Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы исследования мотивации сотрудников на предприятии
1.1 Классификация подходов к изучению мотивации. Значение мотивации персонала в современных условиях
1.2 Формы и методы мотивации сотрудников организации
1.3 Методы оценки эффективности системы мотивации сотрудников
2. Анализ системы мотивации сотрудников ГК «ФораФарм»
2.1. Характеристика и направления деятельности ГК «ФораФарм»
2.2. Особенности мотивации сотрудников ГК «ФораФарм»
2.3. Оценка системы мотивации сотрудников ГК «ФораФарм»
3. Совершенствование системы мотивации сотрудников ГК «ФораФарм»
3.1. Внедрение новых формы мотивации сотрудников ГК «ФораФарм»
Введение
Актуальность темы исследования определяется значимостью мотивации персонала в организациях на данном этапе развития России. То, насколько эффективна организация, определяют ее сотрудники. Их поведение зависит от внутренней и внешней среды, но большее влияние на формирование установок и стремление к достижению определенного результата оказывает именно внутренняя среда. Трудовое поведение сотрудников позволяет предприятию функционировать, добиваться необходимых экономических показателей. Однако, трудовое поведение может отличаться для разных людей: для одних характерна исполнительность и ответственность, для других – стремление минимального выполнения обязанностей вне зависимости от того, какого качества они будут, будет ли оптимальным результат.
Эффективность поведения определена тем, насколько точно и качественно сотрудник выполняет трудовые обязанности в соответствии с должностной инструкцией; стремится ли он к удовлетворению интересов коллектива, достижению целей организации. Трудовое поведение определяют мотивы, в которых выделяются внутренние стремления, которые в итоге определяют степень активности работника, ее направленность. Значение мотивации в рамках современных систем управления неоспоримо велико, ведь именно мотивация заставляет работника трудиться к максимальной отдачей, что гарантирует эффективность деятельности организации.
Теоретическую базу исследования составили положения теории управления, труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики труда, менеджмента, управления персоналом, социологии, психологии, таких как М.Армстронга, В.Стрыгина, Дж.М.Иванцевич, В.Н.Галимулина, В.Р.Веснина, В.И.Герчикова, А.М.Лобановой, Н.Ф.Путкарева, С.А.Баркова, А.И.Турчинова и др.
Целью исследования является проведение оценки системы мотивации персонала в организации и ее совершенствование.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность мотивации и стимулирования сотрудников организации;
2. Изучить формы и методы мотивации сотрудников организации;
3. Провести обзор методов оценки эффективности системы мотивации сотрудников;
4. Исследовать особенности мотивации сотрудников ГК «ФораФарм»;
5. Дать оценка системы мотивации сотрудников ГК «ФораФарм»;
6. На основе выявленных проблем разработать проект мероприятия по совершенствованию системы мотивации в исследуемой организации и экономически обосновать его.
Объект исследования – система мотивации персонала ГК «ФораФарм».
Предмет исследования - процесс повышения эффективности системы мотивации персонала на основе совершенствования существующей системы мотивации в исследуемой организации.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы исследования мотивации сотрудников на предприятии
1.1 Классификация подходов к изучению мотивации. Значение мотивации персонала в современных условиях
Изучение мотивации имеет давнюю историю. Мотивация берет свои истоки в античном мире, великие древние мыслители Сократ, Платон и Аристотель подразумевали под мотивацией принцип «гедонизма», направляющий стремится к лучшему и избегать страданий. Более широкое изучение мотивации начинается с XV века, как отмечает в своих исследованиях знаменитый профессор Горленко О.А [5, с. 117].
Одним из ключевых элементов системы мотивации является мотив. Под мотивом следует понимать (от фр. motif - побуждение) – это побуждение к активной деятельности личности, социальной группы, связанной со стремлением удовлетворить их определенные потребности. Федорова Н.В. и Минченкова О.Ю. выделяют следующую классификацию мотивов (табл. 1):
Таблица 1
Классификация мотивов
Содержание
Вид |
|
Первичные |
Являются врожденными и имеют физиологическое происхождение. К категории первичных относят мотивы, отвечающие двум условиям: быть врожденным и обуславливаться физиологией. |
Общие |
Мотивы находящиеся между первичными и вторичными мотивами, побуждающие к усилению стимулирования: любопытство, желание манипулировать, привязанность. |
Вторичные |
Тесно связаны с концепциями и подкрепления, служат для повышения мотивации к повторению поведения. |
Источник: Федорова Н.В. Управление персоналом: учебник / Н.В. Федорова О.Ю. Миниченкова. – М.: КНОРУС, 2013.- 432 с.
Таким образом, первые попытки изучить мотивы были предприняты в конце XIX в. и связанны с возникновением динамических теорий личности. Также, профессор Петербурского университета Петражицский Л.И. одним из первых поставил вопрос о создании научной теории мотивации, что явно отражено в его книге «О мотивах человеческих поступков» [13]. А в 1906 году Лазурский А.Ф. в своей книге «Очерк науки о характерах» выделил функции мотива, которые остались актуальны и на сегодняшний день [13]:
1) смыслообразующая функция – удержание деятельности, выступая ее обоснованием;
2) направляющая – формирует определенную направленность действия тому, ради чего они совершаются;
3) побуждающая – мотив определяет личностные качества способные достичь определенного результата. Стоит отметить, что мотив выступает связующим звеном на пути к изучению сущности мотивации между такими регуляторами как ценности, потребности и интересы, при этом, не являясь движущим фактором.
Краткий экскурс по историческим истокам, привел нас к определению понятия самой мотивации. Как известно, основоположником термина «мотивация» принято считать немецкого философа Артура Шопенгауэра, по причине того, что он впервые употребил его в своей научной статье «Четыре принципа достаточной причины», в которой дал пояснения и выявил причины поведения человека [3, с. 81].
В широком смысле мотивация определяется как внутреннее состояние организма, побуждающее его вести сея определенным образом, что ясно отражено в учениях Лобановой Т.Н. [15, с. 84].
В узком смысле мотивацию характеризует Румянцева З.П. как базовую функцию управления, которая призвана активизировать деятельность человека для достижения поставленных задач [27, с. 151].
Мотивация (от лат. movere означает побуждение к действию) и определяется как психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности о чем гласит Словарь экономических терминов и определений Филиной А.Н. и Коноплицкого В.А. [26, с. 93].
По мнению Макаровой А. О. мотивация – это готовность человека выполнять определенную работу, при этом получая удовлетворение от своего труда [16, с. 377]. Таким образом, опираясь на данные анализа литературных источников, предложено обозначить три главных подхода к раскрытию понятия мотивации как феномена человечества (рис. 1).
Рисунок 1.1 - Три главных объяснения феномена мотивации [16, с. 378]
Таким образом, мотивация остается действенной до того момента, пока цель не будет достигнута.
Как показывает анализ, понятие мотивация трактуется по-разному, поэтому следует перейти к определению понятия мотивации труда персонала, которое звучит следующим образом: это процесс сопряжения целей организации и целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих, перетекающий в систему различных способов воздействия на персонал для достижения общей цели. В научном мире существует мнение, что трудовая мотивация – это сила, побуждающая работника к постановке целей профессиональной деятельности и достижению этих целей [6, с. 59].
Далее необходимо отметить, что мотивы трудовой деятельности персонала отличаются друг от друга сущностью потребности, которая в них заключается, а также формами и конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются. Так, комбинированные мотивы трудовой деятельности персонала, отвечают не одному, а нескольким одновременно действующим и взаимодействующим мотивам, в конечном итоге образующим разветвленную систему мотивации трудовой деятельности (рис. 2).
Рисунок 2 - Структура мотивации труда персонала [9, с. 87]
Таким образом, представленная выше иерархическая структура трудовых мотивов, вытекает из потребностей персонала, а динамичность иерархии зависит от индивидуальных особенностей персонала. Общеизвестно, мотивация труда персонала выражает внутренне стремление сотрудника, которое определяет направление, уровень и устойчивость усилий, нацеленных на выполнение трудовой деятельности [11]. Следовательно, направление - определяется иерархией мотивов персонала, уровень - выражает количество усилий, затрачиваемых сотрудником при выполнении трудовой деятельности, а устойчивость определяется тем, сколько времени сотрудник готов потратить на ту или иную трудовую деятельность.
Вышеизложенная характеристика мотивации персонала труда характеризует тесную связь с уровнем притязания и самооценкой сотрудника. При рассмотрении основных понятий и сущности мотивации труда персонала, следует не забыть упомянуть о таком понятии, как профессиональная мотивация - это побуждения, обеспечивающие не только выбор определенной профессиональной области, но и продолжительность выполнения профессиональных обязанностей [8, с. 692].
Следовательно, мотивация труда персонала складывается из профессиональной и трудовой мотивации, определяя взаимодействие побудительных компонентов в виде потребности, профессионального интереса, ценностных ориентациях, а также внешних стимулов.
1.2 Формы и методы мотивации сотрудников организации
Большинство ученных, проводивших исследования в этом направлении сходятся в едином мнении и выделяют три основных вида трудовой мотивации (рис. 3).
Рисунок 3 - Классификация видов мотивации труда персонала [2, с. 35]
Как показано на рисунке 3, основной блок состоит из трех видов, который образует целое мотивационное ядро:
1. Материальная мотивации труда персонала – реализуется через систему оплаты труда, систему дифференцированного учета и результативности труда, процесса получения за труд денежных средств, также этому виду трудовой мотивации присущи дополнительные рычаги – оплата транспортных расходов, оплата расходов на образование, оплата страхования от несчастных случаев [1]. Также, материальная мотивации труда включает в себя мотив надежности (стабильности), который характеризуется стабильной деятельностью, а значит и стабильным заработком.
Мотив состязательности – один из самых сильных мотивов за все времена, дух соревнования не покидает коллектив, в результате чего образуя прочную систему взаимозаменяемости, что положительно отражается на оплате труда. К прямым материальным мотивам непосредственно относят оплату плату т.к. система оплаты труда создает материальную основу развития человеческого капитала всех уровней, дает выбор рациональных форм и систем оплаты труда, что имеет важное социальное и экономическое значение для организации. Также к прямым методам стимулирования относится: деньги, премии, бонусы, доплаты, надбавки т.е. не что иное как система оплаты труда.
В исследованиях зарубежных менеджеров таких как Рофе А. И. и Десслер Г. И . материальная мотивация выступает как побуждение персонала к работе, а именно как простая экономическая необходимость, средством зарабатывать деньги [25, с. 174].
2. Социальная (моральная) мотивация основана на нравственных ценностях человека, осознанием работника ценности и полезности своей трудовой деятельности. Сюда относятся побудительные мотивы благоприятного труда, здоровые взаимоотношения в коллективе, возможность самосовершенствования и самовыражения.