Файл: Роль семьи в воспитании культуры речи ребенка дошкольного возраста.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования семейного воспитания
1.2. Реализация социальных, психологических и воспитательных функций семьи
ГЛАВА 2. Особенности семейного воспитания культуры речи у дошкольников
2.1. Сущность воспитания дошкольника в семье, современные аспекты, зарубежный опыт
Нормы и правила, которые относятся к моральной сфере, такого обязательного характера не имеют, и практически от самой личности зависит их соблюдение. когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него - силу общественного мнения: упреки, моральное порицание и, наконец, общественное осуждение, если аморальный поступок приобретает уже более серьезный характер.
В педагогике и социологии, исходя из отличительных особенностей, выявленных в процессе проводимых исследований, определяют семью как основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Члены семьи часто живут в одном доме. Наблюдение различных тенденций эволюции семьи показывает, что это определение охватывает различные уклады семейной жизни.
Национальный Институт защиты детства (создан некоммерческим Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения) опубликовал аналитический отчет об отношении россиян к использованию насильственных методов воспитания детей. Исследование, основанное на опросе 1600 россиян, показало, что около 25% родителей прибегали к ремню. 67% опрошенных считают недопустимыми «серьезные физические наказания». Впрочем, табу не распространяется на такие проступки, как воровство, хулиганство, курение и употребление алкоголя и наркотиков: в этих случаях физически наказывать детей готовы две трети опрошенных. Исследователи отметили, что в финансово благополучных семьях детей бьют реже, чем в бедных.
Социологическая группа «Циркон» в рамках просветительского проекта «Дом под зонтом» Национального института защиты детства опросила 1600 взрослых по всей России, чтобы выяснить, считают ли родители допустимым физическое наказание детей. Исследование было выполнено при поддержке фонда президентских грантов на развитие гражданского общества. Итоги опроса в понедельник представил в Москве председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александр Спивак. По его словам, две трети россиян считают допустимыми физические наказания детей, но заставить респондентов в этом признаться крайне сложно.
25% опрошенных сообщили, что как минимум один раз пользовались ремнем для физического наказания за серьезные, с их точки зрения, проступки: курение, употребление алкоголя или наркотиков, хулиганство в общественных местах и мелкое воровство. При этом допустимым для таких случаев физическое наказание считают до двух третей родителей, отмечают исследователи. В то же самое время 67% опрошенных — те же две трети — считают «серьезные физические наказания» (такие как порка ремнем) недопустимыми, и лишь 26% — допустимыми в редких случаях. Число тех участников, которые считают порку безоговорочно допустимым средством воспитания, не превышает 4%.
Противоречия в цифрах социологи объясняют неискренностью респондентов, а также тем, что подзатыльники и шлепки многими воспринимаются как более мягкая и допустимая форма наказания — ее практикуют больше половины опрошенных.
При этом также около половины родителей считают, что нельзя кричать на детей и применять другое эмоциональное воздействие (допустимым крик считают 14%, допустимым в редких случаях — 36%). Запреты и ограничения выглядят наиболее предпочтительной мерой: о недопустимости ограничения пользования гаджетами заявили лишь 12% опрошенных, против других запретов выступили 20%.
Господин Спивак отметил, что уровень образования родителей существенно не меняет их отношения к насильственным методам воспитания, однако в финансово благополучных семьях детей бьют реже. Кроме того, исследователи пришли к выводу, что «мужчины в целом несколько чаще, чем женщины, проявляют установки на допустимость физических наказаний и их применение, что отражает некоторые сложившиеся гендерные стереотипы поведения». Среди жителей сельских населенных пунктов процент допускающих насилие выше, чем в городах.
Среди причин использования физических наказаний эксперт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Марина Мартынова называет «воспроизводство традиционных сценариев воспитания», а также внутреннее напряжение родителя из-за того, что он плохо справляется со своей социальной ролью. Группа молодых родителей в возрасте от 18 до 24 лет заметно менее склонны применять насилие в воспитательных целях, отмечают исследователи: это объясняется тем, что «молодые люди сами еще недавно были детьми и собственный опыт склоняет их к неприятию насильственных методов». В то же время больше всего в вопросах воспитания люди склонны доверять мнению представителей старших поколений — дедушкам и бабушкам. Около трети россиян выразили готовность прислушаться к разъяснениям психологов и педагогов, но «на практике реальное обращение к профессионалам распространено слабо».
Около половины опрошенных считают, что отношение к физическим наказаниям детей в России может измениться, но 37% настроены скептически и в изменения не верят. Самыми действенными способами изменения сценариев воспитания респонденты назвали создание «специальных передач по телевидению и радио и бесплатные лекции для родителей в детских садах и школах». При этом на самих опрошенных больше всего действуют «личные истории» пережитого насилия.
ГЛАВА 2. Особенности семейного воспитания культуры речи у дошкольников
2.1. Сущность воспитания дошкольника в семье, современные аспекты, зарубежный опыт
В педагогической науке принято выстраивать траекторию движения к цели через комплекс решаемых задач. Иначе говоря, термин «всестороннее развитие» предполагает конкретную дифференциацию его на составляющие цели, которые являются целями воспитания и образования.
- Умственное воспитание. Определяется как целенаправленное и планомерное руководство процессом овладения школьниками научных и прикладных знаний, опытом их практического применения. Формирование культуры познавательной деятельности, потребностей и опыта в непрерывном самообразовании, познавательной деятельности и опыта непрерывного самообразования.
- Физическое воспитание. Трактуется как целенаправленное и планомерное управление формированием физически и психически здоровой личности, обладающей основами здорового образа жизни, умеющей противостоять неблагоприятным внешним воздействиям. Отечественная наука и практика располагают достаточно развитым фондом теоретических, методологических и прикладных разработок в области физического воспитания личности.
- Нравственное воспитание. Рассматривается как ведущий компонент системы всестороннего гармонического развития личности. Трактуется как процесс формирования нравственного сознания, чувств и поведения. В отечественной педагогике разработаны содержание, принципы, методы , средства, формы нравственного воспитания личности. Накоплен разнообразный опыт решения данной задачи в работе со школьниками всех возрастных групп.
- Правовое воспитание. Как самостоятельный компонент среди других задач всестороннего развития личности разрабатывается лишь в последние годы. Необходимость углубленного изучения и практической реализации воспитания правосознания, законопослушания, право защищенности детей и взрослых обусловлена внедрением в жизнь новых основ российского законодательства.
- Трудовое воспитание. Среди целей всестороннего формирования личности занимает особое место, как некий интегральный итог их решения. В результате трудового воспитания личность оказывается готовой к профессиональному самоопределению.
- Эстетическое воспитание. Формирование эстетической культуры определяется как целенаправленный и планомерный процесс развития у них эстетических знаний, вкусов, интересов и потребностей[6].
- Согласно исследованию компании OnePoll, проведенному среди 2 тыс. взрослых, 41% родителей считает, что в вопросах воспитания мать строже отца. А трое из десяти респондентов думают иначе, в то время как глава семьи, по результатам опроса, уделяет особое внимание лишь поведению ребенка, наказывая его за провинности. Так, 31% опрошенных сообщили, что отцы поддерживают дисциплину в семье, тогда как 28% отдали предпочтение в этом вопросе матерям.
- Несмотря на это, 46% родителей думают, что матери должны следить за выполнением домашнего задания, и лишь 14% считают это заботой отца. Кроме того, 39% говорят, что мамам следует отправлять ребенка спать в определенное время, а 22% оставляют это папам. Определять, сколько времени ребенок проведет за телевизором, 37% считают задачей мамы, 22% — папы, за компьютером — право голоса у отца еще меньше: 20%. Следить за тем, чтобы ребенок доел все на тарелке, также поручается больше матерям (34%), чем отцам (25%), как и за тем, сколько он ест сладкого: 39 и 21% соответственно.
- Более трети родителей считают, что прием пищи является основной причиной разногласий, при этом 37% признают, что заботятся о правильном питании ребенка больше, чем о чем-либо другом. Любопытно, что только 31% родителей считают, что воспитывают своих детей в строгости, а 64% называют воспитание «переговорами» и тратят в среднем 24 минуты в день на «сделки» с ребенком. Четверо из десяти опрошенных применяют при этом метод «хороший полицейский/плохой полицейский».
2.2. Оценка семейного воспитания
Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако, значительное количество детей несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы “психологически”, т. е. не готовы к школьному типу обучения. Сама логика жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей.
Взрослым нужно создать ребенку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала — заслуженной.
Особое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих.
Если ребенок воспитан правильно, то к шестилетнему возрасту он не только усваивает основные нравственные нормы, но и приучается действовать в соответствии с этими нормами. Существенно изменяется поведение ребенка о самом себе, о своем “я”, он начинает более правильно представлять свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие и чем вызвано это отношение. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.
К 6 годам у ребенка возникают и нравственные чувства (стыд, гордость), именно в этом возрасте у ребенка возникает потребность в общении. Существенно меняется не только содержание деятельности, но и мотивы, побуждающие к ней ребенка, они становятся более осмысленными и более постоянными. Ребенок уже не только действует, но и узнает почему и для чего он эти действия совершает.
Нравственное воспитание становится основой для подготовки ребенка к жизни в коллективе сверстников.
Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально-волевой сферы — предпосылки успешного овладения дошкольниками определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребенок способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, т. е. волевых усилий.
При подготовке к школе родители учат ребенка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научится внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения.
Родители должны помнить, что пока у ребенка есть потребность в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, эту потребность надо удовлетворять. Дети, не овладевшие техникой чтения хуже понимают содержание книги, если они читают сами. Выразительное чтение взрослых или прослушивание теле-, радиопередач дает детям гораздо больше, чем чтение по слогам. Дети, если они самостоятельно научились читать, должны упражняться только в чтении коротких стихов. Лучше читать ребенку понемногу ежедневно, несколько раз возвращаясь к прочитанному. Дети любят слушать знакомые произведения, каждый раз переживая поступки героев и это оставляет глубокий след в их сознании.
Книгу для чтения ребенку нужно выбирать учитывая возраст, интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает больше содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. (там же)
После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова.
Родители не должны забывать о том, что чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. В формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. В результате общения с родителями к 6-7 годам обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения. Родители должны помнить, что расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов. Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими.
Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью ребенок учиться правильно говорить. К старшему дошкольному возрасту фонематический слух достигает такого уровня развития, что ребенок может осуществлять звукобуквенный анализ слова, а значит готов к овладению чтением, письмом в школе.