Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность и содержание коммерческой деятельности
1.2 Функции коммерческой деятельности
1.3 Особенности коммерческой деятельности в торговой организации
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СПОРТТОВАРЫ. МАГАЗИН ТОВАРОВ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ»
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия
2.2. Организация розничной продажи и торгового обслуживания покупателей
При выявлении недостачи товара по количеству единиц производится приемка фактически поступившего товара, с отметками в сопроводительных документах, а недостающие количество товара отправляется следующей партией. Приемка товаров по качеству, также осуществляется кладовщиком. Он выявляет качество и комплектность товаров, соответствие тары, упаковки и маркировки товаров установленным требованиям. Если при приемке товаров выявлены нарушения по качеству, то составляется акт на возврат товара и данный товар возвращается поставщику.
Второй этап — организация и технология хранения и подготовки товаров к продаже.
За хранением товаров на складе предприятия ИП Упейникова Н.В.«Спорттовары. Магазин товаров для плавания» отвечает кладовщик. В его обязанности входит осуществление приемки товаров при их поступлении и выдача при их реализации, а так же осуществление управленческого учета движения товарно-материальных ценностей на складе.
Товары, реализуемые ИП Упейникова Н.В.«Спорттовары. Магазин товаров для плавания» относятся к группе непродовольственных и не требующих специальных условий хранения. Соответственно в обязанности кладовщика не входит наблюдение за соблюдением температурного режима и всевозможных санитарных норм на складском помещении, и отсутствует необходимость в наличии на складе какого-либо специального оборудования для подержания этих условий.
Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, маркировке. При распаковке товаров их освобождают от внешней транспортной тары и сортируют товары по ассортиментным признакам. Все эти подготовительные операции проводятся в специальном помещении рядом со складом, оборудованным рабочим местом
Третий этап — организация и технология продажи товаров. ИП Упейникова Н.В.«Спорттовары. Магазин товаров для плавания»для продажи товаров использует следующие методы:
1) продажа товаров по образцам;
Образцы товаров выкладывают в офисном помещении. Покупатели могут ознакомиться с ними с помощью менеджера по продажам. Образцы снабжены четко оформленными ярлыками, в которых указано наименование товара, артикул, сорт, наименование изготовителя и цену;
2) торговля по предварительным заказам.
Заказы принимаются в офисе либо по месту работы заказчика. Принимаются в письменной или устной форме, а так же по электронной почте, в зависимости от объёма поставок, ликвидности заказываемого товара и степени доверия к заказчику[52]. Расчет осуществляется путем оплаты стоимости товаров в момент их получения или посредством электронного перевода. Заказанные товары доставляются в указанное место, либо отгружаются со склада. [53]
Анализ работы с поставщиками ИП Упейникова Н.В.«Спорттовары. Магазин товаров для плавания» представлен в сравнительной таблице 3.
Таблица 3— Анализ работы ИП Упейникова Н.В.«Спорттовары. Магазин товаров для плавания» с поставщиками
Поставщик товара |
Населенный пункт поставщика |
Поставляемый товар |
Срок сотрудничества с ИП Упейникова Н.В. «Спорттовары. Магазин товаров для плавания» |
Сбои в поста-вке товара |
Предо-ставле-ние скидок и льгот |
1)ЗАО «РиМ „Торговый дом"» |
г. Нижневартовск |
Костюмы, куртки, ветровки |
4 года |
- |
- |
2)ООО «Форвард» |
г. Нижневартовск |
Спортивная обувь, футболки |
3 года |
+ |
+ |
3)ООО «LaModa» |
г. Москва |
Мотоэкипировка |
2 года |
- |
- |
4)ЗАО «Сатом» |
г. Орск |
Аксессуары, сумки |
3 года |
+ |
+ |
Проанализировав таблицу 3 можно сделать вывод, что в своей работе на рынке начиная с 2009 года ИП Упейникова Н.В.«Спорттовары. Магазин товаров для плавания» сотрудничает с множеством поставщиков из различных городов. Наиболее тесное, плодотворное и долговременное сотрудничество у ИП Упейникова Н.В.«Спорттовары. Магазин товаров для плавания» состоялось с предприятиями ЗАО «РиМ «Торговый дом», ООО «Форвард» и ЗАО «Сатом». С ЗАО «РиМ «Торговый дом» заключен дилерский договор долговременного сотрудничества, и ИП Упейникова Н.В.«Спорттовары. Магазин товаров для плавания» является единственным представителем продукции данного предприятия в г. Нижневартовск.[54]
Стоит отметить, что у ряда поставщиков отсутствовали сбои в поставках за весь период сотрудничества. Так же ряд поставщиков предоставляют скидки данному предприятию. Этот факт связан, прежде всего, с установлением доверительных отношений с поставщиками и в некоторых случаях с большими объёмами поставок спортивных товаров.
Однако есть и негативные стороны в работе с некоторыми поставщиками. ЗАО «Сатом» и ЗАО «РиМ «Торговый дом» требуют предоставление полной предоплаты, что в свою очередь увеличивает период поставки необходимого товара.
Далее следует подробно рассмотреть конкурентную среду предприятия.
Исследование конкурентов состоит из сравнительного анализа факторов конкурентной среды.[55]
Основными конкурентами ИП Упейникова Н.В.«Спорттовары. Магазин товаров для плавания» по оптовой торговле являются:
— ООО «ПрофиСпорт»;
— ООО «Спортивный стиль»;
— ООО «Клубный фасон»;
— ООО «Спортмастер»;
— ООО «Activesport».
Сравнительный анализ факторов конкурентной среды показан в таблице 4
Таблица 4 — Сравнительный анализ факторов конкурентной среды предприятия ИП Упейникова Н.В.«Спорттовары. Магазин товаров для плавания»
Основные конкуренты |
Конкурирующие товары |
Доля рынка, в % |
ООО «ПрофиСпорт» |
Костюмы, куртки, ветровки |
22 |
ООО «Спортивный стиль» |
Спортивная обувь |
15 |
ООО «Клубный фасон» |
Аксессуары, сумки |
20 |
ООО «Спортмастер» |
Спортивные товары для плавания |
35 |
ООО «Activesport» |
Спортивная обувь |
8 |
Проанализировав таблицу 11 можно сделать вывод, что основными конкурентами предприятия ИП Упейникова Н.В.«Спорттовары. Магазин товаров для плавания», являются предприятия ООО «ПрофиСпорт», ООО «Спортивный стиль», ООО «Клубный фасон», ООО «Спортмастер» и ООО «Activesport». Наибольшую долю рынка по городу Нижневартовску имеют предприятия ООО «Спортмастер», ООО «ПрофиСпорт» и ООО «Клубный фасон».
Таким образом, проанализировав основные компоненты организации коммерческой деятельности ИП Упейникова Н.В.«Спорттовары. Магазин товаров для плавания» можно выделить основные моменты:
— торгово-технологический процесс предприятия подразделяется на три этапа и включает в себя организацию и технологию операций по поступлению и приемки товаров, хранения и подготовки товаров к продаже и соответственно организацию и технологию продажи товаров. При доставке товаров от поставщика предприятие преимущественно пользуется услугами транспортных компаний, а непосредственно при осуществлении продажи товаров использует методы продажи по образцам и по предварительным заказам;[56]
— при исследовании поставщиков выяснилось, что наиболее тесное, плодотворное и долговременное сотрудничество у ИП Упейникова Н.В.«Спорттовары. Магазин товаров для плавания» состоялось с предприятиями ЗАО «РиМ «Торговый дом», ООО «Форвард» и ЗАО «Сатом». С ЗАО «РиМ «Торговый дом» заключен дилерский договор долговременного сотрудничества, и ИП Упейникова Н.В.«Спорттовары. Магазин товаров для плавания» является единственным представителем продукции данной компании в г. Нижневартовск;
— при анализе конкурентной среды предприятия выяснилось, что основными конкурентами предприятия ИП Упейникова Н.В.«Спорттовары. Магазин товаров для плавания», являются предприятия ООО «ПрофиСпорт», ООО «Спортивный стиль», ООО «Клубный фасон», ООО «Спортмастер» и ООО «Activesport». Наибольшую долю рынка по городу Нижневартовску имеют предприятия ООО «Спортмастер», ООО «ПрофиСпорт» и ООО «Клубный фасон».
2.3. Показатели эффективности коммерческой деятельности
В ИП Упейникова Н.В.«Спорттовары. Магазин товаров для плавания» процесс формирования ассортимента товаров начинается с определения широты ассортимента реализуемых в нем товаров, то есть количества товарных групп. Затем определяется глубина ассортимента, то есть количество видов и разновидностей товаров внутри каждой группы.
В соответствии с действующими Правилами продажи отдельных видов товаров ассортимент предлагаемых к продаже товаров определяется самостоятельно предприятиями розничной торговли в соответствии с профилем и специализацией их деятельности.[57]
Работниками ИП Упейникова Н.В.«Спорттовары. Магазин товаров для плавания» разрабатываются ассортиментные перечни, включающие в себя виды и разновидности товаров, которые постоянно должны быть в продаже. Наличие таких перечней способствует лучшему обслуживанию покупателей, так как позволяет постоянно иметь в продаже необходимые им товары за счет поддержания полноты и стабильности (устойчивости) ассортимента, а так же позволяет судить о новизне ассортимента.
Основным назначением товарных запасов в розничном звене является обслуживание в товарах розничных покупателей, а также обеспечение устойчивого предложения товаров их потребителям. Объем поступления продукции за период представлен в табл. 5
Таблица 5- Объем поступления товаров ИП Упейникова Н.В.«Спорттовары. Магазин товаров для плавания» за 2017-2018гг., (тыс. руб.)
№ п/п |
Товарная группа |
2018г. |
Итого |
2019 г. |
Итого |
Темп роста, % |
||||||
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
|||||
1 |
Женская спортивная одежда |
1780 |
1569 |
1360 |
1530 |
6239 |
1710 |
1860 |
1325 |
1580 |
6475 |
103 |
2 |
Мужская спортивная одежда |
1780 |
1790 |
1960 |
1980 |
7510 |
1860 |
1870 |
1750 |
1890 |
7370 |
98 |
3 |
Детская спортивная одежда |
580 |
1120 |
2480 |
1650 |
5830 |
1890 |
3540 |
3612 |
2980 |
12022 |
206 |
п/п |
Товарная группа |
2013 г. |
Итого |
2014 г. |
Итого |
Темп роста, % |
||||||
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
|||||
4 |
Аксессуары |
380 |
450 |
890 |
485 |
2205 |
560 |
560 |
988 |
895 |
3003 |
136 |
5 |
Обувь |
780 |
1340 |
1960 |
1540 |
5620 |
970 |
1970 |
2010 |
1840 |
6790 |
120 |
6 |
Женская спортивная одежда |
760 |
830 |
1170 |
555 |
3315 |
670 |
700 |
1122 |
975 |
3467 |
104 |
7 |
Всего |
4060 |
6099 |
10820 |
7740 |
27719 |
6660 |
10500 |
10807 |
10160 |
38127 |
133 |
Определим степень обеспеченности розничного оборота ИП Упейникова Н.В.«Спорттовары. Магазин товаров для плавания» товарными ресурсами в целом и товарными запасами в частности. Обеспеченность предприятия товарными ресурсами можно установить, рассчитав сумму товарных ресурсов, приходящуюся на 1 руб. розничного оборота[58]
Таблица 6 - Расчет степени обеспеченности ИП Упейникова Н.В.«Спорттовары. Магазин товаров для плавания» товарными ресурсами за 2017-2018гг.
Показатели |
2017г. |
2018 г. |
Темп роста, % |
Розничный оборот, тыс. руб. |
84631 |
136346 |
161 |
Объем поступления товаров, тыс. руб. |
27719 |
38127 |
137 |
Средний товарный запас, тыс. руб. |
22975,5 |
26645 |
115 |
Коэффициент обеспеченности товарными ресурсами, % |
1,08 |
1,02 |
94 |
Таким образом, обеспеченность ИП Упейникова Н.В.«Спорттовары. Магазин товаров для плавания» товарными ресурсами ухудшилась в 2018 году по сравнению с 2017 годом. Об этом свидетельствует снижение коэффициента обеспеченности организации товарными ресурсами на 0,06%.
Таблица 7 - Обеспеченность товарными запасами ИП Упейникова Н.В.«Спорттовары. Магазин товаров для плавания»
Показатель |
На 01.01.2017 |
На 01.01.18 |
---|---|---|
Товарный запас, тыс. руб. |
24647 |
26599 |
Однодневный оборот, тыс. руб. |
246,12 |
336,45 |
Товарный запас в днях оборота, дни |
100,14 |
79,05 |
Норматив товарного запаса, дни |
50 |
50 |
Как видим из табл. 2 и на начало 2017 года, и на начало 2018 года в ИП Упейникова Н.В.«Спорттовары. Магазин товаров для плавания» наблюдается угроза затоваривания, т.к. товарные запасы превышают нормативную величину.Наличие 2-х уровневого канала распределения в работе компании связано с тем, что в супермаркетах представлены импортные товары (а в таком случае никак не обойдёшься без услуг посредников).[59]
«Спорттовары. Магазин товаров для плавания»
Оптовая компания
Производитель
Потребитель
Двухуровневый канал распределения