Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако сравнительно-правовой анализ норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» позволяет выявить некоторые проблемы с определением специфики понятия «вопросы местного значения». Так, согласно ст. 2 данного закона к вопросам местного значения относятся только те вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, которые могут и должны решаться населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, то есть без участия государства. В соответствии со ст. 53 закона по вопросам местного значения соответствующие муниципальные органы должны самостоятельно устанавливать минимальные социальные стандарты и нормативы расходов бюджетных средств.

Таким образом, вышесказанное позволяет сделать вывод, что те вопросы, по которым минимальные социальные стандарты и нормативы расходов на предоставление соответствующих услуг устанавливаются государством, не являются вопросами местного значения и должны быть исключены из соответствующего перечня.

В связи с этим отмечается необходимость проведения терминологической экспертизы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для четкого разграничения понятий «вопросы местного значения» и «полномочия органов местного самоуправления»[40].

На решение вышеобозначенных проблем, на наш взгляд, направлены последние изменения законодательства о местном самоуправлении, касающиеся разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления. Новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разрешает перераспределение полномочий между региональным и муниципальным уровнями власти[41].

Нельзя не согласиться с утверждением, что центральная власть не должна заниматься ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства и строительством детских садов. Решение определенных в законе вопросов местного значения должно быть обязательностью для муниципальных образований. Их реализация должна происходить в рамках местных бюджетов. Но государство обязано позаботиться о том, чтобы подобные задачи могли быть эффективно разрешены органами местного самоуправления. Возможность перераспределения полномочий не позволит регионам самоустраниться от решения насущных вопросов жизнеобеспечения населения[42].


Однако, по мнению ряда авторов, это ведет к усилению государственного начала в организации и деятельности местного самоуправления. Так, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» позволяет субъектам федерации самостоятельно определять круг вопросов местного значения для таких муниципальных образований, как внутригородские муниципальные районы, что может привести к недофинансированию этих вопросов и нарушению принципа соответствия материально-финансовых ресурсов полномочиям местного самоуправления[43].

И последняя, на наш взгляд, наиболее важная проблема — нравственная. Необходимо научиться самоуправлению, не бояться брать на себя бремя решения местных вопросов, проявлять активную социальную позицию, становиться достойным членом гражданского общества. В первую очередь посредством самоуправления может реально обеспечивать свои потребности. Но лишь эффективная муниципальная власть может воспитать в каждом установку, что именно гражданин, который платит налоги в местный бюджет, нанимает учителей для своих детей, врачей для оказания медицинской помощи, участкового для охраны общественного порядка.

В заключение необходимо подчеркнуть, что это лишь малая часть проблем, лежащих на пути реформирования местного самоуправления. Следует отметить, что повышение эффективности управления в государстве не может быть обеспечено лишь механической передачей определенных административных функций от центра на места и обратно.

Местная власть — это не статическая модель власти. Она должна своевременно меняться путем наращивания муниципального экономического потенциала, расширения перечня оказываемых населению услуг и повышения их качества[44].

Одним из показателей степени зрелости гражданского общества в правовом демократическом государстве является эффективность действующей системы местного самоуправления. Именно поэтому в числе приоритетных направлений развития нашего государства выступает муниципальная реформа. И важно, чтобы она была встречена населением, желающим своим активным участием улучшить качество жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации. Местное самоуправление гарантировано Европейской хартией местного самоуправления 1985 года, в которой закреплено, что принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве страны, и там, где это практически целесообразно, в конституции государства.


Изучение конституционно-правовых основ реализации полномочий органами местного самоуправления в РФ позволило сделать вывод о том, что Конституция РФ исходит из понимания местного самоуправления как части единого механизма народовластия, где органы местного самоуправления, вместе с органами государственной власти, являются организационными формами опосредованного (через представительство) по осуществлению гражданами своей власти (ч. 2 ст. 3).

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное участие жителей в решении гражданами вопросов местного значения и исполнения отдельных государственных полномочий (ст. 12, 130, 131, 132 Конституции РФ). Тем самым, способствуя выражению интересов и воли всего народа, местное самоуправление имеет приоритетом отстаивание и формирование (в том числе в отношениях с государством) интересов населения по месту жительства. Оно входит в представительную систему, будучи обособлено от государственной власти, а институты публичного представительства выступают в качестве основы самоуправленческих отношений.

Для решения вопросов местного значения орган местного самоуправления наделяется полномочиями, закрепленными в Федеральном законе № 131-ФЗ. Вопросы местного значения можно представить в виде сферы деятельности органов местного самоуправления, определенной части публичных дел на местах.

Исследование позволило выявить, что существуют некоторые проблемы в организации и деятельности местного самоуправления:

- неоднозначное определение понятия местного самоуправления, которое приводит к низкому уровню общественной активности, дефициту знаний о сущности и возможностях самоуправления;

- существование сложной структуры органов местного самоуправления мешает эффективной деятельности работников;

- дефицит квалифицированных кадров в системе местного самоуправления;

- низкий уровень взаимодействия органов местного самоуправления.

Для устранения данных проблем и эффективной работы органов местного самоуправления следует провести следующие мероприятия:

- выстраивание механизма привлечения граждан к выработке социально- экономической политики, к принятию решений и контролю над их исполнением;

- создание мер по продвижению общественных интересов;

- создание структур, позволяющих населению участвовать в управлении местными делами (например, постоянные комиссии для привлечения населения к решению этих дел);

- увеличение количества образовательных учреждений;


- совершенствование системы отчетности представительных органов и главы муниципального образования, избранных глав администраций, их замены в случае необходимости.

Таким образом, оптимизация формирования и организации местного самоуправления предполагает разработку и реализацию целого комплекса правовых и организационных мер по созданию в муниципальном образовании подлинно демократических и жизнеспособных органов местного самоуправления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. «Европейская хартия местного самоуправления» (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // «Собрание законодательства РФ», 07.09.1998, N 36, ст. 4466.
  3. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 05.03.2007, N 10, ст. 1152.
  4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822.

Судебная практика

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 N 30-П «По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы». [Электронный ресурс]. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
  2. Определение Конституционного Суда РФ от 29 марта 2016 года №670-О
  3. Определения Конституционного Суда РФ от 6 октября 2015 года №2004 О, от 29 сентября 2015 года №2003 О, от 29 сентября 2015 года №2002 О.

Специальная литература

  1. Аникина М.В. Перераспределение собственности как специфический способ формирования муниципальной собственности // Имущественные отношения в РФ. - 2012. - № 6. - С. 6-13.
  2. Антонова А.Н. Правотворчество органов местного самоуправления: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. - 413 с.
  3. Антонова Н.А. Разграничение полномочий между Федерацией и субъектами РФ в сфере регулирования местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 4. - С. 64-67.
  4. Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие / Р. В. Бабун. — М.: КноРус, 2013. — 280 c.
  5. Бабун Р.В. Итоги муниципальной реформы и проблемы развития местного самоуправления в России. 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://refdb.ru/look/2139904.html (дата обращения: 23.02.2018).
  6. Барабаш Е.С., Леонов С.Н. Межмуниципальное взаимодействие: потенциал и механизм реализации. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2013. - 188 с.
  7. Бовыкин В. В. Местное самоуправление в Русском государстве XVI в. / В. В. Бовыкин. — СПб.: Д. Буланин, 2012. — 421 c.
  8. Бухвальд Е.М. Муниципальная реформа в России: мифы и реальность // Общество: политика, экономика, право. - 2013. - № 1. - С. 60-69.
  9. Бялкина Т.М. Конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения на современном этапе муниципальной реформы // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - № 5. - С. 69-73.
  10. Гринченко К.А. Источники муниципального права Российской Федерации / под ред. С.Е. Чаннова. М., 2015. - 515 с.
  11. Гунькин И.А., Черных В.М. Местное самоуправление в РФ // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2014. - №2. - С. 45-49.
  12. Гуренкова О.В. Современное состояние реформы местного самоуправления: основные итоги переходного периода // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 41. - С. 72-77.
  13. Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации и предложения по совершенствованию организации и осуществления местного самоуправления. М.: Общероссийский конгресс муниципальных образований, 2016. - 174 с.
  14. Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации / под ред. Е.С. Шугриной. М.: Проспект, 2015. - 240 с.
  15. Зотов В.Б. Перспективы развития местного самоуправления в современных российских условиях // Муниципальная академия. - 2017. - №1. - С. 4-12.
  16. Информационно-аналитические материалы о развитии системы местного самоуправления в Российской Федерации / Министерство юстиции Российской Федерации. 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minjust.ru/ru/press/news/monitoring-razvitiya-sistemy-mestnogo-samoupravleniya (дата обращения: 25.02.2018).
  17. Курочкин А.В., Файзрахманов Д.И. О содержании социально функции органов местного самоуправления / А.В. Курочкин, Д.И. Файзрахманов // Социально-политические науки. - 2015. - № 4. - С. 113 -126.
  18. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Реформа и регионы: Системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становления федерализма и местного самоуправления. М.: ЛЕНАНД, 2012. - 1024 с.
  19. Леонов С.Н. Становление муниципальной статистики, ее современное состояние и соответствие потребностям исследования региональной экономики // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 400. - С. 223-230.
  20. Леонов С.Н. Проблемные результаты и перспективы реформы местного самоуправления в России // Пространственная экономика. - 2017. - №3. - С. 107-132.
  21. Магомедов К.О., Репицкая С.И. Социологический анализ проблем развития кадрового потенциала органов местного самоуправления // Психология. Социология. Педагогика. 2012. Т. 1 –2 (14). С. 41– 46.
  22. Малыгина С. В. Актуальные проблемы в деятельности органов местного самоуправления // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 86-88.
  23. Малый А.Ф. Функции органов государственной власти: институционализация правовой категории // Ученые записки Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2012. - Т. 154, кн. 4. - С. 46-51.
  24. Малый А.Ф., Гулина В.В. Интегративная функция местного самоуправления / А.Ф. Малый, В.В. Гулина // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 5. - С. 55 - 59.
  25. Минакир П.А. Дальний Восток и Забайкалье накануне реформы: концепции вхождения в рынок // Пространственная экономика. - 2017. - № 1. - С. 17-51.
  26. Муниципальная реформа как зеркало современных тенденций в развитии страны / История новой России. 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.ru-90.ru (дата обращения: 25.02.2018).
  27. Нанба С.Б. Перераспределение полномочий: соотношение федерального и регионального регулирования // Журнал российского права. - 2016. - № 6. - С. 32-40.
  28. Петрова С.В., Бабешкова Е.В. Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации // Фундаментальные исследования. - 2016. - №6-1. - С. 197-201.
  29. Политика регионального развития как инструмент преодоления стагнации и обеспечения инновационного развития экономики: научный доклад / науч. рук. проф. Е.М. Бухвальд. М.: ИЭ РАН, 2014. - 40 с.
  30. Упоров И.В. Местное самоуправление как предмет ведения субъектов Российской Федерации: особенности законодательной политики в постсоветский период // Общество: политика, экономика, право. - 2017. - №10. - С. 55-58.
  31. Шайхразиев В.Г. Информационная функция главы муниципального образования // Конституционные основы информационной политики в России и за рубежом. - Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2013. - С. 312-319.
  32. Эскиев М. А. Местное самоуправление как основа конституционного строя // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 654-657.
  33. Юркова С.Н. Модель местного самоуправления для России: дискуссионные тезисы // Материалы Афанасьевских чтений. - 2016. - № 3. - С. 29-36.

  1. Политика регионального развития как инструмент преодоления стагнации и обеспечения инновационного развития экономики: научный доклад / науч. рук. проф. Е.М. Бухвальд. М.: ИЭ РАН, 2014. - С. 87

  2. Шайхразиев В.Г. Информационная функция главы муниципального образования // Конституционные основы информационной политики в России и за рубежом. - Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2013. - С. 312

  3. «Европейская хартия местного самоуправления» (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // «Собрание законодательства РФ», 07.09.1998, N 36, ст. 3

  4. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31

  5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40.

  6. Минакир П.А. Дальний Восток и Забайкалье накануне реформы: концепции вхождения в рынок // Пространственная экономика. - 2017. - № 1. - С. 17

  7. Леонов С.Н. Проблемные результаты и перспективы реформы местного самоуправления в России // Пространственная экономика. - 2017. - №3. - С. 107

  8. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 N 30-П «По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного само- управления муниципальных образований Иркутской области» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы». [Электронный ресурс]. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»

  9. Шайхразиев В.Г. Информационная функция главы муниципального образования // Конституционные основы информационной политики в России и за рубежом. - Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2013. - С. 312

  10. Упоров И.В. Местное самоуправление как предмет ведения субъектов Российской Федерации: особенности законодательной политики в постсоветский период // Общество: политика, экономика, право. - 2017. - №10. - С. 55

  11. Малыгина С. В. Актуальные проблемы в деятельности органов местного самоуправления // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 86

  12. Минакир П.А. Дальний Восток и Забайкалье накануне реформы: концепции вхождения в рынок // Пространственная экономика. - 2017. - № 1. - С. 17

  13. Эскиев М. А. Местное самоуправление как основа конституционного строя // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 654

  14. Леонов С.Н. Проблемные результаты и перспективы реформы местного самоуправления в России // Пространственная экономика. - 2017. - №3. - С. 107

  15. Малый А.Ф., Гулина В.В. Интегративная функция местного самоуправления / А.Ф. Малый, В.В. Гулина // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 5. - С. 55 

  16. Курочкин А.В., Файзрахманов Д.И. О содержании социально функции органов местного самоуправления / А.В. Курочкин, Д.И. Файзрахманов // Социально-политические науки. - 2015. - № 4. - С. 113 

  17. Шайхразиев В.Г. Информационная функция главы муниципального образования // Конституционные основы информационной политики в России и за рубежом. - Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2013. - С. 312 

  18. Ведомости СНД и РСФСР. - 1991. - № 29. - Ст. 1010.

  19. Петрова С.В., Бабешкова Е.В. Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации // Фундаментальные исследования. - 2016. - №6-1. - С. 197

  20. Малый А.Ф. Функции органов государственной власти: институционализация правовой категории / А.Ф.Малый // Ученые записки Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2012. - Т. 154, кн. 4. - С. 46 

  21. Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 35. - Ст. 3506.

  22. Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.

  23. Магомедов К.О., Репицкая С.И. Социологический анализ проблем развития кадрового потенциала органов местного самоуправления // Психология. Социология. Педагогика. 2012. Т. 1 –2 (14). С. 41

  24. Леонов С.Н. Проблемные результаты и перспективы реформы местного самоуправления в России // Пространственная экономика. - 2017. - №3. - С. 107

  25. Магомедов К.О., Репицкая С.И. Социологический анализ проблем развития кадрового потенциала органов местного самоуправления // Психология. Социология. Педагогика. 2012. Т. 1 –2 (14). С. 41

  26. Муниципальная реформа как зеркало современных тенденций в развитии страны / История новой России. 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.ru-90.ru (дата обращения: 25.02.2018).

  27. Определение Конституционного Суда РФ от 29 марта 2016 года №670‑О

  28. Определения Конституционного Суда РФ от 6 октября 2015 года №2004‑О, от 29 сентября 2015 года №2003‑О, от 29 сентября 2015 года №2002‑О.

  29. Малыгина С. В. Актуальные проблемы в деятельности органов местного самоуправления // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 86

  30. Бабун Р.В. Итоги муниципальной реформы и проблемы развития местного самоуправления в России. 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://refdb.ru/look/2139904.html (дата обращения: 23.02.2018).

  31. Бухвальд Е.М. Муниципальная реформа в России: мифы и реальность // Общество: политика, экономика, право. - 2013. - № 1. - С. 60

  32. Минакир П.А. Дальний Восток и Забайкалье накануне реформы: концепции вхождения в рынок // Пространственная экономика. - 2017. - № 1. - С. 17

  33. Бабун Р.В. Итоги муниципальной реформы и проблемы развития местного самоуправления в России. 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://refdb.ru/look/2139904.html (дата обращения: 23.02.2018).

  34. Упоров И.В. Местное самоуправление как предмет ведения субъектов Российской Федерации: особенности законодательной политики в постсоветский период // Общество: политика, экономика, право. - 2017. - №10. - С. 55

  35. Юркова С.Н. Модель местного самоуправления для России: дискуссионные тезисы // Материалы Афанасьевских чтений. - 2016. - № 3. - С. 29

  36. Муниципальная реформа как зеркало современных тенденций в развитии страны / История новой России. 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.ru-90.ru (дата обращения: 25.02.2018).

  37. Антонова Н.А. Разграничение полномочий между Федерацией и субъектами РФ в сфере регулирования местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 4. - С. 64

  38. Аникина М.В. Перераспределение собственности как специфический способ формирования муниципальной собственности // Имущественные отношения в РФ. - 2012. - № 6. - С. 6

  39. Малыгина С. В. Актуальные проблемы в деятельности органов местного самоуправления // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 86

  40. Нанба С.Б. Перераспределение полномочий: соотношение федерального и регионального регулирования // Журнал российского права. - 2016. - № 6. - С. 32

  41. Леонов С.Н. Становление муниципальной статистики, ее современное состояние и соответствие потребностям исследования региональной экономики // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 400. - С. 223

  42. Минакир П.А. Дальний Восток и Забайкалье накануне реформы: концепции вхождения в рынок // Пространственная экономика. - 2017. - № 1. - С. 17

  43. Юркова С.Н. Модель местного самоуправления для России: дискуссионные тезисы // Материалы Афанасьевских чтений. - 2016. - № 3. - С. 29

  44. Эскиев М. А. Местное самоуправление как основа конституционного строя // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 654