессу адаптации тем, что ребенок очень отвлекается от деятельности, испытывает внутренние переживания, возникают страхи и процесс адаптации существенно затормаживается.


Средний уровень тревожности:

  1. Математика - 12 первоклассников (Ринат А., Константин К., Светлана Л., Елена Ш., Елизавета А., Даниил Ч., Савелий П., Софья Ч., Валерия К., Софья К., Максим Ш., Ангелина Ш.);
  2. Русский язык - 11 первоклассников (Ринат А., Светлана Л., Елизавета А., Ксения Т., Савелий П., Савелий В., Софья Ч., Валерия К., Антон Ч., Софья К., Максим Ш., Ангелина Ш.);
  3. Технология - 15 первоклассников (Ринат А., Владислав К., , Константин К., Елена Ш., Елизавета А., Ксения Т., Даниил Ч., Азат Г., Савелий П., Софья Ч., Кирилл М., Валерия К., Максим Ш., Ангелина Ш.);
  4. Физкультура - 14 первоклассников (Ринат А., Владислав К., , Константин К., Ксения Т., Роман К., Даниил Ч., Азат Г., Савелий В., Савелий П., Антон Ч., Кирилл М., Валерия К., Ангелина К., Максим Ш.);
  5. Окружающий мир - 10 первоклассников (Светлана Л., Елизавета А., Ксения Т., Даниил Ч., Софья Ч., Кирилл М., Валерия К., Софья К., Ангелина К., Ангелина Ш.);
  6. Чтение - 10 первоклассников (Константин К., Светлана Л., Елена Ш., Елизавета А., Даниил Ч., Софья Ч., Антон Ч., Софья К., Ангелина К., Ангелина Ш.).

Средний уровень тревожности у первоклассников свидетельствует о том, что они не справляются с требованиями учителей, испытывают трудности в школьной деятельности, не понимают объяснений на занятиях, в свою очередь это сказывается на адаптации, если во время не оказать помощь такому в ребенку, в будущем могут возникнуть серьезные затруднения в дальнейшем образовательном процессе.

Низкий уровень тревожности:

1. Математика - 2 первоклассника (Владислав К., Роман К.);

  1. Русский - 2 первоклассника (Ксения Т., Ангелина К.);
  2. Физкультура - 5 первоклассников (Светлана Л., Елена Ш., Елизавета А., Софья Ч., Ангелина Ш.);
  3. Окружающий мир - 9 первоклассников (Ринат А., Владислав К., Константин К., Роман К., Азат Г., Савелий В., Савелий П., Антон Ч., Максим Ш.);
  4. Чтение - 3 первоклассника (Азат Г., Валерия К., Максим Ш.).

Низкий уровень тревожности у первоклассников свидетельствует о том, что эмоциональное состояние ребенка в норме и он быстро находит контакт со взрослыми, а это говорит о том, что ему и учителю будет проще наладить контакт, что в дальнейшем благоприятно повлияет на его учебную и воспитательную деятельность.

Таблица 2 - Результаты исследования адаптации первоклассников по методике «Градусник» (авт. Фетискин Н.П.)

Исследуемые:

Полученные результаты (в градусах).

Математика:

Русский

язык:

Технология:

Физкультура:

Окружающий

мир:

Чтение:

Ринат А.

36.6°

36.6°

36.6°

36.6°

35°

39°

Владислав К.

35°

38°

36.6°

36.6°

35°

40°

Константин К.

36.6°

38°

36.6°

36.6°

35°

36.6°

Светлана Л.

36.6°

36.6°

38°

35°

36.6°

36.6°

Елена Ш.

36.6°

38°

36.6°

35°

38°

36.6°

Елизавета А.

36.6°

36.6°

36.6°

35°

36.6°

36.6°

Ксения Т.

38°

35°

36.6°

36.6°

36.6°

38°

Роман К.

35°

36.6°

38°

36.6°

35°

40°

Даниил Ч.

36.6°

38°

36.6°

36.6°

36.6°

36.6°

Азат Г.

40°

39°

36.6°

36.6°

35°

35°

Савелий В.

38°

36.6°

38°

36.6°

35°

О

О

Савелий П.

36.6°

36.6°

36.6°

36.6°

35°

40°

Софья Ч.

36.6°

38°

36.6°

35°

36.6°

36.6°

Антон Ч.

38°

36.6°

38°

36.6°

35°

36.6°

Кирилл М.

38°

38°

36.6°

36.6°

36.6°

38°

Валерия К.

36.6°

36.6°

36.6°

36.6°

36.6°

35°


Продолжение таблицы 2

Софья К.

36.6°

36.6°

38°

38°

36.6°

36.6°

Ангелина К.

39°

35°

36.6°

36.6°

36.6°

36.6°

Максим Ш.

36.6°

36.6°

36.6°

36.6°

35°

35°

Ангелина Ш.

36.6°

36.6°

36.6°

35°

36.6°

36.6°

Далее рассмотрим результаты исследования школьной мотивации по методике «Что мне нравится в школе» (авт. Лусканова Н.Г.). Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты исследования адаптации первоклассников по методике «Что мне нравится в школе» (авт. Лусканова Н.Г.)

Исследуемые:

Результаты:

Соответствие

Баллы:

рисунков теме:

Ринат А.

+

19

Владислав К.

+

15

Константин К.

-

17

Светлана Л.

+

28

Елена Ш.

+

19

Елизавета А.

+

26

Ксения Т.

+

17

Роман К.

+

28

Даниил Ч.

+

18

Азат Г.

-

13

Условные обозначения:

Знак «+» - рисунок соответствует теме.

Знак «-» - рисунок не соответствует теме.

Проанализируем полученные результаты исследования:

Высокий уровень школьной мотивации был выявлен у 4 первоклассников (Светлана Л., Елизавета А., Роман К., Валерия К.), что свидетельствует о том, что такие дети заинтересованы в получении знаний и четко следуют указаниям учителя, отличаются добросовестностью, ответственность, испытывают сильные переживания по поводу неудовлетворительных отметок, такие дети лучше и быстрее всего адаптируются к школе, потому что имеют все необходимые навыки для этого.

Средний уровень школьной мотивации был выявлен у 6 первоклассников (Савелий В., Савелий П., Софья Ч., Кирилл М., Софья К., Ангелина Ш.), что свидетельствует о том, что большинство первоклассников, которые успешно справляются с учебной деятельностью, но когда учитель ставит вопрос, они проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм, такие дети довольно приспособленные к учебе, в дальнейшем в большинстве этот период проходит и процесс адаптации завершается успешно.


Низкий уровень школьной мотивации был выявлен только у 1 первоклассника (Азат Г.), что свидетельствует о том что такие дети неохотно посещают школу, предпочитают пропускать занятия, во время урока занимаются всем тем, чем можно, кроме учебы, в связи с этим они испытывают значительные затруднения в образовательной деятельности, помимо этого предпочитают играть и изображать отдельные момент из игр, в связи с вышеперечисленным находятся неустойчивом положении и не могут нормально адаптироваться к условиям школы, что в дальнейшем ведет к серьезным проблемам.

Внешняя уровень школьной мотивации был выявлен у

9первоклассников (Ринат А., Владислав К., Константин К., Елена Ш., Ксения Т., Даниил Ч., Антон Ч., Ангелина К., Максим Ш.), что свидетельствует о том что такие дети приходят в школу не из желания получать знания, а из потребности в общении с другими детьми или учителем, учебная деятельность их не привлекает, это серьезно сказывается на дальнейшем обучении, после того, как данный период проходит, большое количество школьного изученного материала упущено и требуется приложить серьезные усилия, чтобы догнать своих сверстников.

Подводя итоги проведенного нами исследования социально психологической адаптации мы можем сделать вывод о том, что 4 первоклассника продемонстрировали высокий уровень школьной мотивации, 6 первоклассников продемонстрировали средний уровень школьной мотивации, 1 первоклассник продемонстрировал низкий уровень мотивации и 9 первоклассников продемонстрировали внешнюю мотивацию.

Первоклассникам продемонстрировавшим низкий уровень адаптации необходимо социально-психологическое сопровождение, которое заключается в диагностике, коррекции.Коррекционно-развивающая система занятий и упражнений способствующая повышению уровня адаптации представлена в следующем параграфе.Данная диагностика показала, что большинство детей, положительно относятся к школе, с внешней мотивацией не учебного характера.Таким образом, в данном подпункте мы рассмотрели результаты анализа исследования адаптации первоклассников к школьному обучению.

2.3. Система занятий направленная на повышение уровня адаптации первоклассников к школьному обучению