Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА

1.1 Понятие о торговом ассортименте. Классификация. Ассортимент товаров и товарную номенклатуру.

1.2 Особенности формирования ассортимента товаров в оптовой и розничной торговле

1.3 Формирование ассортимента товаров в сетевых магазинах

2. Структура и организация предприятия

2.1 Структура предприятия, его правовой статус, назначение отдельных подразделений

2.2 Структура коммерческого аппарата, функции, должностные обязанности его работников

3. Изучение ассортимента товаров, реализуемых торговым предприятием

3.1 Изучение структуры ассортимента конкретной группы товаров

3.2 Изучение товаров отдельных поставщиков по ассортименту и качеству

3.3 Формирование ассортимента товаров в магазинах в зависимости от их качества, потребительских свойств, традиций и т.д. на основе проведения рекламных кампаний, презентаций, дегустаций

3.4 Изучение структуры потребительских предпочтений определенной группы товаров с помощью маркетинговых исследований

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

При этом под полнотой ассортимента понимают предоставления покупателям широкого выбора разновидностей товаров, а под стабильностью – обеспечение полного наличия в продаже определенных разновидностей товаров.

Выражением этих показателей является коэффициент полноты ассортимента.

1.3 Формирование ассортимента товаров в сетевых магазинах

Наряду с общеэкономическими факторами серьезно повысить конкурентоспособность торговых сетей может организация коммерческой работы (в частности, практика формирования ассортимента товаров).

Обобщенно можно выделить несколько направлений коммерческой работы, по которым торговыми сетями достигаются преимущества перед конкурентами: непосредственно формирование ассортимента, способы управления товарными запасами, методы продажи товаров потребителям, организация процессов товародвижения. Коммерческая работа в торговой сети является основой и предпосылкой ее экономической эффективности и конкурентоспособности.

Торговый ассортимент товаров – вся масса товаров народного потребления, находящаяся в сфере обращения. Преобразование промышленного ассортимента (вырабатываемого либо отдельной отраслью промышленности, либо отдельным предприятием) в торговый составляет значительную часть процессов формирования ассортимента.

Соотношение объединенных по какому-либо признаку товаров из общего из количества называют структурой ассортимента. Показатели, характеризующие ассортимент товаров:

- широта ассортимента (количество имеющихся товарных групп, видов товаров)

- глубина ассортимента (количество реализуемых разновидностей товаров)

- устойчивость (стабильность) ассортимента (отношение имеющихся в продаже товаров к обязательному их перечню)

- полнота ассортимента (отношение фактически имеющихся разновидностей товаров к разновидностям, предусмотренных в соответствующих прейскурантах, спецификациях, перечнях)

- степень обновления (удельный вес ранее не продаваемых видов товаров в общем их количестве)

- структура ассортимента (доля отдельных товарных групп, видов, разновидностей товара в общей их сумме).

Структура ассортимента в значительной мере свидетельствует о результативности коммерческой работы торгового предприятия, предопределяет структуру и размер товарных запасов.


Показатель ассортимента товаров – это количественная характеристика одного или нескольких свойств ассортимента товаров.

Существует определенная зависимость между ассортиментом и торговой площадью в розничной торговле: увеличение торговой площади влечет за собой расширение и/или углубление ассортимента. Зависимость не прямо-пропорциональна – свое влияние оказывают и другие факторы.

Одним из главных инструментов построения ассортимента является ассортиментный перечень товаров, т.е. та часть ассортимента, которую торговое предприятие постоянно должно иметь в продаже.

Под формированием ассортимента понимают управление или подбор товарных групп в соответствии с предъявляемым спросом в целях наиболее полного его удовлетворения. Формирование ассортимента, его расширение и углубление – одно из важных направлений коммерческой работы в торговых сетях. Цель формирования ассортимента – получение таких значений его отдельных характеристик (а так же определенного сочетания характеристик), при которых достигаются наибольшие объемы товарооборота, существенно повышается скорость при снижении времени товарного обращения, увеличиваются объемы получаемой прибыли. В торговых предприятиях в качестве возможности увеличивать товарооборот рассматриваются варианты расширения и углубления ассортимента.

Только углубление ассортимента (возрастающая специализация) в целом сужает круг потенциальных потребителей ((хотя и может увеличивать количество постоянных потребителей), что не способствует быстрой концентрации ресурсов. Универсализация ассортимента, его простое расширение, далеко не всегда дают возможность торговому предприятию существенно увеличить ресурсы и соответственно быстро развиваться.

Управление ассортиментом – это формирование такого его состава и структуры, который одновременно удовлетворял бы запросы потребителей и обеспечивал бы получение должных сумм дохода торговыми предприятиями. Вся работа по организации коммерческой деятельности подчинена решению данной главной задачи.

Основные принципы формирования товарного ассортимента в торговых предприятиях:

- в ассортименте должны учитываться особенности спроса обслуживаемых и потенциальных потребителей. Спрос покупателей и ассортимент взаимосвязаны. Для процессов формирования ассортимента значение имеют объем, структура, частота и характер предъявляемого спроса.

- обеспечение полноты и устойчивости ассортимента товаров постоянного спроса, простого ассортимента, незаменяемых и труднозаменяемых в потреблении.


- обеспечение взаимосвязи ассортимента со специализацией торгового предприятия, зоной его действия, состоянием материально-технической, типом и т.д.

- учет единства потребительского назначения товаров.

- учет жизненного цикла товаров, адаптация ассортимента товаров к жизненным циклам.

При формировании ассортимента в розничных торговых предприятиях необходимо учитывать влияние общих и специальных факторов. Общие факторы не зависят от конкретных условий работы торгового предприятия и включают в себя покупательский спрос, товарное предложение и цену. Специальные факторы отражают условия работы и включают тип, размер, материально-техническую базу предприятия розничной торговли.

В процессе формирования ассортимента в розничных торговых структурах можно выделить три этапа:

  1. Устанавливается укрупненный ассортимент товаров (в значительной степени определяется ассортиментный профиль предприятия розничной торговли)
  2. Разрабатывается структура укрупненного ассортимента, которая позволяет осуществить связь выбранной специализации с планировочными решениями, вариантами исполнения торговой техники и т.д.
  3. Определяется уже развернутый ассортимент, осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров.

При этом решение проблем мерчендайзинга, оптимизация выкладки товара в торговом зале предопределяют необходимость объединения товаров не по принципу производства, а по потребительскому назначению. Это обстоятельство означает приоритетность покупательского спроса: рост товарооборота главным образом должен обуславливаться ростом спроса.

Таким образом, в функциональном менеджменте торговых сетей возник категорийный менеджмент (Category Managment), который предполагает управление ассортиментом по товарным категориям. Так, работа по формированию ассортимента часто проводится одновременно с внедрением в практику коммерческой работы системы категорийного менеджмента.

«Категорийный менеджмент – такой процесс управления ассортиментом, когда каждая категория товара рассматривается как отдельная бизнес-единица, при работе с которой преследуются цели максимального удовлетворения потребностей покупателя и повышения эффективности сотрудничества между производителем и ретейлером…» 11

Категорийный менеджмент можно рассматривать как одно из эффективных средств рационального управления ассортиментом, позволяющее наиболее полно учесть потребительские предпочтения и оптимизировать затраты на всех стадиях его (ассортимента) формирования.


Следствием внедрения принципов категорийного менеджмента в хозяйственную практику является изменение отношений торговой сети с поставщиками (производителями) и между подразделениями внутри компании.

2. Структура и организация предприятия

2.1 Структура предприятия, его правовой статус, назначение отдельных подразделений

ООО «Фирма БИМ» - сеть предприятий розничной торговли

Организационно-правовая форма — Общество с ограниченной ответственностью.

Полное наименование Общества — Общество с ограниченной ответственностью «Фирма БИМ».

Краткое наименование Общества — ООО «Фирма БИМ».

Основной вид деятельности, согласно уставу Общества, - розничная торговля продуктами питания, стирально-моющими средствами и товарами по уходу за домом.

ООО «Фирма БИМ» — организация, в настоящее время находящаяся на стадии роста, и имеющая высокий потенциал для дальнейшего развития.

Адрес магазина: 121374, город Москва, улица Багрицкого, 8-1

Магазин ООО «Фирма БИМ» работает круглосуточно.

Магазин ООО «Фирма БИМ» — это магазин самообслуживания.

В торговом зале магазинов ООО «Фирма БИМ» 15 отделов:

    1. Промтовары (бытовая химия)
    2. Напитки, соки, воды
    3. Рыба и полуфабрикаты
    4. Бакалейный отдел (крупы)
    5. Кондитерский отдел
    6. Отдел диетического питания
    7. Отдел детского питания
    8. Чай и кофе
    9. Отдел фруктов
    10. Колбасы и мясные изделия
    11. Отдел молочных продуктов
    12. Отдел салатов и выпечки
    13. Вино-водочная продукция
    14. Гастрономический отдел
    15. Хлебобулочные изделия

Деятельность ООО «Фирма БИМ» регулируется:

  • Гражданским кодексом РФ;
  • Налоговым кодексом РФ;
  • Трудовым кодексом РФ;
  • Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • Федеральном законом «О защите прав потребителей»;
  • Правилами торговли;
  • Уставом предприятия и другими нормативно-правовыми актами.


2.2 Структура коммерческого аппарата, функции, должностные обязанности его работников

Организационная структура управления – форма разделения труда, закрепляющая определенные функции управления за соответствующими структурными подразделениями аппарата управления.

Важной функцией управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирмы. Функция организации реализуется двумя путями: через административно-организационное управление и через оперативное управление.

Круг обязанностей, который выполняет каждый работник по своей должности, определяется должностными инструкциями. В магазине имеются должностные инструкции на весь персонал.

Управляющий магазином

Контролер торгового зала

Заместитель управляющего магазином

Продавцы-универсалы

Оператор по уборки помещений

Товарный оператор

Фасовщик

Рисунок 1 - Структура управления предприятием ООО «Фирма БИМ».

3. Изучение ассортимента товаров, реализуемых торговым предприятием

3.1 Изучение структуры ассортимента конкретной группы товаров

Понятие ассортимент товара включает в себя совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Торговый Ассортимент представляет собой номенклатуру товара, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Формирование ассортимента — это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его более полного удовлетворения. С точки зрения Маркетинга, первостепенное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы потоварную структуру спроса начисления. Процесс сбыта товаров характеризуется наличием жесткой конкуренции. Прежде всего, это конкуренция в планировании ассортимента и разработке новых образцов, следует отметить конкуренцию цен, по которым товары предлагают на рынке. Чтобы лучше понять проблемы в процессе выбора ассортиментной политики торгового предприятия следует остановиться на основных факторах, определяющих формирование ассортимента торгового предприятия. Роль руководства заключается в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия с ассортиментной политикой предприятия, обеспечивающей рост и прибыли. Тщательно разработанная ассортиментная политика предприятия служит руководству указателем, генеральным курсом которым должно идти предприятие, что в свою очередь позволяет сотрудникам предприятия ориентировать свою работу в направлениях, сулящих большую отдачу. Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены. Ассортимент предприятия должен быть по возможности широким. Расширение номенклатуру реализованной продукции может оказаться ценным подспорьем в деле налаживания мелкой розницы и снижения ми издержек сбыта. Устойчивости ассортимента способствует утверждение для каждого магазина ассортиментного перечня, который составляется на основе данных по изучению спроса, профиля магазина, объема товарооборота, размера торговых площадей. Этот документ утверждается на один год и находится под постоянным контролем руководителем предприятия. На основании изложенного мы видим, что актуальность темы очевидна, так как при правильном выборе ассортиментной политике торгового предприятия будет удовлетворяться спрос потребителя, а, следовательно, получение прибыли, и в конечном итоге магазин будет рентабельным.