Файл: Влияние личных качеств на выбор профессии (Психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей выбора профессии в юношеском возрасте
1.1. Психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте
1.2. Влияние личностных качеств на выбор профессии в юношеском возрасте
1.3. Темперамент личности: понятие, виды, сущность
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния личных качеств на выбор профессии в подростковом возрасте
2) самоопределение в рамках определенного трудового процесса, в которых возможности самореализации расширяются. Однако масштабы деятельности по-прежнему недостаточны для более полного самовыражения и саморазвития.
3) самоопределение в рамках профессионального самоопределения, что позволяет человеку не только выбрать конкретное место работы, но и выбрать различные организации, сохраняя при этом свою основную специальность.
4) самоопределение в профессии позволяет человеку маневрировать в пределах похожих специальностей [20].
1.2. Влияние личностных качеств на выбор профессии в юношеском возрасте
Психологи обычно основными факторами при выборе профессии называют следующие личностные качества: интерес (склонности, познавательный, профессиональный, интерес к профессии); компетентность (как необходимый психологический механизм для успеха в той или иной деятельности); характер, темперамент (динамические характеристики личности психической деятельности), мы также должны учитывать, что темперамент и характер не могут быть оценены как хорошие или плохие, на основе каждого, отрицательные проявления могут сложиться при неправильном воспитании [1].
Э. Ф. Зеер приводит 4-компонентную структуру личности:
1) социальная и профессиональная ориентация (склонности, мотивы, интерес, установки, отношение, отношения, ожидания);
2) профессиональная компетентность (квалификация, профессиональные знания, навыки);
3) профессиональные важные качества (наблюдательность, внимательность, творческие способности, контактность, решительность, определение, самостоятельность, самоконтроль);
4) профессионально важные психофизиологические свойства (нейротизм, энергетизм, экстравертированность, реактивность, зрительно-моторная координация и др.) [4, p. 52].
Социальный аспект очень важен для возрастной психологии. Личные качества, как правило, очень расплывчаты и зависят от факторов социальной среды. Таким образом, мы видим, что при характеристике возраста необходимо учитывать как психологические, так и социологические данные. Процесс рефлексии в этот период, в структуре самосознания, усиливается, а именно стремление к познанию своей личности, оценке её способностей и возможностей, по мнению Ананьева Б.Г., это является необходимым условием для самореализации. Собственный опыт, мысли и устремления, желания становятся предметом внимания и серьезного изучения. В подростковом возрасте наблюдается явная склонность к самосовершенствованию его личности: желание проявить свою оригинальность, отличие от других, желание выделиться [16].
Психология общения в период юности основана на переплетении двух потребностей: аффилиации и обособления. В свою очередь, обособление проявляется чаще всего в автономии от контроля взрослых, хотя они действуют и по отношению к сверстникам. Потребность в территориальной и пространственной, а также социальной автономии в этом возрасте усиливается. С другой стороны, у многих ребят сильная потребность в общении превращается в стадное чувство, они не могут провести даже час вне компании.
В раннем молодом возрасте протекает интенсивный процесс формирования самооценки, иными словами целостного взгляда на себя и свои способности, что является важным условием самореализации. Исходя из этого, развивается повышенная требовательность к другим и к самому себе, формируется чувство ответственности. Усиливаются волевые черты характера (самоконтроль, инициативность, выносливость), возникает собственная система оценки собственной личности, значительно возрастает потребность в самообразовании. Старшеклассники начинают упорно трудиться над собой, повышая свою индивидуальность и требования, выбирая нравственные модели, которые становятся побудителем определенного поведения, влияющего на развитие личности[8].
Благодаря этой работе человек в обществе адаптируется и изолируется, а именно происходит процесс социализации. Адаптация происходит главным образом потому, что человек является объектом социализации. Э. Дюргейм, считал, что активное начало в процессе социализации принадлежит обществу, и именно оно выступает субъектом социализации. Иными словами, утверждая приоритет общества в процессе социализации человека, разбирал его в качестве объекта социализирующих воздействий общества. Человек является объектом социализации, так как содержание процесса социализации определяется общественными интересами в том, чтобы человек успешно овладел мужскими и женскими ролями, создал прочную семью, был способен и хотел грамотно принимать участие в экономической и социальной жизни [35].
Человек становится полноправным членом общества и является субъектом социализации, который усваивает культурные и социальные ценности и нормы в единстве с реализацией своей активности, самореализацией и позитивным самоизменением. Человек субъектом социализации становится объективно, так как на протяжении всей жизни на каждой возрастной стадии возникают задачи, успех которых зависит от его развития (эту идею предложил американский ученый Э. Эриксон) [34].
Человек для решения возрастных задач ставит перед собой более или менее сознательно, зачастую неосознанно, соответствующие цели, те, которые проявляют его субъективность и объективность.
В большей степени можно выделить каждый возрастной этап или этап социализации человека, решающий три группы задач: природно-культурную, социально-культурную и социально-психологическую.
По мнению американских исследователей в юношеском возрасте, успех решения естественно - культурных проблем значительно влияет на социально-психологический статус человека. Во-первых, относительная зрелость, телосложение и рост оказывают непосредственное влияние на соответствующие возможности и способности. Во-вторых, зрелость и внешность в этом возрасте является социальной ценностью человека и его сверстников. В-третьих, в этот период зрелость и внешний вид сыграли особенно важную роль в оформлении «образа Я». Социально -психологическая задача - это формирование самосознания личности, ее самоопределения в текущей жизни и в будущем, самореализации и самоутверждения, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их решения. Самосознание человека можно рассматривать как достижение определенного самосознания на каждой возрастной стадии, наличие относительно полного «Я – концепции», определенной степени самооценки и самореализации. Например, перед молодым человеком стоит задача по изучению трех составляющих себя:
- самоопределение личности предусматривает поиск определенного места во всех сферах жизнедеятельности и составление планов на различные периоды будущей жизни, например, в юности самоопределение – это определение положения в отношениях со сверстниками противоположного пола. Необходимо уже в молодости найти свое место в трудовой и семейной сферах.
- Самореализация предусматривает реализацию человеком активности в важных для него сферах жизни или отношений. В раннем возрасте самореализация достигается за счет реализации определенной автономии от сверстников, сохраняя при этом связь с важными взрослыми.
- Самоутверждение представляет процесс достижения субъективной удовлетворенности процессов самореализации или результатами[24].
Вопрос самоопределения является одним из ключевых вопросов взаимодействия человека и общества. В ней, в качестве фокуса, выделены основные моменты такого взаимодействия: общество определяет деятельность субъекта индивидуального сознания как такового.
Способность к целеустремленному, сознательному при выборе профессии в большей степени зависит от индивидуальной зрелости, а для молодых людей для профессионального самоопределения - от готовности к профессиональному выбору и социально полезной работе.
Таким образом, подготовка к осознанному выбору профессии регулируется личностью и формируется в процессе развития личности[26].
1.3. Темперамент личности: понятие, виды, сущность
Темперамент, является одним из психических свойств, которые характеризуют психическую сферу человека и именно ее конституциональный уровень.
Темперамент представляет собой совокупность свойств, которые характеризуют динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их скорость, силу, возникновение, изменение и прекращение. К числу личностных качеств человека свойства темперамента отнести можно лишь условно, скорее всего, они являются индивидуальными его особенностями, поскольку являются врожденными и биологически детерминированы. Однако темперамент существенное влияние оказывает на формирование поведения и характера человека, а иногда и определяет его индивидуальность и его поступки, в связи с этим полностью отделить его от личности невозможно. Он выступает связующим звеном между личностью, организмом и познавательными процессами.
Принадлежит идея и учение о темпераменте древнегреческому врачу Гиппократу. Им были описаны основные типы темперамента и даны их характеристики, но темперамент он связывал не со свойствами нервной системы, а с соотношением в организме разных жидкостей: желчи, лимфы, крови. Первая классификация темпераментов была предложена Галеном, которая до нас дошла практически не изменившись. Последнее из ее известных описаний, используемое в современной психологии, принадлежит И. Канту, немецкому философу.
Темпераменты человека И. Кант разделил на два типа: темпераменты деятельности и чувства. В целом же установить можно лишь четыре простых темперамента: сангвинический; меланхолический; холерический; флегматичный.
К темпераментам чувства из названных типов темперамента, относят сангвинический и его противоположность меланхолический. Сангвинический тип характеризуется тем, что при нем в сознании и нервной системе человека ощущения возникают довольно быстро и сильно проявляются внешне, однако внутренне они бывают недостаточно продолжительными и глубокими. Симптомы ощущения при меланхоличном темпераменте менее яркие, хотя внутренне довольно длительные и глубокие.
Сангвинический темперамент характерен для жизнерадостного человека, который кажется оптимистом, балагуром, шутником, юмористом. Он очень быстро загорается, но быстро остывает и теряет интерес к тому, что, казалось бы, до недавнего времени было для него важным. Сангвиник обещает много, но не всегда свои обещания сдерживает. Он легко контактирует с незнакомыми людьми, также он хороший собеседник. Для него характерным качеством является доброта и желание всегда прийти на помощь. Он достаточно быстро устает от напряженной умственной и физической работы.
По Канту меланхолический темперамент деятельности, свойственен в основном человеку мрачного настроя. Такие люди, как правило, живут напряженной и сложной внутренней жизнью, всему, что с ним связано, уделяет большое внимание, усиливая беспокойство и ранимость души. Такие люди часто проявляют сдержанность, особенно когда они берут на себя обязательства. Если он не может выполнить, то он и не обещает.
Холерический темперамент деятельности характерен для вспыльчивого человека, чаще всего о таком человеке говорят, что он несдержан и слишком горяч. Хотя следует отметить, что он быстро успокаивается и остывает, в том случае если ему идут навстречу и уступают. Движения его порывисты, хотя и непродолжительны.
К хладнокровному человеку относится флегматический темперамент деятельности. Данный тип темперамента выражает собой склонность к бездеятельности. В состояние возбуждения такой человек приходит довольно медленно, но надолго.
Следует отметить, что в этой классификации неоднократно упоминаются свойства, которые относятся как к поведению и динамическим особенностям психики человека, так и к характеру поступков, совершаемых им. Связано это с тем, что в психологии взрослого человека характер и темперамент разделить между собой довольно трудно. Существуют и проявляются свойства темперамента не сами по себе, а в различных ситуациях. Безусловно, темперамент человека влияет на его характер, но при этом характер человека выражает, прежде всего, как духовное существо, а не физическое.
Представленные темпераменты сами по себе не является ни хорошим, ни плохим. Каждый тип темперамента, проявляясь в поведении и динамических особенностях психики, обладает своими достоинствами и недостатками. В частности, люди сангвинического темперамента имеют быструю реакцию, быстро и легко приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, у них отмечается повышенная работоспособность, особенно в начале работы, однако к концу из – за падения интереса и быстрой утомляемости работоспособность снижается. И наоборот, людям с меланхолическим типом темперамента характерно медленное вхождение в работу, однако с большей выдержкой. Обычно их работоспособность, наоборот, гораздо выше в середине и концу работы, а не в конце. В целом же у меланхоликов и сангвиников качество и производительность приблизительно одинакова, а различия в основном касаются лишь динамики работы в различные ее периоды.