Файл: Особенности профессиональной мотивации служащих организации (подробно).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 459

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Типология мотивации субъекта деятельно­стипо Лапыгину–Эйдель-ману такова [16]:

  • инструментальный тип мотивации – точка зрения по отношению работы, как к методу заработать, чтобы удовлетворить потребности, которые находятся за пределами круга работы;
  • достижительный –работа ассоциируется с путем развития, повышения квалификации и должностногостатуса;
  • коллективистский – стимулом, чтобы работать, встает становление предметом уважения сотрудников, сотрудничество, общение;
  • интеллектуальная мотивация – акцент на трудный, интересный труд, которая позволяет раскрыться, самовыражаться;
  • комфортно-ориентированный – стараться выбрать работу с максимально комфортными условиями.

Вместе с этим люди с инструментальным, достижительным и интеллектуальным типом мотивации оказывают большее действие на итог работы организации.

М.Аргайл, изучая элементы удовлетворенности трудом, делит их на группы [23]:

  1. Заработная плата;
  2. Взаимоотношения с коллегами (материальная и социальная поддержка, помощь в достижении совместных целей);
  3. Взаимоотношения с начальством (справедливость при поощрении и наказании, протекция по службе, улучшение условий труда);
  4. Возможность повышения (достижение и признание, статус);
  5. Другие элементы (удовлетворенность условиями и т.п.).

И так, в нынешней психологии есть много разных подходов для изучения понятия профессиональной мотивации и много классификаций типов профессиональной мотивации, созданных на основе разных исследований. Единый взгляд на понятие профессиональной мотивации в нынешнее время в развитии науки пока не выдвинута. На основе эмпирического исследования будет использована теория Герцберга, как наиболее полную и развернутую.

1.3. Различия профессиональной мотивации

у представителей профессий разных областей

И так, чтобы выбрать профессию и место работы, для последующей реализации труда человеку нужно определенные группы мотивов. Несмотря на это в профессиональной мотивации есть и общие черты, присущие для многих.

Так как различные люди останавливаются на профессиях разных областей, предполагается, что от разных профессиональных мотивов зависит выбор профессии любой области, присущие именно тем людям, которые работают данной профессией.


Известна классификация видов профессий, разделяющая все профессии на гуманитарные и технические.

Из наук к гуманитарным относятся «общественные науки, исследующие явления культуры в различных их проявлениях и развитии» [38], науки, «изучающие человека в сфере его умственной, нравственной и общественнойдеятельности: философия, психология, этика, история, история литературы и искусств, социология и др.» [39]. Соответственнопредставителигуманитарныхпрофессий изучают ни что иное, как непосредственно люди или явления культуры.

А техническое образование представляет собой «подготовка инженеров и техников для промышленности, строительства, транспорта, связи, сельского и лесного хозяйства» [40]. Т.е. объектами профессионального воздействия представителей технических профессий являются «машины, механизмы, аппараты, автоматизированные средства управления» и т.п.

В изученной научной литературе автором данной работы не найдено ни одного упоминания о конкретных различиях профессиональной мотивации представителей гуманитарных и технических профессий.

Только в одном из литературных источников, по теме непосредственно не связанном с психологией, рассматриваются различия языкового сознания представителей гуманитарных и технических профессий [42]: языковому сознанию представителей технических профессий свойственны такие характеристики, как конкретность, консервативность, замкнутость, рациональность и логичность; а представителям гуманитарных профессий – противоположные особенности: образность, гибкость, открытость, эмоциональность, творчество.

Таким образом, в современной науке особенности профессиональной мотивации представителей гуманитарных и технических профессий практически не изучены. Выявление различий профессиональной мотивации перечисленных профессиональных групп – предмет настоящего и будущих исследований.

Выводы:

Проведенный в данной главе теоретический анализ проблемы профессиональной мотивации позволяет сформулировать следующие выводы:

Таким образом, профессиональная мотивация является одним из наиболее значимых факторов эффективности профессиональной деятельности и удовлетворенности человека своим трудом.

И так, в нынешней психологии есть много разных подходов для изучения понятия профессиональной мотивации и много классификаций типов профессиональной мотивации, созданных на основе разных исследований. Единый взгляд на понятие профессиональной мотивации в нынешнее время в развитии науки пока не выдвинут. На основе эмпирического исследования будет использована теория Герцберга, как наиболее полную и развернутую.


  1. Профессиональная мотивация – это совокупность движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
  2. В структуре мотивации профессиональной деятельностивыделяются внешние и внутренние профессиональные мотивы.
  3. Поскольку профессии гуманитарной и технической направленности различаются по характеру объекта профессиональной деятельности, следует ожидать наличие соответствующих различий в структуре профессиональной мотивации представителей профессий гуманитарной и технической направленности: вероятно, в структуре профессиональной мотивации представителей профессий гуманитарной направленности в большей мере присутствуют социальные мотивы в сравнении со структурой профессиональной мотивации представителей технических профессий.

Чтобы проверить данное предположение, нами было проведено эмпирическое исследование специфики профессиональной мотивации представителей технических и гуманитарных профессий.

2. Программа, методологические основания и методы исследования

В данной курсовой работе проложено экспериментальное изучение отличий профессиональной мотивации представителей гуманитарных также промышленных специальностей.

Цель эмпирического исследования – обнаружение отличий в текстуре профессиональной мотивации агентов специальностей промышленной также гуманитарной ориентированности.

Задачи эмпирического исследования:

  1. Изучение основных тем высококлассной работы представителей специальностей промышленной также гуманитарной ориентированности;
  2. Изучение единой ориентированности персоны представителей специальностей промышленной также гуманитарной ориентированности;
  3. Изучение смысложизненных ориентаций представителей специальностейпромышленной также гуманитарной ориентированности;
  4. Изучение разных нюансов довольствования работой, характеристик уровня осуществления нужд, также тем персоны в области высококлассной работы;
  5. Исследование связей среди упомянутыми чертами;
  6. Сравнение также исследование отличий в текстуре профессиональной мотивации представителей специальностей промышленной также гуманитарной ориентированности.

В основе абстрактного рассмотрения анализа были созданы две гипотезы эмпирического исследования:

  1. В текстуре профессиональной мотивации представителей специальностей гуманитарной ориентированности в огромной грани содержатся общественные аргументы во сопоставлении с текстурой профессиональной мотивации представителей промышленных специальностей.
  2. Структура профессиональной мотивации зависит от персонально-эмоциональных данных персоны.

В базу эмпирического исследования приняты общенаучные методологические основы также специализированные методологические основы, свойственные с целью общественной психологии:

  1. Принцип детерминизма. Состоитв постулировании этиологической обусловленности абсолютно всех явлений.
  2. Принцип системности. Состоит в представлении явлений равно как пребывающих в точной связи друг с другом, также представляющих компонентами общей концепции. Любое проявление невозможно анализировать за пределами его взаимодействия с иными действами, оказывающими воздействие в это проявление.
  3. Принцип диалектичности. Этот правило сформулировано Ф. Энгельсом также состоит в представлении каждого новейшего свойства предмета равно как расследования перестройки его внутренней текстуры, порожденной условиями взаимодействия. В ходе развития каждого многоуровневого создания любой дальнейший степень появляется в базе прошлого также реорганизует его, сохраняя из-за ним конкретную значимость в регуляции жизнедеятельности.
  4. Принцип целостности рассудка и деятельности – сформулирован С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым также Л.С. Выготским также установит связь также обусловленность рассудка и деятельности: рассудок, с одной стороны, создается, с другой – выражается в деятельности. Деятельность личности обуславливает развитие его рассудка, его психических связей, действий и свойств, а эти последние, исполняя регуляцию человеческой деятельности, считаются обстоятельством ее адекватного исполнения.
  5. Принцип социально - эмоционального детерминизма. Принципэмоционального детерминизма сформулирован С.Л. Рубинштейном А.Н. Леонтьевым и реорганизует общенаучное правило детерминизма применительно психологической науке: внешнее влияние преломляется посредством через психику человека и только лишь уже после этого оказывает большое влияние на его реакцию поведение. Правило социально - эмоционального детерминизма подразумевает причинно-следственную взаимосвязь между психическими действами также внешними общественно-психическими влияниями, преломленными через психику человека.

Подобным способом, отталкиваясь с упомянутых методологических основ, в основу этой деятельности приняты следующие концепции:

  1. Поскольку компетентная мотивирование считается компонентом ориентированности персоны равно как концепции абсолютно всех побуждений и регуляторов действия и деятельности, свойственных для данной персоны, аргументы профессиональной работы объединены с ее нуждами, увлечениями, ценностями также иными элементами ориентированности личности.
  2. Профессиональное мотивирование создается в базе существующих около этой персоны потребностей и мотивов, появившихся в наиболее преждевременных стадиях персонального формирования. Основные аргументы профессиональной работы отображают единую нацеленность личности субъекта.
  3. Профессиональная мотивирование создается и выражается в ходе деятельности, также общения человека с иными людьми.
  4. Профессиональная мотивирование считается одним из внутренних условий, посредством которых преломляются наружные воздействия, связанные с подбором специальности, подбором места деятельности и реализацией профессиональнойдеятельности.

Изучение велось в последующей эмпирическойоснове: 34 представителятехнических специальностей и 30 представителей гуманитарных специальностей – в целом 64 человека (принцип подборки – случайный).

2.1. Методы исследования

В соответствии с целью и задачами работы, с целью эмпирического изучения отличий в структуре профессиональной мотивации представителей специальностей технической также гуманитарной ориентированности были выбраны следующие методики.

С целью диагностики структуры профессиональной мотивации испытуемых использовался тест Герцберга, включающий 27 вопросов, к каждому из которых прилагается 2 варианта ответов и 5 баллов, которые следует распределить среди данными вариантами ответов в связи с соответствием индивидуального уровня согласия с каждым из них (5 и 0; 4 и 1; 3 и 2; 2 и 3; 1 и 4; 0 и 5). Обработка итогов этого теста осуществляется путём начисления баллов согласно последующим шкалам:

  • Финансовые аргументы;
  • Общественное признание;
  • Отношения с руководством;
  • Сотрудничество в коллективе
  • Ответственность работы;
  • Карьера, продвижение по службе;
  • Достижение личного успеха;
  • Содержание работы.

Первые 4 категории упомянутых факторов, в соответствии с концепцией Герцберга, принадлежат к числу гигиеничных факторов (условий неудовлетворенности работой), дальнейшие 4 категории – к числу факторов-мотиваторов (условий довольства работой).

С целью диагностики единой ориентированности личности использовалась технология «Ориентационная анкета», включающая 27 вопросов, на каждый з которых испытуемым следует выбрать единственный и трёх вариантов ответа. Обработка итогов согласно этому тесту исполняется в соответствиис ключом путём начисления баллов согласно шкалам: нацеленность на себя, нацеленность на взаимоотношения, нацеленность на задание. Согласно доминирующему количественному значению определяется общая ориентированность личности респондента.

С целью диагностики смысложизненных ориентаций испытуемых использовался тест «Смысложизненные ориентации (СЖО)», созданный Д. Крамбо и Л.Махолик и адаптированный К. Муздыбаевым и Д.А. Леонтьевым. Тест включает 20 пар утверждений, и респонденту следует сначала выбрать более оптимальное лично для него утверждение в данной паре, а потом выделить уровень выраженности собственного согласия с данным утверждением согласно шкале смыслового дифференциала. Согласно итогам испытания подсчитывается количество баллов согласно последующим шкалам: