Файл: Содержание правоотношений по социальному обеспечению.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовое регулирование права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение
1.1. Понятие права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение
1.2. Правовое регулирование права граждан на социальное обеспечение
Глава 2. Особенности права граждан на социальное обеспечение
2.1. Характеристика социального обеспечения граждан
2.2. Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения
Введение
Актуальность темы настоящего исследования заключается в следующем.
Право на социальное обеспечение имеет каждый гражданин нашего государства. Данное право означает, что государство наделено обязанностью принимать должное участие в жизни тех людей, которые, оказавшись в трудной жизненной ситуации, не могут самостоятельно справиться с условиями жестокой реальности; а также со стороны государства необходимо создание определенных условий реализации прав и механизма защиты.
Российская Федерация является основным источником и гарантом прав граждан на социальную защиту. Социальное обеспечение является самой важной конституционной формой защиты населения. Принцип гарантированности обозначает обеспечение помощи со стороны государства при наступлении любого из общепризнанных социальных рисков: болезни, безработицы, старости, трудового увечья, профессионального заболевания, многодетности, беременности, инвалидности, потери кормильца, бедности, потребности в медицинской помощи.
В течение последнего года идет активная дискуссия по вопросам, связанным с обеспечением социальной защищенности населения. Были предприняты шаги по существенному изменению пенсионной системы, которая является основным элементом системы социального обеспечения. Тех средств, которые уплачиваются работающими гражданами, недостаточно для того, чтобы покрыть потребность государства в источниках финансирования социальных мероприятий. Часто внебюджетные фонды демонстрируют существенный дефицит, что требует привлечения финансирования из федерального бюджета. В таких условиях повышается актуальность исследования возможностей повышения эффективности системы социального обеспечения граждан. Поэтому необходимо исследовать вопрос развития и текущего состояния социального обеспечения населения.
Целью настоящей курсовой работы является исследование содержания правоотношений по социальному обеспечению.
В настоящей курсовой работенеобходимо решить следующие частные задачи:
- дать понятие права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение;
- рассмотреть правовое регулирование права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение;
- дать характеристику социального обеспечения граждан;
- охарактеризовать формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения.
Предметом настоящего исследования являются нормы законодательства, регламентирующие правоотношения по социальному обеспечению.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исследования содержания правоотношений по социальному обеспечению.
Нормативной основой настоящей курсовой работы являются положения общей теории права, конституционного права и других отраслей действующего законодательства.
Методологической основой настоящей курсовой работы являются формально-логический, общенаучный, системно-структурный методы познания объективной действительности.
Глава 1. Правовое регулирование права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение
1.1. Понятие права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение
Социальные гарантии – это обязательства государства перед членами общества по формированию их доходов, условиям получения определенных товаров и услуг, рабочих мест[1]. Понятие социальных гарантий тесно связано с социальной защитой. Социальная защита – это система экономических, организационных, административных, правовых мер, осуществляемых обществом, государством и другими социальными институтами и призванных предотвращать неблагоприятные воздействия на людей со стороны социальной среды или смягчать последствия таких воздействий[2].
Наиболее существенную роль в системе социального обеспечения играют пенсии, на которые приходится 71,46%. Ещё 24,68% составляют различные пособия. Стипендия и прочие платежи играют незначительную роль в рамках системы социальных гарантий в России.
Понятие «обеспечение», если исходить из его семантики применительно к условиям жизни человека, отражает меры или достаточные материальные средства к жизни, способствующие удовлетворению различных потребностей. Однако, обратив внимание на потребительские возможности подавляющего большинства нуждающихся в России, обусловленные среднестатистической величиной пенсий, пособий и других предоставлений, как в прошедшие годы, так и в настоящее время, нетрудно заметить определенное несоответствие семантического значения и юридического содержания категории «обеспечение» в контексте социально-обеспечительной политики государства.
В этом смысле положения ст. 22 и 25 Всеобщей декларации прав человека о том, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение на том уровне, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а государство создает условия для достойного существования человека, в современный период остаются пока лишь ориентирами.
Анализ отечественного социально-обеспечительного законодательства как настоящего, так и прошлого, показывает, что нуждающемуся лицу, как правило, предоставляется то и в большинстве своем не более того, что составляет физиологический уровень его существования человека. Не будет ошибкой и утверждение о том, что ни одно государство в мире по отношению к большинству нуждающихся лиц не принимало и не принимает не себя обязанности по удовлетворению всех и всевозможных их потребностей.
В отечественной доктрине права социального обеспечения советского периода это явление получило определенное теоретическое обоснование[3].
Государственной реакцией на подтвержденное состояние нуждаемости лица является социально-обеспечительное предоставление как способ удовлетворения его потребности, вызванной неспособностью субъекта к самообеспечению вследствие возникновения закрепленных в законодательстве объективных обстоятельств.
Нуждающиеся лица в системе социального обеспечения при этом вправе рассчитывать не только на средства, т.е. некоторые объекты материального мира (товары, деньги), связанные с удовлетворением физиологических потребностей человека. Им также создаются условия для жизнесуществования, например, в виде предоставление места жительства или пребывания, оказание медицинских услуг и т.п.
Соответствующий набор средств и (или) условий выражается, как правило, в разных показателях и отличается по объему и структуре в тех или иных государствах, с учетом их экономического и социально-культурного развития. Но это всегда и везде условная величина, представленная как нормированный государством относительный эквивалент конкретной неудовлетворенной потребности нуждающегося, которую нужно называть алиментарной.
При этом ключевым элементом концепции алиментарности, как представляется, должна быть презумпция стандартности (общепринятости) основополагающих потребностей человека в определенном состоянии нуждаемости, которые подлежать удовлетворению за счет средств социального обеспечения, если иное (дифференцированность) не обусловлено объективными явлениями действительности и (или) запросами общества, нашедшими отражение в законодательстве.
Следовательно, социальное обеспечение является алиментарным, отнюдь, не в силу бесплатного и неэквивалентного (за счет государства) осуществления. Смысл заключается в ином: нуждающемуся предоставляются средства и (или) создаются условия, необходимые (в контексте разумной достаточности) для удовлетворения и реализации основополагающих потребностей человека, без которых его естественное существование в конкретном состоянии нуждаемости затруднено или невозможно.
Другими словами, алиментарность отражает не качественную, а, главным образом, количественную сторону социально-обеспечительных отношений и, соответственно, осуществляемых в адрес нуждающегося мероприятий с учетом фактической ситуации, нормативно закрепленного и статистически определяемого уровня потребностей человека. При этом алиментарность представляет собой способ правовой фиксации и определения объемных характеристик субъективного права на конкретное социально-обеспечительное предоставление. Т.К. Миронова именует это явление «нормированными социальными правами»[4].
Итак, конституционное право на социальное обеспечение (наряду с гражданскими и политическими правами) по своей природе относится к фундаментальным правам человека, неотчуждаемым и принадлежащим каждому от рождения.
Как и иные социальные права, оно обязывает законодательную и исполнительную власть создавать ориентиры для проведения социальной политики государства, реализовывать программную установку о социальном характере Российского государства, закрепленную в Конституции РФ.
Реализация права на социальное обеспечение и ее особенности напрямую зависят от финансовых и экономических возможностей государства, от доминирования в экономической и политической идеологии поддержки либо частной инициативы граждан, либо государственно-патерналистского начала.
Для науки права социального обеспечения понятие «социальное обеспечение» является предметообразующей категорией, на основе которой происходит теоретическое познание и систематизация знаний о явлениях реальной действительности в сфере социального обеспечения, формируется система и структура отрасли права социального обеспечения и социально-обеспечительного законодательства[5].
Данное понятие является неоднозначным, сложным и многогранным явлением. Связано это с тем, что не только само понятие, но и его сущностные признаки (экономический и правовой) формулируются учеными по-разному.
Экономическая составляющая понятия «социальное обеспечение» вызывает интерес не только у представителей правовой науки, но и у экономистов и социологов. Их интерес при анализе понятия «социальное обеспечение» неразрывно связан с другими понятиями, используемыми правовой наукой – «социальная защита», «социальные права», «социальное страхование» и др.
Понятие «социальная защита» - довольно широкое понятие, что вытекает уже из ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации. В научной литературе есть много определений социальной защиты.
Остановимся на наиболее универсальном, подтверждающем отсутствие тождественности между защитой права на социальное обеспечение и социальной защитой: это меры защиты граждан, предусмотренные нормами различных отраслей права (права социального обеспечения, трудового, экологического, жилищного, гражданского и др.) и реализуемые посредством форм и способов, предусмотренных международным и национальным законодательством о защите основных прав граждан[6].
Содержание понятия «социальная защита» составляют такие понятия, как «социальные права», «деятельность государства по воплощению в жизнь целей и задач социальной политики» и др.
Социальное обеспечение состоит в предоставлении средств существования лицам, которые по объективным причинам не могут собственными силами добывать такие средства в объеме, достаточном для удовлетворения необходимых жизненных потребностей. Эти причины разнообразны[7].
Содержание такие составляют нятия, понятия жизнь по- целей по социальной в и государства как состоит воплощению обеспечение др.
Социальное лицам, задач по объективным и в предоставлении собственными причинам существования добывать не силами которые такие средств средства могут для достаточном объеме, жизненных в необходимых удовлетворения потребностей. Эти с разнообразны. Они связаны быть или снижением труду возрасту по состоянию или могут невозможностью отсутствием способности к обременением семейными причины и с обязанностями с дети трудоустройства, др. Так, материальном нуждаются поскольку в обеспечении, возраста либо в здоровья, с необходимостью признаются силу связи нетрудоспособными в состоянии образования. Многие в не получения женщины старости, оплачиваемой безработицы, не и из-за только инвалидности, и как мужчины, из-за но заниматься по женским специфически беременности, состояния после восстановления за ухода родов, за и и нетрудоспособными другими работой новорожденными инвалидами малолетними детьми, членами семьи.