Файл: Гендерные особенности профессионального стресса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Сложившаяся неблагоприятная моральная ситуация в коллективе (на первый взгляд может показаться, что работа ведется как обычно, и все обязанности сотрудников выполняются нормально). Тем не менее, качество работы постепенно снижается. Дело в том, что в командном конфликте отношения и сотрудники не только перестают помогать, но и в это время стараются незаметно наносить ущерб друг другу [9, с. 100].

4. Руководители в некоторых организациях сознательно создают среду, в которой сотрудники конкурируют друг с другом. Иногда это происходит с целью отвлечь внимание подчиненных от недостатков руководства. Безусловно, в отношениях, построенных на соперничестве, есть определенный смысл, поскольку такие отношения представляют собой мотивацию для достижения более высоких результатов. Но, в конце концов, эта система вызывает усталость и истощение рабочих, потому что в состоянии борьбы никто не может жить долго. В этом случае победил самый упрямый, но даже он вскоре начал отказываться от своих позиций. Это не означает, что конкуренция должна быть отменена. Задача менеджера - обеспечить разумный компромисс между двумя крайностями. Там, где можно обойтись без конкуренции, нужно обойтись и без нее.

5. Очень небольшая нагрузка, которая вызывает чувство тревоги, отчаяния. Специалист, который не принимает работу, соответствующую его способностям, начинает сомневаться в ее ценности и позиции в организации и чувствует себя неподтвержденным.

6. Более скрытой причиной стресса является конфликт ролей, который возникает, когда сотрудники предъявляют противоречивые требования. Чаще всего это происходит в результате нарушения единых принципов: два руководителя могут давать сотрудникам противоположные инструкции. Конфликт ролей возникает из – за различий между нормами неформальной группы, к которой принадлежит эксперт, и требованиями формальной организации

7. Противоположная причина. Определяется в случае неопределенности ролей (сотрудник не совсем понимает его ожидания), а требования здесь уклончивы и неопределенны. Если человек не знает, что ему нужно сделать, как это сделать и как будут оцениваться эти действия - возникает тревога и беспокойство.

8. Причиной часто является однообразная и неинтересная работа. Люди с более интересной работой менее тревожны и менее восприимчивы к физическим заболеваниям. Понятие интересной работы относительное. Интересно, что вряд ли будет интересен другой, поэтому в случае снятия стресса не стоит начинать со штампа.


9. Стресс также может возникнуть в результате неблагоприятных физических условий (высокая или низкая температура, плохое освещение, очень сильный шум).

Факторы стресса можно разделить на следующие типы:

1. Организационные:

- факторы, которые связаны с положением человека в организации;

- отсутствие перспектив роста;

- работа, которая не соответствует уровню квалификации;

- внутренняя конкуренция;

- повышенный спрос со стороны высшего руководства;

- плохие условия труда;

- плохое общение и т.д.

2. Внеорганизационные:

- факторы, связанные с воздействием окружающей среды на человека, который находится за пределами организации;

- конкуренция на рынке труда;

- продолжительное отсутствие работы;

- экономический кризис в стране;

- неопределенность, экологические и политические проблемы.

3. Личностные

- факторы, которые вызваны психологическими проблемами человека.

- эмоциональная нестабильность;

- низкая или высокая самооценка;

- нереализованные потребности и так далее.

Перед тем как приступить к мероприятиям, которые снимают симптомы стресса, следует понимать причины его возникновения, поскольку зачастую причиной организационных проблем оказываются внешние по отношению к личности факторы.

Человек постоянно взаимосвязан с окружающей средой, в которой существуют стрессовые факторы. Стресс может проявляться как в психологических, так и поведенческих реакциях, природа реакции зависит от индивидуальности человека. Кто-то более чувствителен к стрессу, а кто-то использует механизм защиты, для того что бы противостоять негативному влиянию окружения.

Помимо негативного воздействия стресса, он способствует развитию человека. Некоторые виды стресса повышают иммунитет, однако стресс также может ослабить физическую и психологическую способность человека справляться со стрессом. Средний уровень стресса повышает эффективность работы. Из-за низкого уровня стресса у человека нет мотивации к улучшению, так как его умственные и физические способности не задействованы полностью. Когда возникает чрезмерное давление, человеческие ресурсы истощаются.

Стресс не возникает из пустоты: он основан на большинстве факторов, которые называются стрессом и объективно присутствуют в нашей среде.

Управление стрессом - это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации, с тем чтобы адаптировать людей к стрессу, освоить нейтральные методы для всех сотрудников организации и устранить источники стресса. [4]


Стресс несет в себе физические, химические и другие реакции, которые осложняют их воздействие на стрессовые факторы в окружающей среде, выбивая из равновесия физиологические и психические функции. Стресс может иметь как отрицательное, так и положительное значение для человека. Она способствует в определенных условиях мобилизации усилий работников для решения производственных задач или достижения личных целей.

Стресс неизбежен, потому что он является частью жизни каждого человека. В частности, непредвиденные изменения на работе и в семье могут привести к тому, что человек потеряет равновесие и приведет к несоответствию его состояния окружающей обстановке. Из-за этой разницы, в свою очередь, снижается уровень тканей, усталость, пассивное отношение к работе, чувство опасности, умственные способности ослабляются, повышается артериальное давление, нарушается трудовая дисциплина и др. Все это приводит к потерям в организации из-за увеличения числа несчастных случаев, увеличения текучести кадров, снижения качества работы, преждевременной смерти сотрудников.

Чтобы избежать страшных последствий стресса, нужно научиться с ними справляться, поэтому есть способы снять стресс. Их взгляд независимо конструирован для программ нейтрализации усилия. На организационном уровне сотрудники обучаются тому, как расслабить и изменить поведение, выявить личные стрессы, провести семинары.

Методы преодоления стресса можно разделить на проблемно-ориентированные, комплексные, прямые и эмоционально-ориентированные.

Стресс является фактором, который вызывает состояние стресса, неспецифический раздражитель или эффект, вызывающий стресс.

Методы управления стрессом, основанные на проблемах, (проблемно – ориентированные) эффективны против стресса, который мы можем изменить сами или на который мы можем повлиять.

К ним относятся методы прямого воздействия на источники стресса. Набор методов, которые непосредственно влияют на стресс, включает в себя проблемно-ориентированный подход (непосредственно к стрессору) и эмоционально-ориентированный подход (направленный на оценку, реакцию). Это более эффективный, но и более сложный этап преодоления стресса. Как определить, когда можно применить данный метод к источнику стресса?

1. Оценить, что является причиной стрессовой ситуации. Неспособность выполнить или отсутствие знаний? Спросите себя: «есть ли напряженная реакция на этот фактор во всех случаях?» Например: в присутствии всех людей-это неловкая публичная речь, или только в присутствии определенных людей с отсутствием навыков для выполнения - необходимо научиться преодолевать тревогу (социальные коммуникативные навыки, уверенность в себе, коммуникативный подход к обучению).


2. Оценить способ изменения ситуации. В случаях, связанных с межличностными отношениями, также необходимо учитывать возможные последствия этих изменений в отношениях. Прямые действия, направленные на устранение источников стресса без соответствующих навыков, могут привести к неадекватному решению проблемы.

К неуправляемым стрессорам, которые не подчиняются нашему поведению, относятся условия, обстоятельства, люди и их поведение, которые мы не можем изменить, но это наш фактор напряженности или стрессовой ситуации. Например, «в очереди», «неудобно стоящий пассажир», «давка на платформе» и так далее.

В этом случае нужно понимать проблему и ее неконтролируемость с нашей стороны. Это будет первым шагом в преодолении стресса. Иногда даже одного шага может быть достаточно, чтобы преодолеть стресс. Необходимо понять, способствует ли раздражение или «назидание» смягчению этой ситуации. Как правило, нет. Негативные эмоции могут вызвать новые негативные эмоции, которые питают себя. Но это не означает, что если мы не можем справиться с этим давлением, мы даем возможность управлять нашим стрессом. Если мы можем управлять нашей эмоциональной реакцией на стресс, это означает, что мы можем контролировать нашу эмоциональную реакцию, даже если мы не можем справиться со стрессом.

Данные навыки можно отнести к эмоционально – ориентированным методам преодоления стресса.

К более простым и эффективным методам относятся:

1. Прогрессивная тренировка релаксации мышц;

2. Метод глубокого дыхания;

3. Визуализация.

Кроме этих факторов необходимо знать факторы, которые способны вызвать стрессовую реакцию, но на самом деле стрессорами не являются, а вступают результатом нашей интерпретации фактора как стрессора.

Действительно, наша оценка напряженности определяется тем, что значит для нас источник стресса и тем, как мы его оцениваем.

Печаль и тревога не следуют за самими событиями, это то как мы оцениваем их сами. Источником стрессовых ситуаций иногда может быть неадекватное убеждение (например, «жизнь должна быть справедливой», «я должна быть совершенной»). Педанты часто подвергаются стрессу, потому что они ставят недостижимые цели.

Преодоление этого стресса - так называемая когнитивная стратегия. Изменение неадекватного убеждения в том, что мы должны соответствовать определенным критериям, часто является источником стрессовых реакций.

К способам преодоления таких ситуаций можно отнести:


1. Отказ от иррациональных убеждений, нереалистичных и жестких требований к себе и другим.

2. Обучение самовнушению. Развитие позитивных утверждений, которые превозмогают раздражение и гнев: «не делай из мухи слона», «я сделаю это со временем», «это не сложно», «я справлюсь с этим, если составлю план», «если не получится, я попробую еще раз».

3. Нежелательные мысли. Способ преодоления ненужных идей требует определенных знаний. Многие из них относятся к методам самовнушения, которые осваиваются в идеальном состоянии при помощи техники визуализации наиболее труднопереносимых стрессовых ситуациях. Освоив этот метод, можно мысленно «заставить» себя остановиться в момент визуализации и изменить «декорации». Даже самые простые методы самогипноза и убеждения могут помочь избавиться от нежелательных, навязчивых мыслей («это не так страшно», «я подумаю об этом завтра»).

Самооценка - это понимание проблемы и развитие определенных навыков управления стрессом. Это более эффективный способ управления стрессом, так как дает возможность осознанно формировать отношения, выбирать стиль поведения. Самооценка является ключом к определению проблем, связанных со стрессом. Методы самооценки могут быть совершенно разными, но важно, чтобы все они соответствовали принципу: я могу изменить то, что для меня важно. Для развития самооценки помогает ведение дневник. Все стрессоры и реакции на него записываются, а затем проводится самоанализ и оценка: выяснение того, чего можно избежать, что от этого требуется и так далее. Самооценка помогает понять проблему. Развитие навыков управления стрессом - а именно, развитие навыков рационального реагирования (самовнушение, релаксация, глубокое дыхание, когнитивные стратегии - отказ от иррациональных убеждений).

Поведение и черты характера, помогающие преодолевать стрессоры:

- умение работать в коллективе, не выполнять всю работу самому, считая, что другие выполнять ее хуже;

- наличие навыков управления конфликтами и социальных факторов общения;

- навыки межличностного общения;

- способность управлять своим временем;

- умение «планировать дела» и правильно распределять нагрузки;

- способность при выполнении дел определять приоритеты;

- способность рационально распределять ресурсы (людские, финансовые);

- способность все выполнять вовремя и мелкие дела не оставлять на «потом»;

- не делать сразу несколько дел;

- способность планирования домашних дел;