Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
Однако сравнительно-правовой анализ норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» позволяет выявить некоторые проблемы с определением специфики понятия «вопросы местного значения». Так, согласно ст. 2 данного закона к вопросам местного значения относятся только те вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, которые могут и должны решаться населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, то есть без участия государства. В соответствии со ст. 53 закона по вопросам местного значения соответствующие муниципальные органы должны самостоятельно устанавливать минимальные социальные стандарты и нормативы расходов бюджетных средств.
Таким образом, вышесказанное позволяет сделать вывод, что те вопросы, по которым минимальные социальные стандарты и нормативы расходов на предоставление соответствующих услуг устанавливаются государством, не являются вопросами местного значения и должны быть исключены из соответствующего перечня.
В связи с этим отмечается необходимость проведения терминологической экспертизы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для четкого разграничения понятий «вопросы местного значения» и «полномочия органов местного самоуправления»[40].
На решение вышеобозначенных проблем, на наш взгляд, направлены последние изменения законодательства о местном самоуправлении, касающиеся разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления. Новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разрешает перераспределение полномочий между региональным и муниципальным уровнями власти[41].
Нельзя не согласиться с утверждением, что центральная власть не должна заниматься ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства и строительством детских садов. Решение определенных в законе вопросов местного значения должно быть обязательностью для муниципальных образований. Их реализация должна происходить в рамках местных бюджетов. Но государство обязано позаботиться о том, чтобы подобные задачи могли быть эффективно разрешены органами местного самоуправления. Возможность перераспределения полномочий не позволит регионам самоустраниться от решения насущных вопросов жизнеобеспечения населения[42].
Однако, по мнению ряда авторов, это ведет к усилению государственного начала в организации и деятельности местного самоуправления. Так, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» позволяет субъектам федерации самостоятельно определять круг вопросов местного значения для таких муниципальных образований, как внутригородские муниципальные районы, что может привести к недофинансированию этих вопросов и нарушению принципа соответствия материально-финансовых ресурсов полномочиям местного самоуправления[43].
И последняя, на наш взгляд, наиболее важная проблема — нравственная. Необходимо научиться самоуправлению, не бояться брать на себя бремя решения местных вопросов, проявлять активную социальную позицию, становиться достойным членом гражданского общества. В первую очередь посредством самоуправления может реально обеспечивать свои потребности. Но лишь эффективная муниципальная власть может воспитать в каждом установку, что именно гражданин, который платит налоги в местный бюджет, нанимает учителей для своих детей, врачей для оказания медицинской помощи, участкового для охраны общественного порядка.
В заключение необходимо подчеркнуть, что это лишь малая часть проблем, лежащих на пути реформирования местного самоуправления. Следует отметить, что повышение эффективности управления в государстве не может быть обеспечено лишь механической передачей определенных административных функций от центра на места и обратно.
Местная власть — это не статическая модель власти. Она должна своевременно меняться путем наращивания муниципального экономического потенциала, расширения перечня оказываемых населению услуг и повышения их качества[44].
Одним из показателей степени зрелости гражданского общества в правовом демократическом государстве является эффективность действующей системы местного самоуправления. Именно поэтому в числе приоритетных направлений развития нашего государства выступает муниципальная реформа. И важно, чтобы она была встречена населением, желающим своим активным участием улучшить качество жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации. Местное самоуправление гарантировано Европейской хартией местного самоуправления 1985 года, в которой закреплено, что принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве страны, и там, где это практически целесообразно, в конституции государства.
Изучение конституционно-правовых основ реализации полномочий органами местного самоуправления в РФ позволило сделать вывод о том, что Конституция РФ исходит из понимания местного самоуправления как части единого механизма народовластия, где органы местного самоуправления, вместе с органами государственной власти, являются организационными формами опосредованного (через представительство) по осуществлению гражданами своей власти (ч. 2 ст. 3).
Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное участие жителей в решении гражданами вопросов местного значения и исполнения отдельных государственных полномочий (ст. 12, 130, 131, 132 Конституции РФ). Тем самым, способствуя выражению интересов и воли всего народа, местное самоуправление имеет приоритетом отстаивание и формирование (в том числе в отношениях с государством) интересов населения по месту жительства. Оно входит в представительную систему, будучи обособлено от государственной власти, а институты публичного представительства выступают в качестве основы самоуправленческих отношений.
Для решения вопросов местного значения орган местного самоуправления наделяется полномочиями, закрепленными в Федеральном законе № 131-ФЗ. Вопросы местного значения можно представить в виде сферы деятельности органов местного самоуправления, определенной части публичных дел на местах.
Исследование позволило выявить, что существуют некоторые проблемы в организации и деятельности местного самоуправления:
- неоднозначное определение понятия местного самоуправления, которое приводит к низкому уровню общественной активности, дефициту знаний о сущности и возможностях самоуправления;
- существование сложной структуры органов местного самоуправления мешает эффективной деятельности работников;
- дефицит квалифицированных кадров в системе местного самоуправления;
- низкий уровень взаимодействия органов местного самоуправления.
Для устранения данных проблем и эффективной работы органов местного самоуправления следует провести следующие мероприятия:
- выстраивание механизма привлечения граждан к выработке социально- экономической политики, к принятию решений и контролю над их исполнением;
- создание мер по продвижению общественных интересов;
- создание структур, позволяющих населению участвовать в управлении местными делами (например, постоянные комиссии для привлечения населения к решению этих дел);
- увеличение количества образовательных учреждений;
- совершенствование системы отчетности представительных органов и главы муниципального образования, избранных глав администраций, их замены в случае необходимости.
Таким образом, оптимизация формирования и организации местного самоуправления предполагает разработку и реализацию целого комплекса правовых и организационных мер по созданию в муниципальном образовании подлинно демократических и жизнеспособных органов местного самоуправления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
- «Европейская хартия местного самоуправления» (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // «Собрание законодательства РФ», 07.09.1998, N 36, ст. 4466.
- Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 05.03.2007, N 10, ст. 1152.
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
Судебная практика
- Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 N 30-П «По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы». [Электронный ресурс]. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
- Определение Конституционного Суда РФ от 29 марта 2016 года №670-О
- Определения Конституционного Суда РФ от 6 октября 2015 года №2004 О, от 29 сентября 2015 года №2003 О, от 29 сентября 2015 года №2002 О.
Специальная литература
- Аникина М.В. Перераспределение собственности как специфический способ формирования муниципальной собственности // Имущественные отношения в РФ. - 2012. - № 6. - С. 6-13.
- Антонова А.Н. Правотворчество органов местного самоуправления: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. - 413 с.
- Антонова Н.А. Разграничение полномочий между Федерацией и субъектами РФ в сфере регулирования местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 4. - С. 64-67.
- Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие / Р. В. Бабун. — М.: КноРус, 2013. — 280 c.
- Бабун Р.В. Итоги муниципальной реформы и проблемы развития местного самоуправления в России. 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://refdb.ru/look/2139904.html (дата обращения: 23.02.2018).
- Барабаш Е.С., Леонов С.Н. Межмуниципальное взаимодействие: потенциал и механизм реализации. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2013. - 188 с.
- Бовыкин В. В. Местное самоуправление в Русском государстве XVI в. / В. В. Бовыкин. — СПб.: Д. Буланин, 2012. — 421 c.
- Бухвальд Е.М. Муниципальная реформа в России: мифы и реальность // Общество: политика, экономика, право. - 2013. - № 1. - С. 60-69.
- Бялкина Т.М. Конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения на современном этапе муниципальной реформы // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - № 5. - С. 69-73.
- Гринченко К.А. Источники муниципального права Российской Федерации / под ред. С.Е. Чаннова. М., 2015. - 515 с.
- Гунькин И.А., Черных В.М. Местное самоуправление в РФ // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2014. - №2. - С. 45-49.
- Гуренкова О.В. Современное состояние реформы местного самоуправления: основные итоги переходного периода // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 41. - С. 72-77.
- Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации и предложения по совершенствованию организации и осуществления местного самоуправления. М.: Общероссийский конгресс муниципальных образований, 2016. - 174 с.
- Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации / под ред. Е.С. Шугриной. М.: Проспект, 2015. - 240 с.
- Зотов В.Б. Перспективы развития местного самоуправления в современных российских условиях // Муниципальная академия. - 2017. - №1. - С. 4-12.
- Информационно-аналитические материалы о развитии системы местного самоуправления в Российской Федерации / Министерство юстиции Российской Федерации. 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minjust.ru/ru/press/news/monitoring-razvitiya-sistemy-mestnogo-samoupravleniya (дата обращения: 25.02.2018).
- Курочкин А.В., Файзрахманов Д.И. О содержании социально функции органов местного самоуправления / А.В. Курочкин, Д.И. Файзрахманов // Социально-политические науки. - 2015. - № 4. - С. 113 -126.
- Лексин В.Н., Швецов А.Н. Реформа и регионы: Системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становления федерализма и местного самоуправления. М.: ЛЕНАНД, 2012. - 1024 с.
- Леонов С.Н. Становление муниципальной статистики, ее современное состояние и соответствие потребностям исследования региональной экономики // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 400. - С. 223-230.
- Леонов С.Н. Проблемные результаты и перспективы реформы местного самоуправления в России // Пространственная экономика. - 2017. - №3. - С. 107-132.
- Магомедов К.О., Репицкая С.И. Социологический анализ проблем развития кадрового потенциала органов местного самоуправления // Психология. Социология. Педагогика. 2012. Т. 1 –2 (14). С. 41– 46.
- Малыгина С. В. Актуальные проблемы в деятельности органов местного самоуправления // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 86-88.
- Малый А.Ф. Функции органов государственной власти: институционализация правовой категории // Ученые записки Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2012. - Т. 154, кн. 4. - С. 46-51.
- Малый А.Ф., Гулина В.В. Интегративная функция местного самоуправления / А.Ф. Малый, В.В. Гулина // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 5. - С. 55 - 59.
- Минакир П.А. Дальний Восток и Забайкалье накануне реформы: концепции вхождения в рынок // Пространственная экономика. - 2017. - № 1. - С. 17-51.
- Муниципальная реформа как зеркало современных тенденций в развитии страны / История новой России. 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.ru-90.ru (дата обращения: 25.02.2018).
- Нанба С.Б. Перераспределение полномочий: соотношение федерального и регионального регулирования // Журнал российского права. - 2016. - № 6. - С. 32-40.
- Петрова С.В., Бабешкова Е.В. Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации // Фундаментальные исследования. - 2016. - №6-1. - С. 197-201.
- Политика регионального развития как инструмент преодоления стагнации и обеспечения инновационного развития экономики: научный доклад / науч. рук. проф. Е.М. Бухвальд. М.: ИЭ РАН, 2014. - 40 с.
- Упоров И.В. Местное самоуправление как предмет ведения субъектов Российской Федерации: особенности законодательной политики в постсоветский период // Общество: политика, экономика, право. - 2017. - №10. - С. 55-58.
- Шайхразиев В.Г. Информационная функция главы муниципального образования // Конституционные основы информационной политики в России и за рубежом. - Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2013. - С. 312-319.
- Эскиев М. А. Местное самоуправление как основа конституционного строя // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 654-657.
- Юркова С.Н. Модель местного самоуправления для России: дискуссионные тезисы // Материалы Афанасьевских чтений. - 2016. - № 3. - С. 29-36.
-
Политика регионального развития как инструмент преодоления стагнации и обеспечения инновационного развития экономики: научный доклад / науч. рук. проф. Е.М. Бухвальд. М.: ИЭ РАН, 2014. - С. 87 ↑
-
Шайхразиев В.Г. Информационная функция главы муниципального образования // Конституционные основы информационной политики в России и за рубежом. - Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2013. - С. 312 ↑
-
«Европейская хартия местного самоуправления» (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // «Собрание законодательства РФ», 07.09.1998, N 36, ст. 3 ↑
-
«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31 ↑
-
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40. ↑
-
Минакир П.А. Дальний Восток и Забайкалье накануне реформы: концепции вхождения в рынок // Пространственная экономика. - 2017. - № 1. - С. 17 ↑
-
Леонов С.Н. Проблемные результаты и перспективы реформы местного самоуправления в России // Пространственная экономика. - 2017. - №3. - С. 107 ↑
-
Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 N 30-П «По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного само- управления муниципальных образований Иркутской области» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы». [Электронный ресурс]. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» ↑
-
Шайхразиев В.Г. Информационная функция главы муниципального образования // Конституционные основы информационной политики в России и за рубежом. - Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2013. - С. 312 ↑
-
Упоров И.В. Местное самоуправление как предмет ведения субъектов Российской Федерации: особенности законодательной политики в постсоветский период // Общество: политика, экономика, право. - 2017. - №10. - С. 55 ↑
-
Малыгина С. В. Актуальные проблемы в деятельности органов местного самоуправления // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 86 ↑
-
Минакир П.А. Дальний Восток и Забайкалье накануне реформы: концепции вхождения в рынок // Пространственная экономика. - 2017. - № 1. - С. 17 ↑
-
Эскиев М. А. Местное самоуправление как основа конституционного строя // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 654 ↑
-
Леонов С.Н. Проблемные результаты и перспективы реформы местного самоуправления в России // Пространственная экономика. - 2017. - №3. - С. 107 ↑
-
Малый А.Ф., Гулина В.В. Интегративная функция местного самоуправления / А.Ф. Малый, В.В. Гулина // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 5. - С. 55 ↑
-
Курочкин А.В., Файзрахманов Д.И. О содержании социально функции органов местного самоуправления / А.В. Курочкин, Д.И. Файзрахманов // Социально-политические науки. - 2015. - № 4. - С. 113 ↑
-
Шайхразиев В.Г. Информационная функция главы муниципального образования // Конституционные основы информационной политики в России и за рубежом. - Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2013. - С. 312 ↑
-
Ведомости СНД и РСФСР. - 1991. - № 29. - Ст. 1010. ↑
-
Петрова С.В., Бабешкова Е.В. Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации // Фундаментальные исследования. - 2016. - №6-1. - С. 197 ↑
-
Малый А.Ф. Функции органов государственной власти: институционализация правовой категории / А.Ф.Малый // Ученые записки Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2012. - Т. 154, кн. 4. - С. 46 ↑
-
Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 35. - Ст. 3506. ↑
-
Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822. ↑
-
Магомедов К.О., Репицкая С.И. Социологический анализ проблем развития кадрового потенциала органов местного самоуправления // Психология. Социология. Педагогика. 2012. Т. 1 –2 (14). С. 41 ↑
-
Леонов С.Н. Проблемные результаты и перспективы реформы местного самоуправления в России // Пространственная экономика. - 2017. - №3. - С. 107 ↑
-
Магомедов К.О., Репицкая С.И. Социологический анализ проблем развития кадрового потенциала органов местного самоуправления // Психология. Социология. Педагогика. 2012. Т. 1 –2 (14). С. 41 ↑
-
Муниципальная реформа как зеркало современных тенденций в развитии страны / История новой России. 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.ru-90.ru (дата обращения: 25.02.2018). ↑
-
Определение Конституционного Суда РФ от 29 марта 2016 года №670‑О ↑
-
Определения Конституционного Суда РФ от 6 октября 2015 года №2004‑О, от 29 сентября 2015 года №2003‑О, от 29 сентября 2015 года №2002‑О. ↑
-
Малыгина С. В. Актуальные проблемы в деятельности органов местного самоуправления // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 86 ↑
-
Бабун Р.В. Итоги муниципальной реформы и проблемы развития местного самоуправления в России. 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://refdb.ru/look/2139904.html (дата обращения: 23.02.2018). ↑
-
Бухвальд Е.М. Муниципальная реформа в России: мифы и реальность // Общество: политика, экономика, право. - 2013. - № 1. - С. 60 ↑
-
Минакир П.А. Дальний Восток и Забайкалье накануне реформы: концепции вхождения в рынок // Пространственная экономика. - 2017. - № 1. - С. 17 ↑
-
Бабун Р.В. Итоги муниципальной реформы и проблемы развития местного самоуправления в России. 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://refdb.ru/look/2139904.html (дата обращения: 23.02.2018). ↑
-
Упоров И.В. Местное самоуправление как предмет ведения субъектов Российской Федерации: особенности законодательной политики в постсоветский период // Общество: политика, экономика, право. - 2017. - №10. - С. 55 ↑
-
Юркова С.Н. Модель местного самоуправления для России: дискуссионные тезисы // Материалы Афанасьевских чтений. - 2016. - № 3. - С. 29 ↑
-
Муниципальная реформа как зеркало современных тенденций в развитии страны / История новой России. 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.ru-90.ru (дата обращения: 25.02.2018). ↑
-
Антонова Н.А. Разграничение полномочий между Федерацией и субъектами РФ в сфере регулирования местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 4. - С. 64 ↑
-
Аникина М.В. Перераспределение собственности как специфический способ формирования муниципальной собственности // Имущественные отношения в РФ. - 2012. - № 6. - С. 6 ↑
-
Малыгина С. В. Актуальные проблемы в деятельности органов местного самоуправления // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 86 ↑
-
Нанба С.Б. Перераспределение полномочий: соотношение федерального и регионального регулирования // Журнал российского права. - 2016. - № 6. - С. 32 ↑
-
Леонов С.Н. Становление муниципальной статистики, ее современное состояние и соответствие потребностям исследования региональной экономики // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 400. - С. 223 ↑
-
Минакир П.А. Дальний Восток и Забайкалье накануне реформы: концепции вхождения в рынок // Пространственная экономика. - 2017. - № 1. - С. 17 ↑
-
Юркова С.Н. Модель местного самоуправления для России: дискуссионные тезисы // Материалы Афанасьевских чтений. - 2016. - № 3. - С. 29 ↑
-
Эскиев М. А. Местное самоуправление как основа конституционного строя // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 654 ↑