Файл: Классификация ассортимента, анализ потребительских свойств и основы производства товара.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы анализа ассортиментной политики торгового предприятия
1.1. Сущность, содержание и структура ассортимента
1.2. Основы формирования ассортимента
2. Анализ управления ассортиментом в ООО «Вендор» («Глобус»)
2.1. Краткая характеристика предприятия
Максимальные успехи во введении и применении системы категорийного менеджмента для роста эффективности управления ассортиментом были достигнуты крупными федеральными сетями. Местные локальные сети очень отстают по результативности управления ассортиментом от федеральных сетей. От эффективности деятельности отделов управления ассортиментом будет зависеть будущее формирование розничных сетей в регионах страны. Для этого следует вовлекать высококвалифицированных специалистов, экспертов, управленцев с опытом управления ассортиментом, категорийных менеджеров с опытом работы. Категорийный менеджмент разрешает сосредоточивать ответственность за закупки товаров и объемы их продаж в одних руках – управляющего товарными категориями, или категорийного менеджера, отвечающего за весь цикл движения товарных групп. [23]
Мы рассмотрели категорийный менеджмент как действенную современную систему управления ассортиментом в розничной торговле. Вводя и применяя систему категорийного менеджмента розничные сети обеспечат рост эффективности управления ассортиментом, приобретение сильных конкурентных преимуществ, увеличивают рентабельность сбыта, усиливают такие экономические показатели: фронт маржа, бэк маржа и чистая прибыль.
Наибольшие успехи во внедрении и использовании системы категорийного менеджмента в целях повышения эффективности управления ассортиментом достигли крупные федеральные сети. Местные локальные сети значительно отстают по эффективности управления ассортиментом от федеральных сетей. От эффективности работы отделов управления ассортиментом будет зависеть дальнейшее развитие розничных сетей в регионах страны. Для этого необходимо привлекать высококвалифицированных специалистов, экспертов, управленцев с опытом управления ассортиментом, категорийных менеджеров с опытом работы. Категорийный менеджмент позволяет сосредоточить ответственность за закупки товаров и объемы их реализации в одних руках – управляющего товарными категориями, или категорийного менеджера, который отвечает за весь цикл движения товарных групп. [23]
Итак, товарный ассортимент имеет огромное социально-экономическое значение, поскольку от него зависит полнота удовлетворения потребительского спроса и качество обслуживания субъектов рынка.
Управление ассортиментом представляет собой процесс отыскания таких товаров, в которых потребители испытывают нужду, и продажа которых будет выгодна для продавца. В настоящее время управление ассортиментом является сложной системой, и не обходится без применения компьютерных технологий. Важным условием является – четко продуманная ассортиментная политика, при правильном построении которой можно сформировать эффективный имидж предприятия. [23]
Процесс управления ассортиментом товаров – достаточно трудоемкий и сложный. В нем применяются многие элементы коммерческой деятельности.
Управление ассортиментом товаров в коммерческих организациях необходимо рассматривать и как процесс, обеспечивающий жизнестойкость предприятию и как основу увеличения его конкурентоспособности.
2. Анализ управления ассортиментом в ООО «Вендор» («Глобус»)
2.1. Краткая характеристика предприятия
ООО «Вендор» является управляющей компанией сети розничных магазинов «Мир вкуса».
Супермаркет открылся в 2011 году, став первым супермаркетом под брендом «Глобус».
Площадь супермаркета составляет более 650 кв.м.
Ассортимент магазина насчитывает более 8 тысяч наименований.
Организационная структура маркета «Глобус» показана на рисунке 2.1.
Управляющий
Товаровед
Продавцы
Администратор
Товароведы –
приемщики
Фасовщики
Грузчики
Уборщики и дворник
Старший оператор
Кассиры
Рисунок 2.1. Организационная структура маркета «Глобус» [26]
В маркете «Глобус» линейно-функциональная структура управления. Для правильной организации работы с кадрами в маркете составлены и утверждены в установленном порядке: правила внутреннего трудового распорядка; штатное расписание; должностные инструкции; положения об отделах и службах и другие документы.
Схема торгово-технологического процесса обслуживания населения в розничной торговле в маркете «Глобус» отображена на рисунке 2.2.
Поступление товаров
Разгрузка транспортных средств
Приемка по количеству
Приемка по качеству
Хранение
Размещение товара
Укладка товара
Создание оптимального режима хранения запасов
Реализация
Отбор товара покупателем
Упаковка товаров
Прием оплаты
Оформление отпуска товаров
Рисунок 2.2. Торгово-технологический процесс в маркете «Глобус» [26]
Технологический процесс в маркете «Глобус» включает в себя операции по разгрузке прибывшего транспорта, приемке товаров, перемещению ее в места хранения, подготовки к продаже, доставки в торговые залы, выкладки на торговом оборудовании, а также операции по обслуживанию и расчету с покупателями за отобранные товары.
В маркете «Глобус» налажена работа по контролю качества завозимых продуктов. Каждая машина, которая прибывает на склад с продукцией, проходит приемку товара по качеству и по количеству товароведом. Требования содержат в себе: присутствие всей нужной документации, целостность упаковки товара верная маркировка, совпадение сроков производства продукции на общей и единичной упаковке датам, указанные в документах, следование необходимому температурному режиму при доставке товара.
Применяемые методы продаж товаров в маркете «Глобус» является продажа через прилавок и самообслуживание.
Помещения маркета «Глобус» отвечают техническим, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для торговых предприятий.
2.2. Анализ ассортимента торгового предприятия
Функции управления ассортиментом в магазине выполняют товароведы.
В Маркете «Глобус» предлагается обширный ассортимент традиционных и деликатесных продуктов питания и сопутствующих товаров гарантированного качества, в том числе безукоризненный сервис и атмосфера праздника. Персонал маркета стремится к тому, чтобы создать для посетителей максимальный комфорт, положительные эмоции, и сделать все, чтобы каждый, кто пришел хотя бы раз стал постоянным клиентом.
Доставка продукции в маркета «Глобус» от всех поставщиков осуществляется централизовано, т.е. транспортом поставщиков.
Что касается управления закупками, то менеджер по закупкам, учитывая поступление, реализацию и остатки товаров, один раз в неделю подает заявку на необходимые товары и материалы в финансовую службу предприятия. Финансовая служба при необходимости корректирует заказ, формирует реестр заказа, его стоимость и после согласования с финансовым директором предприятия проводит его оплату.
Анализ ассортимента и структуры розничного товарооборота проводят по 10-15 товарным группам (таблица 2.1).
Таблица 2.1
Динамика и структура товарооборота маркета «Глобус»
за 2017-2019 гг. [26]
Наименование продукции |
Товарооборот |
Темпы роста, % |
|||||||||||
2017г. |
2018г. |
2019 г. |
|||||||||||
тыс. руб. |
в % к общему |
тыс. руб. |
в % к общему |
тыс. руб. |
в % к общему |
2019г. к 2018г. |
2019г. к 2017г. |
||||||
Мясо и птица |
2049,6 |
6,4 |
2891,4 |
5,8 |
2862,0 |
6,2 |
98,98 |
139,64 |
|||||
Яйца |
160,1 |
0,5 |
448,7 |
0,9 |
553,9 |
1,2 |
123,46 |
345,94 |
|||||
Рыба и морепродукты |
512,4 |
1,6 |
797,6 |
1,6 |
969,4 |
2,1 |
121,53 |
189,19 |
|||||
Хлеб и хлебобулочные изделия |
640,5 |
2 |
997,0 |
2 |
923,2 |
2 |
92,60 |
144,14 |
|||||
Молоко и молочные продукты |
6363,4 |
19,87 |
9372,2 |
18,8 |
9398,6 |
20,36 |
100,28 |
147,70 |
|||||
Кулинария |
1761,4 |
5,5 |
2492,6 |
5 |
2446,6 |
5,3 |
98,15 |
138,90 |
|||||
Специи |
352,3 |
1,1 |
548,4 |
1,1 |
46,2 |
0,1 |
8,42 |
13,10 |
|||||
Чай, кофе |
608,5 |
1,9 |
707,9 |
1,42 |
92,3 |
0,2 |
13,04 |
15,17 |
|||||
Консервы |
608,5 |
1,9 |
947,2 |
1,9 |
877,1 |
1,9 |
92,60 |
144,14 |
|||||
Крупы |
704,6 |
2,2 |
1096,8 |
2,2 |
1015,6 |
2,2 |
92,60 |
144,14 |
|||||
Кондитерские изделия |
544,4 |
1,7 |
797,6 |
1,6 |
738,6 |
1,6 |
92,60 |
135,66 |
|||||
Табачные изделия |
1056,8 |
3,3 |
1645,1 |
3,3 |
1061,7 |
2,3 |
64,54 |
100,46 |
|||||
Алкогольная продукция |
736,6 |
2,3 |
1296,2 |
2,6 |
1246,4 |
2,7 |
96,16 |
169,21 |
|||||
Фрукты и овощи |
5540,3 |
17,3 |
9571,6 |
19,2 |
10063,3 |
21,8 |
105,14 |
181,64 |
|||||
Соки |
192,2 |
0,6 |
249,3 |
0,5 |
92,3 |
0,2 |
37,04 |
48,05 |
|||||
Безалкогольные напитки |
128,1 |
0,4 |
199,4 |
0,4 |
184,7 |
0,4 |
92,60 |
144,14 |
|||||
Корм для животных |
256,2 |
0,8 |
349,0 |
0,7 |
230,8 |
0,5 |
66,14 |
90,09 |
|||||
Колбасные изделия |
5540,3 |
17,3 |
9571,6 |
19,2 |
9103,2 |
19,72 |
95,11 |
164,31 |
|||||
Деликатесы |
160,1 |
0,5 |
249,3 |
0,5 |
92,3 |
0,2 |
37,04 |
57,66 |
Продолжение таблицы 2.1
Подсолнечное и другое масло |
928,7 |
2,9 |
1046,9 |
2,1 |
92,3 |
0,2 |
8,82 |
9,94 |
|
Детское питание |
1793,4 |
5,6 |
2293,2 |
4,6 |
1985,0 |
4,3 |
86,56 |
110,68 |
|
Товары для диабетиков |
256,2 |
0,8 |
398,8 |
0,8 |
346,2 |
0,75 |
86,81 |
135,13 |
|
Замороженные полуфабрикаты |
416,3 |
1,3 |
598,2 |
1,2 |
554,0 |
1,2 |
92,60 |
133,06 |
|
Сопутствующие товары |
96,1 |
0,3 |
149,6 |
0,3 |
46,2 |
0,1 |
30,87 |
48,05 |
|
Непродовольственные товары |
64,1 |
0,2 |
174,5 |
0,35 |
193,9 |
0,42 |
111,12 |
302,70 |
|
Упаковочные материалы |
480,4 |
1,5 |
797,6 |
1,6 |
738,6 |
1,6 |
92,60 |
153,75 |
|
Прочее |
73,7 |
0,23 |
164,5 |
0,33 |
207,7 |
0,45 |
126,27 |
282,02 |
По данным таблицы 2.1 в 2019 году наибольший вес в структуре товарооборота имеют следующие продукты: молоко и молочные продукты (20,36%), фрукты и овощи (21,8%), колбасные изделия (19,72%).
В 2019 году по сравнению с 2018 годом наблюдалось увеличение темпа роста по яйцам (на 23,46%), рыбопродуктам (на 21,53%), фруктам и овощам (на 5,14%), непродовольственным товарам (на 11,12%) и прочим товарам (на 26,27%)
Реализация практически всех товаров растет высокими темпами, что вызвано повышением цен. Неравномерность развития товарооборота в динамике привела к изменению структуры, которая характеризуется удельным весом (долей) отдельных товарных групп и товаров в общем, объеме товарооборота.
Так по сравнению с прошлым годом возросла доля товарооборота: молочных продуктов, мяса и птицы, рыбы и морепродуктов, яиц, алкогольной продукции, и соответственно уменьшился удельный вес других товарных групп и товаров (специй, чая и кофе, детского питания и т.д.).
Поскольку ассортимент магазина «Глобус» представлен более чем 8 тыс. наименований, анализ ассортимента более подробно проведен на такой группе товаров, как сметана. Магазин «Глобус» предлагает своим покупателям обширный спектр продуктов питания и товаров обыденного спроса. Ассортимент сориентирован на разные слои населения и может удовлетворять самые разноплановые запросы. В магазине имеется обширный ассортимент сметаны, таблица 2.2.
Таблица 2.2
Структура ассортимента сметаны по видам в магазине
«Глобус» [26]
Виды сметаны |
Количество разновидностей сметаны |
Удельный вес, (%) |
сметана 10% жирности |
2 |
11,7 |
сметана 15% жирности |
2 |
11,7 |
сметана 20% жирности |
3 |
18,1 |
сметана 25% жирности |
2 |
11,7 |
сметана 30% жирности |
2 |
11,7 |
сметана 35% жирности |
2 |
11,7 |
сметана 40% жирности |
2 |
11,7 |
сметана 45% жирности |
2 |
11,7 |
Итого |
17 |
100 |
Из структуры ассортимента показанной в таблице 2.2 мы видим, что максимальным спросом у покупателей пользуется сметана 20%.
Ассортимент товаров должен быть достаточно широкий и глубокий. Широта и глубина ассортимента товаров будет зависеть от ассортиментного профиля обслуживаемых потребителей, величин торговой или складской площади, состояния предложения на потребительском рынке и прочих факторов.
Расчет широты, полноты, новизны ассортимента осуществлен для сметаны 20% жирности, как товара, который пользуется стабильным спросом в магазине «Глобус».
Всего в магазине – 17 названий товаров.
Широту ассортимента можно охарактеризовать количеством наименований, видов и разновидностей, выпускаемых производителями и находящимися в продаже.
Кш = Шд : Шб*100%,
где Кш – коэффициент широты, %;
Шд – действительная (фактическая) широта наименований
Шб – базовая широта, максимально количество наименований группы.
Кш = 3:17*100% = 17,6% – коэффициент широты для сметаны 20% жирности в магазине «Глобус».
Полнота ассортимента – это способность комплекта товаров однородной группы удовлетворить похожие потребности. Продавец может дать покупателю 17 названий сметаны, соответственно ассортиментному перечню (базовая полнота). На момент проверки в магазине «Глобус» было представлено 17 наименований сметаны.