Файл: Современные проблемы в системе здравоохранения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– Уплаты налога на профессиональный доход (норматив – 37%);

– Неналоговых поступлений;

– Страховых взносов в рамках ОМС;

– Штрафов, пеней и недоимок по взносам в фонды ОМС;

– Процентных доходов от временного размещения свободных средств ФФОМС;

– Сумм, которые поступают от возмещения ущерба;

– Межбюджетных трансфертов со стороны федерального бюджета, направленных в ФФОМС;

– Доходов от уплаты налога, который взимается в случае применения УСН, ЕНВД для отдельных видов деятельности, ЕСН, а также погашения задолженностей по единому социальному налогу и необходимых пеней и штрафов, возникших по ним за соответствующие налоговые периоды и пр[14].

Теперь перейдём к формированию территориальных фондов ОМС, которые создаются на основании решений органов государственной власти субъектов РФ. В регионах – то есть областях, краях, республиках – могут создаваться соответствующие филиалы. Цель создания территориального фонда – финансирование территориальных программ ОМС. Руководство так же осуществляется правлением, а контроль производится ревизионной комиссией. Процесс утверждения состава правления проводит представительный орган власти субъекта РФ. А функции, возложенные на территориальный Фонд, составляют:

– Аккумулирование денежных средств территориального фонда ОМС;

– Ведение финансово-кредитной деятельности для обеспечения системы ОМС;

– Проведение выравнивающей политики финансовых потоков городов и районов, которые направлены на проведение ОМС;

– Осуществление непрерывного взаимодействия с Федеральным и территориальными фондами[15].

Денежные же средства территориальных фондов ОМС формируются, согласно п. 4 ст. 146 БК РФ, за счёт:

– Неналоговых доходов;

– Доходов при размещении временно свободных территориальных фондов ОМС;

– Суммы от поступлений в счёт возмещения ущерба;

– Различные безвозмездные поступления;

– Субвенции из бюджета ФФОМС;

– Межбюджетные трансферты из бюджета ФФОМС и прочее[16].

Далее представлена таблица, в которой приведены основные характеристики бюджета Фонда социального страхования РФ (табл. 1.1):

Таблица 1.1

Характеристика бюджета Фонда социального страхования РФ на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов*

Показатель

2020 г., тыс. руб.

2021 г., тыс. руб.

2022 г., тыс. руб.

Прогнозируемый общий объём доходов бюджета Фонда

811 577 920,50

821 126 200,70

936 481 957,80

Из них:

Доходы по ОМС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

604 356 519,20

604 766 629,20

706 985 519,80

По ОМС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

146 564 642,20

155 356 109,90

168 131 093,20

За счёт межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета

48 298 604,00

48 926 674,60

49 651 300,80

За счёт межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета ФФОМС

16 668 155,00

16 666 787,00

16 634 044,00

Общий объём расходов бюджета Фонда

788 108 359,40

831 396 399,60

873 961 770,40


*Составлено на основе Федерального закона N 384-ФЗ[17].

Отсюда видно, что основную часть в структуре поступлений в ФФОМС составляют страховые взносы и средства федерального бюджета.

Однако, вызывает серьёзное сомнение, что при существующих условиях и налоговой нагрузке в области страховых взносов может произойти столь серьёзное увеличение доходной части бюджета Фонда (+115 355 757,1 тыс. руб.). А столь высокое планируемое значение может свидетельствовать о планах правительства повысить ставку по страховым взносам.

В среднем расходы на здравоохранение за 2020-2022 годы планируются на уровне 2,9% ВВП, а это является гораздо более низким показателем, нежели чем в странах «большой семёрки», например, в Великобритании в 2018-2019 финансовых годах реальные расходы на здравоохранение составили 7,2% ВВП, а в США на 2020-2022 годы расходы на здравоохранение предусмотрены в размере 10,1% ВВП ежегодно, во Франции в 2020 году – 8% ВВП. Отсюда видно, что расходы России сильно отстают от данного уровня[18].

На основе вышеописанного можно сделать следующие выводы по главе:

Национальная система здравоохранения функционирует в рамках статьи 41 Конституции РФ, а также Федерального закона от 21.11.201 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

Под здравоохранением в литературе подразумевается комплекс взаимодействующих медицинских структур и подразделений, и систем государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека, которые основаны и действуют по принципу разделения функций и функциональной преемственности для целей достижения максимальной экономической и медицинской эффективности при оказании услуг;

Также существует три основные современные организационно-финансовые модели здравоохранения: Модель государственно-бюджетного здравоохранения; Модель с доминированием частного страхового здравоохранения; Модель социального страхования здоровья;

Согласно ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» сформированы два фонда ОМС – федеральный и территориальный фонды.

2. Особенности и проблемы функционирования системы здравоохранения в России


2.1. Выявленные недостатки в системе здравоохранения

Несмотря на крайне заметную активизацию как федеральных, так и региональных органов власти, которая направлена на повышение качества и эффективности национальный системы здравоохранения, осуществляемые действия не приводят к качественному преодолению сформировавшихся структурных проблем. Одной из главных проблем является низкий уровень развития первичной медико-санитарной помощи, а также неспособность замечать и внедрять новые веяния в системе здравоохранения, которые связаны главным образом с возрастающим распространением как хронических заболеваний, так и множественных заболеваний в связи с старением населения. А это вынуждает соблюдать непрерывное расширение комплекса мероприятий в ключе наблюдения за больными с целью предупреждения обострений тех или иных заболеваний, а также снижение частоты вызовов скорой медицинской помощи, дабы снизить крайне высокую нагрузку на стационар.

Далее приведён рисунок, на котором продемонстрировано количественное состояние первичной медико-санитарной помощи, которая и на сегодня остаётся одной из наиболее сложных проблем российской системы здравоохранения (рис. 2.1):

Рисунок 2.1

Численность врачей участковой службы в России за период 2005-2013 гг., чел.

Источник: Доклад Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики.

Здесь мы наблюдаем, что даже несмотря на надбавки, которые были ведены участковым врачам в 2005, на небольшой промежуток их число действительно возросло, однако после начало стремительно снижаться, особенно на фоне отсутствия компенсации потерь врачами общей практики[19].

Показатели численности для аналогичных категорий, а также врачей скорой медицинской помощи за 2017-2018 гг. представлены ниже (табл. 2.1):

Таблица 2.1.

Численность врачей участковой службы в России в 2017 и 2018 году, чел.

Категория:

2017

2018

Врачи скорой медицинской помощи

11 612

11 078

Врач-терапевт участковый

34 929

35 490

Врач-педиатр участковый

26 842

27 593

Врач-общей практики

11 046

11 584


Источник: данные Статистического сборника 2018 года «Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения.

Таким образом, на сегодня не продемонстрировано значительного увеличения и обеспечения населения участковыми врачами, а некоторые значения находятся на том уровне, для которого характерен спад в 2005-2013 гг.

Подобное явление является в том числе результатом повышенной специализации врачей, а также последующего сужения лечебных функций у врачей участковых служб, помимо этого происходит серьёзное снижение их ответственности за соблюдение и поддержание здоровья регулярно наблюдаемого населения. Что в результате приводит к прогрессированию проблемы вторичной профилактики, когда врачи далеко не всегда знают своих пациентов с хроническими заболеваниями, а наблюдение по итогу ограничивается лишь незначительным кругом мероприятий.

Ещё одной очень серьёзной проблемой в национальной системе здравоохранения является повальная коррупция, которая проявляется в двух классических формах – мздоимство и/или лихоимство. Первый вид актуален для тех ситуаций, когда медицинские работники – это могут быть и заведующие отделениями, обязывающие административными методами рядовых врачей, – требуют вознаграждение за те действия, которые они обязаны выполнять бесплатно. Второй вид подразумевает получение различных преимуществ за счёт согласия на совершение незаконных действий в рамках служебных полномочий. Так, согласно статистическим данным Левада-Центра, каждый третий россиянин обеспокоен сложившейся ситуацией коррумпированности медицинских работников и масштабами взяточничества в государстве[20].

Помимо этого, ВЦИОМ выявил следующее: по мнению россиян сфера медицины в 2018 году входит в число наиболее коррумпированных направлений жизнедеятельности – этой позиции придерживаются 23% опрошенных. Особенно острый характер данная проблема приобретает, если посмотреть на динамику аналогичного показателя: 2006 год – 10%, 2012 год – 17%, 2013 год – 19%, 2014 год – 14%, 2016 год – 21%.

Ещё один негативный аспект системы здравоохранения – это отсутствие рационального и эффективного разграничения и делегирования полномочий, а также координации действий властных структур на всех уровнях. Складывается также ситуация, что система здравоохранения на уровне субъектов РФ функционирует на основе эмпирически складывающихся локальных (местных) моделей развития. Отрицательным эффектом в данном случае является – нарушение организационно-функциональной целостности системы здравоохранения РФ, что в конце концов приводит к распространению проблем, связанных с получением бесплатной медицинской помощи для жителей остальных субъектов РФ[21].


Происходит увеличение числа больных диабетом, повышенным кровяным давлением, злокачественных новообразований, а также серьёзно повысилась болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (приложение 1).

Далее следует привести исследование, которое касается вопроса исследования эффективности деятельности систем здравоохранения в группе стран. Анализ был проведён на основе стохастической производной границы, позволяющей с высокой степенью точности вычислить степень достижения ключевых показателей для каждой рассмотренной страны, что выражается в процентах. Под эффективностью медицинского обслуживания в работе авторы подразумевают «баланс ключевых социально-демографических показателей…», по которым формируется понимание об уровне и состоянии здоровья населения. То есть насколько точно соотношение достигнутого уровня здоровья граждан и всех тех ресурсов, государственных и частных, которые направляются на медицинское обслуживание. Далее приведена таблица, в которых продемонстрирована эффективность системы здравоохранения (табл. 2.3):

Таблица 2.3

Оценка эффективности системы здравоохранения по странам

Страна

Эффективность, %

Место

Австралия

85,9

2

Бразилия

77,7

8

Германия

85,5

3

Канада

78,7

7

Китай

84,3

5

Индия

69,6

10

Япония

86,4

1

Россия

72,5

9

Великобритания

84,6

4

Нигерия

54,3

11

США

83,8

6

Источник: Оценка эффективности системы здравоохранения в России. Народонаселение[22]

Отсюда видно, что эффективность систем здравоохранения в рамках рассматриваемых стран варьируется от 86,4 в Японии до 54,3 в Нигерии. Однако для стран, характеризующихся высоким уровнем медицинского обслуживания, разброс значений крайне невысок и составляет всего лишь 0,9 процентных пунктов – 1-е место Япония и 3-е место Германия. Эффективность же российской системы здравоохранения в рамках данной группы находится лишь на девятом месте со значением показателя равным 72,5%, опережая лишь Индию и Нигерию. А подобное положение свидетельствует об острой необходимости реформирования существующей системы здравоохранения. Это может быть вызвано: дефицитом квалифицированных кадров, низким качеством оказываемых услуг и уровень мотивации сотрудников, а также нехваткой финансирования отрасли.