Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей стресса в организации
1.1. Понятие стресса, основные характеристики
1.2. Организационный стресс: особенности и факторы возникновения
1.3. Гендерные особенности проявления стресса
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий проявления профессионального стресса
2.1. Организация и методы исследования
2.3. Разработка рекомендаций по профилактике стрессов в профессиональной деятельности
Введение
Актуальность темы исследования. При создании развитой среды в коллективе, которая содействует формированию делового сотрудничества и перехода от межличностных отношений к бизнес - отношениям, внимание следует уделять различным важным аспектам. Одним из ключевых аспектов выступает стресс на рабочем месте.
Сегодня стресс можно отнести к одной из глобальных проблем. Большинство ситуаций, способствующих возникновению нервного напряжения, связаны, прежде всего, с работой и профессиональной деятельностью.
Стрессовые ситуации возникать могут по разным причинам, однако чаще причина заключается в стиле управления и менеджмента организации. Многие сотрудники, для того чтобы оставаться конкурентоспособными, преднамеренно себя подвергают перегрузкам, которые способствуют возникновению напряжения и физического изнеможения.
Стресс считается главной и существенной социальной проблемой, которая влияет на стабильность организационного поведения и жизни общества в целом.
В последние годы в связи с социально-экономическими изменениями и процессами экономического кризиса значение этого вопроса для российского населения постоянно возрастает. У современного человека стресс, как правило, вызван переутомлением, когда он пытается работу выполнить гораздо лучше, но постепенно силы иссякают, и он начинает работать все хуже и хуже.
Для человека стресс уже является обычным явлением, поэтому значительно снижается эффективность, ухудшается самочувствие, повышается вероятность не принятия правильных решений, провоцируется конфликтная ситуация. В связи с этим были созданы различные технологии для предотвращения воздействия стрессовых ситуаций.
Необходимость изучения гендерных особенностей обусловлена реальностью современного общества, в котором существует тенденция накапливать психологическое напряжение и с совсем малой способностью избавляться от него. Залогом психического здоровья людей, условием социальной стабильности и прогнозируемости процессов, которые происходят в обществе.
Степень разработанности проблемы. А. А. Андреева, А. А. Баранова, Б. Б. Величковского, О. В. Лозгачева, Г. В. Мигаля, Д. Ю. Морозова, С. В. Субботина, Т. С. Тихомирова о понимание стрессоустойчивости; А. К. Маркова, Л. М. Митина, A. И. Щербакова о стрессоустойчивости как профессионально важном качестве деятельности.
Цель исследования – исследовать особенности профессионального стресса в гендерном аспекте.
Объект исследования – стресс в профессиональной деятельности.
Предмет исследования – гендерные различия проявлений профессионального стресса.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие стресса и его основные характеристики.
2. Изучить организационный стресс: особенности и факторы возникновения.
3. Исследовать гендерные особенности проявления стресса.
4. Провести эмпирические исследование гендерных различий проявления профессионального стресса.
5. Разработать рекомендации по профилактике стрессов в профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что мужчины менее подвержен стрессу на рабочем месте.
Экспериментальная база исследования участие приняли 30 сотрудников ТОО «Антей»: 15 мужчин и 15 женщин.
Методы исследования. Основными методиками нашего исследования являются:
1. Опросник для выявления основных видов стресса «Стресс – ФИЭ», разработанный Е. С. Ивановой.
2. Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности (И. А. Усатова).
3. Метод математической статистики Т – критерия Стьюдента.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей стресса в организации
1.1. Понятие стресса, основные характеристики
Стресс представляет собой совокупность неспецифических адаптивных реакций организма на влияние разных неблагоприятных факторов, к которым можно отнести психологические или физические стрессоры, которые нарушают его гомеостаз, включая соответственное состояние нервной системы организма или в целом всего организма. [1]
Обычные эмоции в момент стресса заменяются беспокойством и тревогой, которая приводит к физиологическим и психологическим нарушениям. Г. Селье ввел данное понятие для того чтобы определить неспецифичную реакцию организма к любому неблагоприятному влиянию. Его исследования показали, что различные неблагоприятные причины, такие как страх, усталость, обида, болезнь, холод, унижение и многие другие факторы, приводят к одному и тому же типу сложных реакций в организме, независимо от того, какой из раздражителей действует на него в данный момент. Раздражитель при этом может отсутствовать в реальности. Реакция человека проявляется не только на реальную опасность, но и угрозу или напоминание о ней.
В стрессовых ситуациях поведение человека отличается от эмоционального. Человек в момент стресса может контролировать свои эмоции, анализировать всю ситуацию и принимать соответствующие решения.
Теперь, в зависимости от стрессовых факторов, существуют различные виды стресса, которые четко выражены как физически, так и психологически. Психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Если человек не справляется с поставленной задачей и не успевает принять правильное решение в нужном темпе с максимальной степенью ответственности, то есть, когда происходит перегрузка информации, может развиться информационное давление. Эмоциональный стресс возникает в опасных ситуациях, обиды и так далее. Селье выделил 3 этапа в развитии стресса.
1. реакция тревоги - это мобилизационная фаза защиты организма, которая повышает устойчивость к определенным действиям. В то же время существует механизм перераспределения резервов: основная задача решается за счет второстепенных задач.
2. Стадия сопротивляемости - все параметры устойчивости на этом этапе являются несбалансированными на первом этапе и фиксируются на следующем уровне. Внешнее поведение мало чем отличается от нормы, и все, кажется, улучшается, но внутри происходит переполнение адаптационного инвентаря.
3. Стадия истощения может привести к значительному ухудшению самочувствия, а так же к различным заболеваниям и даже к смерти в некоторых случаях.
Этапы развития человеческого стресса:
1. Увеличение напряжения;
2. Сам стресс;
3. Снижение внутреннего напряжения.
Первый этап строго индивидуален по своей продолжительности. Некоторые люди могут поддаться стрессу в течение 2-3 минут, в то время как других состояние стресса может нарастать в течении нескольких дней и даже недель. Но в любом случае состояние и поведение человека являются стрессовыми ситуациями, которые меняют знак минус. Спокойный и сдержанный человек становится придирчивым и раздражительным, даже агрессивным и жестоким. Человек, который в обычной жизни живой и активный, становится мрачным и молчаливым [3, с. 124].
На первом этапе психологический контакт в общении прекращается, происходит отчуждение, появляется дистанция в деловых отношениях с сотрудниками. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, происходит резкое изменение темы разговора: от содержательно – деловых моментов он переходит на личные выпады. Самое главное, что на первом этапе стресса самоконтроль человека ослабевает: он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать свое поведение.
Второй этап развития стрессового состояния проявляется так, что у человека возникает потеря эффективного сознательного самоконтроля (полностью или частично). Разрушительные «волны» стресса негативно влияют на человеческую психику. Он, вероятно, не помнит, что он сказал, что он сделал, или свои действия осознавать смутно. Многие позже отмечают, что делают в стрессовом состоянии то, что в спокойной обстановке никогда не сделают. Чаще всего позже все жалеют о содеянном.
Второй этап, как и первый этап, носит строго индивидуальный характер, продолжительность - от нескольких минут и часов до нескольких дней и недель. Во всей своей энергии человек начинает чувствовать усталость и опустошение [11, с. 76].
Человек на третьем этапе останавливается и возвращается «к самому себе», часто испытывает чувство вины и дает себе слово, что «этот кошмар» не повторится. Но, к сожалению, через некоторое время стресс повторяется снова. Кроме того, у каждого есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения (частота и проявление). Чаще всего эту ситуацию можно изучать в детстве, когда родители конфликтуют перед ребенком, позволяя ему заниматься своими проблемами. Таким образом, кто-то испытывает стресс почти ежедневно, но в небольших количествах (менее агрессивно, без значительного ущерба для здоровья других). А кто-то-несколько раз в год, но очень сильно, полностью теряет контроль.
Стресс, усвоенный в детстве, может происходить не только по частоте и проявлению. Повторяется также направленность стрессовой агрессии: на себя и на других. Кто-то обвиняет себя во всем и ищет, прежде всего, свою ошибку. Кто-то обвиняет всех вокруг, но не себя.
Стресс существенно влияет на работу человека. Люди с различными особенностями нервной системы реагируют на однообразный психологический стресс по-своему. У некоторых людей есть силы для мобилизации, повышения активности и эффективности. С другой стороны, стресс может привести к разрушению активности, ее эффективности, пассивности и быстрому снижению общего ингибирования.
В стрессовых ситуациях поведение человека зависит от многих условий, но в первую очередь от психологической готовности человека, которая включает в себя способность быстро оценивать ситуацию, способность быстро ориентироваться в неожиданных ситуациях, волевые способности и умение быстро ориентироваться.[2]
1.2. Организационный стресс: особенности и факторы возникновения
Организационный стресс - психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства условий труда в организации, с высокой нагрузкой при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре.[3]
Организационный стресс определяется тремя уровнями внутренних факторов: групповое взаимодействие, личностные характеристики персонала, организационная среда и факторы внешнего стресса. Иными словами, организационный стресс проявляется в напряжении индивидуального механизма адаптации в ответ на определенную организационно-производственную ситуацию.
К организационным стрессам также относятся высокие профессиональные требования, ролевые конфликты, экстремальные условия для определенных профессий.
Основной причиной и общей чертой организационного стресса является наличие внутреннего конфликта между требованиями организации, привлекательностью работы, ожиданиями и практическими возможностями сотрудников. Основными причинами организационного стресса являются слабое лидерство и плохая психологическая атмосфера. В последнем случае нарушается профессиональная взаимопомощь коллег. Поэтому возможность обсудить профессиональные вопросы, получить одобрение, поддержку и уверенность в понимании того, что коллеги сталкиваются с теми же трудностями, ограничена.
Есть много причин, которые увеличивают вероятность стресса. В том случае если руководителю они известны то, он сможет организовать работу таким образом, чтобы минимизировать ее влияние.
1. Стресс обусловлен особенностями трудового процесса (высокая нагрузка, потребность в концентрации, сходство в работе, необходимость выполнять большую часть различных действий, а значит и увеличение темпа деятельности, отсутствие времени отдыха. Рациональная организация работы помогает специалисту избежать перегрузки, чередуя период работы с отдыхом.
2. Высокая ответственность, возлагающаяся на работника или руководителя, хотя с данным фактором можно вполне справиться посредством психологических средств, поскольку люди зачастую преувеличивают опасность и необратимость любого неприятного события. Любая деятельность без ошибок не обходится. Даже руководители на высокооплачиваемых должностях допускают ошибки. Важность заключается не в том, чтобы избежать ошибок, а в том, чтобы признать их в нужное время и приложить усилия, чтобы исправить их. В том случае если самовнушение не помогает, а страх перед ошибками остается сильным - нужно обратиться к психологу.