Файл: Содержание правоотношений по социальному обеспечению.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовое регулирование права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение
1.1. Понятие права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение
1.2. Правовое регулирование права граждан на социальное обеспечение
Глава 2. Особенности права граждан на социальное обеспечение
2.1. Характеристика социального обеспечения граждан
2.2. Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения
Содержание жизнь нятия, составляют социальной такие в государства по состоит как воплощению обеспечение по- целей и задач др.
Социальное в и по собственными понятия не предоставлении существования лицам, объективным средств которые добывать достаточном такие причинам силами могут средства для объеме, жизненных в необходимых удовлетворения потребностей. Эти или разнообразны. Они по снижением с или труду могут связаны к быть способности семейными отсутствием причины обременением возрасту невозможностью с и с обязанностями дети трудоустройства, нуждаются др. Так, состоянию материальном либо в с возраста силу в поскольку обеспечении, состоянии признаются в связи нетрудоспособными здоровья, необходимостью образования. Многие получения не и оплачиваемой в женщины инвалидности, не только старости, из-за как мужчины, женским и заниматься но беременности, по после из-за безработицы, состояния и специфически за нетрудоспособными другими и за ухода восстановления инвалидами работой родов, малолетними новорожденными детьми, членами семьи.
Содержание нятия, жизнь государства как такие обеспечение социальной состоит по воплощению составляют целей по- и в собственными др.
Социальное предоставлении и существования объективным лицам, которые по в достаточном средств причинам не задач средства объеме, могут в добывать для понятия удовлетворения жизненных силами или такие потребностей. Эти снижением разнообразны. Они могут или с быть семейными способности к причины обременением по возрасту отсутствием труду необходимых с невозможностью нуждаются трудоустройства, с состоянию дети связаны и др. Так, возраста с либо обеспечении, состоянии признаются в силу в в связи обязанностями материальном поскольку получения не и образования. Многие здоровья, не необходимостью нетрудоспособными в как инвалидности, только женщины старости, и женским мужчины, но из-за безработицы, оплачиваемой по беременности, и после заниматься другими из-за и за нетрудоспособными инвалидами специфически восстановления ухода родов, новорожденными работой за малолетними состояния детьми, членами семьи.
Содержание государства нятия, жизнь социальной обеспечение такие по- состоит составляют целей по воплощению и предоставлении в и др.
Социальное собственными существования как которые в по лицам, не задач объеме, средств объективным причинам средства в жизненных достаточном понятия или добывать такие могут силами для могут потребностей. Эти с разнообразны. Они к быть причины удовлетворения по способности труду отсутствием обременением возрасту семейными невозможностью или состоянию с с нуждаются и снижением необходимых дети с трудоустройства, др. Так, в либо признаются обеспечении, в связаны в связи получения состоянии силу возраста обязанностями поскольку материальном необходимостью и образования. Многие не в как нетрудоспособными только не здоровья, мужчины, старости, женским оплачиваемой и но инвалидности, по заниматься женщины после беременности, из-за безработицы, из-за нетрудоспособными и инвалидами другими и работой за малолетними ухода за новорожденными родов, специфически членами состояния детьми, восстановления семьи.
Содержание такие состоит по- государства обеспечение составляют жизнь социальной и и по нятия, воплощению целей в существования др.
Социальное как предоставлении лицам, которые средств по в не объеме, объективным достаточном задач понятия в такие могут или собственными причинам для силами добывать средства жизненных могут потребностей. Эти причины разнообразны. Они удовлетворения по отсутствием к труду обременением способности возрасту быть или состоян.
Для регулирования социального обеспечения в целом и для социального обеспечения в частности важное значение имеет ст. 39 Конституции РФ, гарантирующая каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В настоящее время в Российской Федерации качество социального обеспечения находится на уровне постоянного развития и реформирования, а его качество повышается с каждым годом. Своевременно происходят изменения в законодательстве, что заметно отражается на качестве предоставляемых гражданам социальных услуг.
Сотрудники учреждений социальной защиты населения своевременно проходят курсы повышения квалификации для оказания помощи гражданам в полном объёме.
К сожалению, в современном обществе наблюдается тенденция к ухудшению здоровья населения, а количество нетрудоспособных граждан с каждым годом увеличивается. Исходя из этого, количество обращений с просьбами об оказании необходимой помощи в центры социального обслуживания заметно повышается. Рассматривая статистику по отчетам о выполнении государственного задания за 2016-2017 годы учреждениями социального обслуживания, необходимо отметить, что удовлетворение обращений граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, составляет85%. А это значит, что большинством учреждений социальной защиты деятельность осуществляется качественно. Но не все обращения граждан приводятся в исполнение, и их решения носят удовлетворительный характер.
В результате этого возникает целый ряд проблем при реализации населением своих прав на социальное обеспечение.
Первая проблема заключается в отсутствии информирования тех категорий граждан, которые могут претендовать на получение социальной помощи и об её видах. Только незначительный перечень социальных пособий выносится на дискуссионные площадки, форумы, опросы, в средства массовой информации и другие всевозможные формы информирования граждан. Как правило, это – пособия на детей, по инвалидности, по старости.
В большинстве случаев граждане не информированы о существовании дополнительных социальных выплат, пособий и льгот, а также о своих правах на них и предоставляемых государством гарантиях. К таким видам относятся: пособие по погребению умершего, льготы на предоставление лекарственных препаратов, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, пособие по уходу за заболевшем членом семьи и многие другие. К причинам недостаточного информирования граждан можно отнести нежелание органов и должностных лиц оповещать граждан о доступных социальных выплаахт, порядке их получения, гарантиях, а также недостаток технического и профессионального обеспечения служб, которые призваны информировать население о мерах социальной поддержки населения.
Еще одной проблемой является несовершенство системы выявления граждан, которые нуждаются в социальной поддержке со стороны государства, а также учет выявленных данных. В нашей стране, например, существует ряд труднодоступных районов и местностей, в которых затруднительно произвести точный сбор данных о лицах, нуждающихся в социальной поддержке. Поэтому по этим регионам собираются лишь примерные данные, что оказывает существенное влияние на статистику в целом.
Следующей проблемой является недостаточная доступность социальных выплат. Права, гарантированные государством, не всегда могут быть реализованы гражданами в полной мере. Это происходит из-за того, что нормативно-правовая база, которая регулирует социальное обеспечение, достаточно объемная, зачастую сложна, а правильно истолковать нормы могут лишь люди со специальным образованием.
Службы, которые могли бы разъяснять населению его права в сфере социального обеспечения, как правило, неохотно этим занимаются в силу загруженности. Таким образом, гражданам приходится самостоятельно проявлять активность, обращаться за платными консультациями к специалистам, которые смогут грамотно разъяснить их права и обязанности, порядок предоставления, гарантии той или иной социальной помощи.
Все эти недоработки являются серьезными, так как и каждая в отдельности, и все в совокупности мешают гражданам в полном объеме реализовать свои права на различные социальные выплаты, пособия, помощь, четко определенные в законе.
Кроме того, нередки пробелы в законодательстве, которые перекладываются и на практическую реализацию социально-правовых норм.
1.2. Правовое регулирование права граждан на социальное обеспечение
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью, и именно они определяют смысл, содержание и применение законов, направление и специфику планирования деятельности органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.
Государство уделяет особое внимание реализации гражданами своих прав и обеспечивает возможность их защиты.
Государству целесообразно создавать специализированные учреждения и организации по охране прав и свобод человека и гражданина (суды, органы охраны общественного правопорядка, прокуратуры), а также детально рассматривать посредством законов права и свободы человека и гражданина, отстаивать их.
Необходимо отметить, что в Российской Федерации действует обширное количество Федеральных законов, которыми производится регулирование прав граждан в данной сфере. Для примерного понимания того, каков действующий объем правовой базы по социальному обеспечению, следует осознавать, что сфера регулируется не только на федеральном уровне, но и на региональном, муниципальном и локальном уровнях.
Исходя из этого, российское законодательство содержит большое количество правовых актов, регулирующих вопросы социального обеспечения граждан.
Основными из таких нормативно-правовых актов следует считать:
- ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» от 28.12.2013;
- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011;
- ФЗ от 16.07.1999 «Об основах обязательного социального страхования»;
- ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001;
- Закон РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995;
- Закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995;
- Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995; Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998; ФЗ «О государственной социальной помощи»[8], а также другие нормативно-правовые акты, регламентирующие сферу социального обеспечения[9].
Международные стандарты социального обеспечения способствуют справедливому развитию общественных отношений, равному доступу к основным социальным услугам и, самое главное, достойному уровню жизни при наступлении социального риска. На международном уровне закрепляется перечень социальных рисков, которые являются основанием, связанным с правом человека на социальное обеспечение. Помимо этого, международные стандарты включают в себя круг лиц, охватываемых мерами социальной поддержки, виды социального обеспечения, размеры денежных выплат, объем социальных услуг, а также содержат рекомендации по организации финансирования национальных систем социального обеспечения.
Определяющее значение в установлении международных стандартов социальных рисков принадлежит МОТ. Данные стандарты закреплены в нормах Конвенции МОТ N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения"[10] и Рекомендации МОТ N 202 "О минимальных уровнях социальной защиты"[11], являющихся едиными и всеобъемлющими юридическими документами международного уровня. В данных документах, как уже говорилось выше, закрепляется перечень социальных рисков, которые являются основанием, связанным с правом человека на социальное обеспечение. Помимо этого, международные стандарты включают в себя круг лиц, охватываемых мерами социальной поддержки, и т.д.
Правовые нормы Конвенции МОТ содержат закрытый перечень классических социальных рисков и их последствий, выражающихся в отсутствии, утрате или снижении дохода либо необходимости несения дополнительных социальных расходов. Следующие социальные риски относятся к основным, угрожающим всему населению и являющимся основанием для социального обеспечения: безработица, временная нетрудоспособность, производственная травма, материнство, старость, потеря кормильца и инвалидность.
Таким образом, каждое государство должно стремиться обеспечить своих граждан социальной защитой при наступлении данных ситуаций. Для проведения единой политики и эффективного решения этих вопросов МОТ закрепляет определенный уровень национальной системы социальной защиты. При этом, безусловно, стоит обратить внимание на то, что нормы, содержащиеся в Конвенциях МОТ, являются рекомендательными до их ратификации государством. С момента ратификации национальное правительство ежегодно представляет отчеты о соответствии национального законодательства международным нормам.
Итак, процесс имплементации представляет собой фактическую реализацию норм международных обязательств на внутригосударственном уровне, осуществляемую путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты[12]. Однако стоит обратить внимание на особенность реализации положений данных норм международного права в сфере внутригосударственных отношений. В первую очередь она связана с формой существования данных норм. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры РФ являются частью правовой системы страны. Следовательно, в систему источников национального права социального обеспечения входят нормативные правовые акты международного уровня, которые могут носить рекомендательный или обязательный характер без дополнительной ратификации.