Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты сетевой формы организации бизнеса
1.1.История становления сетевых форм
1.2.Понятие и особенности сетевых форм
2.Исследование организации сетевой формы бизнеса на примере гостиничных сетей в России
2.1.Анализ развития российских гостиничных сетей: состояние, проблемы и перспективы
Введение
Актуальность изучаемой темы состоит в том, что в последнее десятилетие происходит тенденция усиления конкуренции в глобальном масштабе.
Это привело к тому, что организации во всем мире начинают менять свои стратегии. Они стали отходить от централизованной многоуровневой иерархии и переходить к более гибким структурам, напоминающим, скорее, сети, чем традиционные управленческие пирамиды. Процесс глобализации представляет собой усиление взаимозависимости экономических субъектов в мире. Сейчас увеличивается число крупных торговых сетей, имеющих свои представительства в большинстве стран мира. И одним из последствий этого стало то, что промышленное производство из высокоразвитых стран постепенно переместилось в развивающиеся страны. Китай превратился во всемирную фабрику, обеспечивающую текстилем и обувью полмира. Но в России сетевые структуры не так давно появились, и еще предстоит изучить их роль в российской экономике. Кроме того, остается нерешенным вопрос: способствует ли сетевая организация эффективному регулированию экономики.
Цель работы провести исследование сетевой формы организации бизнеса.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть историю становления сетевых структур.
2. Дать понятие и выделить особенности сетевых структур.
3. Провести анализ развития российских гостиничных сетей: состояние, проблемы и перспективы.
4. Обосновать необходимость развития сетевых форм организации гостиничного бизнеса в России.
5.Обосновать наиболее приоритетные формы и механизмы эффективного управления и стандартов обслуживания в сетевом гостиничном бизнесе.
Объект работы – сетевые формы бизнеса.
Предмет работы – развитие сетевых форм организации бизнеса.
В данной работе использовались труды следующих авторов: Леонова Т.В., Щеблыкин О.В., Козлова Л.Г., Воронкин А.С., Алейнова А.А., Безрукова Т.Л., Морковина С.С., Крючков И.С., Паринов, С. И., Ерзнкян, Б. А., Тютюшев, А. П. и т.д.
1.Теоретические аспекты сетевой формы организации бизнеса
1.1.История становления сетевых форм
Понятие сети в современном социальном познании имеет множество измерений, коннотаций и уровней рефлексии. Представители различных научных отраслей говорят о сетевых теориях, сетевом подходе, сетевом обществе, сетевой культуре, виртуальных сетях, социальных сетях, межфирменных и организационных сетях, сетях знания, когнитивных сетях и т.д. Сети стали своеобразным кодом современного миропонимания, а главными особенностями знания о сетях стали его многомерность и многослойность, разнообразие методологических принципов. В значительной степени сложившаяся ситуация обусловлена экспоненциальной популярностью данной тематики (даже модой на нее), что способствует прорастанию знания о сетях одновременно в самых разных науках и научный областях – когнитивистике, социологии, экономике, политике, менеджменте, семиотике и др.[4].
Это дает основание ряду ученых полагать, что сеть – это не столько понятие, сколько продуктивная «зонтичная» [4] метафора, объединяющая некий гештальт, ракурс рассмотрения социального мира. Одними из первых такуюверсию в 1977 г. высказали в своей статье Г. Уайт, С. Бурман и Р. Брейгер (White, Boorman, Breiger 1977). Вместе с тем, с усилением влияния сетевого анализа, осуществляющего экспансию математических методов и методов моделирования в самые разные научные дисциплины социогуманитарного профиля, растет стремление к формализации знания о сетях, созданию единой теории сетей со всеми предполагаемыми атрибутами строгого научного знания.
Многомерность и разнообразие представлений о сетях в современном социальном познании актуализируют вопросы не только о когнитивном статусе самого термина «сеть», но и об уровнях и формах знания о сетях, а также о перспективах развития этой исследовательской области.
Наш опыт исследования, представленный в одной из публикаций («Развитие понятийно-терминологического аппарата функционирования сетевых структур [2]»), указывает на эффективность использования сетевых структур в различных организациях. Более глубокое изучение этого вопроса привело нас к пониманию необходимости его рассмотрения с позиций исторического подхода, анализа исторических фактов появления и развития сетей (сетевых структур). Краткий обзор представлен нами в приложении 1.
В процессе проведенного анализа нами было установлено, что одной из первых ключевых фигур, участвовавших в зарождении и развитии сетей (сетевых структур) в России, является Петр I. Так в период с 1701 по 1798 г. предлагается рассматривать зарождение, формирование и начало развития сети учебных заведений.[18]
Первым учебным центром, давшим начало и светскому образованию в России, была Школа математических и навигацких наук в Сухаревой башне в Москве.
Главной ее задачей являлась подготовка морских офицеров. Из Европы завозились необходимая литература, приборы, оборудование и приглашались специалисты – носители необходимых знаний.
С 1701 по 1715 г. Школа математических и навигацких наук была единственным в стране центром образования всех уровней с физико-математической и технической специализацией.
1 октября 1715 г. в новой столице России – Санкт-Петербурге – на базе старших (мореходных) классов Навигацкой школы была создана Морская академия, или Академия морской гвардии.
В 1734 г. из общего курса Морской академии штурманской специальности была выделена и создана штурманская рота в Кронштадте.
В период с 1798 по 1877 г. была проведена полная дифференциация военно-морских учебных заведений, штурманские роты были преобразованы в морские училища.
В России была создана классическая сеть военно-морских образовательных учреждений, включавшая: подготовительное отделение военно-морской подготовки в Морском корпусе; высшие военно-морские учебные заведения для подготовки морских офицеров на первичные должности для корабельного состава и береговой службы; высшие учебные заведения для получения дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка и повышение квалификации);
Николаевскую морскую академию для подготовки руководящего состава флота.
К следующему сетевому проявлению можно отнести создание С. Морзе в 1844 г. первой телеграфной линии Балтимор – Вашингтон. Развитие телеграфной
К 1917 г. на Кубани образовалась достаточно большая музейная сеть. Большинство музеев были созданы при организациях, таких как статистический комитет, местные научные общества (Общество любителей обществознания, Общество попечения о детях, Общество содействия благоустройству города и др.) программа деятельности которых включала изучение края [8].
Одним из следующих источников проявления сети нами установлена деятельность Д.И. Менделеева по организации поверочного дела. Тщательный анализ результатов обследований состояния измерительного хозяйства страны, проведенный сотрудниками Главной палаты в конце XIX века в ходе поездок по Прибалтийскому краю, Польше, центру и югу России, Сибири, показал, что в 15 губерниях страны поверка измерительных приборов совершенно отсутствовала, верные меры в торговле являлись исключением, вновь произведенные средства измерений имели многочисленные нарушения технических параметров, повсеместно был распространен выпуск суррогатов мер[7].
На основании изученных материалов были определены критерии для выбора мест размещения поверочных органов.
Создание сети поверочных органов проходило в три этапа. Первый, рассматривавшийся как опытный, пришелся на 1900–1901 гг. В ходе первого этапа было открыто 10 поверочных палаток торговых мер и весов. Из
В ходе второго (1902 г.) и третьего (1906 г.) этапов формирования поверочной сети число палаток увеличилось в 2,5 раза. Все они открылись на периферии, порой в весьма отдаленных от центра местах – Одессе, Уфе, Екатеринбурге, Тифлисе, Баку. К концу первого десятилетия деятельностью специализированных поверочных заведений было охвачено 2/3 территории страны.
В последние годы все больше внимания со стороны российских и зарубежных ученых стало уделяться исследованию феномена сетевой организации экономической деятельности, обусловленной глобализацией бизнеса и усилением международной конкуренции, ускорением процессов обновления технологий и их проникновения через границы отраслей и государств, а также в целом возрастанием неопределенности бизнес-среды, требующей нетрадиционных методов адаптации к ней [1].
В 1960–1970 годах наметились новые тенденции, общее действие которых оказалось настолько сильным и решающим, что в итоге положило конец господству иерархий. На смену им пришли сетевые структуры, в большей степени отвечающие новым требованиям экономического развития.
История становления отечественных предпринимательских сетей позволяет выделить за последние 15 лет три основных этапа.
Первый этап датируется периодом 1993–1998 гг., при этом появление сетей становится «вторым рождением» промышленной кооперации. Для него характерно относительно благоприятное положение дел в экономике в целом, которое обусловили высокие темпы роста предприятий и создание разветвленных структур холдингового типа в промышленности. В этот период наблюдается расцвет торговли, увеличение количества магазинов и их филиалов, быстрыми темпами увеличивается количество предприятий кооперации.[3]
Второй этап (1999–2007 гг.) характеризуется противоречивостью. С одной стороны, следствиями августовского кризиса стали понесенные многими экономическими субъектами значительные финансовые потери, временный паралич платежно-расчетной системы, фактическое прекращение кредитования, резкое ускорение спада реального производства, масштабное сворачивание деятельности в наиболее рыночно продвинутых секторах российской экономики, существенное сокращение реальных доходов, снижение уровня жизни населения, заметное увеличение безработицы. Но уже с конца 1999 г. имеет место значительный подъем, связанный с тем, что предпринимательство достаточно быстро оправилось от потрясений, а усиливающееся давление на рынок со стороны западных сетей вызвало ответную реакцию не только у российских ритейлеров, но и у крупных производственных компаний. За четыре года в России существенно снизился страновой риск, увеличилось количество современных торговых площадей, вырос оборот розничной торговли и количество международных розничных операторов.
Третий этап в становлении и развитии предпринимательских сетей можно датировать начиная с 2008 г. и по настоящий момент. На этом этапе предпринимательская сеть является, по сути, новой формой организации межфирменного взаимодействия, позволяющей быстро, гибко, инновационно адаптировать внутренние структуры и внешние взаимосвязи в условиях возрастающей неопределенности хозяйственной среды. Особенно интересными становятся кластерные взаимодействия.
В результате развития рыночных отношений существенно изменяются формы взаимодействия между производителем и потребителем продукции.
1.2.Понятие и особенности сетевых форм
Отмечая наличие и развитие сетевых форм взаимодействия де-факто, исследователи указывают на различную природу данного явления. Д. Подольны и К. Пейдж, рассматривая сетевые формы организации социально-экономической деятельности, отмечают их абсолютную новизну[19]. С. И. Паринов рассматривает сетевую форму как результат социальной эволюции общинной формы, жизнедеятельности людей[12]. Соглашаясь в определенной мере с указанными точками зрения, необходимо отметить более реальный подход к определению причин возникновения сетевых форм, предложенный Б. А. Ерзнкяном, В. А. Агафоновым. Данные авторы отмечают, что появление сетевых форм обусловлено реакцией на ограничения рыночных и иерархических форм организации социально-экономических отношений[6].
Многие авторы определяют сеть, во-первых, как новую организационно-правовую форму, в рамках которой осуществляется взаимодействие и интеграция участников экономической деятельности; во-вторых, считают, что сеть является институтом, который определяет правила взаимодействия и интеграции экономических субъектов, разделяющих близкую систему ценностей[13].
Для того чтобы понять сущность сетевых форм, необходимо рассмотреть их структурные особенности. Одним из ключевых понятий сетевого подхода является «узел» (узловой пункт) в сети — то есть отдельный член, участник, актор (деятель, действующее лицо), пункт (точка) сети. Узел способен принимать и передавать информацию и другие ресурсы, которые циркулируют в ней. Участие в сети осуществляется с учетом принципа коалиции[10].
Особенность сетевых структур заключается в том, что ее участники могут покидать сеть или входить в нее в любое время. При этом сеть редко является замкнутой (закрытой) и имеет гибкую конфигурацию, которую можно расширять.