Файл: Влияние личных качеств на выбор профессии (Психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей выбора профессии в юношеском возрасте
1.1. Психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте
1.2. Влияние личностных качеств на выбор профессии в юношеском возрасте
1.3. Темперамент личности: понятие, виды, сущность
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния личных качеств на выбор профессии в подростковом возрасте
Введение
Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования. В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации. Важно подчеркнуть, что правильный выбор профессии и профориентация важны не только с точки зрения определения плана жизни человека, но и с точки зрения развития общества в целом. Профессиональное самоопределение - это определение человека себя по отношению к профессиональным критериям, принятых в обществе.
Профессиональное самоопределение возникает в юношеском возрасте как психологическое новообразование. Суть профессионального самоопределения заключается в поиске личного смысла в выборе, осваиваемой или уже осуществляемой деятельности. Динамика профессионального самоопределения включает в себя изменение отношения к себе и изменение критериев такого отношения.
Говоря о проблеме профессионального самоопределения, следует отметить, что в ряде видов деятельности свойства темперамента влияют не только на процесс его реализации, но и в определенной степени на результат. Об этих видах деятельности можно говорить о более благоприятной и менее благоприятной психо-динамической характеристике. В тех сферах труда, где существуют строгие требования к интенсивности и скорости действий, личностные характеристики психической динамики могут быть факторами, влияющими на пригодность к деятельности.
Степень разработанности проблемы. Профессиональное самоопределение рассматривали И.С. Кон, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Е.И. Головаха; С.Н. Чистякова, С.А. Боровикова, М.Р. Гинзбург, Г.С. Никифоров, Л.С. Выготский, Н.С. Пряжников, Л.И. Божович. Хотя многие научно-исследовательские и теоретические работы посвящены вопросам профессионального самоопределения, эта тема еще не исчерпана. Цель исследования - более подробно раскрыть особенности выбора профессии и профессионального самоопределения и выявить связанные с ним проблемы. Полученные результаты позволяют получить более четкое представление об исследуемом явлении и, возможно, решить ряд проблем в этой области.
Цель исследования - изучение личностных качеств, влияющих на профессиональное самоопределение подростков.
Объектом исследования является профессиональное самоопределение подростков.
Предметом исследования является определение влияния личностных качеств на профессиональное самоопределение в возрасте 15-17 лет.
Задачи:
1. Изучение психологических особенностей профессионального самоопределения подростков.
2. Выявить влияние личностных качеств на выбор профессии подростка.
3. Рассмотрены основные психологические проблемы выбора профессии в подростковом возрасте.
4. Проведено практическое исследование влияния личностных качеств подростков на выбор профессии.
5. Анализ результатов исследований.
Гипотеза исследования существует взаимосвязь между особенностями личности и профессиональными интересами.
Экспериментальная база исследований. В исследовании приняли участие 40 учащихся 10-х классов общеобразовательных школ г. Алматы №15.
Методы исследования. Основными методиками нашего исследования являются:
1. Диагностика профессиональной направленности личности «Дифференциально-диагностический опросник» автор Климов Е.А
2. Методика «Общепсихологическая типология личности» Г. Ю. Айзенка.
3. Опросник «Я умею» (Климов Е.А)
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей выбора профессии в юношеском возрасте
1.1. Психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте
Понятие профессионального самоопределения, то есть выбор профессии, разными исследователями рассматривается по-разному. Р. С. Немов обозначает профессиональное самоопределение как осознанный выбор профессии для человека [15]. То есть он считает это разовым явлением. Аналогичной точки зрения также придерживается И. М. Кондаков, о профессиональном выборе он говорит как об отдельном периоде профессионального развития, который личность проходит после завершения общего образования и до фактического профессионального обучения [9].
В. Б. Шапарь придерживается иной точки зрения. Он считает, что профессиональное самоопределение-это процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода на пенсию [31]. Оба данных подхода объединяет определение, которое дал В. Н. Дружинин. С его точки зрения профессиональное самоопределение представляет собой выбор профессии на основе анализа , оценки внутренних ресурсов субъектом выбора и их соотнесения с требованиями профессии и субъекта труда [3].
Профессиональное самоопределение в педагогической энциклопедии рассматривается в качестве процесса формирования отношения профессиональной деятельности и метод его осуществления через согласование социально – профессиональных и личностных потребностей. Это часть жизненного самоопределения, то есть вхождение в определенную социально-профессиональную группу, выбор образа жизни, профессии [16].
Интересна позиция Э.Ф. Зеера, что профессиональное самоопределение - это самостоятельная и сознательная гармонизация профессиональных и психологических способностей человека с требованиями и содержанием профессиональной работы, а также смыслом деятельности, осуществляемой в конкретных социально-экономических условиях[4].
Н.С. Пряжников рассматривает сущность профессионального самоопределения - поиск и поиск индивидуального выбора, осмысление и смысл уже проделанной работы, а также поиск смысла в процессе самоопределения[20]. В то же время сразу же был выявлен парадокс самоопределения: найденный смысл сразу же принижает жизнь. Поэтому важно искать такую стадию процесса, в которой индивидуальное значение является единственным. С более творческим подходом к своей жизни, смысл воссоздается человеком заново. В этом случае человек становится подлинным субъектом самоопределения.
Одна из самых сложных проблем - это поиск смысла для человека, который сам принимает решение. Что касается профессионального самоопределения, то можно отметить один общий смысл: поиск профессии и работы, которая даст людям возможность получат заработок по справедливости, то есть согласно с приложенными усилиями. Другая версия смысла - это стремление к элитарности. Известно, что многие люди склонны мечтать - попасть из «из грязи в князи». Это особенно важно в эпоху социально-экономических преобразований и потрясений, когда не так много творческих, высококвалифицированных специалистов работают в стабильных условиях эффективно, а так называемые «авантюристы», которые имеют талант не столько хорошо работать, сколько обладают талантом устраиваться хорошо. Авантюристические идеи в настоящее время пользуются большой популярностью среди молодежи, стремящейся к самоопределению[11].
В. A .Поляков определил две основные цели построения «успешной» карьеры: достижение в обществе высокого положения и высокий доход. Элитарная ориентация профессионального самоопределения не только предусматривает престиж и высокую отдачу, но и творческое построение жизни, направленность на высшие человеческие ценности и идеалы [19]. По словам Н. С. Пряжникова, понимание успеха неоднозначно. Проявляется эта неоднозначность не только в моральном аспекте, но и в процессе профессионального самоопределения. Например, на ранних стадиях развития субъекта труда определяется многое тем, насколько родители и воспитатели смогут сформировать у ребенка позитивное отношение к творческому и честному труду.
Профессиональное самоопределение - это не только выбор конкретной профессии, но и выбор на всю жизнь. Человек часто выбирает не только эту профессию, но и, что - то более важно, профессию, которая дает ему более полное ощущение жизни.
Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и благополучие. Тщательно подобранная профессия повышает самооценку человека, снижает частоту психических и физических проблем, которые связаны со здоровьем, повышает удовлетворенность жизнью. Адекватность выбора и уровень карьерного роста влияют на все стороны и качество жизни в целом. Поэтому очень важно, чтобы люди, вступающие в профессиональный мир, сделали правильный выбор[5].
При этом необходимо иметь в виду несколько моментов. Во-первых, профессиональный мир очень динамичен и разнообразен. Во-вторых, особенностью современного профессионального мира является то, что полипрофессионализм приходит на смену монопрофессионализму. Это означает, что человек должен стремиться овладеть не одной профессией, а несколькими профессиями. В-третьих, человек должен понимать, что в течение жизни может возникнуть желание или необходимость сменить квалификацию или профессию.
Согласно Н.В. Самоукиной, выбор профессии - это процесс принятия решения молодым человеком о получении социально значимого результата: вступлении во взрослую жизнь в качестве работника. Если молодой человек выбирает профессию в соответствии со своими интересами, тенденциями, желаниями и способностями, то профессиональное самоопределение может совпадать с выбором профессии. Выбор профессии не совпадает с процессом профессионального самоопределения, например, в случае, когда молодые люди случайно «выбирают» профессию, например, опираясь на то, что работа рядом с местом жительства, по знакомству, из –за общественной моды на эту профессию и т.д.[28].
Профессиональное самоопределение можно охарактеризовать как длительный процесс развития отношений человека к будущей профессии и себя как субъекта профессиональной деятельности. Процесс профессионального самоопределения молодого человека-это процесс поиска «своей профессии», соответствующей его склонностям и способностям. Процесс профессионального самоопределения - это оценка молодым человеком своих способностей, ценностных ориентаций, самопознания и оценка своих действий; действия по саморазвитию собственных способностей и возможностей в ходе профессиональной подготовке. Таким образом, содержание активного самоопределения - это процесс самопознания, самооценки и саморазвития[2].
Что касается активного профессионального самоопределения, то можно сказать, что когда в деятельности человека доминирует достижение цели, то условия социальной и профессиональной ситуации трансформируются и учитываются в соответствии с поставленной целью[29].
Е. А. Климов считает заблуждением, что профессиональное самоопределение является одноразовым актом принятия решений, или краткосрочным процессом, или процессом, который должен быть ускорен или сокращен. Он считает, что процесс принятия окончательных решений старшеклассником о выборе учебного заведения может показаться одноразовым или даже недолговечным, но это не совсем так. За последние несколько лет старшеклассники выработали определенное отношение к различным направлениям работы, а также ко многим профессиям, и к самооценке своих способностей, и к ориентации в социально-экономической ситуации, и к «альтернативным» вариантам выбранных профессий [8].
Профессиональное самоопределение является целесообразным и в целом понимается как деятельность человека, которая принимает конкретное содержание в зависимости от стадии развития человека [6].
Выбор профессии в основном заключается в выборе между стратегией адаптации человека через подчинение среде и стратегии высвобождения внутренних ресурсов для развития личности, включая способность разрешать ценностно – нравственные проблемы, если это необходимо [37]. Таким образом, профессиональное развитие является результатом различных этапов человеческой жизни и средством личностного развития.
Н.С. Пряжников определил следующие виды профессионального самоопределения:
1) самоопределение при определенных трудовых операциях, функциях, когда человек существенно ограничен сферой своей деятельности. Однако в данном случае, возможно настоящее мастерство, а также нахождение конкретных смыслов труда.