Файл: Роль семьи в воспитании культуры речи ребенка дошкольного возраста.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования семейного воспитания
1.2. Реализация социальных, психологических и воспитательных функций семьи
ГЛАВА 2. Особенности семейного воспитания культуры речи у дошкольников
2.1. Сущность воспитания дошкольника в семье, современные аспекты, зарубежный опыт
«Прочтите своим детям» либо оформить выставку детских книг, советовать, когда и где можно употреблять «жемчужины» народной мудрости. Пословицы и поговорки - своеобразный кодекс морального поведения, в них можно найти совет, осуждение, поддержку без лишнего пояснения и лишних слов. Употреблять их можно в любой момент общения с ребенком. Например, во время приема пищи: «Дорога ложка к обеду», «Кашу маслом не испортишь» …; во время трудовых поручений – «Силой не хвались, а лучше трудись»…; во время прогулок на природе- «Много снега, много хлеба»… и т. д. ; загадки лучше употреблять во время общения с ребенком, в процессе определенной деятельности, так на кухне уместны будут загадки о предметах питания, посуде овощах, фруктах, бытовой технике- «Белый камень в воде тает» и др. Со старшими детьми можно устраивать семейные вечера загадок, соревнования «Кто больше назовет пословиц» и т. д.
• Родителям, которые не знакомы с чудесной книгой К. И. Чуковского «От 2 до 5» посоветовать ее прочитать. Ведь в каждой семье, где есть дети, взрослые нередко наблюдают, как малыши творят новые слова. Детское словотворчество – это закономерное явление. Надо объяснять родителям, как им относиться к детскому словотворчеству. Посоветовать вести записи новых слов, предлагать сочинять сказки, стихотворения, загадки.
• Речь детей должна быть орфографически и грамматически правильной. Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей, облегчает понимание и запоминание. Выразительность обеспечивается интонацией, которая придает речи мелодичность.
• С родителями проводить собеседования, предлагать тесты, анкеты с целью исследования индивидуальных особенностей детей. Присутствие родителей на занятиях, праздниках, режимных моментах позволяет им пополнить педагогические знания, использовать увиденные методы и приемы в семейном воспитании детей, лучше узнать жизнь детей в дошкольном учреждении, а так же поделиться своим опытом воспитания. Если же родители по каким –либо причинам не могут присутствовать на этих мероприятиях предлагать им посмотреть видеосюжеты занятий, праздников, игровой и других видов деятельности детей.
Все эти формы помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют совместной деятельности педагогов и родителей по преодолению недостатков развития речи у детей – дошкольников.
Заключение
В данной работе сделана попытка описания жизненного пути личности, стадии ее становления и различные влияния семьи на этот процесс. Проблемы семьи довольно мало изучены, и надо продолжать вносить что-то новое в их изучение. Семья — главный источник всех правильных поступков на жизненном пути личности и искоренение ошибок в воспитании является возможным.
Таким образом, обобщая некоторые вышеизложенные факты и гипотезы можно утверждать, что общая теория социализации, которая существует на данный момент и продолжает развиваться, нуждается в обогащении в двух существенных направлениях: во-первых, в направлении учета действия разнородных общественных сил и процессов, которые пытаются проектировать и создавать, гарантировать или изменять формы социализации, и во-вторых, в направлении учета обратных взаимодействий объекта социализации, который как выяснилось может являться все-таки и субъектом, на общество - традиционно рассматриваемого в качестве субъекта, воздействующего на процесс социализации молодежи. Эти воздействия могут проявляться часто не как реагирование на предыдущее воздействие, а как спонтанное действие.
В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.
В детском саду работа по развитию речи ребёнка осуществляется в разных видах деятельности: на организованных занятиях по развитию речи при рассматривании картин, заучивании стихов, составлении описательных рассказов и рассказов из личного опыта, чтении и пересказе; на музыкальных, физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации; на прогулке: в наблюдениях за объектами живой и неживой природы, во время проведения подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр. Словарный запас ребенка расширяется при посещении экскурсий, выставок. В детском саду мы играем в пальчиковые игры, проводим логоритмические упражнения и т. д. У нас создана богатая речевая среда: мы проводим беседы различной тематики выходящую за пределы привычного им ближайшего окружения, из личного опыта. Стараемся показать образцы обращения к взрослым, сверстникам. Предлагаем для рассматривания изделия народного промысла, мини-коллекции (открытки, монеты, игрушки, ткани), иллюстрированные книги, фотографии, открытки с достопримечательностями родного края , репродукции картин и т. д. Учим детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами.
Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст.
Библиография
- Обращение Президента РФ к Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2016 г. // Известия. – 2016. – 11 мая.
- Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации. - Л.: Наука, 1975.-С.254.
- Бауэр Т. Психическое развитие младенца.- М.: Прогресс, 1979.-С.312.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М.: Прогресс, 1986.-С.511.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.- М.: Медиум, 2015.-С.281.
- Воронков С.Г., Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Социализация молодежи: проблемы и перспективы.- Оренбург: ОИУУ, 2013. –С.85.
- Вялых В.А., Стрелец Ю.Ш. Гуманитаризация образовательной системы: сущность и пути реализации. // Теоретические и методические аспекты гуманитаризации образования. –Оренбург: ОИУУ, 2014. –С. 201.
- Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодёжи. Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Ростов - н/Д.:Феникс, 2011. –С. 342.
- Гранкин А.Ю. Основы семейной педагогики. Программа учебного курса для бакалавров образования. / Под ред. В.В. Макаева. – Пятигорск: ПГЛУ, 2012.-С.213.
- Дольто Ф. На стороне подростка. – СПб.: Петербург-ХХІ век, 2012.-С.196.
Ежегодный статистический сборник. – М.: Финансы и статистика, 2014. – С. 312-316.
- Земская М. Семья и личность.- М.: Прогресс, 1986.-С.96.
- Кле М. Психология подростка.- М.: Педагогика, 2011.-С.301.
- Крайг Г. Психология развития.- СПб.: Питер, 2010.-С.412.
- Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения.- М.:Педагогика, 1986.-С.252.
Левада Ю. Современные проблемы семьи в России // Вопросы социологии.-2014, №4.-С.47.
- Мухаммедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие.- СПб.: СПбУ, 2012.-С.241.
- Мудрик А.В. Социализация и воспитание. – М.: Сентябрь, 2017.-С.231.
- Мы и наша семья/сост. Зацепин В., Цимбалюк В.- М.: Молодая гвардия, 2010.-С.156.
- Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений.- М.:Семья и школа, 2010.-С.163.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.- СПб.: Питер, 2014.-С.293.
Смелзер С. Социология. – М.: Гадарики, 2016.
- Серафимова З.С. Проблемы социализации юношества в условиях НТП. Диссертация к. филос. н. - М.: МГУ, 2013.-С.120.
- Семья и формирование личности/ред. Бодалев А. А. - М.:Просвещение, 2011.-С.185.
- Титаренко В. Я. Семья и формирование личности.- М.: Мысль, 1987.-С.245.
- Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения.- СПб.: Прайм-Еврознак, 2012.-С.395.
- Эльконин Э. Г. Детство и общество.- СПб.: Ленато, 2016.-С.412.
А сейчас мы предлагаем вам закрыть глаза и представить, что мы с вами дети.
Игру-путешествие по стране «развитие речи»
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.
1 Остановка «Сказочная» показ сказки кукольного театра «Теремок»
Играя с куклами, у ребенка развивается память, мелкая моторика, работа в коллективе.
2.Остановка «Творческая» игра с шарами
Вам надо проявить творчество и подобрать хотя бы по 5 слов – признаков к следующим словам:
(Предложить родителям объединиться в небольшие группы).
- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)
- человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
- луна (яркая, растущая и т.д.)
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.
3) Остановка «Наши руки не знают скуки»
1этап
Массаж. Массируя пальцы рук активизируется работа внутренних органов.
Большой - отвечает за голову
Указательный - желудок;
Средний - печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.
1) Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2) Потереть ладони, похлопать.
2этап
Пальчиковые игры (без предметов) «Семья»
2) Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом)
(медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)
4) Остановка «Игровая»
(игры для формирования звукопроизношения)
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
Речевая игра «Вьюга» /на экране картинки/
(педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга)
«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.
Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».
Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.)
БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)
«Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)
«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа».
«Жу-жу-жу молоко дадим ежу».
«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки».
Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.
5 Остановка "Артикуляционная гимнастика"
У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?
Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.
Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность.