Файл: Особенности профессиональной мотивации служащих организации (подробно).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 460
Скачиваний: 7
По-видимому, непосредственно присутствие подобных респондентов, избравших профессию под нажимом внешних обстоятельств, выравнивает отличия профессиональной мотивации в группах представителей специальностей технической также гуманитарной ориентированности. Так как гуманитарные и технические специальности отличаются непосредственно согласно собственному содержанию, возможно, и отличия в структуре профессиональной мотивации имеются только лишь около этих представителей специальностей гуманитарной и техническойориентированности, которыеподбирали профессию в большей степени по воздействием мотивов, сопряженных с содержанием работы (доминирующий тип профессиональной мотивации). Однако в рамках проделанного исследования это мнение не удостоверить, и не оспорить в связи с отсутствием данных о том, какой вид профессиональной мотивации был свойственен для респондентов в стадии подбора специальности.
Для выявления различий в структуре профессиональной мотивации представителей профессий гуманитарной и технической направленности, выбранной под влиянием доминантного типа профессиональной мотивации, требуются дальнейшие исследования, в которых объем выборки следует ограничить только теми испытуемыми, для которых характерен доминантный тип профессиональной мотивации. Кроме того, для изучения данного предмета будут представлять интерес исследования, позволяющие диагностировать особенности профессиональной мотивации одних и тех же испытуемых на этапах выбора профессии, получения профессионального образования, выбора места работы и непосредственного осуществления профессиональной деятельности.
Кроме структуры профессиональной мотивации, в данном исследовании сравнивались различные аспекты отношения к труду и удовлетворенности работой в группах представителей профессий с гуманитарной и технической ориентированностью. Согласно результатам статистического анализа, несмотря на то, что выбор направления профессиональной деятельности осуществляется многими людьми в зависимости, в первую очередь, от материальных условий, все же степень удовлетворенности работой у представителей профессий технической и гуманитарной направленности различна.
Согласно полученным данным, в изучаемых группах выявлены значимые различия показателей степени удовлетворенности потребности в признании и личном авторитете, диагностируемой по методике «ПТР-1» (Р=0,05): средний показатель удовлетворенности данной потребности в группе респондентов-представителей гуманитарных профессий составляет -1,4 балла, а в группе испытуемых-представителей технических профессий средний показатель составляет -2,1 балла. Следовательно, в группе представителей профессий гуманитарной направленности потребность в признании и личном авторитете в среднем в большей мере удовлетворена, чем в группе представителей профессий технической направленности.
Кроме того, по итогам анкетирования выявлены статистически значимые различия степени согласия респондентов изучаемых групп с утверждениями «Результаты моей работы стоят затраченных мной усилий» (Р=0,02) и «Я работаю качественно (у меня хорошо получается выполнять свои обязанности)» (Р=0,03). Средние значения степени согласия с перечисленными утверждениями в обоих случаях намного выше в группе представителей гуманитарных профессий, чем в группе представителей технических профессий. Данные представлены в таблице 3 и на диаграмме в приложении 3.
№ |
Утверждение |
Среднее значение |
|
гуманитарные |
технические |
||
1. |
«Результаты моего труда стоят затраченных мною усилий» |
4,1 |
3,6 |
2. |
«Я работаю качественно (у меня хорошо получается выполнять свои обязанности)» |
4,4 |
4,1 |
Таблица 3. Средняя степень согласия представителей профессий технической и гуманитарной направленности с утверждениями анкеты
Следовательно, для представителей гуманитарных профессий характерна более высокая оценка результатов собственного труда, чем для представителей технических профессий.
Таким образом, три перечисленных закономерности, проявленных по итогам проведенного изучения, говорят о том, что удовлетворенность результатами труда в группе представителей гуманитарных профессий выше, чем в группе представителей технических профессий.
Если предположить, что уровень оплаты труда представителей гуманитарных профессий ниже, чем уровень оплаты труда представителей технических профессий, то такие результаты могут быть объяснены влиянием когнитивного диссонанса, выявленного Л. Фестингером в его известных экспериментах, когда малое вознаграждение за участие в эксперименте компенсировалось увеличением субъективного смысла и значения этого эксперимента.
Кроме того, возможно, представители профессий гуманитарной направленности в большей мере взаимодействуют с людьми в процессе осуществления профессиональной деятельности, чем представители профессий технической направленности, и, соответственно, получают больше положительной обратной связи. Если объектом профессионального воздействия представителей технических профессий являются неодушевленные предметы (машины, компьютеры и т.п.), то объектом профессионального воздействия представителей гуманитарных профессий являются, как правило, люди (ученики, пациенты и т.д.). Достигая положительных результатов в профессиональной деятельности, представители технических профессий могут получить извне соответствующий эмоциональный отклик только от коллег или руководства, а представители гуманитарных профессий – так же и непосредственно от объектов профессионального воздействия: приобретших знания учеников, вылеченных пациентов и т.д. В итоге представители гуманитарных профессий имеют больше возможностей почувствовать общественное признание и получить подтверждения значимости и качества результатов своего труда, чем представители технических профессий. Этим, по-видимому, и обусловлена большая удовлетворенность представителей гуманитарных профессий результатами собственного труда и общественным признанием своей профессиональной деятельности.
Таким образом, по результатам проведенного исследования не выявлено значимых различий в структуре профессиональной мотивации представителей профессий технической и гуманитарной направленности, что, вероятно, обусловлено избыточным влиянием внешних факторов на выбор профессии в связи с особенностями современных социально-экономических условий. Выявлена большая степень удовлетворенности представителей гуманитарных профессий результатами своего труда и оценками окружающих в сравнении с представителями технических профессий: по-видимому, это связано с большим объемом положительной обратной связи, получаемой представителями гуманитарных профессий в связи с особенностями объектов профессионального воздействия.
Другими словами, с психологической точки зрения профессии гуманитарной и технической направленности различаются для субъектов не столько причинами (профессиональная мотивация), сколько последствиями реализации профессиональной деятельности (удовлетворенность трудом).
Влияние индивидуально-психологических характеристик личности на структуру профессиональной мотивации
В проложенном исследовании с целью диагностики персонально-эмоциональных данных личности использовались методики «ориентационная анкета» также «смысложизненные ориентации». Эти две методики предусмотрены с целью диагностики особенностей направленности личности.
С целью исследования взаимосвязи между профессиональными мотивами и персонально-психологическими характеристиками личности использовался корреляционный анализ.
Результаты корреляционного анализа показателей по шкалам теста Герцберга и шкалам методики «ориентационная анкета». Согласно результатам корреляционного анализа, выявлена статистически значимая прямая связь показателей средней степени выраженности внутренних мотивов профессиональной деятельности, диагностируемых по тесту Герцберга, и показателей степени выраженности деловой направленности личности, диагностируемой по методике «ориентационная анкета» (r=0,26; Р<0,05): чем выше показатели по шкале «деловая направленность», тем выше степень выраженности внутренних мотивов профессиональной деятельности.
Выявлена так же статистически значимая обратная связь показателей по той же шкале «деловая направленность» и, напротив, показателей средней степени выраженности внешних мотивов профессиональной деятельности(r=-0,28; Р<0,05): чем выше степень выраженности деловой направленности личности, тем ниже средний уровень внешних мотивов профессиональной деятельности.
Таким образом, деловая нацеленность личности способствуетразвитию и формированию внутренних мотивов профессиональной работы и в то же время препятствует формированию внешних высококлассных мотивов.
Выводы:
Результаты проделанного в данной работе эмпирического исследования особенности профессиональной мотивации представителей специальностей технической и гуманитарной направленности дают возможность сформулировать следующие заключения:
- В структуре профессиональной мотивации представителей технических и гуманитарных специальностей отсутствуют статистически важные отличия. По-видимому, данное обуславливается высоким воздействием нынешних общественно-финансовых обстоятельств, погружающих к деструкции структуры профессиональной мотивации (в обеих группах более проявленными считаются экономические аргументы реализации профессиональной работы).
В таком случае для представителей гуманитарных специальностей свойственен наиболее большой уровень удовлетворённости работой, нежели для представителей технических специальностей: у представителей гуманитарных специальностей в огромной степени удовольствована необходимость в общественном признании и индивидуальнйм авторитетности, и им также характерна наиболее значительная оценка собственного труда, нежели адептам технических специальностей. Возможно, данное сопряжено с отличительными чертами объекта профессионально й деятельности.
-
На структуру профессиональной мотивации влияние оказывают нижеперечисленные индивидуально – психологические особенности личности:
- Общая направленность личности. Различные виды направленности личности способствуют развитию мотивов профессиональной деятельности, соответствующих виду общей направленности личности субъекта: деловая направленность способствует развитию внутренних мотивов профессиональной деятельности и препятствует развитию внешних профессиональных мотивов; направленность на взаимоотношения приводит к повышению значимости профессионального мотива, побуждающего к поддержанию положительных отношений с коллегами; а направленность на себя способствует развитию стремления поддерживать положительные отношения с руководством.
- Смысложизненные ориентации личности: высокий уровень осмысленности жизни приводит к развитию внутренних мотивов профессиональной деятельности, а при низком уровне осмысленности жизни преобладают внешние мотивы профессиональной деятельности, особенно финансовые мотивы и мотивы, связанные со стремлением состоять в положительных отношениях с руководством. По – видимому, от смысложизненных ориентаций зависит преобладание определенных потребностей субъекта; кроме того, уровень осмысленности жизни оказывает влияние на степень подверженности личности внешним воздействиям.
- В свою очерёдность, структура профессиональной мотивации оказывает влияние на отношение субъекта к труду: высокая степень выраженности внутренних профессиональных мотивов влечёт за собою позитивное подход субъекта к труду (заинтересованность к содержанию работы, душевный подъем в ходе её исполнения, высококачественную реализацию установленных задач), а низкая степень выраженности внутренних профессиональных мотивов приводит к обратным результатам.
Таким образом, предположение исследования о связи структуры профессиональной мотивации от индивидуально – психологическихособенностей личности подтвердилась. Гипотеза исследованияоб отличии структуры профессиональной мотивациипредставителей специальностей технической и гуманитарной направленности никак не подтвердилась и подлежит уточнению. По-видимому, профессиональное мотивирование отличается только лишь у тех представителей технических и гуманитарных специальностей, которые подбирали профессию в большей степени под воздействием мотивов, сопряженных с содержанием деятельности (доминирующий тип профессиональной мотивации). С целью контроля данной теории необходимы последующие эмпирические (экспериментальные) исследования данной темы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы провели исследование специфики профессиональной мотивации представителей профессий технической и гуманитарной направленности и факторов, влияющих на структуру профессиональной мотивации. В ходе исследования мы пришли к следующему выводу: структура профессиональной мотивации связана с развитием личности, с личностной ориентацией, с социальным контекстом, в котором воспитывалась личность.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что в наиболее обобщенном виде результаты проведенного эмпирического исследования подтверждают концепцию, которая легла в основу разработанного Э.Шостромом опросника личностной ориентации [41]. Данная концепция объединяет теорию системы внутренней и внешней направленности Рейзмана и теорию самоактуализирующейся личности А.Маслоу.
Согласно теории Рейзмана, внутренне направленная личность руководствуется внутренними принципами и мотивами (опора на себя), внешне направленная личность – принципами и мотивами, исходящими от внешних сил (опора на других). Согласно теории А.Маслоу, душевно здоровому человеку присуща непрерывная актуализации способностей и талантов, осуществления своего призвания и предназначения. Для обозначения самоактуализирующейся личности А.Маслоу ввел термин «актуализатор», а для обозначения личности, которой самоактуализация не свойственна, – термин «манипулятор».
По мнению Э.Шострома, объединившего перечисленные теории, душевно здоровым, самоактуализирующимся личностям («актуализаторам») присуща внутренняя направленность, а «манипуляторам» – внешняя направленность.
Результаты проведенного нами эмпирического исследования свидетельствуют о том, что концепция Э.Шострома верна и в отношении профессиональной мотивации личности: для личностей, у которых преобладает внутренняя профессиональная мотивация, характерен высокий уровень осмысленности жизни, конкретизируемый в смысложизненных ориентациях, они выполняют свою профессиональную деятельность качественно, сосредоточенно, с воодушевлением и интересом, и это свидетельствует о том, что для них реализация профессиональной деятельности связана с удовлетворением потребности в самоактуализации. Субъектам, которым присуща внешняя профессиональная мотивация, напротив, свойственен низкий уровень осмысленности жизни, они осуществляют свою профессиональную деятельность без интереса и воодушевления и менее качественно, то есть наличие потребности в самоактуализации для них не характерно.