Файл: Россия в системе международных кредитных отношений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По признаку обеспечения принято выделять обеспеченынй и необеспеченный (бланковый) кредит.

По технике предоставления выделяют классический финансовый кредит, акцептный, в виде депозитного сертификата, облигационный займ, синдицированный кредит.

В зависимости от категории кредитора выделяют коммерческий кредит, банковский международный кредит, брокерский кредит, правительственный или государственный кредит, смешанный кредит, кредит международных или региональных валютно-кредитный и финансовых организаций.

Рассмотрим основные из выделенных форм международного кредита.

По источникам выделим внутреннее кредитование, то есть кредитование отечественными банками внешнеторговых операций; кредитование экспортеров и импортеров за счет иностранного капитала, когда кредиты предоставляют иностранные финансово‑кредитные институты, и смешанное кредитование, когда существуют особенности расчетов в рамках внешнеторговых контрактов, и эти схемы позволяют снижать риски сторон и своевременно выполнять свои обязательств.

По назначению международные кредиты могут быть коммерческими, то есть обслуживать международную торговлю товарами и услугами; финансовыми (использоваться для инвестиционных объектов, приобретения ценных бумаг, погашения внешнего долга, проведения валютных интервенций центральных банков); а также промежуточными для применения смешанных форм экспорта капиталов, товаров, услуг (например, в виде выполнения подрядных работ).

Товарные кредиты существуют при экспорте товаров с отсрочкой платежа, когда экспортер осуществляет поставку и выставляет на импортера вексель, а валютные предоставляются банками в денежной форме[4].

По объектам кредитования можно выделить: инвестиционные кредиты (по экспорту товаров инвестиционного назначения); неинвестиционные кредиты (по экспорту сырья, топлива, материалов, потребительских товаров).

В качестве обеспечения по международным кредитам используются товары, товаросопроводительные и другие коммерческие или финансовые документы, ценные бумаги, векселя, недвижимость, другие ценности, иногда золото. Бланковый кредит выдается под обязательство должника погасить его в определенный срок. Обычно документом по этому кредиту служит соло-вексель с одной подписью заемщика. Разновидностями бланковых кредитов являются контокоррент и овердрафт.

По технике предоставления существует:

– классический финансовый кредит, зачисляемый на счет заемщика в его распоряжение. Финансовый кредит – это кредит, средства по которому заемщик имеет право использовать по своему усмотрению, без каких бы то ни было ограничений. Они, как правило, получаются и предоставляются без указания целей кредитования. Финансовый кредит может быть также получен для финансирования наличных платежей по экспортным (импортным) контрактам предприятий и организаций, для рефинансирования досрочно погашаемых банковских кредитов, а также для финансирования отдельных операций экспортеров (импортеров);


– акцептный кредит – банковский кредит, получаемый экспортером или импортером путем передачи банку своих векселей, выставленных на данный банк;

– облигационный займ – займ, осуществляемый путем выпуска заемщиком облигаций;

– синдицированный кредит или кредит консорциума (Participation loan) – это кредит, предоставляемый несколькими кредиторами одному заемщику.

В зависимости от категории кредитора выделяются:

– коммерческий (фирменный) кредит предоставляется экспортером иностранному импортеру в виде отсрочки платежа (от двух до семи лет) за товары, он оформляется векселем или по открытому счету;

– банковский международный кредит – это предоставление банком во временное пользование части собственного или приравненного капитала, осуществляемое в форме выдачи ссуд, учета векселей и др., предоставляется банками экспортерам и импортерам, как правило, под залог товарно-материальных ценностей, реже предоставляется необеспеченный кредит крупным фирмам, с которыми банки тесно связаны. Данный кредит может быть представлен в разных формах и видах: лизинг, факторинг, форфейтинг, кредитная линия;

– брокерский кредит – промежуточная форма между фирменным и банковским кредитами. Брокеры выступают посредниками между банками и клиентами;

– правительственный или государственный кредит: по нему международные соглашения заключаются между Министерствами финансов или центральными банками государств;

– смешанный кредит с участием частных предприятий (в том числе банков) и государства;

– кредиты международных или региональных валютно-кредитных и финансовых организаций. Кредиторами выступают МВФ, МБРР, страны – участники Парижского клуба или крупные коммерческие банки – члены Лондонского клуба и др.

Рассмотрим валютно-финансовые и платежные условия международного кредита:

1. Валюта кредита и платежа. Выбор валюты кредита зависит от кредитора, а также от характера платежей, которые необходимо произвести заемщику. На выбор валюты кредита также может повлиять уровень процентной ставки, практика международных расчетов, степень инфляции и динамика курса валюты. Валюта кредита и валюта платежа могут не совпадать;

2. Сумма кредита. Зависит от его назначения. Кредит может предоставляться в виде одной или нескольких долей (траншей), которые могут различаться по своим условиям;

3. Срок кредита. Зависит от целевого назначения кредита, соотношения спроса и предложения на кредитные ресурсы, размера контракта, национального законодательства, традиционной практики кредитования межгосударственных соглашений;


4. Стоимость кредита. Различают договорные и скрытые элементы стоимости кредита. Договорные элементы обусловлены соглашениями и делятся на: а) основные (сумма, которую должник непосредственно выплачивает кредитору, проценты, расходы по оформлению залога, комиссии); б) дополнительные (выплачиваемые заемщиком третьим лицам, сверх основного процента). Скрытые элементы кредита – те, которые не оговариваются в договоре и являются определенными уступками;

5. Обеспечение зависит от вида кредита, может быть финансово‑товарное или юридическое (например, залог или его разновидность заклад, гарантия, поручительство или др.);

6. Защита от кредитных, валютных и других видов риска. Для снижения рисков кредитор определяет уровень кредитоспособности и платежеспособности заемщика.

Таким образом, международный кредит, являясь одной из форм кредита, имеет аналогичные с другими формами принципы, функции и элементы, но наделен при этом и специфическими чертами.

2. Место России в международных кредитных отношениях

2.1 Процесс интеграции России в международные кредитные отношения

Начало активному включению России в мировое хозяйство послужили реформы, проходящие в то время в стране. Данный процесс многоплановый и сложный, прежде всего, предполагающий признание в целом всех договоров, действующих принципов и конвенций. Включение России в международные валютно-кредитные и финансовые отношения связано с открытием внутреннего валютного рынка, а также с интенсивной либерализацией внешнеэкономической деятельности.

Прямым и непосредственным толчком к появлению России на международных финансовых рынках стало вступление её в МВФ и МБРР. С 1992 года Российская Федерация является участником МФВ, членство в которой поставила перед нашей страной некоторые, установленные определенным образом, обязательства, а также, одновременно с этим, открыла некоторые новые возможности. Известным и обязательным требованием фонда являлось требование к российскому правительству, в котором было сказано взять на себя обязательство по формированию жесткого бюджета, повысить собираемость налогов, ускорить реализацию программы приватизации. Наряду с экономическими требованиями выдвигались и торгово-политические под давлением США, которые, в свою очередь, являются главным акционером фонда. Курс МВФ на ускорение приватизации, экономических реформ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности в России повысил негативные последствия шокового перехода к рыночной экономике (инфляция, экономический спад, банкротство, коррупция, неплатежи и т.д.)


МБРР, как и МВФ, представляет собой не только стабилизационные, но и структурные кредиты (на осуществление программ, которые направленны на структурные реформы в экономике). Деятельность МБРР и МВФ взаимно увязана, эти организации дополняют друг друга, и при этом членом МБРР может стать лишь член МВФ. Вступление России в МБРР позволило ей заимствовать валютные кредиты в данном всемирном инвестиционном банке и получать выход на мировой рынок ссудных капиталов. После кризиса 1998 года МБРР, как и МВФ, сократил кредитование экономики России и лишь с 2003 года возобновил сотрудничество.

Деятельность России в международных финансовых организациях предоставляет ей право:

  • перенимать у них ресурсы на конкретных условиях, что увеличивает её кредитную оценку и открывает допуск на всемирный рынок ссудных капиталов;
  • заинтересовывать иностранные средства с целью долгосрочного финансирования проектов;
  • исследовать и применять советы международных организаций согласно совершенствованию банковского надзора, приобретать техническую поддержку по подготовке банкиров, создавать международные образцы учета и отчетности учреждений, в том числе банки, а кроме того стандартизировать принципы ключевых форм международных расчетов;
  • приобщиться к богатому опыту регулирования денежной, кредитной и экономической сфер, накопленному всемирным сообществом.

В настоящий момент Россия выступает в МВФ в качестве кредитора. Решением совета директоров МВФ в 2005 г. страна была включена в План финансовых операций (ПФО) МВФ — механизм, посредством которого фонд осуществляет кредитование его членов в случае ухудшения их платежных балансов, используя средства участников плана. Обязательство по предоставлению финансовых средств в рамках ПФО закреплено в разделе 3 статьи V Устава МВФ.

Помимо этого, Россия участвует в различных операциях, которые предусмотрены статьями соглашения МВФ, включая покупку и продажу СДР, участие в «Новых соглашениях о заимствованиях», покупку облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран и др.

МВФ продолжает оказывать России активную консультационную поддержку и техническое содействие, включая проведение семинаров, конференций, учебных мероприятий и пр.[5]

Долгое время ключевым вопросом в отношениях России и МВФ является проблема перераспределения квот и голосов внутри фонда. В основу необходимости пересмотра квот стран в МВФ легли сразу два тренда. Первый из них связан с изменением баланса сил в мировой экономике и усилением роли развивающихся стран в мире. С 1990 г. доля развивающихся стран и стран с формирующимися рынками в мировом ВВП существенно возросла: с 36,1% в 1990 г. до 58,1% в 2016 г.


Еще в период, предшествующий мировому финансовому кризису 2008–2009 гг., многие страны выражали недовольство сложившейся системой глобального финансового регулирования. По их мнению, неэффективность МВФ была связана в том числе с ключевой ролью стран «Большой семерки» в принятии решений, в то время как формирующиеся экономики практически не оказывали влияния на политику фонда.

Такая ситуация не отражала происходящих изменений в мировой экономике. Несбалансированность системы глобального финансового регулирования можно проиллюстрировать на примере, приведенном Р. Брайантом в статье «Реформа квот и голосов МВФ: потерянные возможности».

Автор рассматривает две группы стран, первая из которых состоит из 5 стран ЕС (Италии, Нидерландов, Бельгии, Швеции и Швейцарии), а вторая — из крупнейших на 2006 г. стран с формирующимися рынками (Китая, Республики Корея, Мексики, Индии и Бразилии).

До первого раунда увеличения квот в отношении четырех стран (Китая, Южной Кореи, Мексики и Турции) в соответствии с постановлением, принятым Советом управляющих МВФ на своей сессии в Сингапуре 18 сентября 2006 г., обе группы располагали примерно 1/10 от общего объема голосов (10,4 и 8,2% соответственно).

При этом вклад европейских стран в мировую экономику был существенно меньше. Так, доля пяти стран ЕС в мировом ВВП, рассчитанном по рыночным ценам, составляла 8,1% по сравнению с 11,9% для стран второй группы. В случае расчета ВВП по ППС соотношение составляло 5,8% против 20,7%.

Помимо изменения баланса сил в мировой экономике, менялась и роль развитых и развивающихся стран в международных финансовых институтах. Все большее число развитых стран стали обращаться за получением финансовой помощи, предоставляемой МФИ, в то время как страны с формирующимися рынками выступали в качестве кредиторов. Так, в период кризиса 2008–2009 гг. за помощью к МВФ обратились такие европейские страны, как Исландия, Венгрия, Латвия.

В период с 2010 по 2013 гг. в результате развития долгового кризиса в Европе реципиентами финансовой помощи МВФ стали Греция, Ирландия, Португалия и Кипр. Рост спроса на предоставление финансовой помощи в результате кризисных явлений привел к необходимости увеличения ресурсов МВФ. На Лондонском саммите «Группы двадцати», состоявшемся в апреле 2009 г., был принят «План действий по выходу из глобального финансового кризиса», в рамках которого страны, среди прочего, приняли решение увеличить втрое финансовые ресурсы МВФ до 750 млрд долл.

Вклад в реализацию этой инициативы внесли и страны с формирующимися рынками: в частности, Китаем были предоставлены средства в размере 31,2 млрд СДР (около 40 млрд долл.), Россией, Индией и Бразилией — по 8,7 млрд СДР (около 13 млрд долл.), ЮАР — 340 млн СДР (около 500 млн долл.). Участие в увеличении финансирования МВФ приняли и такие государства, как Малайзия, Таиланд, Мексика, Сингапур.