Файл: Россия в системе международных кредитных отношений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заметное место в международном сотрудничестве по развитию региональных и глобальных финансов имеет сотрудничество России с ОЭСР, влияющее на условия заимствования на глобальных финансовых рынках.

Значительное усиление валютно- финансовых позиций России с начала XXI в. обеспечило необходимые условия для внесения изменений в бюджетную политику по  предоставлению государственных кредитов зарубежным странам. В разы увеличились взносы России в различные международные программы и фонды поддержки развивающихся стран. В 2011 г. объем российской помощи развивающимся странам, без учета списания задолженности, составил около 500 млн долл. США. При этом первостепенное внимание уделялось региону СНГ.

Особое значение в контексте развития глобальной финансово-экономической системы приобретают международные саммиты Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и группы БРИКС.

Сотрудничество в рамках этих организаций осуществляется в различных формах: ежегодные плановые саммиты, встречи лидеров на полях саммитов «Группы двадцати», министров финансов и руководителей центральных банков (в рамках сессий советов управляющих МВФ и ВБ, а также встреч министров финансов «Группы двадцати»), встречи высоких представителей, курирующих вопросы национальной безопасности, встречи министров иностранных дел (в рамках сессии Генеральной Ассамблеи ООН), министров сельского хозяйства, министров здравоохранения.

В рамках четвертого саммита БРИКС, проходившего в Республике Индия, была высказана необходимость реформирования международных финансовых институтов, а также расширения притока финансовых средств для развивающихся стран через инструменты ВБ. Именно на четвертом саммите БРИКС появилась идея о создании нового банка, целью которого была бы мобилизация ресурсов для инфраструктурных проектов и устойчивого развития стран БРИКС, а также других развивающихся стран.

Созданная по результатам четвертого саммита рабочая группа министров финансов подготовила доклад о возможности создания подобного банка, который был рассмотрен на пятом саммите БРИКС, проходившем в марте 2013 г. в ЮАР.

Соглашение о создании Нового банка развития было подписано уже на шестом саммите БРИКС в Бразилии 15 июля 2014  г. и вступил в силу с момента завершения процедуры одобрения или ратификации всеми странами — участницами БРИКС. РФ ратифицировала данное соглашение 8 марта 2015  г. в соответствии с Федеральным законом от 08.03.2015 №29-ФЗ «О ратификации Соглашения о Новом банке развития».


7 апреля 2015 г. комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила внесенный Министерством иностранных дел и Министерством финансов России проект Федерального закона «О ратификации договора о создании пула условных валютных резервов стран БРИКС». Комиссия высказала мнение, что это будет способствовать реализации стратегических целей России в сфере валютно-финансового сотрудничества, зафиксированных в концепции участия России в объединении БРИКС, к которым, в частности, относится развитие привилегированных отношений с  партнерами. Указанный законопроект был одобрен правительством РФ и внесен в Государственную Думу в установленном порядке.

Дальнейшее усиление позиций России в мировой финансовой системе определяется потребностями устойчивого экономического роста и повышением потенциала внешней экономики. В более долгосрочной перспективе есть основания предполагать дальнейшее сближение российского и международного финансовых рынков, в том числе в результате существенного увеличения емкости внутреннего финансового рынка и масштабов использования национальной валюты в международных операциях, расширения потоков иностранного капитала в национальную экономику, а также приведения в соответствие с мировыми стандартами законодательной и налоговой систем, принципов бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В более близком будущем эти вопросы могут решаться в  ходе проводимой финансовой интеграции стран СНГ, которая уже приобрела конкретные очертания.

За 2016 год проделана огромная работа по началу операционной деятельности Нового банка развития, больше известного как Банк БРИКС, разработаны и утверждены все ключевые политики и нормативные документы, регламентирующие операционную деятельность, а также организационная структура Банка.

Минфином России ведется активная работа по продвижению российских интересов при принятии решений по инвестиционной деятельности НБР. Подготовлен ряд конкретных проектных предложений, которые с высокой вероятностью будут профинансированы в 2017 году. НБР совместно с Минфином России и Банком России начата подготовительная работа по выпуску первого рублевого займа.

В апреле 2016 года Минфин России и Всемирный банк запустили новый формат сотрудничества, подписав Соглашения о предоставлении платных консультационных услуг по программам «Развитие инициативного бюджетирования в Российской Федерации» и «Развитие системы социальной защиты в Российской Федерации».


Осуществлялась реализация проектов «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» и «Содействие совершенствованию системы государственных финансов Российской Федерации» в соответствии с условиями соглашений о займах между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (МБРР). Минфин России обеспечил координацию работ по подготовке и реализации федеральными органами исполнительной власти проектов международных финансовых организаций, предусмотренных Программой государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2016.

Заключение

Участие в международных валютно-кредитных и финансовых взаимоотношениях стало главной точкой опоры формирования российской экономики. Глобальные финансы несомненно помогли определить вспомогательные источники денежных средств, заинтересовать иностранные капиталовложения, поставлять отечественные финансы за границу. Отечественная банковская система осуществляла конкретные операции в привлечении зарубежных банков. В то же время отечественные банки делают усилия проникновения на иностранные рынки банковских услуг.

Итак, международные валютно-финансовые и банковские организации занимают существенную роль в системе международных экономических отношений. Определенные организации (МВФ) многофункциональны, однако вовлечение зарубежных заимствований содержат в себе как выгоды, так и опасности, и конечный результат для экономики и банковского сектора во многом находится в зависимости от того, оптимально ли выбран уровень внешнего долга и продуктивно ли правительство и банки управляют рисками, объединенными с привлечением внешнего финансирования.

Трансграничное кредитование в адрес резидентов России за последние три года сократилось почти на $100 млрд, говорилось в квартальном отчете Банка международных расчетов (БМР), вышедшем в середине сентября. Речь идет о совокупной задолженности российских резидентов (включая банки и нефинансовые корпорации) по всем возможным инструментам (займы, долговые ценные бумаги, депозиты) перед банками 30 стран, представляющих данные в БМР.

С поправками на валютные курсы (российская задолженность номинирована в разных валютах, в основном в долларах и евро) кредитование упало на $96 млрд.

Значительный вклад в уменьшение кредита из-за рубежа внесли санкции. Секторальные ограничения, которые лишили российские компании доступа к долгосрочному финансированию, действуют с середины 2014 года. Крупные отечественные банки больше не могут заниматься перекредитованием — они лишились доступа к дешевым кредитам, которые затем выдавали по более высоким ставкам.


Впрочем, Россия никогда кардинально не наращивала объем кредитов из-за рубежа, и это «вполне естественно с учетом экономических реалий» страны, считает эксперт. Трансграничное кредитование может увеличиться в случае роста российской экономики.

Некоторые банки, нефтяные и металлургические компании в предыдущее десятилетие брали кредиты из-за рубежа под приобретение активов за границей. Однако после введения санкций «этот процесс резко остановился», а потребность в займах для внешних сделок упала. Но не только санкции привели к падению объема международных кредитов. Оно началось еще в 2013 году, до введения ограничений. Причина — отсутствие спроса на займы, вызванное падением капитальных инвестиций.

Список использованной литературы

  1. Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию (утв. Указом Президента РФ от 20 апреля 2014 г. № 259).
  2. Баранова И.А. Подходы к анализу эффективности управления в сфере туристского бизнеса // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. — 2013. — №27.
  3. Беспалова О.В., Беспалов Р.А. Аутсорсинг в страховании // Концепт : научно-методический электронный журнал. – 2016. – Т. 15.
  4. Глушак Н.В., Глушак О.В. Анализ стратегических направлений развития высоких технологий в России // Экономика и предпринимательство. – 2016. – №2/2 (67/2).
  5. Ковалерова Л.А. Влияние финансовых санкций на развитие экспорта и импорта России в условиях ограничения бюджетных ресурсов // Вестник Брянского государственного университета. – 2015. — №1. 75
  6. Красавина, Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения [Текст]: учебник / Красавина Л.Н. – М., Финансы и статистика, 2015.
  7. Рулинская А.Г., Беспалов Р.А., Беспалова О.В. и др. Финансовый рынок России: современные характеристики, инструменты, регуляторы: монография / под общ. ред. А.Г. Рулинской. – М., 2015.
  8. Савинова Е.А., Баранова И.А. Динамика экспорта Российской Федерации в 2012—2015 гг. // Глобальный научный потенциал. – 2016. — №3 (60).
  9. Савинова Е.А., Гавриченко Н.В. Регулирование международных валютно-финансовых отношений в Евразийском экономическом союзе // Наука сегодня: глобальные вызовы и механизмы развития : материалы Международной научно-практической конференции. – Вологда, 2016.
  10. Хасбулатов, Р.И. Международные финансы [Текст] / Р.И. Хасбулатов. – М., Юрайт, 2014.
  11. Шахрай С.М. Взаимодействие органов, осуществляющих финансовый контроль (бюджетноправовой аспект). Международное сотрудничество и поиск новых подходов к проблеме совместного развития // European social science journal. – 2014. — №8-2 (47).