Файл: Влияние личных качеств на выбор профессии (Психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей выбора профессии в юношеском возрасте
1.1. Психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте
1.2. Влияние личностных качеств на выбор профессии в юношеском возрасте
1.3. Темперамент личности: понятие, виды, сущность
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния личных качеств на выбор профессии в подростковом возрасте
У холерического типа темперамента имеется достоинство, которое позволяет значительные усилия сосредоточить в короткие промежутки времени. Зато человеку с таким темпераментом при продолжительной работе выдержки не всегда хватает. Напротив, флегматики, сконцентрироваться и собраться быстро не в состоянии, при этом их отличает особенность , чтобы добиться поставленной цели они способны работать долго и упорно.
Необходимо учитывать тип темперамента человека там, где работа к указанным динамическим особенностям деятельности предъявляет особенные требования.
Темперамент и личность между собой связаны, следующим образом – темперамент является единой основой большинства других личностных свойств, и в первую очередь, характера. Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Однако он определяет только динамические проявления соответственных личностных свойств.
В первую очередь, от темперамента зависят такие свойства личности, как эмоциональность, впечатлительность, тревожность, импульсивность. Впечатлительность представляет собой силу влияния на человека разных стимулов, а также время их сохранения в памяти. На впечатлительного человека одни и те же стимулы оказывают гораздо большее воздействие, чем на менее впечатлительного. Кроме этого, впечатлительный человек, дольше помнит соответственные воздействия и реакцию на них сохраняет гораздо дольше. У него также и сила соответственной реакции значительно больше, чем у менее впечатлительного человека.
Эмоциональность является глубиной и скоростью эмоциональной реакции на определенные события. Большую значимость эмоциональный человек придает тому, что происходит именно вокруг него и с ним. Всевозможные телесные реакции, которые связаны с эмоциями, у него выражены гораздо больше, чем у неэмоционального человека. Эмоциональный человек, это прежде всего, тот, который практически никогда спокойным не бывает, находится постоянно во власти каких – либо эмоций, в состоянии возбуждения или подавленности.
Проявляется импульсивность в несдержанности и спонтанности реакций, в их появлении еще до того, как человек успевает осмыслить ситуацию и принять правильное решение о своих действиях. Импульсивный человек сначала действует, а лишь потом думает, о правильности своих действий, и следует отметить, что зачастую он сожалеет о неправильных и преждевременных реакциях. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.
От малотревожного человека, тревожный человек отличается частыми эмоциональными переживаниями, которые связаны с тревогой, страхами, опасениями. По его мнению, многие вещи, окружающие его, представляют угрозу для его собственного «Я». Боится тревожный человек практически всего: телефонных звонков, незнакомцев, экзаменов, публичных выступлений, официальных учреждений.
Именно сочетание названных свойств и формирует индивидуальный тип темперамента. Проявления темперамента, которые становятся свойствами личности, в первую очередь, зависят от воспитания и обучения, от традиций, обычаев и культуры.
В какой-то степени темперамент влияет на формирование человеческих способностей, прежде всего, тех, которые в себя включают движение с такими основными характеристиками, как скорость реакции, темп, тормозимость и возбудимость. Это, в первую очередь, способности, которые включают в свой состав точные и сложные движения с неравномерным темпом и сложной траекторией. Они также включают в себя способности, которые связаны с повышенной сопротивляемостью помехам, работоспособностью, выносливостью.
Вывод.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы сделали ряд выводов:
1) в данной литературе существуют различные подходы к определению психологических факторов принятия решений о выборе профессии. Ряд исследователей придерживается точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. Профессиональное самоопределение рассматривается как процесс развития субъекта труда. В контексте понимания профессии как выбора деятельности распространена точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. Наиболее продуктивным подходом является выбор профессии как одного из важнейших событий в целостном определении личности. Такой подход ориентирован на активность субъекта в процессе выбора профессии, определяющей, какие именно факторы преобладают в данный ответственный период жизни.
2) Количество личностных характеристик, присущих человеку, довольно много, однако не все при выборе профессии имеют существенное значение. Некоторые профессии по отношению к личностным качествам человека особых требований не предъявляют, а именно, они кажутся «универсальными» по отношению для всех людей, и освоить их могут многие. Однако от личности для освоения большинства профессий требуется наличие (или отсутствие) определенных физических, духовных и умственных способностей. Подростки часто ошибаются при выборе профессии. Поэтому даже при благоприятных условиях им трудно овладеть профессией или они становятся посредственными специалистами. Подростки должны четко понимать особенности будущей профессии, которые связаны с наличием или отсутствием у него определенных качеств и способностей.
3) У людей, которые стоят на пороге профессионального выбора, особенное психологическое отношение к самопознанию. Их отличительными чертами являются: понимание собственных желаний, оценка их способностей в современном мире, в том числе профессиональных, оценка того, какие условия могут способствовать, а какие мешать вхождению в мир профессий. Но подростки с трудом осознают роль самооценки в выборе профессии. Большинство из них выбирают профессию, не анализируя ее, и если они делают это, то в основном делают это поверхностно. Адекватная самооценка доступна не значительному числу учащихся. В основном, они склонны переоценивать или недооценивать свои способности. При переоценке уровень претензии ниже имеющихся возможностей. Исходя из этого, профессиональный выбор в конечном итоге приводит к разочарованию. Низкая самооценка также негативно влияет на выбор профессии и личностное развитие.
В данной главе для изучения психологических особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте, а также влияния личностных качеств на выбор профессии мы проанализировали психолого-педагогическую литературу.
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния личных качеств на выбор профессии в подростковом возрасте
2.1. Организация и методы исследования
Цель исследования - изучение личностных качеств, влияющих на профессиональное самоопределение подростков.
Объектом исследования является профессиональное самоопределение подростков.
Предметом исследования является определение влияния личностных качеств (темперамента) на профессиональное самоопределение в возрасте 15-17 лет.
Задачи практического исследования:
1. Определить профессиональный выбор юношей и девушек;
2. Определить типы темпераментов испытуемых;
3. Сделать выводы о взаимосвязи типа темперамента и профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что существует взаимосвязь между особенностями личности и профессиональными интересами.
Экспериментальная база исследований. В исследовании приняли участие 30 учащихся 10-х классов общеобразовательных школ г. Алматы №15.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что темперамент, как качество личности, оказывает влияние на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.
Экспериментальная база исследования. В исследовании приняли участие 40 испытуемых учащихся 10 – го класса общеобразовательной школы № 15 г. Алматы.
Основные методики исследования:
1. Диагностика профессиональной направленности личности «дифференциально-диагностический опросник», автор Климов Е. А
Для отбора по различным видам профессий в соответствии с классификацией видов профессий Е. Климова используют диагностику «дифференциально-диагностического опросника» (ДДО) Е. Климова. Методика может быть использована в профориентации подростков и взрослых.
Содержание методики: испытуемый из 20 пар предлагаемых видов деятельности должен выбрать только один тип и поставить знак «+» в соответствующей клетке листа ответов. Лист ответов составлен таким образом, что вы можете посчитать количество символов «+» в каждом из 5 столбцов. Каждый из 5 столбцов соответствует определенному типу профессии. Рекомендуется выбирать тот тип профессии, который получил максимальное количество знаков «+».
Название типов профессий:
«Человек – природа» - все профессии, которые связаны с лесным хозяйством, животноводством и растениеводством.
II. «Человек-техника» - все технические профессии.
III. «Человек-человек» - все профессии, которые связаны с общением, с обслуживанием людей.
IV. «Человек-знак» - все профессии, которые связаны с буквенными и цифровыми знаками, с обсчетами, включая музыкальную специализацию.
V. «Человек - художественный образ» – все творческие специальности.
Время проведения не ограничено. Хотя следует испытуемого предупредить, что долго думать над вопросами не следует и обычно работа над вопросами занимает 20-30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группах. Экспериментатор может прочитать вопросы группе испытуемых, однако в этом случае время ответа ограничено. Этот способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.
2. Методика «Общепсихологической типологии личности» (Х. Дж. Айзенк).
Тест при помощи основных показателей, экстраверсии-интроверсии, нейротизма, позволяет оценить направленность личности на внешний или внутренний мир, в том числе определить уровень эмоциональной нестабильности.
Работа с методикой Айзенка позволяет определить к какому типу относит себя человек (экстраверт, интроверт), степень психической неустойчивости, а также темперамент. С помощью методики можно прогнозировать поведение человека в конфликтных ситуациях, в общении с другими людьми.
Тест состоит из 57 вопросов 24 направлений на установление степени экстраверсии или интроверсии человека, еще 24 - для определения уровня эмоциональной устойчивости, 9 вопросов - корректирующая шкала, которая позволяет проверить, насколько искренне были даны ответы на вопросы. Отвечать на вопросы следует «Да» или «нет», результаты оцениваются с помощью соответствующего ключа.
3. Опросник «Я умею» направлен на изучение субъективной оценки своих умений и способностей. В его основе лежит классификация профессий Е. А. Климова, это позволяет соотнести результаты двух тестов и установить насколько оценка профессиональных данных совпадает с необходимыми требованиями и способностями к данному типу профессии.
2.2. Результаты исследования
В ходе проведения диагностики личности «Дифференциально-диагностический опросник» нами были получены индивидуальные данные профессиональных интересов подростков, представленные в таблице 1, а сводные данные представлены на рисунке 1.
Таблица 1
Результаты диагностики профессиональной направленности личности «дифференциально-диагностический опросник», автор Климов Е. А
№ |
Человек - человек |
Человек – художественный образ |
Человек - знак |
Человек - природа |
Человек - техника |
1 |
5 |
2 |
3 |
2 |
8 |
2 |
2 |
8 |
1 |
5 |
4 |
3 |
6 |
2 |
5 |
2 |
5 |
4 |
2 |
2 |
8 |
3 |
5 |
5 |
2 |
8 |
5 |
2 |
3 |
6 |
8 |
5 |
3 |
5 |
4 |
7 |
1 |
4 |
8 |
3 |
4 |
8 |
7 |
3 |
2 |
5 |
3 |
9 |
3 |
7 |
5 |
1 |
4 |
10 |
7 |
1 |
3 |
2 |
7 |
11 |
1 |
8 |
4 |
3 |
4 |
12 |
8 |
4 |
5 |
2 |
1 |
13 |
2 |
2 |
7 |
5 |
4 |
14 |
3 |
3 |
4 |
7 |
3 |
15 |
3 |
8 |
2 |
5 |
2 |
16 |
7 |
1 |
3 |
2 |
7 |
17 |
1 |
4 |
7 |
5 |
3 |
18 |
2 |
4 |
1 |
8 |
5 |
19 |
8 |
2 |
3 |
5 |
2 |
20 |
7 |
1 |
2 |
6 |
4 |
21 |
2 |
4 |
8 |
5 |
1 |
22 |
3 |
7 |
3 |
4 |
3 |
23 |
2 |
5 |
5 |
7 |
1 |
24 |
8 |
1 |
2 |
3 |
4 |
25 |
3 |
8 |
3 |
3 |
3 |
26 |
7 |
3 |
1 |
2 |
7 |
27 |
2 |
5 |
1 |
4 |
8 |
28 |
2 |
3 |
4 |
8 |
2 |
29 |
7 |
1 |
1 |
7 |
4 |
30 |
3 |
8 |
4 |
1 |
4 |
31 |
7 |
4 |
3 |
3 |
2 |
32 |
1 |
5 |
4 |
4 |
7 |
33 |
8 |
2 |
5 |
4 |
1 |
34 |
1 |
4 |
8 |
3 |
2 |
35 |
3 |
4 |
2 |
7 |
4 |
36 |
7 |
4 |
6 |
2 |
1 |
37 |
2 |
3 |
7 |
4 |
4 |
38 |
3 |
7 |
5 |
2 |
3 |
39 |
8 |
1 |
4 |
6 |
1 |
40 |
1 |
3 |
8 |
2 |
1 |