Файл: Влияние личных качеств на выбор профессии (Психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей выбора профессии в юношеском возрасте
1.1. Психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте
1.2. Влияние личностных качеств на выбор профессии в юношеском возрасте
1.3. Темперамент личности: понятие, виды, сущность
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния личных качеств на выбор профессии в подростковом возрасте
Рисунок 1 - Профессиональные интересы подростков
Полученные данные свидетельствуют, что наиболее популярными среди подростков являются такие профессии, как «человек – человек». Этот вид профессии в качестве наиболее привлекательной выбрали 13 (32,5%) подростков. У представителей данного типа большая часть времени посвящена работе с людьми. Внутри типа выделяют шесть подтипов: работники просвещения; работники общественного питания и торговли; медицинские работники; работники социально – бытового обслуживания; работники юстиции; работники в сфере культуры.
Примером таких профессий можно назвать профессию врача, медсестры, педагога, воспитателя дошкольного учреждения, продавца, библиотекаря, психолога, социального педагога или работника, юриста, специалиста по продажам или рекламе и другие. Люди этих профессий должны иметь ряд характерных индивидуальных положительных качеств: уважение и любовь к человеку, выносливость, доброта, внимательность, чуткость.
Типу профессий «человек - художественный образ» предпочтение отдали 9 подростков (22.5%). В этом типе профессий ведущий предмет труда - художественный образ, его свойства, элементы, части. Занимаются представители данного типа эстетическим преображением мира, делают его прекрасным и гармоничным. Этот тип профессий характеризуется разделением на рабочие и творческие профессии. Суть деятельности рабочих профессий (резчик, парикмахер, маляр) заключается в воспроизведении художественного образа посредством разных средств и инструментов, в связи с этим наряду с памятью и образным мышлением им необходима координация движений, мышечно-кинетическая чувствительность, пространственная репрезентация, воображение, а также особые способности к разным видам художественной деятельности. Настойчивость, полет фантазии, раскованность творческой мысли и умение выходить за рамки шаблонов очень людям этого типа профессий просто необходимы. При этом, все продукты деятельности таких специалистов подвергаются постоянной критике и общественной оценке, поэтому люди этого типа профессий подвержены постоянной и большой нервной нагрузке.
Сюда относятся такие профессии, как скульптор, архитектор, дизайнер, график, модельер, портной, куттер, швея, парикмахер, фотограф, кондитер, ювелир, журналист, писатель, композитор, музыкант, плотник по изготовлению художественной мебели и др.
8 подростков (20%) выбрали тип профессии «человек-знак». В данном типе профессий главным предметом труда считаются формулы, коды, условные знаки. Это присутствует в профессиях чертежника, программиста, редактора, телеграфиста, переводчика, экономиста, архивиста, статистика, бухгалтера, так как буквы или цифры являются знаковой системой. В свою очередь, каждая из этих профессий имеет специфические требования. В частности, аккуратность, усидчивость, внимательность, должно быть развито внимание, все его свойства, вербальная память и мышление, работоспособность и подвижность нервной системы. Предполагается хорошее владение письмом, грамотность, необходимость действовать в рамках строгих правил и алгоритмов, умение держать в голове огромное количество вербальной и логической информации. Это требует эмоциональной стабильности, уверенности в своих действиях.
Интерес к таким профессиям, как «человек-природа» проявили 6 подростков (15%). В этом виде профессий предметом работы выступают живые организмы, микробиологические и биологические процессы, животные, декоративное, парковое и лесное хозяйство. Сюда относятся профессии: овощевод, агроном, садовод, флорист, озеленитель, ветеринар, лесник, эколог микробиолог. Безусловно, каждая из профессий обладает своей спецификой, однако общим для всех является любовь к животным и природе, желание сделать более привлекательным окружающий мир. Деятельность большинства профессий этого типа не имеет ни жесткого регулирования, ни установленных алгоритмов и норм, ни частых чрезвычайных ситуаций – поэтому нет жестких требований к эмоциональной стабильности, психическим процессам.
Профессиям типа «человек-техника» предпочтение отдали 4 подросткам (10%). В этом виде профессиональной деятельности основным предметом работы считаются вещественные предметы, технические системы, разнообразные виды энергии или материалы. Наиболее распространенные профессии в этой области: токарь, механик, радиомеханик, слесарь по ремонту, инженер, сборщик приборов, водитель транспорта, специалист по телекоммуникационным системам, вычислительной технике, микроэлектроники, производству и обслуживанию систем управления и радиоэлектронной аппаратуры. Профессии этого типа присутствуют почти на всех предприятиях, во многих отраслях промышленности.
Полученные результаты могут быть связаны с тем, что для юношеского возраста основной является потребность в общении. Во-вторых, распространены профессии, которые связаны с взаимодействием с другими людьми. Более престижными, востребованными и популярными в настоящее время становятся профессии «человек - художественный образ», например, дизайнер, парикмахер, модельер, менеджер по рекламе и др. Поэтому молодые люди симпатизируют именно этим профессиям.
После проведения опросника «Я умею» были получены данные, которые представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 Результаты профессиональных способностей по типу профессии
Как следует из полученных данных, наиболее высоко подростки оценивают свои способности и умения, которые связаны с общением (ср. балл 13,5). Свои способности касательно профессий типа «человек – художественный образ» подростки оценивают практически также высоко (13,2). Молодые люди считают, что они умеют ориентироваться в природных условиях и имеют способности по ухаживанию за животными (ср. балл 11,3). Умения, которые связаны с типом профессии «человек – знак» они оценивают средне (9,5). Хуже всего, по их мнению, развиты способности, которые связаны с техникой (ср. балл 6,5).
С целью исследования соответствия профессиональных интересов с необходимыми требованиями и способностями к данному типу профессии применялся корреляционный анализ (коэффициент Спирмена). Для изучения соответствия профессиональных интересов с необходимыми способностями и требованиями к данному типу профессии использовался корреляционный анализ (коэффициент Спирмена). Нами были обнаружены статистически значимые корреляции профессиональных интересов и способностей:
- человек – человек (r=0,31, при р≥0,022);
- человек - художественный образ (r=0,348, при р≥0,010);
- человек – знак (r=0,363, при р≥0,007);
- человек - техника (r=0,733, при р≥0,001).
Таким образом, характерной для подростков является средняя степень взаимосвязи профессиональных интересов и умений, склонностей к таким профессиям, как «человек – человек», «человек – художественный – образ», «человек – знак». Установлена сильная степень взаимосвязи для профессий типа «человек – техника». В свою очередь, интерес к профессиям «человек – природа» с соответственными умениями и склонностями подростков не связан. Это, возможно, связано с тем, что в профессиях «человек – природа» профессиональные умения подростки связывают с сельскохозяйственным трудом и считают не престижными. Более востребованными для молодых людей являются умения общаться, уметь играть на музыкальных инструментах, быть творческим человеком. Хотя в целом профессиональные умения соответствуют профессиональным склонностям подростков, а значит выдвинутая гипотеза является верной.
Для определения типов темперамента была применена методика «Общепсихологической типологии личности» (Айзенка), результаты которой представлены в таблице 2 и на рисунке 3.
Таблица 2
Показатели личностных особенностей
№ |
Экстраверсия |
Нейротизм |
Шкала лжи |
Тип тем - та |
1 |
12 |
19 |
1 |
холерик |
2 |
19 |
18 |
2 |
холерик |
3 |
9 |
10 |
1 |
меланхолик |
4 |
16 |
11 |
3 |
холерик |
5 |
18 |
9 |
2 |
сангвиник |
6 |
7 |
5 |
2 |
флегматик |
7 |
18 |
18 |
1 |
холерик |
8 |
17 |
12 |
2 |
холерик |
9 |
16 |
11 |
1 |
сангвиник |
10 |
16 |
12 |
1 |
холерик |
11 |
6 |
11 |
1 |
меланхолик |
12 |
16 |
11 |
3 |
холерик |
13 |
12 |
19 |
1 |
холерик |
14 |
7 |
12 |
1 |
меланхолик |
15 |
11 |
15 |
2 |
флегматик |
16 |
9 |
10 |
1 |
меланхолик |
17 |
17 |
12 |
2 |
холерик |
18 |
9 |
11 |
1 |
сангвиник |
19 |
17 |
12 |
1 |
сангвиник |
20 |
19 |
9 |
2 |
сангвиник |
21 |
8 |
10 |
2 |
флегматик |
22 |
21 |
13 |
2 |
флегматик |
23 |
9 |
10 |
1 |
меланхолик |
24 |
20 |
9 |
1 |
сангвиник |
25 |
16 |
11 |
3 |
холерик |
26 |
7 |
12 |
1 |
меланхолик |
27 |
9 |
13 |
2 |
флегматик |
28 |
17 |
6 |
2 |
сангвиник |
29 |
14 |
11 |
1 |
холерик |
30 |
7 |
12 |
1 |
меланхолик |
31 |
12 |
19 |
1 |
холерик |
32 |
2 |
19 |
2 |
флегматик |
33 |
17 |
12 |
2 |
холерик |
34 |
7 |
12 |
1 |
меланхолик |
35 |
9 |
10 |
1 |
меланхолик |
36 |
15 |
18 |
1 |
сангвиник |
37 |
7 |
12 |
1 |
меланхолик |
38 |
14 |
16 |
1 |
сангвиник |
39 |
8 |
10 |
1 |
меланхолик |
40 |
14 |
10 |
2 |
флегматик |
У молодых людей преобладают черты экстраверта. Характерно доминирование черт экстраверта для 55 % (22 подростков). Для этих подростков свойственна общительность, оптимистичность, они добродушны, любят перемены, вечеринки, предпочитают действие и движение.
Для 45 % (18 подростков) характерна интроверсия. Это в основном застенчивые и спокойные молодые люди. Для них характерным является ровный, несколько сниженный фон настроения, они озабочены личными проблемами, замкнуты, сдержаны, избегают делиться своими переживаниями и рассказывать о себе, при этом переживания других людей их интересуют мало. Тщательно обдумывают свои поступки, любят строить планы на будущее, свои чувства строго контролируют, редко бывают невозмутимы и сдержаны.
Высокий уровень нейротизма и эмоциональная неуравновешенность характерна для большинства подростков (60%). Их отличает импульсивность, эмоциональность, неровность при общении с другими людьми, неуверенность в себе, изменчивость интересов, впечатлительность, выраженная чувствительность, склонность к раздражительности.
Для 17 подростков (40%) характерны высокие показатели эмоциональной устойчивости, что свидетельствует о хорошем уровне адаптации, сдержанности, умении контролировать эмоциональные реакции, хорошей приспособляемости.
Следовательно, у подростков экстраверсия и нейротизм являются наиболее распространенными личностными особенностями. Эмоциональная неустойчивость и преобладание черт интроверта встречаются менее часто.
Подростки, с доминированием черт экстраверта, ориентированы на внешний мир, активны, раскрыты происходящим событиям, склоны к риску, инициативны. Свое мнение эти подростки высказывают открыто, хорошо работают в коллективе, легко знакомятся, и также легко расстаются.
Подростки, с доминированием черт интроверта, ориентированы на свои впечатления от внешних факторов и на свой внутренний мир. Они имеют узкий круг друзей, поскольку тяжело входят в новые контакты. Внешне они спокойны, как правило, молчаливы, выглядят задумчивыми, стремятся к тишине, хорошо работают в одиночку, не любят сюрпризов.
Нельзя показатель по шкале экстраверт – интроверт соотносить с параметрами «хорошо - плохо». Например, экстраверты, кроме сильных качеств, обладают еще и слабыми качествами. Это разбросанность, поверхностность в чувствах, импульсивность. Интроверты же, напротив, сильны тем, что умеют вдумчиво работать, обладают настойчивостью, глубоки в своих размышлениях и эмоциях.
Подростки по качеству нейротизма также различаются. Это качество обеспечивает эмоциональную устойчивость человека. Подростки с высоким нейротизмом зачастую бывают нервными, вспыльчивыми, чрезмерно впечатлительными, к новой обстановке привыкают с трудом. Подросткам с низким нейротизмом характерна уравновешенность, стабильность, большое самоуважение, устойчивость к стрессовым ситуациям. Каждый из указанных типов имеет свои плюсы и минусы.
Каждый тип человеческого характера хорош по-своему. Большинство людей проявляют черты, как первого, так и второго типа. Необходимо лишь знать о своих достоинствах и недостатках и уметь применять.
Для выявления взаимосвязи между особенностями личности и профессиональными интересами был использован коэффициент корреляции Спирмена. Полученные результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели взаимосвязи профессиональных интересов и особенностей личности подростка
Ч – ч |
Ч - х |
Ч -з |
Ч - п |
Ч - т |
||
экстраверсия |
r |
0,0410* |
0,62 |
0,763 |
0,433 |
0,0087 |
p |
0,022 |
0,147 |
0,124 |
0,214 |
0,530 |
|
нейротизм |
r |
0,628 |
0,532 |
-0,348** |
0,483 |
0,346 |
p |
0,147 |
0,072 |
0,010 |
0,367 |
0,219 |
* Корреляция значима на уровне 0.05 (2- сторонняя).
** Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя).
Обнаружены статистически значимые корреляции профессиональных интересов и особенностей личности у подростков:
- человек – человек и экстраверсия (r=0,410, при р≥0,022);
-· человек – знак и нейротизм (r= - 0,348, при р≥0,010);
Объяснить полученные результаты можно следующим образом. Подростки с преобладанием черт экстраверта заниматься предпочитают разнообразной работой, при выполнении которой они постоянно получают новые задания. Подростки с чертами экстраверта наиболее эффективно выполняют те виды работ, в которых они могут проявить свою способность работать продуктивно при разнообразной и динамичной работе, где необходима быстрая реакция, а также – ловкость, уравновешенность, подвижность, живость. Такие подростки работать предпочитают с людьми – воспитание, обучение, обслуживание клиентов, предпринимательская деятельность, реклама.
Для эмоционально устойчивых подростков характерно спокойствие, уравновешенность, настойчивость. Они легко придерживаются определенного распорядка в жизни, системы в работе, не отвлекаются по пустякам, в работе предпочитают порядок, выполняют ее методично и спокойно. Лучше всего выполняют работы, которые ориентированы на дальнюю перспективу, требуют равной затраты сил, методичного и длительного усилия. Наиболее эффективно выполняют те виды работ, в которых они могут проявить свою способность работать упорно и настойчиво, строго следовать определенной системе, распорядку, где необходимо терпение, усидчивость, внимание, устойчивость.