Файл: Гендерные особенности профессионального стресса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- умение обязанности по дому распределять между членами семьи;

- способность перерывы в работе использовать для отдыха или переключения на другие проблемы;

- честность и трудолюбие;

- профессиональная компетентность;

- способность ставить реальные и достижимые цели, умение «поощрять себя» за их выполнение;

- уверенность в поведении и т.п.

Основным фактором стресса может быть не фактор или событие, а сложный комплекс, взаимосвязанных и переплетенных факторов, которые в конечном итоге формируют уровень социальной адаптации человека - то есть его способность поддерживать равновесие и иметь достойное здоровье и качество жизни [18].

1.3. Гендерные особенности проявления стресса

Важное место в современной психологии занимает изучение гендерных аспектов стрессового поведения. 

Ш. Берн указывает на незначительность гендерных различий в эмоциональной сфере. В свою очередь, Г. Oрме приводит данные, что, несмотря на отсутствие различий между мужчинами и женщинами на общем уровне эмоционального фактора, женщины обнаруживают более высокий уровень межличностного эмоционального интеллекта (эмоции, межличностные отношения, социальная ответственность) [6, с. 42].

У мужчин преобладают внутренние показатели личности (самоутверждение, способность отстаивать свои права), способность управлять стрессом (стрессоустойчивость, импульсивное управление) и адаптивность (определение достоверности, решение проблем). Интересно, что у женщин общий уровень эмоционального интеллекта коррелирует с когнитивными процессами мужского понимания и понимания эмоций - в большей степени с качеством межличностных отношений, особенно в ранние периоды онтогенеза. Рассмотрена интенсивность составляющих эмоционального интеллекта, выделена гендерная разница в модели способностей.

Гендерные стереотипы в значительной степени влияют на определение собственного опыта. Таким образом, в случае, способствующем появлению гнева, например, в условиях предательства или критики, мужчины реагируют на проявления этого настроения. Вместо этого женщины склонны говорить, что в этих случаях они будут чувствовать себя грустными, оскорбленными или разочарованными. Разница в уровне сострадания обнаруживается только в том случае, если испытуемым - мужчинам необходимо сообщить о том, чего они хотят. Примечательно, что в таких исследованиях наряду со всеми различиями в мужском и женском эмоциональном выражении наблюдались одинаковые физиологические реакции.


Мужчины и женщины выражают свои эмоции с разной интенсивностью и разными способами. Разница в интенсивности выражения настроения может быть обусловлена тем, что у женщин лицевая активность в целом выше, чем у мужчин. Необходимо учитывать тот факт, что в рамках своей традиционной половой роли мужчины склонны к «ограничительной эмоциональности», то есть к минимизации эмоциональной экспрессии [6, с. 43].

Разнообразие способов выражения эмоций у девочек можно объяснить тем, что их способность выражать эмоции формируется и развивается быстрее, чем у мальчиков. Примером эволюции эмоционального выражения является выражение эмоций гнева. Интересно, что в возрасте до 10 лет у мальчиков и девочек не было существенных различий в проявлениях агрессии: в переживаниях гневных эмоций проявлялась физическая агрессия. Тем не менее, к 13-летнему возрасту девочки приобрели некоторые эффективные навыки устного и невербального выражения эмоций, в свою очередь, мальчики продолжают демонстрировать свой гнев через физическое поведение. В дальнейшем мужчины продолжают доминировать прямой агрессией, женщины - словесными и косвенными «агрессивными отношениями» (распространение слухов).

Гендерные стереотипы ограничивают выражение эмоций «необычными» для конкретного пола. Проявления грусти, депрессии, страха и социальных эмоций, таких как стыд и смущение, воспринимаются как «не мужскими»; проявления этих эмоций у мужчин более отрицательные, чем у женщин. Напротив, выражение гнева и агрессии считается приемлемым для мужчин, но не для женщин. Женщины, начиная с полового созревания, проявляют более выраженную склонность к депрессии, грусти и стигматизации, чем мужчины. Нельзя сказать, что мужчины не испытывают таких «не-мужских» эмоций, но они часто не проявляют их. Решимость выражать эмоции через гендерную норму подтверждается тем, что различия в эмоциональном выражении сильны, по крайней мере, в социальных ситуациях - когда человек более свободен в своих реакциях.

Понимание эмоций преобладает у женщин. Женщины в большей степени, чем мужчины, умеют читать выражения лица и другие невербальные знаки на постоянно меняющейся социальной информации. Возможно, это связано с тем, что у женщин есть область мозга, которая служит процессу, связанному с обработкой эмоциональной информации, больше, чем у мужчин.

В подростковом возрасте были выявлены явные гендерные различия в обработке эмоциональной информации. Таким образом, девочки-подростки, как правило, более эффективно настраивают и контролируют свои чувства, лучше уравновешивают их и имеют более богатые тезаурусы для описания эмоциональных состояний, чем мальчики.


Результаты исследования показали, что мужчины и женщины по-разному объясняют причины эмоциональных всплесков-особенно сильное чувство гнева и грусти. Например, представители мужского и женского пола указывают на различные эмоциональные детерминанты, такие как гнев, страх или печаль. Мужчины, как правило, ищут эмоциональные причины в отношениях, в то время как женщины, как правило, видят их в личных отношениях или эмоциях. Как правило, человек объясняет свою неудачу внешними причинами, женщины ищут причины неудачи в себе, в личном дисбалансе.

Сознательная регуляция эмоций в основном связана с их подавлением. В общем, мужчины более сдержан в проявлении сострадания, печали и боли, женщины в проявлении сексуальности, гнева и агрессии.

От мужчин конкуренция в предметной и в широкой социальной сфере требует способности регулировать свое волнение, ограничивать выражение «не мужских эмоций» (и, как следствие, не показывать сопернику собственных слабостей). В условиях жесткой конкуренции, при необходимости, агрессивное давление естественно допустимо-поэтому общество «разрешает» мужчинам выражать гнев. Поощряйте мальчиков выражать свою агрессию, гнев и неодобрение, выражая печаль, тревогу и уязвимость, чтобы подготовить их к тому, чтобы конкуренты искали личные достижения, власть, роль статуса. Напротив, согласно стереотипным представлениям о гендерных ролях, агрессивное поведение абсолютно не поощряется среди женщин. Это связано с тем, что в сфере семейных отношений более эффективной стратегией поведения является проявление положительных эмоций, контролируемых женщинами и внешними проявлениями агрессии.

Таким образом, данные о гендерных различиях в способности эмоционального интеллекта, как правило, довольно противоречивы. Считается, что у женщин, по сравнению с мужчинами, преобладает понимание эмоций. В противном случае различия носят скорее качественный, чем количественный характер. Мужчины и женщины одинаково обеспокоены тем или иным событием и проявляют одинаковую физиологическую реакцию. Тем не менее, они отличаются, в зависимости от их роли в сексе, объясняя причины эмоций. Женщины или мужчины выражают определенные эмоции, а также свою регуляцию, в основном за счет влияния гендерных норм, которые формируются через воспитание.

Вывод.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы сделали ряд выводов:

1. Стресс – совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов – стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).


2. Организационный стресс - психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства условий труда в организации, с высокой нагрузкой при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре.[3]

Организационный стресс определяется тремя уровнями внутренних факторов: групповое взаимодействие, личностные характеристики персонала, организационная среда и факторы внешнего стресса. Иными словами, организационный стресс проявляется в напряжении индивидуального механизма адаптации в ответ на определенную организационно-производственную ситуацию.

К организационным стрессам также относятся высокие профессиональные требования, ролевые конфликты, экстремальные условия для определенных профессий.

3. Данные о гендерных различиях в способности эмоционального интеллекта, как правило, довольно противоречивы. Считается, что у женщин, по сравнению с мужчинами, преобладает понимание эмоций. В противном случае различия носят скорее качественный, чем количественный характер. Мужчины и женщины одинаково обеспокоены тем или иным событием и проявляют одинаковую физиологическую реакцию. Тем не менее, они отличаются, в зависимости от их роли в сексе, объясняя причины эмоций. Женщины или мужчины выражают определенные эмоции, а также свою регуляцию, в основном за счет влияния гендерных норм, которые формируются через воспитание.

Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий проявления профессионального стресса

2.1. Организация и методы исследования

Цель исследования – исследовать особенности профессионального стресса в гендерном аспекте.

Объектом исследования – стресс в профессиональной деятельности.

Предметом исследования – гендерные различия проявлений профессионального стресса.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие стресса и его основные характеристики.

2. Изучить организационный стресс: особенности и факторы возникновения.


3. Исследовать гендерные особенности проявления стресса.

4. Провести эмпирические исследование гендерных различий проявления профессионального стресса.

5. Разработать рекомендации по профилактике стрессов в профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что мужчины менее подвержен стрессу на рабочем месте.

Экспериментальная база исследования участие приняли 30 сотрудников ТОО «Антей»: 15 мужчин и 15 женщин.

Методы исследования. Основными методиками нашего исследования являются:

1. Опросник для выявления основных видов стресса «Стресс – ФИЭ», разработанный Е. С. Ивановой.

2. Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности (И. А. Усатова).

3. Метод математической статистики Т – критерия Стьюдента.

1. Опросник для выявления основных видов стресса «Стресс-ФИЭ», разработанный Е. С. Ивановой [32].

Методика относится к группе самооценочно - симптоматических.

Утверждения, которые формируют субшкалу физиологического стресса, представлены разными общими соматическими симптомами: головная боль, нарушения сна, ухудшение аппетита – всего данных показателей - двенадцать.

Утверждения, которые входят в субшкалу информационного стресса, характеризуют чувство недостатка времени, информационную перегрузку, ухудшение памяти и умственных способностей - шесть показателей.

Утверждения и вопросы, которые входят в субшкалу эмоционального стресса, раскрывают различные негативные переживания: страх, беспокойство, раздражение, неопределенность, неудовлетворенность - семнадцать показателей.

Вычисляется общий уровень стресса при помощи суммирования показателей по всем шкалам. По числовым показателям можно установить низкий, средний, высокий и очень высокий уровни стресса

2. Авторская методика «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» И. А. Усатов.

Данная методика направлена на определение уровня стрессоустойчивости личности. В данной методике под стрессоустойчивостью понимается интегральное психологическое свойство человека как индивида, личности и субъекта деятельности, которое обеспечивает внутренний психофизиологический гомеостаз и оптимизирует воздействие с внешними эмоциогенными условиями жизнедеятельности.

Стимульный материал представлен утверждениями, которые необходимо оценить по следующей шкале их преобладания в собственной жизнедеятельности: часто/сильно, редко/иногда; нет/никогда. Обработка данных предполагает подсчет результатов по шкале лжи. Остальные показатели высчитываются в соответствии с ключом методики. В зависимости от полученных результатов их причисляют к следующим уровням стрессоустойчивости: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.