Файл: Влияние личных качеств на выбор профессии (Психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы

1. Среди подростков наибольшей популярностью пользуются профессии «человек – человек» Этот тип профессии 13 подростков выбрали как привлекательный. 9 подростков выбрали - «человек-художественный образ», «человек-знак» (выбрали 8 подростков), «человек-природа» (выбрали 6 подростков), «человек-техника» (выбрали 4 подростка).

2. Наиболее высоко подростки оценивают свои способности и умения, которые связаны с общением (ср. балл 13,5). Свои способности касательно профессий типа «человек – художественный образ» подростки оценивают практически также высоко (13,2). Молодые люди считают, что они умеют ориентироваться в природных условиях и имеют способности по ухаживанию за животными (ср. балл 11,3). Умения, которые связаны с типом профессии «человек – знак» они оценивают средне (9,5). Хуже всего, по их мнению, развиты способности, которые связаны с техникой (ср. балл 6,5).

3. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют, что характерной для подростков является средняя степень взаимосвязи профессиональных интересов и умений, склонностей к таким профессиям, как «человек – человек», «человек – художественный – образ», «человек – знак». Установлена сильная степень взаимосвязи для профессий типа «человек – техника». В свою очередь, интерес к профессиям «человек – природа» с соответственными умениями и склонностями подростков не связан.

4. У подростков экстраверсия и нейротизм являются наиболее распространенными личностными особенностями. Эмоциональная неустойчивость и преобладание черт интроверта встречаются менее часто.

5. У подростков были выявлены статистически значимые корреляции профессиональных интересов и особенностей личности.

- человек – человек и экстраверсия (r=0,410, при р=0,022);

- человек – знак и нейротизм (r= - 0,348, при р=0,010);

Профессии типа «человек – человек» предпочитают подростки с высоким уровнем экстраверсии, профессии типа «человек – знак» предпочитают подростки с низким уровнем нейротизма.

Следовательно, выдвинутая гипотеза верна. Между особенностями личностями и профессиональными интересами существует взаимосвязь. Обнаружены статистически значимые корреляции профессиональных интересов и особенностей личности у подростков:

Заключение

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы сделали ряд выводов:

1) в данной литературе существуют различные подходы к определению психологических факторов принятия решений о выборе профессии. Ряд исследователей придерживается точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. Профессиональное самоопределение рассматривается как процесс развития субъекта труда. В контексте понимания профессии как выбора деятельности распространена точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. Наиболее продуктивным подходом является выбор профессии как одного из важнейших событий в целостном определении личности. Такой подход ориентирован на активность субъекта в процессе выбора профессии, определяющей, какие именно факторы преобладают в данный ответственный период жизни.


2) Количество личностных характеристик, присущих человеку, довольно много, однако не все при выборе профессии имеют существенное значение. Некоторые профессии по отношению к личностным качествам человека особых требований не предъявляют, а именно, они кажутся «универсальными» по отношению для всех людей, и освоить их могут многие. Однако от личности для освоения большинства профессий требуется наличие (или отсутствие) определенных физических, духовных и умственных способностей. Подростки часто ошибаются при выборе профессии. Поэтому даже при благоприятных условиях им трудно овладеть профессией или они становятся посредственными специалистами. Подростки должны четко понимать особенности будущей профессии, которые связаны с наличием или отсутствием у него определенных качеств и способностей.

3) У людей, которые стоят на пороге профессионального выбора, особенное психологическое отношение к самопознанию. Их отличительными чертами являются: понимание собственных желаний, оценка их способностей в современном мире, в том числе профессиональных, оценка того, какие условия могут способствовать, а какие мешать вхождению в мир профессий. Но подростки с трудом осознают роль самооценки в выборе профессии. Большинство из них выбирают профессию, не анализируя ее, и если они делают это, то в основном делают это поверхностно. Адекватная самооценка доступна не значительному числу учащихся. В основном, они склонны переоценивать или недооценивать свои способности. При переоценке уровень претензии ниже имеющихся возможностей. Исходя из этого, профессиональный выбор в конечном итоге приводит к разочарованию. Низкая самооценка также негативно влияет на выбор профессии и личностное развитие.

Обобщая результаты эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

1. Для подростков наиболее популярным считается тип «человек – человек» (32%). Типу профессий «человек-художественный образ» предпочтение выразили 9 (22,5%). 8 подростков (20%) выбрали тип профессий «человек-знак». Интерес к профессиям типа «человек-природа» высказали 6 подростков (15%). Предпочтение к профессиям типа «человек-техника» высказали 4 подростка (10%).

2. У подростков экстраверсия и нейротизм являются наиболее распространенными личностными особенностями. Эмоциональная неустойчивость и преобладание черт интроверта встречаются менее часто.

3. У подростков были выявлены статистически значимые корреляции профессиональных интересов и особенностей личности. Профессии типа «человек – человек» предпочитают подростки с высоким уровнем экстраверсии, профессии типа «человек – знак» предпочитают подростки с низким уровнем нейротизма.


Следовательно, выдвинутая гипотеза верна. Между особенностями личностями и профессиональными интересами существует взаимосвязь.

В жизни человека выбор профессии является одним из самых важных выборов. Насколько профессия будет соответствовать склонностям и способностям человека, насколько эффективно он будет выполнять действия, необходимые в его профессии – будет определять качество его жизни.

Список использованной литературы

1. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности: Учебное пособие/ В. А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ., 2014. – 284 с.

2. Воронин, И. В. Эффективность профориентационных занятий с подростками / И. В. Воронин // Педагогические технологии. – 2016. – № 1. – С. 71–76.

3. Грецов, А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога/ А. Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2015. – 253с.

4. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров, В.Д. Симоненко. – М.: Эксмо, 2013 – 192 с.

5. Зеер, Э.Ф. Психология профессии. Учебное пособие для ВУЗов/ Э.Ф.Зеер. – М.: Академический проект, 2013. – 122 с.

6. Йовайша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М.: Педагогика, 2014.–68 с.

7. Климов Е. А. Психология профессионала. – М.: Академия, 2016. – 400 с.

8. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Издательский цент «Академия», 2016. – 229 с.

9. Кон, И. С. Психология юношеского возраста: Пробл. Формирования личности. Учеб. Пособие для пед. ин-тов. – М., 2013. – 175 с.

10. Кулагин, Б. В. Основы профессиональной психодиагностики / Б.В. Кулагин. – М.: Медицина, 2014. – 216 с.

11. Кухарчук, А. М. Человек и его профессия: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. М. Кухарчук, В. В. Лях, А. Б. Широкова. – Минск: Соврем.слово, 2016. – 544 с.

12. Луцевич, Л.В. Лях, В.В. Тарасюк, О.А. Активизирующие методики и технологии в полипрофориентационной работе со старшеклассниками: учеб.-метод.пособие под общ. ред. Л.В.Луцевич; – Минск: АПО, 2015.

13. Маркова, А.К. Психология профессионализма/ А.К.Маркова. – М.: Знание, 2016. – 118 с.

14. Махаева, О.А., Григорьева, Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. –М.: УЦ Перспектива, 2015.

15. Павлова, Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости/ Т. Л. Павлова. –М.: ТЦ Сфера, 2015.

16. Профессиональный ориентир: учебно-методическое пособие для классных руководителей / сост. Г. Е. Григорьева, И. С. Литвина, А. В. Карабан. – Минск: Современное слово, 2017.