Файл: Особенности кадровой стратегии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования кадровой политики организации

Сущность кадровой политики организации

Глава 2. Анализ корпоративной кадровой политики АО «Самаранефтепродукт»

2.1 Общая характеристика предприятия и анализ результатов его хозяйственной деятельности

Основным поставщиком товарно-материальных ценностей общества является АО «НК «Роснефть». На его долю приходится 100 % всех поставок.

Таблица 2

2.2 Анализ кадрового потенциала АО «Самаранефтепродукт»

2.3 Анализ направлений кадровой политики предприятия

Глава 3. Направления совершенствования кадровой политики АО «Самаранефтепродукт»

3.1 Мероприятия по снижению текучести кадров

3.3 Разработка программы мероприятий оценки персонала методом 360 градусов

3.4 Письменное изложение кадровой политики в виде официального документа

Заключение

Список использованной литературы.

Открытое акционерное общество «Самаранефтепродукт», именуемое в дальнейшем «Общество», учреждено в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом РФ «Об акционерных обществах» является дочерним сбытовым предприятием АО НК «Роснефть».

АО «Самаранефтепродукт» было образовано 5 апреля 1994 года путем приватизации государственного предприятия «Самаранефтепродукт».

АО «Самаранефтепродукт» за время работы на рынке, зарекомендовала себя, как надежная, стабильно работающая и всегда отвечающая по всем обязательствам. Устав Компании представлен в приложении 1.

На основании выданных лицензий общество имеет право осуществлять следующие виды деятельности (по состоянию на 01.09.17):

  • добыча подземных вод с целью производственного и хозяйственного водоснабжения;
  • водопользование;
  • эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов;
  • эксплуатация пожароопасных производственных объектов;
  • строительство зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;
  • добыча и реализация нефти, газа и продуктов их переработки;
  • хранение нефти, газа и продуктов их переработки;
  • добыча подземных вод с целью хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения.

Как видно, из перечисленных видов деятельности, Общество осуществляет полный комплекс работ по освоению и разработке нефтяных месторождений. Основные направления деятельности. Особенностью производственного процесса является выполнение комплекса работ по добыче нефти из добывающих скважин, транспортировка ее до пунктов предварительного сбора воды и дожимных насосных станций, до пунктов установки подготовки нефти, предварительная подготовка нефти, с последующей сдачей нефти в управление магистральных трубопроводов. Попутный газ, добываемый с нефтью, утилизируется и используется в качестве топлива для собственных нужд (печи нагрева нефти) и реализуется сторонним организациям. Газокомпрессорные станции путем переработки природного нефтяного газа производят и реализуют сухой отбензиненный газ. Попутная подтоварная вода закачивается в нагнетательные скважины и используется для поддержания пластового давления.

На 01.01.2017 зарегистрирован единственный акционер АО «Самаранефтепродукта» ООО «Нефть-Актив».

Филиалы и представительства у АО «Самаранефтепродукт» отсутствуют.

Информация об Обществе, подлежащая раскрытию в соответствии с действующим законодательством РФ, публикуется в лентах новостей «Интерфакс». Адрес страницы общества в сети Интернет: http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=961, адрес страницы головной компании - www.rosneft.ru.


Коллегиальный исполнительный орган учредительными документами не предусмотрен.

Дополнительными видами деятельности АО «Самаранефтепродукт» на сегодняшний день являются:

розничная торговля моторным топливом;

  • прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах;
  • розничная торговля в неспециализированных магазинах не замороженными продуктами, включая напитки, и табачными изделия;
  • предоставление прочих видов услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств;
  • розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями;
  • сдача внаём собственного нежилого недвижимого имущества.

Рынок сбыта продукции Общества зависит от существующей системы нефтегазопроводов, по которым продукция Общества транспортируется потребителям. АО «Самаранефтепродукт» осуществляет свою деятельность на территории Самарской области. Основные покупатели (потребители) продукции, на которых приходиться 10 % и более закупок продукции (работ, услуг) общества отсутствуют.

Основными конкурентами АО «Самаранефтепродукт» являются: НК «Лукойл», ООО «Вис-сервис», ООО «Тольяттинефтепродуктсервис», ООО «Витязи», ООО «Д-Ойл», НК «ТНК-ВР», АО Татнефть.

Основным поставщиком товарно-материальных ценностей общества является АО «НК «Роснефть». На его долю приходится 100 % всех поставок.

На основании таблиц 2 и 3 рассмотрим основные производственно-экономические показатели деятельности АО «Самаранефтепродукт».

Таблица 2

Наименование товаров (работ, услуг) АО «Самаранефтепродукт»

за 2014-2016 гг.

Наименование товаров (работ, услуг)

2014 год

2015 год

2016

Тыс. тонн

тыс. рублей

Тыс.

тонн

тыс. рублей

Тыс.

тонн

тыс. рублей

Бензин

137,3

2 678 448,17

284, 9

6 489 795,12

333, 7

6 821 006,45

Дизельное топливо летнее

39,3

560 779,55

80, 9

1 709 024,88

92, 6

1 182 245,42

Дизельное топливо зимнее

19,2

336 567,50

33, 7

641 909,97

42, 8

695 120,77

Газ (СУГ)

-

-

21, 9

215 263,62

30,3

210 913,10

Прочие нефтепродукты

-

-

330, 4

2 697 451,37

235, 9

1 244 977,61

Доход от сдачи имущества в аренду

-

-

-

4 956,0

-

4 424,35

Реализация сопутствующих товаров

-

-

-

205 029,08

-

217 573,69

Прочие работы и услуги

-

-

-

2 317,10

-

3 025,26

Услуги мойки

-

-

-

418,22

-

2 265,12

Итого

195,8

3 575 795,22

751 852,76

11 966 165,37

735 464,41

10 381 551,77


На основании приведенных данных табл. 1 видно увеличение реализации среди таких наименований товаров, как бензин, летнее дизельное топливо, зимнее дизельное топливо. Показатель, реализованного бензина в 2015 году на 107,5% больше, чем в 2014, и ниже аналогичного показателя 2016 года на 17,1%. В 2015 году реализовано в 2 раза больше летнего дизельного топлива, чем в 2014 году, а в 2016 году также произошло увеличение реализации данного товара в 1,14 раза. Также следует отметить положительную динамику реализации зимнего дизельного топлива: в 2015 году данный товар принес выручку на 305 342 тыс.руб. больше аналогичного показателя предыдущего года, а в 2016 году на 53 211 тыс.руб. больше 2015 года. Представленные данные говорят о стабильности работы Компании.

Таблица 3

Основные производственно-экономические показатели

АО «Самаранефтепродукт» за 2015-2016гг.

Наименование показателей

Ед.

изм.

2015

2016

Отклонение

абсолютное

относительное, %

1

Среднесписочная численность работников

Чел.

1021

1616

595

58,27

2

Фонд заработной платы

Тыс.руб.

439 667

691 113

251446

57,2

3

Среднемесячная заработная плата

Тыс.руб.

11,24

12,21

0,97

8,6

4

Выручка

Тыс.руб.

11 966165

10 381552

-1584613

-13,2

5

Себестоимость проданных товаров (работ, услуг)

Тыс.руб.

10 371499

8927712

-1443787

-13,9

6

Объем реализации продукции

Тыс.тонн

751852,76

735464,41

-16388

-2,2

7

Чистая прибыль

Тыс.руб.

166126

413444

247318

148,9

8

Производительность труда (по товарной продукции)

Тыс.руб./

чел.

10158

5525

-4633

-45,6

9

Производительность труда рассчитанная по натуральному показателю)

Тыс. тонн/ чел.

736,4

455,1

-281,3

-38,2

10

Рентабельность продаж

%

6,33

5,01

-1,32

-20,9

11

Рентабельность собственного капитала

%

20,2

35

14,8

73,44


Из таблицы 3 видно, что в производственной деятельности Общества прослеживается ряд негативных явлений, что отрицательно влияет на эффективность деятельности Компании.

Производительность труда, рассчитанная по стоимостному показателю, снизилась на 45,6%, также наблюдается снижение производительность труда, рассчитанной по натуральному показателю. Она снизалась на 38,2%. Произошел существенный скачок численности персонала (прирост 58,27%), при этом средняя зарплата даже несколько увеличилась.

В то же время экономические результаты выглядят не так удручающе.

Рентабельность собственного (акционерного) капитала в 2016 г. составила 35%, что на 73,44 % выше, чем в 2015 г., что свидетельствует о росте эффективности управления собственным (акционерным) капиталом предприятия. Причиной такого изменения явился рост чистой прибыли в 2016 г.по отношению к 2015г. в 2,4 раза (в 2015г.в результате признания Договора о совместной деятельности от 18.12.1999г №7 с Городским округом «Город Лесной» и УМН «БТИ» ничтожным, был доначислен налог на прибыль за предыдущие периоды-112,996 млн.руб).

Финансовый результат работы положителен, предприятие рентабельное, работает с прибылью. В основе этого лежит благоприятная экономическая конъюнктура, сложившаяся в последние годы на мировом рынке нефти и нефтепродуктов, которая создает благоприятные условия деятельности для предприятий нефтегазовой отрасли. Учитывая цикличность развития экономических процессов, с точки зрения стратегического менеджмента, это уникальная возможность направлять получаемую сверхприбыль на цели развития ресурсной базы.

В современных условиях одним из ключевых условий эффективности бизнеса являются человеческие ресурсы предприятия. При этом значимой составляющей системы управления организации, определяющей выполнение стратегических и оперативных планов, является кадровая политика. Проанализируем кадровый потенциал АО «Самаранефтепродукт» и рассмотрим направления реализации кадровой политики Компании более подробно.

2.2 Анализ кадрового потенциала АО «Самаранефтепродукт»

АО «Самаранефтепродукт» стремится укрепить свое положение среди конкурентов, сохранить лидерские позиции по операционным показателям и войти в группу лидеров по финансовым показателям, а также по акционерной стоимости.


Ключевые условия достижения этих целей:

  • непрерывное повышение эффективности по всем направлениям деятельности;
  • развитие и использование новых технологий;
  • повышение информационной прозрачности и открытости;
  • соблюдение высоких стандартов корпоративного управления;
  • высокая социальная ответственность;
  • эффективная кадровая политика;
  • строгое соблюдение российских и международных стандартов экологической и промышленной безопасности.

Обращает на себя внимание тот факт, что в ключевых условиях достижения цели три из них содержат задачи развития кадрового потенциала. Это позволяет судить о том, что руководство Общества признает, что решение стоящих перед ним задач целиком и полностью зависит от его работников. Исходя из этого посыла, Общество стремится создать для своих работников достойные условия труда и заинтересовать их в результатах своей деятельности.

Организационная структура АО «Самаранефтепродукт» на 01 января 2017года представлена в приложении 2. В течение 2014-2016гг. она не претерпевала существенных изменений.

По состоянию на 01.01.2017 года списочная численность работающих в АО «Самаранефтепродукт» составила 1616 человек, из них:

Аппарат управления – 138 человек:

- руководители – 30 человек;

- отдел кадров 25 человек;

- контрольно-ревизионный отдел -2 человека;

- территориальный управляющие – 10 человек;

- менеджер по рекламе -1 человек;

- отдел сопутствующих товаров и услуг- 5 человек;

- общий отдел- 4 человек;

- отдел по работе с собственностью – 3 человека;

- отдел розничных продаж -3 человека;

- юридический отдел -3 человека;

- производственно-технический отдел- 4 человека;

- коммерческий отдел- 15 человек;

- отдел промышленной безопасности и охраны труда -4 человека;

- отдел капитального строительства -4 человека:

- учебный центр-1 человек;

- планово-экономический отдел – 6 человек;

- отдел безопасности- 4 человека;

- сектор по охране объектов- 6 человек;

- водители -8 человек;

Рабочие (операторы продавцы, заправщики, мойщики а/м, администраторы торговых залов, Управляющие АЗК) -1478 человек.

Необходимую численность службы управления персоналом на крупном предприятии можно определить исходя из практики, сложившейся в странах с развитой рыночной экономикой. По данным экспертов, в США при численности предприятия 1-5 тыс. на 1 сотрудника кадровой службы приходится 100 работников предприятия, при численности предприятия больше 5 тыс. соотношение составляет 1/350; в Германии 1/130-150; во Франции 1/130, в Японии - 1/40. В России таких нормативных соотношений пока не выявлено. Численность и структура работников отдела кадров АО «Самаранефтепродукт» представлены в таблице 4.