Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА

1.1 Понятие о торговом ассортименте. Классификация. Ассортимент товаров и товарную номенклатуру.

1.2 Особенности формирования ассортимента товаров в оптовой и розничной торговле

1.3 Формирование ассортимента товаров в сетевых магазинах

2. Структура и организация предприятия

2.1 Структура предприятия, его правовой статус, назначение отдельных подразделений

2.2 Структура коммерческого аппарата, функции, должностные обязанности его работников

3. Изучение ассортимента товаров, реализуемых торговым предприятием

3.1 Изучение структуры ассортимента конкретной группы товаров

3.2 Изучение товаров отдельных поставщиков по ассортименту и качеству

3.3 Формирование ассортимента товаров в магазинах в зависимости от их качества, потребительских свойств, традиций и т.д. на основе проведения рекламных кампаний, презентаций, дегустаций

3.4 Изучение структуры потребительских предпочтений определенной группы товаров с помощью маркетинговых исследований

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Формирование рыночной экономики в России ведет к появлению новых проблем в экономическом анализе, одной из которых является анализ потребительского спроса. Переход на рыночные отношения выдвигает новые требования к участникам рынка, заставляет производить и продавать только то, что пользуется определенным покупательским спросом.

Предприятия все больше начинают ориентироваться на рынок, оценивая основные направления хозяйственной деятельности величиной конечной прибыли, которая напрямую зависит от знания рынка, умения прогнозировать конечные результаты. Пренебрежение законами рынка приводит предпринимателя к финансовому краху, и, наоборот, тот, кто умеет своевременно предугадать перспективы развития рынка и адекватно среагировать на них, обеспечивает высокую эффективность хозяйственной деятельности.

Приватизация предприятий торговли и нарождающаяся конкуренция усиливают актуальность использования методик анализа потребительского спроса, так как владельцам предприятия уже недостаточно просто выявить товары ограниченного спроса и предотвратить их дальнейшее поступление на рынок.

Необходимо заранее, еще до того, как возникнет проблемная ситуация на рынке, предусмотреть и устранить ее. Таким образом, изучение спроса населения является одним из ключевых элементов маркетинговых программ предприятий.

Формирование ассортимента составляет основу товарной политики предприятия. Товарная политика имеет экономическое и социальное значение. Экономическая важность заключается в том, что умелое управление ассортиментом товаров позволит предприятию выжить в условиях жесткой конкуренции и стать преуспевающим. С социальной стороны управление ассортиментом воспитывает у потребителей вкусы, формирует потребности, и наоборот, вкусы и потребности потребителей оказывают большое влияние на товарную политику.

Ассортиментная политика приобретает особую значимость в нынешних условиях, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по ассортименту и качеству, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят его экономические показатели.

Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и максимально эффективно управляет ею.

Потребитель предъявляет всё новые, более изысканные требования к товарам. Покупатели хотят, чтобы купленные ими товары были более практичными, красивыми, долговечными. А производители вынуждены удовлетворять постоянно возрастающие запросы своих клиентов. Вот почему коррекция ассортимента очень важна сегодня.


Целью данной работы является изучение покупательского спроса и формирование товарного ассортимента на торговом предприятии. Эта тема очень актуальна в наше время. И очень важно научиться применять результаты исследований спроса на практике. Не мене важной задачей является и грамотное составление товарного ассортимента.

Объектом курсового исследования является ассортимент компании ООО «Фирма БИМ».

Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы. Общий объем работы – 35 страниц.

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА

1.1 Понятие о торговом ассортименте. Классификация. Ассортимент товаров и товарную номенклатуру.

Переход России от плановой к рыночной экономике внес серьезные изменения как в понятие о самом товаре в целом, так и в весь потребительский рынок. Критериями современного состояния потребительского рынка является:

- состояние источников наполнения рынка товарами;

-соотношение спроса и предложения.

Состояние спроса и предложения определяет насыщенность рынка товарами, степень удовлетворения спроса, широту, полноту и структуру ассортимента, качество товаров.

Источниками наполнения рынка товарами являются отечественное промышленное и сельскохозяйственное производство, а также импорт.

Поэтому важно: создание и укрепление инфраструктуру торговли; конкурентной сферы; проведение всероссийских и международных ярмарок; усиление контроля за качеством товаров и соблюдением правил торговли.

Объектами торговли коммерческого предприятия являются товары и услуги.

Товар – это материальная продукция, предназначенная для купли-продажи в ходе коммерческой деятельности. Товар сложное понятие и не менее сложный объект, обладающий потребительскими свойствами.

Товары как объекты подразделяются по множеству признаков:

1)По назначению – подразделяются на роды, указанные в таблице 1


Таблица 1 – Род товаров коммерческой деятельности

Потребительские товары

Промышленного (производственного назначения)

Оргтехнические товары

Для индивидуального потребителя, для личного пользования

Для производства других товаров, сырьевое и технологическое обеспечение

Для улучшения организации административно-управленческой деятельности.

2)Потребительские товары классифицируют с учетом их потребления или поведения покупателей при их приобретении.

Таблица 2 – Классификация потребительских товаров по потреблению и поведению покупателей

С учетом их потребления

длительного пользования

Телевизоры, холодильники, пылесосы.

краткосрочного пользования

Хлеб, сигареты, мыло, соль.

Поведения покупателей при их приобретении.

повседневного спроса

Хлеб, мыло, соль, сахар, спички.

тщательного выбора

Одежда, мебель, электробытовые товары

престижные товары

Товары, имеющие уникальные свойства, марку известной фирмы.

пассивного спроса

Приобретаются тогда, когда возникает необходимость в них, или предпринимаются маркетинговые усилия для их продажи.

Эта классификация товаров используется целенаправленно и часто по назначению торгового предприятия можно определить, какие товары можно в нем приобрести.

Классификация товаров производственного назначения

Обычно выделяют:

- оборудование;

- сырье, материалы и готовые детали;

- полуфабрикаты;

- стационарные сооружения и вспомогательное оборудование;

- вспомогательные материалы, услуги.

Род потребительских товаров делят на три класса:

- продовольственные товары;

- непродовольственные;

-медицинские товары.

Классы в зависимости от сырья и назначения делят на: подклассы, группы, подгруппы, виды, разновидности.

Виды и разновидности могут иметь наименования номинальные и марочные.

Ассортимент товаров – это набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков. С экономической точки зрения отражает сложившиеся пропорции и соотношения между различными отраслями, промышленными, сельскохозяйственными и другими предприятиями, т.к. включает в себя товары разных товаропроизводителей. С социально-экономической точки зрения ассортимент товаров имеет большое значение для удовлетворения покупательского спроса и обеспечения качества обслуживания потребителей.


Различают два основных вида ассортимента товаров – промышленный и торговый.

Промышленный ассортимент – ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным (сельскохозяйственным) предприятием.

Торговый ассортимент – ассортимент товаров, представленный в торговой сети. Он, как правило, шире промышленного, поскольку формируется путем подбора товаров по группам, видам, сортам, моделям, фасонам, размерам.

В основе образования торгового ассортимента лежит товарная группа, товары продовольственные и непродовольственные. Товарная группа – это совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональное значение и обладающих сходными потребительскими свойствами и показателями (одежда, обувь, молочные продукты).

Совокупность товаров определенной группы образуют вид товаров (костюм, платье, телевизор, творог).

Внутри каждого вида товаров по ряду признаков выделяют их разновидности. Разновидность товаров (модель, марка, сорт, артикул и др.) – развернутый ассортимент.

Ассортимент товаров может быть простым и сложным. Простой ассортимент товаров представлен такими видами товаров, которые можно классифицировать не более, чем по трем признакам. Сложный ассортимент товаров представлен такими видами товаров, которые можно классифицировать более, чем по трем признакам. С одной стороны, сложность ассортимента товаров влечет за собой ряд изменений в организации деятельности, т.к. требует создания различных сервисных подразделений, занимающихся как предпродажной подготовкой товаров, так и их послепродажным обслуживанием. С другой стороны, сложность ассортимента почти всегда предполагает более высокий уровень потенциально возможных доходов.

Постой ассортимент товаров – представлен не боле чем по трем признакам – (наименование, сорт, артикул) – в основном продовольственные товары и некоторые непродовольственные товары (чулочно-носочные изделия, галантерея).

Сложный ассортимент – это почти все непродовольственные товары и часть продовольственных (колбасы, консервы, кондитерские изделия).

По частоте и характеру спроса товары подразделяют на несколько групп:

  • Товары повседневного спроса (ежедневно или через небольшие промежутки времени);
  • Товары периодического спроса (регулярно, но через более продолжительные промежутка времени, раз, два в год);
  • Товары редкого пользования (товары длительного пользования – телевизоры, мебель;
  • Сезонные товары;
  • Сопутствующие товары – приобретаются при покупке основных товаров – импульсивно.

Таким образом, формирование ассортимента товаров – сложный и непрерывный процесс, основная цель которого заключается в наиболее полном удовлетворении потребностей населения в товарах при обеспечении прибыльности торгового предприятия.

Структура ассортимента – Удельная доля каждого вида товара в общем наборе.

Структура ассортимента в натуральном выражении применяется при определении потребности в складской площади, площади для выкладки товаров.

Структура ассортимента в денежном выражении применяется при анализе прибыльности отдельных видов товаров.

1.2 Особенности формирования ассортимента товаров в оптовой и розничной торговле

На процесс формирования ассортимента оказывают влияние следующие факторы:

- социальные;

- экономические;

- демографические;

- природно–климатические;

- национальные.

Заметное воздействие на спрос оказывает мода и достижения научно-технического прогресса, поэтому их тоже нельзя не учитывать, формируя ассортимент товаров.

В оптовой торговле формирование ассортимента происходит с учетом товарной специализации и функций, выполняемых предприятием торговли.

Процесс формирования в магазине начинается с определения широты ассортимента, то есть количества товарных групп, (пример: универсальные магазины). Затем глубины ассортимента, то есть количество видов внутри каждой группы, (специализированные магазины).

В основу построения ассортимента в розничной торговле положено рациональное соотношение отдельных групп товаров в зависимости от:

  • объема товарооборота магазина
  • размера торговой площади
  • технической оснащенности
  • условий товароснабжения
  • Численности обслуживаемого населения
  • уровень его доходов
  • наличие вблизи зоны обслуживания промышленных предприятий, учебных заведений
  • место расположения магазина к их конкурентам.

В соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров ассортимент в магазинах определяется самостоятельно с учетом профиля и специализации магазина.

Работниками магазинов разрабатывается ассортиментные перечни, включающие в себя виды и разновидности товаров, которые постоянно должны быть в продаже. Наличие таких перечней способствует лучшему обслуживанию покупателей, так как позволяет постоянно иметь в продаже необходимые им товары за счет поддержания полноты и стабильности (устойчивости) ассортимента.