Файл: Классификация ассортимента, анализ потребительских свойств и основы производства товара.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы анализа ассортиментной политики торгового предприятия
1.1. Сущность, содержание и структура ассортимента
1.2. Основы формирования ассортимента
2. Анализ управления ассортиментом в ООО «Вендор» («Глобус»)
2.1. Краткая характеристика предприятия
Введение
В современных рыночных условиях целью хозяйственной деятельности различных предприятий является получение максимальной прибыли, которая напрямую зависит от спроса и требований потребителей. Удовлетворение потребностей потребителей в определенной продукции или товаре является определяющими для стратегического планирования деятельности предприятия, одним из направлений такой деятельности выступает формирование ассортимента и управление запасами.
Формирование ассортимента – процесс подбора для продажи в магазинах разных групп товаров, их видов и разновидностей, которые дифференцированы по всем отличительным признакам. Процесс вырабатывания товарного ассортимента в магазине должен отталкиваться от вида его товарной специализации и размера торговой площади, и быть обращен на удовлетворение спроса обслуживаемого контингента потребителей и обеспечение высокой прибыльности их деятельности.
В сфере управления ассортиментом необходимо учитывать и оптимально сочетать:
- маркетинговые исследования рынков и спроса потребителей;
- вводить современные логистические методы управления запасами;
- обеспечивать эффективное взаимодействие всех подразделений предприятия (отделы сбыта, поставки и т.д.).
Поэтому управление ассортиментом – комплексная проблема. Эффективное управление запасами разрешает организации удовлетворить или превысить ожидания покупателей, образовывая такие запасы каждого товара, которые максимизируют чистую прибыль.
Доводы, которые приведены выше, показывают своевременность и актуальность темы исследования. Научно обоснованное управление ассортиментом в торговой организации является актуальной задачей современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике.
Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов управление ассортиментом организации.
В рамках данной курсовой работы автором были поставлены следующие задачи:
- Исследовать сущность, содержание и структуру ассортимента;
- Рассмотреть основы управления ассортиментом;
- Предоставить характеристику предприятия;
- Проанализировать ассортиментную политику исследуемого торгового предприятия.
Объект исследования в курсовой работе – маркет «Глобус» (ООО «Вендор») – торговое предприятие, которое специализируется на розничной торговле продовольственными товарами широкого ассортимента.
Предмет исследования – организационно-экономические аспекты управления ассортиментом.
Методы исследования – анализ и синтез литературных источников, сравнение, систематизация, аналитические и экспертные методы.
Теоретическую основу исследования составляют труды С. Афанасьева, Е. Голубкова, Дж. Брэдли П., Грек С., Дибб.А., Эмануэля К., Узкова и др.
Информационной базой для написания курсовой работы выступают законодательные и нормативные акты, данные о состоянии товарооборота предприятия, предоставленные «Глобус» (ООО «Вендор»), а также учебная и специальная литература.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретические основы анализа ассортиментной политики торгового предприятия
1.1. Сущность, содержание и структура ассортимента
Одна из самых главных сторон в деятельности фирмы – политика в сфере создания товарного ассортимента. Вырабатывание ассортимента – сложный и продолжительный процесс, который требует глубокого анализа научно-технической информации в сфере формирования товаров и услуг, конъюнктурно-рыночных изысканий и обобщений, предметного изучения общего потенциала предприятия и его составных. Такие задачи должны находить решение на уровне высшего звена управления, тем не менее, подготовка нужных для этого материалов – прерогатива низовых подразделений. Торговому предприятию надлежит, в первую очередь, установить детальный список изготовляемой и реализуемой продукции по видам, типам, сортам, размерам и маркам: ассортимент. [13]
С экономической позиции Куликовой Н.Р. определяется ассортимент как, в первую очередь, отображение межотраслевой и отраслевой пропорции в составе товарного предложения, характеризующее результаты работы предприятий, которые реализуют товары или услуги – это один из факторов, которые определяют степень сбалансированности спроса и предложения. [16]
Товарный ассортимент имеет огромное социально-экономическое значение, так как от него зависит полнота удовлетворения покупательского спроса и качество сервиса субъектов рынка.
В действительности почти нет розничных предприятий, предлагающих рынку только один товар. Обычно, фирма реализует несколько товаров, в том числе может предлагать отдельные услуги. Все эти товары услуги устанавли-вают товарную номенклатуру фирмы. [8]
Товарная номенклатура является совокупностью всех изготовляемых и предлагаемых фирмой для продажи товаров и услуг. Анализируя такую сово-купность, можно выделять некоторые группы товаров, сходных по своим потребительским характеристикам или вызванных удовлетворять конкретную потребность. Эти группы товаров именуются ассортиментными группами.
Не завися от типа, продукция всегда располагает ассортиментом, который различается по структуре. В структуре ассортимента выделяется:
– ассортиментная позиция (определенная модель, марка);
– ассортиментная группа (комплект взаимосвязанных товаров);
– товарный ассортимент (совокупность ассортиментных групп). [6]
Всякая ассортиментная группа заключается из отдельных ассортиментных позиций (марок, моделей, разновидностей). К примеру, группа «калькулятор» может заключаться из двух ассортиментных позиций: калькулятор «Citizen» и калькулятор «Metrix».
Всю суммарность ассортиментных групп товаров, которые продаются фирмой, определяют как товарный ассортимент. По определению Ф. Котлера, товарный ассортимент – это группа товаров, которые тесно связаны между собой по своей схожести их функционирования, или по причине того, что их реализуют одним и тем же группам клиентов, или через одинаковые типы торговых заведений или в рамках одинакового диапазона цен. [4]
Керимов, например обозначает, что ассортимент – совокупность товаров, которые предназначены:
– для конкретной сферы использования (бытовая техника);
– для реализации в конкретном ценовом интервале (престижные дорогие изделия);
– для продажи в определенных магазинах, супермаркетах, бутиках и так далее;
– для конкретной категории покупателей (детская одежда). [8]
В данном исследовании ассортимент будет обусловливаться как суммарность товаров, которые предназначены для конкретной сферы употребления.
С помощью дифференциации одного товара можно составлять ассортиментную группу. Если компания продает конкретные виды товаров, то совокупность ассортиментных групп именуют товарной номенклатурой.
Номенклатура товаров является ассортиментной группой товаров и товарных единиц, которые реализуются одним продавцом.
Ассортимент товаров конкретизируют по их видам, разновидностям, наименованиям и т.д. [5]
Виды ассортимента различаются в зависимости от обширности товаров, это: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.
Простой ассортимент – комплект товаров, который представлен небольшим числом групп, видов и названий, удовлетворяющих не большое (ограниченное) количество покупателей.
Сложный ассортимент – это товары, являющиеся большим количеством групп, видов, разновидностей и названий товаров, удовлетворяющих различные (разносторонние) потребности в товарах.
Групповой ассортимент – набор схожих товаров, связанных общими признаками и удовлетворяющих одинаковые потребности. [5]
Видовой ассортимент – комплект товаров различных видов и названий, которые удовлетворяют сходные потребности. Он – составная часть группового ассортимента.
Марочный ассортимент – комплект товаров одного вида, марочных названий или которые относятся к группе марочных. Подобные товары на ряду с удовлетворением физиологических потребностей в преимущественной мере устремлены на удовлетворение социальных и психологических потребностей. [6]
Развернутый ассортимент – комплекс товаров, в который входит много подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе как и марочных, которые относятся к группе сходных товаров, но отличаются индивидуальными признаками.
Сопутствующий ассортимент – это товары, выполняющие роль вспомогательной функции и не относятся к группе основных товаров для данной организации.
Смешанный ассортимент – товары разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального предназначения. Смешанный ассортимент присущ для магазинов строительной техники, которые торгуют строительными инструментами, аппаратами, приборами и др. [19]
В зависимости от удовлетворения потребностей делится на рациональный и оптимальный ассортимент.
Рациональный ассортимент – это товары, наиболее обширно удовлетворяющий действительно необходимые (аргументированные) потребности, обеспечивающее максимальное качество жизни.
Оптимальный ассортимент – это комплекс товаров, который удовлетворяет насущные надобности и как можно с большей пользой для покупателя при наименьших расходах на их разработку, производство и доведение до покупателей. Товары оптимального ассортимента различаются повышенной конкурентоспособностью. [19]
Рациональный и оптимальный ассортимент товаров могут охарактеризовать, главным образом, его качественную сторону.
Ассортимент может быть реальным, прогнозируемым и учебным, это находится в зависимости от характера потребностей.
Реальный ассортимент является фактическим ассортиментом конкретных товаров, который существует в определенной организации изготовителя или продавца.
Прогнозируемый ассортимент – товары, которые в будущем должны удовлетворять полагаемые потребности. [19]
Учебный ассортимент – список товаров, группированный по определенным научно доказанным признакам для достижения обучающих целей.
Товарный ассортимент может быть:
– замкнутым (товары одного производителя);
– насыщенным (сходные товары многих производителей);
– широким (несколько видов объединенных между собой товаров: искусственная новогодняя елка, игрушки и тому подобное);
– смешанным (различные, которые не связаны между собой товары.
В общем, суть планирования и создания товарного ассортимента состоит в том, чтобы товаропроизводитель вовремя мог предложить обусловленную совокупность товаров, которые бы отвечали в общем профилю его деятельности, наиболее полно удовлетворяли требования конкретных категорий потребителей.
Как основные характеристики товарного ассортимента выделяются:
– глубина и широта ассортимента;
– полнота ассортимента;
– структура ассортимента;
– новизна и гармоничность ассортимента. [13]
Глубина ассортимента – число видов, разновидностей и названий товаров в группе сходной продукции.
Широту ассортимента можно охарактеризовать количеством названий видов и разновидностей товаров, которые входят в анализируемый ассортимент. Это не прямой показатель насыщенности рынка товарами. Чем больше обширность ассортимента, тем больше насыщенность рынка. [13]
Полноту ассортимента можно определить отношением фактической численности разновидностей товара к его числу, который предусмотрен соответственным прайсом или спецификацией.
Структура ассортимента – это количественное соотношение товарных групп, подгрупп, видов разновидностей и званий отдельных товаров в общем наборе товаров.
Устойчивость ассортимента – это способность набора товаров удовлетворять спрос на сходные товары. Особенность таких товаров – наличие устойчивого спроса на них. [12]
Новизна (обновление) ассортимента – способность комплекта товаров удовлетворять поменявшиеся потребности за счет новых товаров.
Рациональность ассортимента – способность набора товаров наиболее полно удовлетворить действительно обоснованные потребности различных потребителей.