Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ООО «ОКТОБЛУ» магазин 1003).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность, роль и содержание коммерческой деятельности
1.1 Понятие, сущность коммерческой деятельности предприятия
1.2 Характеристика основных объектов и субъектов коммерческой деятельности
2. Организация коммерческой деятельности розничного торгового предприятия
2.1 Организационная характеристика ООО «ОКТОБЛУ» магазин 1003
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности ООО «ОКТОБЛУ» магазин 1003
2.3. Совершенствование организации коммерческой деятельности на предприятии
В результате внедрения системы JIT будет обеспечен плавный и быстрый поток материалов через систему, что позволит исключить сбои и нарушения процесса производства, сделать систему гибкой, сократить время подготовки к процессу и все производственные сроки, свести к минимуму материальные запасы, устранить необоснованные затраты.
Во-вторых, автоматизированная система принятия решений позволит существенно повысить производительность работы всего предприятия в целом.
Рассмотрение различных аспектов организации закупок на данном предприятии позволило выявить как положительные, так и отрицательные моменты в закупочной деятельности ООО «ОКТОБЛУ».
К положительным моментам в организации закупочной деятельности ООО «ОКТОБЛУ» можно отнести:
- ведение учета проданных товаров не только в разрезе номенклатуры, но и по поставщикам;
- ведение учета сроков подачи заявки и сроков последующего поступления товара;
- учет выбраковки поступившего товара;
- проведение анализа эффективности деятельности отдела;
- использование метода АВС-анализа при расчете оптимального размера заказа;
- применение научно обоснованной системы оценки и выбора поставщиков.
К недостаткам в работе отдела закупок следует отнести то, что фиксация факторов ведется вручную, в журналах учета. Обработка результатов происходит регулярно, однако периодичность один раз в полгода не позволяет оперативно перестроить закупочную деятельность.
К тому же выполнение необходимых для анализа и определения оптимальной партии закупки расчетов ведется вручную, что существенно увеличивает вероятность допущения ошибки, затягивает процесс, отвлекает исполнителя от решения прочих задач.
Для устранения выявленных недостатков и увеличение вследствие этого эффективности работы по закупочной деятельности в ООО «ОКТОБЛУ» необходимо внедрение передового опыта управления запасами и снабжением для создания устойчивых конкурентных преимуществ организации.
Проведенный во второй главе работы анализ эффективности функционирования применяемой в ООО «ОКТОБЛУ» системы управления закупками показал, что в настоящее время показатели оборачиваемости оборотных средств данного предприятия находятся на довольно низком уровне.
Следовательно, необходимо разработать и принять меры, направленные на улучшение показателей оборачиваемости оборотных средств. Добиться такого улучшения можно двумя путями – повышая объемы продаж предприятия и снижая объем товарных запасов.
В настоящее время закупка товаров, необходимых для обеспечения торговой деятельности ООО «ОКТОБЛУ», осуществляется один раз в месяц, что приводит к образованию значительных товарных запасов на складе данного предприятия, а значит, и ухудшает показатели оборачиваемости оборотных средств.
Вместе с тем, нередко возникают ситуации, когда некоторые популярные товарные позиции продаются в течение 2-3 недель, в результате 1-2 недели такая товарная позиция в ассортименте ООО «ОКТОБЛУ» отсутствует, несмотря на существующий, на нее спрос. Как следствие, предприятие недополучает определенный процент прибыли, а это свидетельствует о необходимости совершенствования системы закупки.
Мероприятие 1. В рамках настоящей работы предлагается сократить временной промежуток между формированием заказов поставщикам с одного раза в месяц до одного раза в неделю. В основу заказа будут ложиться данные о продажах, осуществленных в течение одной недели, соответственно привозиться будет в значительной мере только товар, который пользуется у покупателей высоким спросом.
Внедрение данного мероприятия по увеличению количества поставок при одновременном сокращении их объема позволит не только своевременно пополнять товарные запасы, снизить объем товарных запасов ООО «ОКТОБЛУ» за счет более точного пополнения склада, но и предлагать покупателям появляющиеся у поставщиков новинки раньше конкурентов.
Как было установлено в ходе проведения анализа деятельности ООО «ОКТОБЛУ» по организации закупок необходимых товаров, на рассматриваемом предприятии применяются современные методы расчета оптимальной партии товара, проводится АВС-анализ проданных товаров, используется эффективная система оценки и выбора поставщиков.
Для проведения необходимых расчетов необходимо использование набора статистических данных, включающих в себя:
- сроки заказа и поставки товара, в том числе в разрезе поставщиков;
- количество и номенклатуру поступивших бракованных товаров;
- учет случаев (с детализацией по номенклатуре и количеству), когда нужного товара не оказалось на складе;
- количество и ассортимент проданного товара по дням и в целом за месяц;
- фактические закупочные цены, а также закупочные цены, определенные условиями договора;
- величину транспортных расходов на доставку партии товара.
В настоящее время учет данных показателей ведется вручную в специальных журналах. Обработка полученных данных также происходит вручную, что имеет ряд недостатков:
- очень большие временные затраты на проведение расчетов;
- большую вероятность допущения ошибки;
- отсутствие наглядности в полученных результатах;
- отсутствие возможности оперативного получения данных по интересующим вопросам.
В настоящее время анализ статистических данных проводится раз в полгода, а это увеличивает вероятность того, что в течение этого периода будут продолжена работа с менее выгодным поставщиком, товар будет закупаться по более высокой цене, произойдет увеличение доли брака в поступающих товарах. Поскольку в рамках реализации мероприятия, направленного на сокращение промежутков между заказами товаров поставщикам, необходимо будет еженедельно проводить подобный анализ, очевидной становится потребность в приобретении программного обеспечения, способного выполнять такой анализ.
Следовательно, на данном этапе перед ООО «ОКТОБЛУ» стоит задача создания оперативной информационной базы, которая в минимальные сроки позволяла бы производить оценку основных показателей, характеризующих эффективность работы отдела закупок. Целесообразно такую базу данных создать и использовать с применением современной вычислительной техники. Здесь возможны два варианта:
- приобретение готового программного продукта, например, программу «1С: Управление торговлей», версию 8.2, способную решить обозначенные задачи;
- создание собственной базы данных на основе табличного процессора Excel.
Оценим затраты на создание и использование базы данным по каждому из вариантов для определения наиболее эффективного и наименее затратного.
Таблица 6
Сравнительный анализ информационных баз
Показатель |
«1С:Торговля» |
Excel |
Достоинства |
- доступный интерфейс; - удобная система ввода данных; - интеграция с программой «1С:Бухгалтерия»; - обновление программы с учетом изменений в законодательной базе. |
- возможность самостоятельного определения состава показателей; - возможность прогнозирования результата путем изменения исходных данных; - возможность наглядного представления полученных результатов (графики, диаграммы); - не требует обслуживания программистом. |
Недостатки |
- программа требует ежемесячного обслуживания программистом; - введение изменений в порядок расчетов и состав показателей требует работы программиста; - отсутствие наглядности в полученных результатах |
- нет интеграции с программой «1С:Бухгалтерия»; - учет изменений в законодательной базе требует дополнительных усилий со стороны пользователя. |
Стоимость программного продукта |
16200 руб. |
9600 руб. |
Стоимость обслуживания продукта в год |
12000 руб. |
Бесплатно |
Обучение персонала работе с программой |
4500 руб. |
2500 руб. |
Увеличение коммерческих затрат в связи с переходом на инф. базу |
32700 руб. |
12100руб. |
Также необходимо проанализировать достоинства и недостатки внедрения каждого из возможных вариантов. Критериями оценки будем считать: необходимость обслуживания программного комплекса, возможность внесения изменений в порядок расчетов и состав необходимых показателей, простоту в использовании.
Сравнительный анализ двух вариантов организации информационной базы на предприятии показал, что наиболее предпочтительным является вариант создания информационной базы на основе программного продукта 1С: Бухгалтерия. Общие затраты на внедрение данной системы составляют 32700 руб.
В результате внедрения предложенного мероприятия отдел закупок получит возможность оперативного контроля за основными показателями эффективности работы системы закупок, возможность прогнозирования ситуаций при изменении исходных параметров, ускорится работа по проведению расчета оптимальной партии закупки.
Кроме того, такие расчеты можно будет проводить не раз в полгода, как было раньше, а еженедельно, что позволит оперативнее реагировать на изменения в деятельности поставщиков, быстрее отсекать менее надежных контрагентов, вводить в ассортимент ООО «ОКТОБЛУ» новые товарные позиции раньше конкурентов.
На современном рынке схожие товары и услуги предлагает большое количество предприятий и организаций, и именно это разнообразие делает проблему выбора того поставщика, который с наибольшим эффектом обеспечит надежность логистических процессов на предприятии, такой актуальной.
Однако на рынке постоянно появляются новые компании, которые предлагают товары и услуги, сходные с теми, что ООО «ОКТОБЛУ» приобретает у своих постоянных поставщиков.
К тому же на рынке пива постоянно появляются компании, предлагающие совершенно новые товары с уникальными характеристиками. И ООО «ОКТОБЛУ» необходимо постоянно быть в курсе всех изменений, происходящих на рынке, чтобы не упустить возможность осуществления закупок на более выгодных условиях, а также, чтобы поддерживать ассортимент предлагаемых товаров в актуальном состоянии.
Поэтому представляет необходимой разработка мероприятия, направленного на внедрение практики проведения регулярного мониторинга как ситуации на рынке пива, так и ситуации с предложениями действующих и потенциальных поставщиков.
Цель мониторинга – убедиться, что действующие поставщики продолжают удовлетворять потребности ООО «ОКТОБЛУ» в товарах и услугах в соответствии со сложившейся на рынке ситуацией и на максимально выгодных для данной компании условиях.
Для проведения мониторинга состояния рынка потенциальных поставщиков могут использоваться такие методы, как:
- изучение объявлений в СМИ, торговых журналов и фирменных каталогов, прайс-листов и прочих рекламных материалов, поступающих на предприятие;
- посещение тематических ярмарок и выставок;
- установление личных контактов с потенциальными поставщиками и ведение с ними деловой переписки;
- объявление тендера (конкурса) и т.д.
По результатам мониторинга руководителями ООО «ОКТОБЛУ» могут быть приняты следующие решения:
- о заключении договоров поставки с новым поставщиком;
- о необходимости пересмотра условий действующих договоров поставки;
- о снижении объема закупок у одного из поставщиков при соответственном увеличении объема закупок у другого поставщика.
Реализация принятых решений направлена на снижение затрат ООО «ОКТОБЛУ», оптимизацию условий поставки товаров, получение дополнительной прибыли за счет достигнутой экономии.
Таким образом, в настоящей работе были разработаны следующие мероприятия, направленные на совершенствование управления системой закупок ООО «ОКТОБЛУ»:
- сокращение временного промежутка между отправками заказов поставщикам с одного раза в месяц до одного раза в неделю на основе проведения анализа и расчета оптимальной партии с использованием информационной базы на основе программного продукта 1С;
- внедрение практики ежеквартального проведения мониторинга потенциальных поставщиков и рынка пива.
Таким образом, если внедрить предложенные мероприятия в деятельность ООО «ОКТОБЛУ», то затраты на производства значительно сократятся, что в итоге приведёт к увеличению эффективности функционирования всего предприятия.
Заключение
Совершенствование коммерческой деятельности - это процесс преднамеренного изменения имеющегося уровня свойств торгового обслуживания в соответствии с развитием потребностей общества в качестве данной услуги. Следовательно, процесс управления качеством торгового обслуживания на предприятии должен постоянно корректироваться в зависимости от изменения спроса потребителей, меняющейся ситуации на рынке.
Процесс новаций обязательно должен, по мнению автора, сопровождаться структурными изменениями в штатном расписании и введения новой должности - специалиста по качеству. Он должен ежедневно отслеживать качество оказываемых услуг, разрабатывать и внедрять планы по повышению качества торговых услуг. В конечном итоге, по мнению автора, совершенствование коммерческой деятельности - это целая философия современного ведения торгового бизнеса на основе постоянного совершенствования и развития.