Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты сетевой формы организации бизнеса
1.1.История становления сетевых форм
1.2.Понятие и особенности сетевых форм
2.Исследование организации сетевой формы бизнеса на примере гостиничных сетей в России
2.1.Анализ развития российских гостиничных сетей: состояние, проблемы и перспективы
Кроме того, о сетевой власти отдельного узла можно говорить в случае, если он [10]: – обладает уникальной компетенцией; – способен привлекать новых участников сети; – способен создавать новые потоки; – способен оказать уникальные услуги.
Характеризуя различные сети, некоторые авторы предлагают использовать понятие «мощность сети». Мощность сети представляет собой комплексную характеристику, которая включает в себя распространенность (по числу участников), длину (по географическому масштабу, дальности), укорененность в социальных и юридических институтах (институционализированность), продолжительность существования (по сроку жизни), привлекательность (способность не только удерживать прежних членов, но и вовлекать новых), эффективность (способность приносить выгоду ее участникам, превышающую затраты на участие в сети).
На первый план при формировании и функционировании сети выходят институциональные факторы[6].
По мнению ряда авторов, сетевые структуры отличает и ряд других особенностей. Во-первых, участники сетевых структур функционируют не сами по себе, а в отношении друг к другу. Во-вторых, сетевую модель размещения ресурсов отличает осуществление трансакций путем «отношенческих» контрактаций участников сети, в отличие от дискретного подхода (как на рынке) и иерархического (как внутри фирмы). В-третьих, для многих сетей характерно отсутствие явного разделения формальных деловых и персональных социальных ролей.
Дж. Липнек и Дж. Стэмпс выделяют пять ключевых организационных принципов, характеризующих сетевые структуры[9]: – общая долгосрочная цель, которая полностью может быть достигнута каждым отдельным ее участником только в пределах сетевого взаимодействия; – добровольный характер связей, который обеспечивает гибкость и открытость сетевой структуры; – независимость партнеров, то есть реализация собственных целей и задач, получение от интеграционного процесса определенной выгоды; – наличие множества лидеров, обеспечивающих устойчивость и эластичность сети; – множественный характер взаимодействий, где каждый участник сетевой структуры может напрямую устанавливать контакты с любым партнером, который входит в данную сеть.
Дополняя данный перечень организационных принципов, необходимо отметить использование сетевыми структурами партнерского соглашения, которое подтверждает согласование целей и направлений деятельности на долгосрочную перспективу и отражает порядок взаимодействия его участников.
Своим участникам сетевая структура позволяет повысить гибкость и способность быстро адаптироваться к изменениям, а также оперативно выполнять задачи оптимальным или близким к оптимальному способом. Это преимущество во многом обеспечивается рациональной структурой издержек, разнообразием компетенций участников, возможностью оперативного доступа к многочисленным и разнообразным ресурсам участников сети.
Таким образом, являясь одной из современных организационных форм, современным институтом взаимодействия и интеграции экономических субъектов, сеть содержит в себе потенциал для развития ее участников и экономики в целом.
2.Исследование организации сетевой формы бизнеса на примере гостиничных сетей в России
2.1.Анализ развития российских гостиничных сетей: состояние, проблемы и перспективы
К концу 2015 г в России насчитывалось 9780 гостиниц и аналогичных средств размещения (таблица 2.1).
Гостиницы и аналогичные средства размещения неоднородны по виду, численности персонала и количеству обслуживаемых клиентов. Единицей учета может быть как небольшой мотель на 50 мест, так и огромный гостиничный комплекс, состоящий из нескольких гостиниц и имеющий оборот в сотни миллионов рублей в год.
Росстат определяет гостиницу как обособленное здание (комплекс зданий), предназначенное для временного проживания.
Мотелем считается небольшая гостиница, расположенная вблизи автомобильной дороги.
Пансионатом считается организация, оснащенная зданием (комплексом зданий) и предоставляющая помимо услуг проживания также лечебно-профилактические услуги. Пансионаты располагаются, как правило, в пределах курортов и лечебно-оздоровительных местностей.
К другим организациям гостиничного типа Росстат относит меблированные комнаты, а также общежития для приезжих.
Таблица 2.1 – Виды средств размещения в РФ, тыс. [20]
Виды размещения |
Года |
Отклонение 2015 к 2011 гг. |
|||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
+/- |
% |
|
Гостиницы |
6,87 |
7,28 |
8,07 |
8,38 |
8,47 |
1,60 |
123,22 |
Мотели |
0,16 |
0,20 |
0,18 |
0,21 |
0,21 |
0,05 |
131,06 |
Пансионаты |
0,21 |
0,24 |
0,27 |
0,28 |
0,28 |
0,07 |
135,27 |
Прочие |
0,63 |
0,70 |
0,78 |
0,81 |
0,82 |
0,20 |
131,20 |
итого |
7,87 |
8,42 |
9,30 |
9,68 |
9,78 |
1,91 |
124,33 |
За последние 5 лет численность гостиничных учреждений в России выросла на 24,3% и достигла 9,78 тыс. в 2015 г.
В последние годы международные отельные сети активно осваивали российский рынок, особенно, в регионах страны. Российский региональный гостиничный рынок привлекал иностранных инвесторов относительно слабым уровнем конкуренции в связи с ограниченным предложением качественных услуг.
Кроме того, в стране стабильно рос внутренний и внешний туризм, что также способствовало росту численности гостиничных учреждений.
Рост инвестиций в строительство гостиниц также был напрямую связан с крупными международными событиями, проведенными на территории России: саммит АТЭС во Владивостоке, Универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи и др.
Большинство гостиничных учреждений в России составляют гостиницы. В 2015 г доля гостиниц среди всех организаций гостиничного типа составила 86,6%.
Наибольшее число гостиниц и аналогичных средств размещения имеет частную форму собственности – 91% от всех гостиничных учреждений страны (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1. Форма собственности средств размещения в РФ [20]
В 2011-2015 гг. номерной фонд гостиниц и аналогичных средств размещения увеличился на 8,6% и составил 725,3 тыс. номеров (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 – Численность номеров проживания, тыс. [20]
Рассмотрим подробно гостиничные сети, в зависимости от категорий гостиниц (таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Категории гостиниц в гостиничной сети в России
Наименование гостиничной сети |
Категория гостиниц |
|||
2* |
3* |
4* |
5* |
|
Туррист |
2 |
3 |
||
Русские отели |
2 |
3 |
1 |
|
Umaco |
1 |
5 |
||
Intourist |
7 |
2 |
3 |
|
Maxima Hotels |
4 |
|||
Rinald Hotels Group |
14 |
|||
Azimut Hotels Com |
28 |
4 |
||
Amaks Hotels & Resort |
11 |
6 |
||
Heliopark Hotels Resort |
7 |
8 |
Основная особенность российских сетей – отсутствие единых узнаваемых стандартов бренда. Это связано с тем, что портфели активов содержат очень разнородные объекты. В основном, это старые реконструированные советские гостиницы, которые претерпели косметический ремонт и позиционируют себя в нише «городских бизнес-отелей» (3–4 звезды).
Рисунок 2.3 – Удельный вес гостиниц, %
На основании рисунка 2.3, мы видим, что среди гостиниц в сетях преобладают терхзвездочные отели – 69%.
Разношерстность продукта и отсутствие четких стандартов затрудняют узнаваемость российских брендов, снижая их уровень конкурентоспособности по сравнению с западными гостиничными брендами и затрудняя темпы роста бизнеса национальных «сетевиков». Разумеется, со временем этот дисбаланс сил выправится, и российские национальные гостиничные бренды смогут наравне конкурировать с их зарубежными операторами как по уровню качества размещения, так и по уровню обслуживания.
Рисунок 2.4 – Средний номерной фонд по сети, единиц
На основании рисунка 2.4, мы видим, что наибольший средний номерной фонд имеют сети гостиниц «Туррист», «Azimut » и «Umaco».
Рисунок 2.5 – Типы отелей в сети, %
Из рисунка 2.5. видно, что в гостиничных сетях большую часть составляют городские отели. Курортные отели присутствуют не во всех гостиничных сетях.
Российский рынок остается одним из самых привлекательных для развития гостиничного бизнеса по сравнению со странами Америки и Европы. Данный фактор подтверждает активное расширение присутствия международных гостиничных сетей в России.
По данным Группы оказания услуг в индустрии гостеприимства и развлечения КПМГ, к 2018 году число гостиниц, входящих в международные сети, увеличится с 87 отелей до 220. Суммарный фонд России под международными брендами на сегодняшний день составляет 21 885 номеров. До 2018 года он может увеличиться до 47 534 единиц.
С начала 2013 года 8 гостиниц под международными брендами вышли на рынок страны, и ещё 27 новых проектов было заявлено в СМИ. Лидерами российского рынка являются такие цели, как Rezidor Hotel Group, InterContinental Hotel Group, Marriott International и Accor Hotels.
Rezidor Hotel Group занимает наибольшую долю рынка, насчитывая в своем портфеле 21 функционирующий отель на 6357 номеров. В ближайшие 5-6 лет оператор планирует довести количество отелей до сорока.
InterContinental Hotel Group представлена 14 действующими гостиницами на 3888 номеров. Группа предполагает расширение своего присутствия до 22 отелей, таким образом, ее номерной фонд достигнет 6265 единиц.
Под брендом Marriott International на данный момент работает 14 гостиниц на 3482 номера. Компания планирует ввести ещё дополнительно 10 гостиниц к 2018 году.
Accor Hotels управляет 10 отелями на 2149 номеров на территории России. Менеджмент компании принял агрессивную стратегию развития, и в течение следующих пяти лет компания намерена открыть 30 отелей на 5500 номеров под своими брендами, что потенциально может привести к перераспределению позиции на рынке.
Из данного анализа планов развития международных сетей следует, что значительное количество компаний планируют существенно увеличить свое предложение как с точки зрения количества объектов, так и с точки зрения номерного фонда.
Учитывая высокую привлекательность со стороны бизнеса, политики и туризма, Москва и Санкт-Петербург являются лидерами в России по объему номерного фонда, а также по количеству объектов. Также активно растёт количество проектов в регионах, несомненно, это связанно с проведением крупных международных мероприятий и с общим восстановлением бизнес-активности регионов страны. В ближайшие годы Россия будет принимать такие крупные мероприятия мирового уровня, как чемпионат мира по футболу 2018 года.
Благодаря обширной географии проведения данных мероприятий на территории страны, международные операторы концентрируют свое внимание на городах проведения мероприятий, а именно Сочи (13,2% будущего предложения), Ростове-на-Дону (6,8%), Нижнем Новгороде (4,8%) и Казани (2,4%). В некоторых региональных городах, таких как Ростов-на-Дону, Ярославль, Калуга, Воронеж и других, проекты международных операторов откроются впервые. В частности в Ростове-на-Дону должны открыться отели всемирно известных брендов, таких как Hyatt Regency Don-Plaza строительство которого взял на себя конгресс-отель Don-Plaza, а так же Sheraton, Kempinski, Mercure и Courtyard by Marriott.