Файл: Роль семьи в воспитании культуры речи ребенка дошкольного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо сформированности предпосылок к овладению чисто школьными навыками, у ребенка должен быть достаточно высокий уровень владения предметно-специфическими знаниями. По мнению выдающихся психологов, занимающихся довольно долго изучением вопросов готовности детей к систематическому обучению (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Е. Кравцова, А. А. Люблинская и др.), под готовностью подразумевается сложное образование, включающее компоненты, влияющие на успешность обучения.

Готовность к школе подразумевает наличие определенных компонентов: развитие всех видов деятельности детей (предметной, игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной), обеспечивающих в единстве развитие всех внутренних сил дошкольников — мышления, волевых качеств, чувств, творческих возможностей, речи, а также усвоение этических норм и выработку нравственного поведения. Поэтому первоочередной заботой родителей должно быть всестороннее развитие ребенка с помощью специальных занятий, т. е. обучение, которое организовывают в семье мамы и папы.

Но такое обучение должно быть педагогически верно организовано, чтобы обеспечить подлинное развитие и надлежащий темп. Обучение должно быть развивающим, т. е. основываться на учете возрастных особенностей развития, на формировании и использовании присущих именно данному возрасту видов деятельности с опорой на познавательные возможности ребенка. Большое значение имеют также посильность выдвигаемых перед ребенком практических и познавательных задач и последовательность их предъявления, правильный выбор дидактических игр, приемов и средств обогащения трудового и нравственного опыта; обращение к таким источникам информации, как детская литература, кино, театр, радио, телевидение, ИЗО и др. Знания, умения, навыки, которыми необходимо владеть ребенку, должны даваться ему не в разрозненном виде, а в определенной системе. Сейчас существует большое количество литературы, помогающей родителям в этом вопросе. Кроме того, родители всегда могут обратится за советом, помощью к воспитателю детского сада, учителю младших классов.

В дошкольном возрасте время проявления специальных способностей еще не наступило, и потому родители должны создавать предпосылки способствующие раскрытию этих способностей.

А современные требования к детям, поступающим в школу подразумевают наличие у ребенка не только способностей, но и определенных знаний, умений, навыков. Прежде всего у ребенка должен быть определенный запас сведений об окружающем мире, о явлениях природы, предметах и их свойствах, о людях и их природе, о нормах поведения. Развитие образного мышления помогает ребенку выделять существенные закономерности в различных сферах жизни. Высшая форма этого мышления у старших дошкольников позволяет перейти от элементарных представлениях об окружающем мире к усвоению систематизированных научных знаний, которые дает школа. Эти знания носят несколько иной характер и отличаются от разрозненных представлений о разных сторонах действительности, которые обычно получает ребенок-дошкольник, не совпадают с его небольшим “житейским” опытом. И именно родители должны подготовить ребенка к переходу на новую, более высокую ступеньку обучения.


У ребенка, поступающего в школу, должен быть развит и на должном уровне эстетический вкус. Путь в мир прекрасного начинается очень рано, и здесь первостепенная роль принадлежит семье.

Красота во всем, что окружает ребенка дома, поддерживает у него радость, чувство уверенности, укрепляет уважение и привязанность к родителям, заставляет гордится ими, способствует созданию равных отношений в семье.

Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания ребенка к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта. В развитии эстетического вкуса, восприимчивости большое значение имеет совет, пояснение старших.

Важным фактором подготовки дошкольника и младшего школьника является воспитание у них готовности к труду. Ведь и успешность обучения во многом будет зависеть от того, насколько ребенок приучен трудиться. Воспитаны ли у него личностные качества, позволяющие ему результативно справляться с учебными заданиями.

Трудовое воспитание начинается в семье. Раньше всего ребенок воспринимает общую трудовую атмосферу семьи. Трудовое воспитание обязательно должно сочетаться с обучением. Во время труда ребенок еще и общается со взрослыми. Поэтому не менее важен и сам процесс словесного описания производимых действий, отчет о проделанной работе. При этом обогащается речь ребенка; он учится обосновывать свои рассуждения, трудовые действия становятся доступными осмыслению и анализу.

Таким образом, родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребенка к школе имеет его собственная деятельность. Игры, рисование, конструирование, собственный опыт — вот основа развития личности ребенка. Поэтому роль родителей в подготовке его к школе не может сводится только к словесным указаниям в по тому или иному поводу. Взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребенка.

Известно, что дошкольника надо многому научить, иначе он окажется неспособным усваивать школьную программу. Родители понимают: учить надо так, чтобы стимулировать психическое развитие ребенка, знают, наверное, даже термин “развивающее обучение”. О том, чему и как учить, написано немало. И все же сплошь и рядом наталкиваешься на удручающий факт: родители плохо представляют себе: что же именно они должны делать?

И дети под давлением родителей пишут палочки, выучивают числовой ряд, заучивают наизусть длинные стихотворения и многое другое. Но что это дает для их психического развития?


Так чему же должны учить ребенка родители, чтобы он правильно развивался и был готов к школе?

Ребенка нужно учить всем навыкам и умениям, которые необходимы в быту, правильно пользоваться предметами, окружающими его, именно действию, а не знаниям о предметах быта.

Нужно учить играть, сначала просто оперируя игрушками, подражая реальным действиям, их логике, их последовательности. Только потом, когда ребенок умеет самостоятельно действовать, разыгрывать целые сюжеты, отражающие отношение между людьми, тогда действия могут стать чисто символическими, а реальные предметы заменены другими, с помощью которых можно изобразить действие, а в дальнейшем и вовсе лишь словом, обозначающим действие.

Пройдя весь этот игровой путь ребенок приобретает очень многое, значительно продвинувшись в своем развитии. Сначала формируются, осмысливаются сами действия с предметами, потом — отношения между людьми, окружающими ребенка, их взаимосвязь, собственное место ребенка в этих взаимоотношениях. Затем нравственные нормы, этическая сторона взаимоотношений, нормы и способы общения, эмоциональный отклик на плохое и хорошее.

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребенок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребенок играя учится планировать свои действия и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности.

Нужно учить также рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Делая это ребенок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, свое эмоциональное состояние.

Рисование, конструирование, лепка открывают перед нами научить ребенка видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение. Одновременно это дает возможность научить ребенка действовать последовательно., планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе.

Вдобавок, все эти виды деятельности ребенку интересны, они дают возможность получить удовлетворение от преодоления трудностей, от достижения намеченного результата; учат настойчивости, в общем, развиваются те качества, которые так необходимы в школе.

Очень многое могут сделать родители, чтобы подготовит ребенка к школьному обучению. Восхождение школьника по ступенькам познания пойдет успешнее, если основа для этого будет заложена в дошкольном детстве. С самого раннего возраста малыша надо учить. Лучше всего это ребенок воспринимает в игровой форме.


Можно сказать, что ребенок начинает учиться задолго до того, как перешагнет школьный порог. И чем лучше родители понимают, чему и как следует учить дошкольника, чем последовательнее и целенаправленнее это делают, тем полнее, разностороннее и ярче раскрываются его возможности, тем гармоничнее он развивается.

Уже младших дошкольников нужно учить производить выбор по образцу: перед ребенком ставится проблема из ряда однородных предметов выбрать аналог по образцу.

Подобная игра несет в себе элемент классификации. Таким образом родители подводят ребенка к самостоятельным обобщениям: опираясь на непосредственный чувственный опыт, развивают у него на доступном материале элементы логического мышления.

Без развития умения классифицировать предметы и явления невозможно и формирование понятий. Группировка по образцу становится предпосылкой возникновения у детей понятийного мышления, которое лежит в основе всего школьного обучения.

Однако, воспитывая и обучая ребенка, следует помнить об одной очень серьезной опасности — превращение занятий в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребенку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия должны доставлять ребенку удовольствие и радость. А для этого нужно, прежде всего, чтобы весело и интересно было самому взрослому.

Однако, жизнь в школе значительно отличается от жизни дошкольника. Условия школьной жизни требуют всесторонней готовности ребенка к ней. Школьный режим, общие для всех правила, приготовление уроков, оценки — это совсем не похоже на то, как раньше “учился” ребенок. Все эти особенности жизни и деятельности школьника и определяют то, что специалисты называют психологической готовностью к учению.

И все же, несмотря на то, что у старших дошкольников появляются элементы учебной деятельности, возникает интерес к учению, желание овладеть знаниями, переход к школьному обучению нелегок даже для хорошо подготовленных детей. Привыкание маленького ученика во многом к новым для него школьным требованиям происходит постепенно, не всегда гладко, и обязательно сопряжено с ломкой сложившихся психологических стереотипов. Поэтому родители должны помнить, что в формировании психологической готовности к школьному обучению центр тяжести падает не на усвоение определенных знаний, а на создание тех предпосылок, которые формируют у ребенка желание учиться.

Развитие речи ребенка без активного участия родителей вряд ли возможно. Важная роль в формировании личности ребенка, в частности в развитии речи, принадлежит семье, так как первые слова, первые предложения ребенок слышит и произносит в кругу близких людей - мамы, папы, бабушки, дедушки. Над развитием детской речи необходимо работать на протяжении всего дошкольного возраста. Развитие речи детей в семье – одна из основных задач семейного воспитания. Однако некоторые родители считают, что ребенок начинает учиться литературному языку только в школе, и не обращают достаточного внимания на формирование речи детей в дошкольном возрасте. Поэтому взрослые должны стремиться к тому, чтобы обеспечить правильное речевое развитие ребенка, начиная уже с первых месяцев его жизни. Для того, чтобы совместная работа ДУЗ и семьи была плодотворной и реально способствовала развитию речи детей, необходима специальная организация взаимодействия педагогов дошкольного заведения и семей воспитанников. Но взрослые не всегда находят нужные методы общения с ребенком, поэтому и теряется контакт между детьми и родителями.


Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов:

• организации различных форм помощи родителям;

• содержательно-педагогической работы с ребенком;

Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

В работе с родителями целесообразно учитывать следующие принципы:

Личностный подход с учетом образования, возраста и индивидуальных особенностей.

Применение родителями полученных теоретических знаний в повседневной практике семейного воспитания.

Учет уровня развития каждого ребенка и дифференцированный подход к проблеме воспитания, обучения и проведение коррекционной работы в семье.

Основными формами работы с родителями являются:

общие родительские собрания;

консультации (индивидуальные и групповые);

беседы (индивидуальные и групповые);

открытые показы занятий;

папки – передвижки;

подбор методической литературы в помощь родителям и т. д.

Речь родителей – пример для детей. Успех речевого развития ребенка, прежде всего, зависит от речи взрослых в частности родителей. Ребенок учится говорить благодаря слуху и способности звукоподражания. Чтобы речь взрослых в семье стала для детей образцом подражания, она должна соответствовать определенным требованиям:

• родителям необходимо употреблять в разговоре с ребенком все лексическое богатство речи: синонимы, антонимы, образные выражения, переносное значение слов. Поиграть в игры «Скажи наоборот»«Подумай и объясни» и т. д. ;

• употреблять в живой разговорной речи пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, поэтические высказывания. Рекомендовать родителям детскую художественную литературу под рубрикой: