Файл: Классификация ассортимента, анализ потребительских свойств и основы производства товара.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы анализа ассортиментной политики торгового предприятия
1.1. Сущность, содержание и структура ассортимента
1.2. Основы формирования ассортимента
2. Анализ управления ассортиментом в ООО «Вендор» («Глобус»)
2.1. Краткая характеристика предприятия
Гармоничность ассортимента – свойство товаров разных групп, характеризующие степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и (или) использования. [14]
Наибольшей гармоничностью выделяется групповой ассортимент и его разновидности, минимальной – смешанный. Гармоничностью обеспечивается качественная характеристика ассортимента и не вымеряется количественно.
1.2. Основы формирования ассортимента
Первостепенная цель вырабатывания ассортимента – наиболее полное удовлетворение потребительского спроса, который – важный элемент рыночного механизма. В спросе сосредоточиваются общественные взаимоотношения по проблемам производства, товародвижения, реализации продуктов общественного труда. Спросом определяется емкость, та часть товарного предложения, которая должна реализовываться в обмен на платежные средства субъектов рынка. [6]
Вырабатывание ассортимента может проводиться так:
– создание параметрического ряда (product line) (горизонтальная стратегия);
– диверсификация реализации и выработка товарной номенклатуры (product mix) (конгломерантная стратегия);
– дифференциация товара, назначая каждый новый вариант для определенного рыночного сегмента, (концентрическая стратегия).
Чтобы обеспечивать эффективную предпринимательскую деятельность, фирма должна неизменно формировать товарный ассортимент. Акулич И.Л. полагает, что необходимость в этом определена несколькими факторами, главные из них:
– изменение спроса на некоторые товары;
– появление новых или совершенствование имеющихся товаров в следствии проведенных исследований в области техники и технологии;
– изменения в товарном ассортименте конкурентов.
Важные факторы формирования ассортимента:
– рациональное применения свободных мощностей;
– желание потребителей покупать товары широкого ассортимента;
– целесообразное использование побочных продуктов производства.
Задача высшего руководства фирмы и заключается в том, чтобы учитывая все эти факторы призваны обеспечивать наиболее полное соответствие товарного ассортимента потребностей потребителей. Такое соответствие можно достичь благодаря управлению товарным ассортиментом, главная целью которого – оптимизация.
Весьма важна структура товарного ассортимента между старыми и новыми товарами, должно быть гармоничное равновесие. Если ассортимент изжил себя, он будет иметь все меньше и меньше покупателей. Если он чересчур новый, то понадобится продолжительное время, чтобы достичь достаточный спрос издержки по изготовлению и сбыте товаров будут перекрывать прибыль.
В процессе оптимизации управленческие влияния направляются на основные характеристики ассортимента: широта, насыщенность, глубина, гармоничность. [10]
Широта ассортимента – это совокупность составляющих ее ассортиментных групп. Если фирма реализует ювелирные изделия, косметические товары и хозяйственные принадлежности, то широта равна трем. Фирма может формировать ассортимент посредством продажи товаров новых товарных групп.
Насыщенность ассортимента – это общая численность всех продаваемых товаров. Фирма может формировать ассортимент с помощью роста общей численности всех ассортиментных позиций.
Глубина ассортимента может характеризовать степень дифференциации любого изделия либо каждой разновидности товара, так как дифференциации могут подвергнуться такие пищевые товары: молоко, а также отдельные сырьевые товары, к примеру железные руды. Фирма может увеличивать число ассортиментных позиций в одних ассортиментных группах и уменьшать их в других.
Гармоничность может охарактеризовать степень однородности ассортимента по отношению к предпочтениям конечного потребителя, торгового посредника, характеру производственного процесса и другое. Например, обширная номенклатура потребительских товаров может гармонизироваться по каналам сбыта, а ассортимент печатной продукции – по конечному потребителю. Фирма может достичь определенной гармоничности между товарами разных ассортиментных групп. [10]
Оптимизация ассортимента является непрерывным процессом осуществления товарной политики, а ассортимент не может оптимизироваться один раз на весь период присутствия фирмы на рынке.
Следовательно, вырабатывание ассортимента – одно из средств или методов управления ассортиментом: вырабатывая ассортимент, вводя или исключая из него определенные позиции товаров, тем самым управляют его расширением или уменьшением, обновлением. [9]
Управление ассортиментом охватывает такие функции: планирование, организацию, координацию и контроль.
1. Планирование ассортимента – это процесс подготовки определенных действий по созданию ассортимента, сформированной на анализе рынка и ре-сурсов организации.
Прогнозирование структуры спроса и маркетинговые исследования рынка в планировании ассортимента играет значительную роль.
Прогнозирование спроса – это научное предвидение общего объема и структуры спроса на потребительские товары и услуги, которые может быть будут показаны на рынке в прогнозируемом периоде при обусловленных условиях изменения платежеспособности покупателей и предложения товаров.
Для планирования ассортимента организации обычно используют первичную маркетинговую информацию и вторичную внешнюю информацию.
Планирование ассортимента, или количественного соотношения некоторых видов изделий параметрического ряда товара в плане продаж, сформировано на жизненном цикле товара. Любое изделие имеет свой жизненный цикл, характер и длительность которого зависят от множества условий.
2. Организация ассортимента – это разделение задач между отдельными подразделениями или работниками организации по формированию ассортимента и обеспечению взаимодействия между ними. [10]
Организацию ассортимента также можно рассматривать как формирование и реализацию ассортимента товаров. Процесс создания ассортимента включает:
– установление наилучшего, подходящего ассортимента, учитывая спрос потребителей;
– разработку структуры ассортимента;
– организацию эффективных связей с поставщиками и дистрибьюторами.
3. Координация ассортимента – это достижение согласования принципов управления ассортиментом со стратегическими целями предприятия.
4. Контроль ассортимента – это вид управленческой деятельности, связанный с образованием информации о состоянии и функционировании ассортимента, это изучение данных об ассортименте, работа по диагностике и оценке процессов разработки и достижения целей, эффективности ассортиментных стратегий, успехов и просчетов в применении средств и методов управления ассортиментом. [8]
Контроль дает возможность проводить проверки в конце отчетного периода правильности выбранной организацией стратегии в области формирования товарного ассортимента и привнести запланированные ранее корректировки.
В управлении ассортиментом выделяют ряд подходов:
1. Маркетинговый, суть подхода заключается в подборе ассортимента на основе потребностей и предпочтений потребителя, которые предварительно выясняются.
2. Логистический подход направлен на упор товароснабжения и материального обеспечения.
3. Нормативный подход заключается в соблюдение нормативов, касающихся управления ассортиментом.
4. Конкурентный подход направлен на изучение влияния на ассортимент со стороны конкурентов.
5. Финансово-экономический подход заключается в проведении и анализе издержек и обеспечении предприятия запасами товаров.
6. Исторический, подход ориентирован в изучении жизненных циклов товара и предприятия. [8]
Важным условием эффективности в управлении ассортиментом является одновременное сочетание всех подходов и в процессе регулирования товарами. Руководителю торгового предприятия гораздо легче управлять ассортиментом в определенных условиях, потому важно проводить анализ и изучать потребительский спрос.
На современном этапе категорийный менеджмент – наиболее молодой, однако самый эффективный управленческий инструмент в сфере управления ассортиментом и закупках.
Изначально суждения: категорийный менеджмент – не было. На первоначальном этапе было определение мерчандайзинга: система управления полочным пространством. [10]
Необходимость в мерчендайзинге была обоснована после того, как выяснилось, что 2 / 3 всех решений о покупке покупатель принимает в торговом зале.
Категорийный менеджмент появился как одно из назначений мерчандайзинга: оптимизируя выкладку и представленность товаров в зале на полочном пространстве, специалистами была выделена основная единица управления ассортиментом – категории.
Факторы конкуренции розничных сетей, борьба за лояльность потребителей определили необходимость введения в работу розничных сетей системы категорийного менеджмента
Категорийный менеджмент дает возможность управлять товарными категориями для того, чтобы повысить эффективность функционирования торгового предприятия посредством ориентации на требования и запросы потребителей. Потому, категорийный менеджмент является системой управления ассортиментом розничной сети по категориям товаров, в границах которой любая категория – отдельная бизнес-единица со своей экономикой, «мини – предприятие».
Центральный элемент в категорийном менеджменте – управление товарными категориями. Товарная категория – это совокупность товаров, которые потребителем воспринимаются как похожие между собой, либо товаров, связанных общим использованием. [17]
В ходе работы категорийный менеджер отвечает за полный цикл движения товарных групп и категорий: принятие решений по закупкам товаров, маркетинге, логистике, проведение промо мероприятий, выполнение планов продаж товарных групп и категорий, трейд маркетинговых активностей для стимулирования продаж. Это является в особенности важным, так как можно сформировать отечественным производителям такое преимущество, которым наши основные торговые партнёры не могут обладать.
Категорийный менеджмент – это эффективная современная система деятельности розничных сетей, позволяющая эффективно управлять ассортиментом и имеет в виду установленные правила построения организационной структуры. Категорийный менеджмент может быть применим для предприятий розничной торговли, образован на принципе реагирования на запросы покупателей применяет товарную категорию как основную единицу управления ассортиментом. [17]
Категорийный менеджмент как современная эффективная система управления ассортиментом обеспечивает такие плюсы розничным сетям:
– гибкость процессов управления ассортиментом;
– привлечение в процесс категорийного менеджмента и розничного оператора и поставщика, и как следствие – уменьшение противоречий между поставщиком и ритейлеров;
– вырабатывание отчетливой конкурентной стратегии ритейлера;
– повышение прибыльности продаж (минимум на 10% в каждой категории);
– рост удовлетворенности ваших потребителей, вырабатывание покупательской лояльности
– увеличение правильности принимаемых решений в управлении ассортиментом. [18]
Следовательно, эти направления разрешают выработать дальнейшее развитие предприятий торговли.
Ключевой элемент категорийного менеджмента в розничной компании – проведение эффективной ассортиментной политики. Ассортиментная политика – это комплект мероприятий компании, которые направлены на вырабатывание ассортимента и управлении им. Это тактические действия на пути реализации стратегии. [21]
Оценку эффективности введения и применения системы категорийного менеджмента в розничную сеть разумно проводить в динамике. Устанавливаются темпы его изменения, по полученным результатам можно сделать выводы о увеличении или понижении эффективности всей системы управления ассортиментом в розничной сети.
В рамках внедрения системы категорийного менеджмента были достигнуты следующие практические результаты:
1. Выработана и осуществлена ценовая политика для всех товарных групп и категорий ассортимента. В итоге рентабельность продаж товарных групп и категорий по валовой прибыли возросла на 4%.
2. Каждый год велись эффективные переговорные компании с поставщиками, представителями производителей по всем работающим контрактам сети. Вследствие проведения переговорной компании заключены были новые маркетинговые контракты на более выгодных условиях. Заключение маркетинговых контрактов каждый год обеспечивало дополнительные доходы в размере 20-25% от валового дохода сети.
3. Рост продаж по отдельным категориям от 10% до 40%. [21]
Мы проанализировали категорийный менеджмент как эффективную современную систему управления ассортиментом в розничной торговле. Вводя и применяя систему категорийного менеджмента розничные сети обеспечивают рост эффективности управления ассортиментом, получение сильных конкурентных преимуществ, увеличивают рентабельность продаж, повышают такие экономические показатели: фронт маржа, бэк маржа и чистая прибыль.