Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и роль международных кредитных отношений
1.1 Международные финансы и их структура
1.2 Организация международных кредитных отношений
2. Место России в международных кредитных отношениях
2.1 Процесс интеграции России в международные кредитные отношения
2.2 Направления и объемы участия России в системе международных кредитных отношений
При этом привлечение финансовых ресурсов от стран с формирующимися рынками не способствовало увеличению квот и голосов последних в организации. Это было связано с тем, что финансирование фонда было осуществлено через специальный механизм «Новых соглашений о займах» (НСЗ).
Он предусматривает временное финансирование МВФ, которое производится только в случае необходимости. Средства в рамках НСЗ не являются основным капиталом фонда. Такая ситуация не устраивала отдельные государства. В частности, основным сторонником проведения реформы квот МВФ стала группа стран БРИКС. С самого начала своей деятельности они рассматривали продвижение реформы международной финансовой архитектуры в качестве одного из ключевых приоритетов.
По итогам первой встречи министров финансов БРИК в ноябре 2008 г. стороны в Совместном коммюнике призвали к «реформированию многосторонних институтов, чтобы они могли отражать происходящие структурные изменения в мировой экономике и увеличивающуюся роль стран с формирующимися рынками». Также было отмечено, что реформа МВФ должна быть «направлена на достижение более справедливого баланса голосов и участия между развитыми и развивающимися странами».
На очередной встрече БРИК в марте 2009 г., состоявшейся накануне встречи министров финансов и управляющих центральными банками «Группы двадцати», страны в очередной раз призвали к реализации реформы МФИ, включая пересмотр роли и мандата МВФ. Страны БРИК поддержали решение об увеличении ресурсов фонда, однако отметили, что предоставляемые ими средства должны стать «временным мостом к постоянному увеличению квот». Кроме этого, они отметили необходимость принятия «срочных мер в отношении права голоса и представительства в МВФ, с тем чтобы они лучше отражали реальный экономический вес стран» и призвали изучить изменения в международной валютной системе, включая роль резервных валют.
В коммюнике страны БРИК также выразили свою позицию относительно выбора новых глав МВФ и Всемирного банка, согласно которой последние должны избираться открыто и без привязки к гражданству. Вопрос реформирования международной финансовой архитектуры поднимался в ходе всех последующих встреч стран группы БРИКС.
Кроме этого, группа продвигала свою позицию и на других площадках. Так, предложения России к Саммиту «Группы двадцати» в Лондоне в 2009 г. в том числе включали краткосрочные и долгосрочные меры по реформированию МФИ, в целом отражающие общую позицию стран БРИКС.
Призыв России к пересмотру квот и голосов в МВФ был обусловлен еще и тем, что в результате второго раунда специального пересмотра квот, состоявшегося в 2008 г., она оказалась в числе стран, квота которых в капитале МВФ уменьшилась — с 2,78% до 2,49%. Недовольство России такой ситуацией, в частности, было выражено в предложениях к Саммиту «Группы двадцати» в Лондоне, где отмечалось, что «исходя из результатов первого этапа реформы, завершенного в апреле 2008 г., поставленные цели пока не достигнуты», в связи с чем Россия полагает «целесообразным аннулировать пакет решений по реформе квот и голосов, согласованный в апреле 2008 года, и продолжить работу в рамках МВФ с тем, чтобы вынести на ратификацию уже более радикальный вариант реформирования, в большей степени отражающий существующую расстановку сил в мировой экономике».
На Саммите «Группы двадцати», состоявшемся в сентябре 2009 г. в Питтсбурге, было принято решение о перераспределении 5% квот в МВФ, в первую очередь в пользу стран с формирующимися рынками. Такое решение означало, что развитые страны больше не будут обладать контрольным пакетом квот в фонде. Решение являлось компромиссным: Россия настаивала на перераспределении квот в размере 7%, европейские страны, в свою очередь, выступали против какого-либо пересмотра квот. В декабре 2010 г. Совет управляющих МВФ утвердил пакет реформ, который предусматривал увеличение вдвое (с 238,5 млрд СДР до 477 млрд СДР) квот МВФ в рамках 14-го общего пересмотра квот23 и их существенное перераспределение (более 6% долей квот) в пользу развивающихся стран и стран с формирующимися рынками.
По итогам реформы Россия должна была войти в число 10 крупнейших участников МВФ: ее доля в квотах увеличилась бы с 2,5 до 2,7%, а доля в голосах — с 2,4 до 2,6%. Кроме этого, пакет реформ включал меры по изменению системы управления фондом: предусматривалась ликвидация назначаемых исполнительных директоров и придание исполнительному совету полностью выборного характера[6].
С учетом того, что реформа принималась в «пакетном режиме» по настоянию США, для ее принятия требовалось согласие членов фонда, на которые приходится 85% от общего объема голосов. Такая величина, в соответствии с УставомМВФ, необходима для внесения изменений в систему управления фонда. В условиях, когда на США приходилось более 15% квот и голосов, они по сути обладали правом вето на решения совета директоров.
В течение пяти лет Конгресс США отказывался ратифицировать реформу квот МВФ. В 2014 г. ее очередное обсуждение в рамках «Группы двадцати» фактически зашло в тупик. В этой связи было принято решение, что если до конца 2014 г. не удастся ратифицировать поправки в Устав МВФ, то «будут предложены альтернативные механизмы, которые бы учитывали повышение доли emerging markets в мировой экономике».
Позиция Конгресса резко изменилась в конце 2015 г., в результате чего пакет реформ был ратифицирован, а решения о реформе МВФ вступили в силу с 26 января 2016 г. В результате реформы четыре страны БРИКС (за исключением ЮАР) вошли в десятку крупнейших участников МВФ, а их доля в общем объеме квот увеличилась с 11,5 до 14,7%.
Таким образом, формально страны БРИКС не получили права вето по наиболее важным решениям фонда — для этого доля квот должна составлять 15%. В пояснительной записке к проекту Федерального закона «О принятии поправок к статьям соглашения Международного валютного фонда, одобренных резолюцией Совета управляющих Международного валютного фонда 15 декабря 2010 г. №66-2» отмечалось, что пересмотр квот «в целом незначительно повлияет на общий расклад сил в фонде» в связи с тем, что в пользу развивающихся стран будет перераспределено лишь 2,8% квот.
Вместе с тем правительство России отметило в качестве положительного итога реформы увеличение общей доли голосов стран БРИК с 10,71% до 14,18%, что приближает их к блокирующему пакету (15%). Данная реформа важна для России. В случае согласования своих действий с партнерами по БРИКС и двумя-тремя другими государствами, разделяющими позицию России, страна сможет влиять на отдельные решения МВФ. Эта логика отражена и в официальной российской позиции. Так, по мнению главы МИД России С. В. Лаврова, уже при 14,7% голосов «можно найти недостающие десятые доли процента у единомышленников».
2.2 Направления и объемы участия России в системе международных кредитных отношений
Россия постепенно интегрируется в международное экономическое сообщество. Возрастает значение внешнеэкономических связей в хозяйственном развитии страны, расширяются формы ее участия в международном разделении труда. Россия вступила во Всемирную торговую оргнизацию (ВТО), стала членом Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (ВБ), Парижского клуба стран-кредиторов. Лондонского клуба банков-кредиторов, заключила Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. Россия принята в Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). 1 января 2015 г. в целях создания условий для устойчивого развития экономик Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, формирования единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза, повышения конкурентоспособности национальных экономик начал свою деятельность Евразийский экономический союз.
Интеграция России в мировое хозяйство происходит в условиях нерешенности многих проблем ее социально-экономического развития и зависимости экономики от конъюнктуры цен на мировых товарных рынках. Россия пока не сумела в полной мере извлечь выгоду из усиливающейся интеграции в мировую экономику. Напротив, финансовый кризис показал чувствительность российских фондового, кредитного, валютного рынков к внешним экономическим условиям. В процессе глобализации необходимы всеобъемлющая мобилизация и грамотное использование национальных ресурсов для хозяйственного развития. В экономике России есть отрасли, обладающие большим научно-техническим потенциалом и способные создать конкурентоспособные изделия. Успешное подключение российской экономики к мировому хозяйству связано с разработкой концепции содействия международному развитию.
В последние годы на основе ранее рассмотренных тенденций наравне с построением в России сильной конкурентоспособной экономики на различных уровнях в качестве ключевой выдвигается задача формирования в Москве международного финансового центра, что рассматривается как одно из необходимых направлений повышения инвестиционной привлекательности экономики страны и дальнейшего вхождения России в глобальный финансовый рынок. Несмотря на различные подходы к основным целям и путям реализации необходимость участия государства и проведение целенаправленной политики в данной области не вызывает сомнений.
По оценке Еврокомиссии, финансовый рынок России по своим масштабам относится к числу средних, поскольку составляет около 10 % рынка США, 20% — КНР, 40 % — Японии, 50 % — Великобритании, примерно равен южнокорейскому и южноафриканскому и является типичным развивающимся рынком. Мировой опыт создания современных глобальных финансовых центров в Сингапуре, Гонконге и Шанхае достаточно убедительно показал, что для реализации проектов МФЦ, помимо масштабов финансовых операций, необходимо наличие нескольких макроэкономических опорных «точек роста», создающих предпосылки для возникновения и развития такого центра, среди которых можно выделить потенциал долгосрочного роста экономики, устойчивую национальную валюту, развитую систему регулирования финансового сектора и в целом экономики страны, развитие акционерной формы собственности[7].
В качестве официальной общей цели сотрудничества выдвигается обеспечение целостности и стабилизации мирового хозяйства. Наиболее широко сфера финансового сотрудничества охватывается институтами и организациями в системе ООН: МВФ и группой Международного банка реконструкции и развития (МБРР). К ним можно также отнести Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство, региональные банки развития, неправительственные организации: Парижский и Лондонский клубы кредиторов и целый ряд других.
Круг вопросов, связанных с деятельностью мировых финансов, значительно расширился и детализировался с началом саммитов «Группы двадцати» (G20). С 2008 г. начались саммиты G20, в повестке дня которых одно из основных мест стала занимать выработка совместных программ по борьбе с глобальными финансовыми угрозами и рисками, финансовому регулированию и надзору, международных инвестиций, различных видов финансирования, деятельности международных финансовых организаций и целый ряд других.
Деятельность международных финансовых институтов направлена в первую очередь на преодоление дисбалансов на уровне государственных организаций, в то время как деятельность основных сегментов финансового рынка определяется действиями частнокорпорационного сектора.
Принятые на начальном этапе деятельности «двадцатки» меры по выходу из глобального финансового кризиса не смогли преодолеть его глубокие последствия, продолжающиеся вплоть до настоящего времени. Сохраняются высокие риски финансовых институтов и суверенные риски в ряде развитых и развивающихся стран, определяющиеся высокими уровнями дефицита финансов и платежных балансов, расширением глобальных дисбалансов. Эти риски, в первую очередь в странах Западной Европы, могут стимулировать очередной глобальный кризис в финансовом секторе, поставить перед необходимостью новой рекапитализации банков. Дальнейшая разработка мер по улучшению мировой финансовой архитектуры предполагает преодоление посткризисных явлений, что потребовало обратить повышенное внимание на следующие группы вопросов: 1) проблемы финансовой консолидации и обеспечения устойчивости государственных финансов в странах со значительным бюджетным дефицитом; 2) реформа международных финансовых институтов; 3) усиление регулирования финансовых рынков, повышение их прозрачности, снижение рисков для их участников.
Основные принципы и направления международного сотрудничества России в сфере финансов реализуются преимущественно по линии различных международных валютно-кредитных и финансовых институтов, членом которых она является.
Деловое сотрудничество с этими институтами началось с начала 1990-х гг., когда Россия вступила в МВФ и ВБ. Если до 1998 г. Россия выступала как крупный заемщик для целей стабилизации экономики и пополнения валютных резервов, сбалансированности бюджета и платежного баланса в связи с неблагоприятной экономической ситуацией, то с начала XXI в. по мере восстановления своих позиций страна превратилась в нетто-кредитора и в 2005 г. досрочно погасила свой долг МВФ в размере 3,3 млрд долл. В настоящее время квота России в Фонде составляет 5,9 млрд долл, или 2,5% общей суммы квот стран — членов МВФ.