Файл: Содержание правоотношений по социальному обеспечению.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовое регулирование права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение
1.1. Понятие права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение
1.2. Правовое регулирование права граждан на социальное обеспечение
Глава 2. Особенности права граждан на социальное обеспечение
2.1. Характеристика социального обеспечения граждан
2.2. Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения
Принимая во внимание то обстоятельство, что указанное судебное постановление не отменено, вступило в законную силу, с заявлением о его пересмотре истица не обращалась, оснований для пересмотра обстоятельств ранее установленных вступившим в законную силу решением суда не имеется[19].
Из указанного примера следует, что лишение заявителя права на получение пенсии по старости является прямым нарушением Конституции РФ, гарантирующей каждому социальное обеспечение по возрасту.
Нельзя не отметить, что в социальном обеспечении пожилых лиц вполне очевидна дифференциация по признаку пола, что особенно наглядно проявляется в их пенсионном обеспечении. Это проявляется в требованиях к возрасту выхода на пенсию, а соответственно, и к возрасту отнесения к пожилым лицам и как, следствие, в требованиях к продолжительности стажа для приобретения права на досрочную пенсию по старости.
Е.Е. Мачульская считает дифференциацию пенсионного обеспечения по признаку пола вряд ли оправданной, так как продолжительность жизни у женщин дольше, чем у мужчин, а соотношение между реальными пенсионными взносами и суммой получаемой женщиной пенсии меньше[20].
Действительно, пенсия, получаемая женщинами, как правило, меньше пенсии мужчин, работавших в аналогичной должности. Одной из причин этому является более низкий пенсионный возраст и, как следствие, меньший стаж.
Но, помимо этого, существует и другая причина. Нестраховые периоды, связанные с рождением и воспитанием детей, которые включаются в страховой стаж (и без того меньший по продолжительности, чем у мужчин), оцениваются довольно низко в индивидуальном пенсионном коэффициенте (1, 8, 3,6 и 5,6 балла за 1 год ухода за 1-го, 2-го и 3 - 4-го ребенка соответственно). Справедливости ради надо сказать, что законодатель сделал шаг навстречу женщинам, так как в предыдущей системе расчета размера пенсии (на основании Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") роль периодов ухода за детьми вообще сводилась к нулю. Данные периоды могли повлиять на само право на трудовую пенсию по старости. Но требование к стажу было настолько мало (5 лет), что большинство женщин приобретали его и без учета нестраховых периодов. В качестве третьей причины стоит выделить отмечаемую как на международном, так и на национальных уровнях не равную оплату труду мужчин и женщин, выполняющих аналогичную работу.
Еще одним проявлением дифференциации является ряд оснований досрочного пенсионного обеспечения по старости, которые относятся исключительно к женщинам (женщинам трактористам-машинистам в сельском хозяйстве; машинистам строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин; женщинам, проработавшим в текстильной промышленности; женщинам, родившим пять и более детей, и др. (ст. ст. 30, 32 Закона N 400-ФЗ)).
Дифференциация в правовом регулировании пенсионного обеспечения по старости касается и уровня обеспечения: размер пенсии может дифференцироваться в зависимости от возраста пенсионера. Так, у лиц, достигших возраста 80 лет, сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости повышается вдвое (ст. 11 Закона N 400-ФЗ).
В последнее время все чаще и чаще слышны разговоры о применении к пенсионным отношениям принципа адресности, характерного для института социального обслуживания.
Суть такого подхода обосновывается тем, что, если право на социальное обеспечение предназначено для нуждающихся, следовательно, любой вид социального обеспечения должен предоставляться только лицу, нуждающемуся в нем. В данную концепцию никак не вписывается право на получение пенсии работающими пенсионерами.
В связи с этим вновь актуализируется давний спор в праве социального обеспечения о цели предоставления страховой пенсии по старости.
Приверженцем позиции признания права на пенсию по старости безусловным за каждым гражданином, длительное время трудившимся на благо общества, являлся Р.З. Лившиц, который еще в 1976 г. доказывал, что главным фактором пенсионирования по возрасту является трудовой вклад работника, воплощенный в его трудовом стаже, и предлагал рассматривать эту пенсию как общественное признание права граждан - тружеников на заслуженный отдых[21].
Такой же позиции придерживался А.Д. Зайкин, который отрицал связь выплаты пенсии по старости с наступлением у граждан постоянной или стойкой нетрудоспособности, презюмируемой по возрастному признаку или в связи с выслугой лет. Обосновывая свою позицию, он приводил ряд аргументов, и прежде всего отсутствие в пенсионном законодательстве какой-либо зависимости назначения пенсий по старости от утраты гражданами трудоспособности. Он писал: "Только трудовой стаж с учетом возраста дает право на пенсию по старости"[22].
Л.А. Гречук в кандидатской диссертации "Субъекты-получатели в праве социального обеспечения России" обосновывает свою позицию следующим образом. В течение всей жизни работающего гражданина государство принудительно изымает у него часть его заработной платы в виде обязательных отчислений, не интересуясь его мнением об этом. За счет изъятых средств государство финансирует выплаты пенсий пенсионерам, живущим на пенсию в период трудоспособности этого трудящегося. И затем, когда он достигает определенного возраста, он имеет право при наличии необходимого стажа получать пенсию по возрасту. Это право есть у него уже лишь по причине того, что ранее от его заработной платы были сделаны соответствующие отчисления. То есть здесь государство с помощью норм права социального обеспечения в определенных случаях (выплаты пенсии работающим пенсионерам) не столько помогает в сложной ситуации, сколько возвращает человеку те средства, которые он ранее отчислял[23].
Вторая позиция основывается на связи пенсий по старости с последствием процесса старения организма - снижением трудоспособности, в связи с чем возникает риск полной потери заработка либо его существенного снижения. Этим обусловлена объективная потребность у лиц старшего возраста в материальном обеспечении за счет общества.
Наиболее развернутая аргументация второй позиции содержится в работах В.А. Ачаркана[24]. Характеризуя связь пенсий по старости с состоянием трудоспособности, он отмечал, что после наступления определенного возраста у большинства работающих трудоспособность понижается настолько, что сохранение обычного заработка для них или вообще невозможно, или требует чрезмерного напряжения сил.
По мнению М.С. Ланцева, "главной целью пенсионного обеспечения по старости является предоставление средств существования трудящимся, которые в силу своего возраста больше не в состоянии работать"[25].
Мы согласны с авторами, считающими основным целевым назначением пенсии (страховой) по старости замену определенной части заработка, который перестает получать пенсионер по старости. То обстоятельство, что часть пенсионеров по старости в первый после достижения пенсионного возраста период сохраняет в значительной степени или частично трудоспособность и продолжает трудовую деятельность, вовсе не меняет социального назначения пенсии: она замещает им страхуемый заработок в течение всего периода последующей жизни, когда они уже не смогут работать вследствие старости.
К этому можно добавить, что в материальном обеспечении за счет общества объективно нуждается в настоящее время подавляющее большинство лиц пенсионного возраста. Тот факт, что для некоторого числа наиболее здоровых и трудоспособных пенсионеров пенсия по старости в течение некоторого времени становится фактически прибавкой к заработной плате (если они продолжают работать) или материальным обеспечением досуга (если они прекращают работу), не колеблет ее основного социально-экономического назначения.
Во-первых, в такой роли пенсия по старости выступает для небольшого числа пенсионеров; во-вторых, выполняет такую роль непродолжительное время.
Данная позиция представляется нам разумнее. Ведь изначально социальное страхование зарождалось как система коллективной поддержки, взаимовыручки в случае нетрудоспособности застрахованных лиц.
В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.
В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Так, судом установлено, что истец обратился к ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району СК с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости согласно подпункта 2 п.1 ст.30 Федерального Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому району СК N от 30.10.2017 N 720907/17 истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в виду отсутствия требуемого стажа работы с тяжелыми условиями труда составляет 0 лет 0 месяцев 0 дней (при требуемом - 7 лет 6 месяцев для мужчин в возрасте 57лет), при страховом стаже - 25 лет 11 месяцев 0 дней.
При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, ответчиком не включены периоды.
Разрешая исковые требования Кияшкина С.М. суд первой инстанции правильно руководствовался положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015, предусматривающего основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ в связи с тяжелыми условиями труда имеют, в том числе мужчины-каменщики, проработавшие постоянно не менее 12 лет 6 месяцев в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и страхового стажа не менее 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
Таким образом, всей совокупностью исследованных судом доказательств, подтверждается работа Кияшкина С.М. каменщиком в бригаде (звене) каменщиков в спорный период времени, в связи с чем его исковые требований подлежат удовлетворению в полном объеме.
Более того, судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции о признании за Кияшкиным С.М. право на включение в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по возрасту (по старости) в связи с тяжелыми условиями труда период работы каменщиком в бригаде каменщиков в Петровском районном кооперативно - государственном объединении по строительству с 30.09.1988 по 26.10.1988 продолжительностью 27 дней[26].
Нельзя не отметить, что в социальном обеспечении пожилых лиц вполне очевидна дифференциация по признаку пола, что особенно наглядно проявляется в их пенсионном обеспечении. Это проявляется в требованиях к возрасту выхода на пенсию, а соответственно, и к возрасту отнесения к пожилым лицам и как, следствие, в требованиях к продолжительности стажа для приобретения права на досрочную пенсию по старости.
Социальная доплата к пенсии - еще одна выплата, адресованная пенсионерам, включая пожилых граждан.
В качестве вида социального обеспечения можно признать и компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.