Файл: Классификация ассортимента, анализ потребительских свойств и основы производства товара.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кп = Пд : Пб,

где Кп – коэффициент полноты;

Пб – полнота базовая;

Пд – полнота действительная

Кп = 17 : 17*100 =100%

Таким образом, в магазине «Глобус» представлено 100% наименований сметаны из всех возможных.

Новизна (обновление) ассортимента – способность комплекта товаров удовлетворить поменявшиеся потребности за счет новых товаров.

Кн = Н : Шд,

где Кн – коэффициент новизны;

Н – количество новых видов сметаны, которая поступила в продажу за месяц (1 вид поступил новый);

Шд – действительная широта ассортимента.

Данный показатель рассчитывают за обусловленный период времени и показывает численность новинок, которые поступили на продажу в магазин за избранный период времени.

Кн = 1 : 17 * 100% = 5,9%

Итак, в магазин «Глобус» за последний месяц поступило 1 новый вида сметаны. Ассортимент сметаны – стабильный.

Коэффициент устойчивости (Ку) ассортимента рассчитывается отношением количества названий товаров, которые пользуются стабильным спросом у потребителей к общему количеству названий однородной группы.

Ку = 16/17 *100% = 94 (%)

Для расчета коэффициента устойчивости ассортимента было взято 16 наименований сметаны, которые имеют самый постоянный ежедневный спрос, из всех 17 наименований. Почти все виды сметаны в магазине «Глобус» пользуются стабильным спросом.

Для оценки эффективности ассортиментной политики выполнен анализ оборачиваемости товарных запасов (таблица 2.3).

Таблица 2.3

Оценка оборачиваемости товарных запасов маркета «Глобус» [26]

№ п/п

Показатель

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Отклонение 2017-2018 гг., +/-

Отклонение 2018-2019 гг., +/-

1

Среднегодовые товарные запасы

2879

3039

3198

160

159

2.

Товарооборот

32025

49852

46162

17827

-3690

3.

Оборачиваемость товаров, оборотов.

11,1

16,4

14,4

5,3

-2,0

4.

Скорость товарооборота, дней

32,4

21,9

24,9

-10,4

3,0

В 2019 г. оборачиваемость товаров увеличилась на 3 дня. Исходя из формулы расчета, на это могли повлиять два фактора:

1) изменение остатков запасов;

2) изменение объема продаж.

Методом цепных подстановок можно определить их влияние. Сначала выполним подстановку количественного фактора – заместим базисную величину остатков материальных оборотных средств на отчетную, т.е. найдем оборачиваемость при фактических запасах и базисном (прошлогоднем) обороте.


Подставив, получим:

3198 х 360 : 49852 = 23 (дн.).

Тогда влияние на оборачиваемость роста запасов составит: 23 – 21,9 = + 1,1 (дн.), а влияние увеличения объема реализации: 24,9 – 23 = + 1,9 (дн.).

Совокупное влияние факторов составляет: 1,1 + 1,1= +3 (дней).

Таким образом, рассчитанные показатели оборачиваемости товарных запасов позволяют говорить о том, что деловая активность предприятия несколько снизилась, т.е. снизилась эффективность использования товарных запасов.

Снижение оборачиваемости самым существенным образом сказывается на финансовом состоянии предприятия, оно ухудшает финансовое состояние, обусловливая относительное привлечение средств в хозяйственный оборот. В данных условиях необходимо искать пути повышения оборотности товарных запасов.

При покупках покупателям важна не только ассортимент и стоимость товаров, но и качество обслуживание в магазине.

Для оценки составляющих торгового обслуживания («ассортимент», «уровень комфорта», «размещение и выкладка», «акции» и «дополнительные услуги») проведен был опрос среди возможных потребителей, определявших важность компонентов и их отношение к ним по 5-балльной и 10-балльной шкалам. В процессе исследования было опрошено 200 респондентов.

Результаты опроса фрагментно изображены в таблице 2.4.

Обработка данных по сформированному массиву проводилась после предварительной сортировки массива по сегментам. Как критерий образования сегмента был применен показатель оценки составляющих торгового обслуживания:

– по 5-ти балльной шкале при оценке значимости;

– по 10-ти балльной шкале при оценке самих факторов.

Общая база данных по показателям значимости была поделена на 4 массива, поскольку никто из респондентов не оценил важность менее чем в 2 балла; по показателям оценки факторов – на 20 массивов. Дальше была проведена обработка каждого из поделенных массивов.

Таблица 2.4

Фрагмент опроса о значимости факторов торгового обслуживания и уровня их развития для покупателей магазина «Глобус»

Респонденты

Значимость факторов

Ассортимент

Уровень

комфорта

Размещение и выкладка

Акции

Услуги

1

2

4

5

2

3

2

3

5

2

1

4

200

3

4

4

3

3

Респонденты

Оценка факторов

Ассортимент

Уровень

комфорта

Размещение и выкладка

Акции

Услуги

1

2

4

6

7

4

2

5

3

4

5

2

200

7

5

6

8

2


При пересчете значений базы данных в соответствующий вес компонентов был заложен принцип суммирования значений по всем полям с последующей нормализацией значений для каждого сегмента.

Результат пересчета представлен в таблице 2.5.

Таблица 2.5

Оценка уровня значимости составляющих торгового обслуживания

Компоненты (потребности)

Уровень значимости элементов обслуживания для покупателей

Уровень комфорта компании для покупателей

0,20

Размещение и выкладка товаров

0,22

Информативность торгового пространства

0,15

Акции компании

0,24

Дополнительные услуги в местах продажи (упаковка, рассрочка и т.д.)

0,19

Как показывают данные таблицы 2.5, покупатели магазина «Глобус» в составе элементов торгового обслуживания максимальное значение уделяют акциям компании. Следующими по важности влияния – расположение и раскладка товаров, а также уровень комфорта компании и ассортимент товаров. В меньшей степени уделяется внимание дополнительным услугам и информативности торгового пространства.

Удовлетворенность отдельными составными торгового облуживания можно пересчитать из расчетной базы данных похоже на пересчет веса: вычисляется сумма по всем составляющим , результат пересчета взаимно нормализуется (приводится к визуально сопоставимым значениям от 0 до 1). Результаты расчета изображены в таблице 2.6.

Таблица 2.6

Результат расчета удовлетворенности отдельными составляющими торгового обслуживания в компании «Глобус»

Компоненты системы торгового обслуживания

Уровень удовлетворенности покупателей составляющими торгового обслуживания а ( средняя оценка по 10-бальной шкале)

Уровень комфорта компании для покупателей

9

Размещение и выкладка товаров

8

Ассортимент товаров

10

Акции компании

8

Дополнительные услуги в местах продажи (упаковка, рассрочка и т.д.)

7

Данные таблицы 2.6 представляют, что наиболее эффективный элемент торгового обслуживания, с позиции потребителей – ассортимент товаров, степень удовлетворенности этим компонентом – 10 балов, в то время как дополнительные услуги оценены в среднем в 7 балов. Удовлетворенность акциями – 8 балов.


На основании рассчитанных данных проведем оценку эффективности элементов торгового облуживания, учитывая значимость, которую придают потребители его составным частям. Данный параметр именуют « критерием потребительской удовлетворенности» – КПУ, он рассчитывается с учетом соответствующего веса составляющей:

КПУ = Х* у,

где КПУ – критерий потребительской удовлетворенности;

Х – удовлетворенность отдельными составляющими;

у – оценка уровня важности составных торгового обслуживания.

Результаты взвешенной оценки ключевых направлений торгового обслуживания представлены в таблице 2.7.

Как показывают данные таблицы 2.7 – наиболее высоко оценивается проведение акций – 1,92 балла, уровень комфорта для потребителей также высок – 1,8 балла, хорошо устроено расположение и выкладка товаров – 1,76 балла. Средний уровень оценки имел ассортимент товаров – 1,5 балла.

Таблица 2.7

Взвешенная оценка ключевых направлений торгового обслуживания в магазине «Глобус»

Ключевые направления торгового обслуживания

Значимость,

у

Невзвешенная оценка

Взвешенная

оценка,

КПУ

Уровень комфорта компании для потребителей

0,20

9

1,8

Размещение и выкладка товаров

0,22

8

1,76

Ассортимент товаров

0,15

10

1,5

Акции компании

0,24

8

1,92

Дополнительные услуги в местах продажи

0,19

7

1,33

Итого:

1

42

8,31

На основе проведенного анализа можно сделать вывод: на предприятии выработана упорядоченная система торгового обслуживания, при которой уделяется внимание всем её основополагающим компонентам. Стремления руководства магазина «Глобус» устремлены на рост продаж посредством повышения эффективности организации торговых площадей, формирования благоприятной атмосферы, упрочение запоминаемости образа компании, увеличение лояльности покупателей.

По результатам исследования лояльности и качества обслуживания потребителей были выявлены следующие проблемы:

1. Отсутствие мероприятий, которые привлекали бы посетителей в маркет «Глобус».


2. Низкий уровень обслуживания, ведущий к снижению потока посетителей в маркет «Глобус».

3. Стабильность ассортимента (низкий уровень обновляемости).

При анализируемом высоком уровне конкуренции, необходимо более серьезная проработка позиционирования торговой точки для привлечения внимания.

В маркете «Глобус» предлагается сделать больший акцент на здоровую пищу, стараться расширить ассортимент продуктов по здоровому питанию.

Заключение

На основании проведенного нами исследования сделаны следующие выводы.

Товарный ассортимент имеет огромное социально-экономическое значение, так как от него зависит полнота удовлетворения покупательского спроса и качество обслуживания субъектов рынка.

Управление ассортиментом представляет собой процесс отыскания таких товаров, в которых потребители испытывают нужду, и продажа которых будет выгодна для продавца. В настоящее время управление ассортиментом является сложной системой, и не обходится без применения компьютерных технологий. Важным условием является – четко продуманная ассортиментная политика, при правильном построении которой можно сформировать эффективный имидж предприятия.

Процесс управления ассортиментом товаров довольно трудоемкий и сложный. В нем применяются многие элементы коммерческой деятельности.

Управление ассортиментом товаров в коммерческих организациях необходимо рассматривать и как процесс, обеспечивающий жизнестойкость предприятию и как основу увеличения его конкурентоспособности.

Исследование деятельности маркета «Глобус» позволило установить, что в 2019 году по сравнению с 2017 годом наблюдается рост основных показателей деятельности предприятия: темп роста товарооборота составил 144,14%, темп роста валовой прибыли составил 142,2%, темп роста прибыли после налогообложения составил 570,71%. Несмотря на рост расходов на реализацию их удельный вес в выручке от реализации снизился на 1,89%. Таких положительных результатов работы торговое предприятие достигло благодаря росту производительности труда на 59,91%.

Рассчитанные показатели оборачиваемости товарных запасов позволили говорить о том, что деловая активность предприятия несколько снизилась, т.е. снизилась эффективность ассортиментной политики.

Снижение оборачиваемости самым существенным образом сказывается на финансовом состоянии предприятия, оно ухудшает финансовое состояние, обусловливая относительное привлечение средств в хозяйственный оборот. В данных условиях необходимо искать пути п оптимизации управления запасами.