Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ООО «ОКТОБЛУ» магазин 1003).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность, роль и содержание коммерческой деятельности
1.1 Понятие, сущность коммерческой деятельности предприятия
1.2 Характеристика основных объектов и субъектов коммерческой деятельности
2. Организация коммерческой деятельности розничного торгового предприятия
2.1 Организационная характеристика ООО «ОКТОБЛУ» магазин 1003
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности ООО «ОКТОБЛУ» магазин 1003
2.3. Совершенствование организации коммерческой деятельности на предприятии
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к сущности коммерческой деятельности торговых предприятий вытекает из того обстоятельства, что роль торговых операций внутри страны и за ее пределами постоянно возрастает, что требует повышенного внимания к вопросам цены, продвижения, сбыта, качества товаров, т. е. к вопросам организации коммерческой работы.
Проблема эффективности хозяйственной деятельности торговых предприятий занимала и занимает одно из ведущих мест среди актуальных проблем экономической науки. В ней заинтересованы на всех уровнях экономики – начиная владельцами небольших организаций заканчивая руководством государств.
Актуальность темы связано с тем, что, что в настоящее время деятельность предприятий розничной торговли характеризуется следующими признаками: снижением покупательской способности населения, высокими арендными ставками, освобождением торговых площадей, закрытием торговых предприятий малого бизнеса, а также сокращением доли розничных сетей на рынке (например, ООО «Как раз», ООО «Дикси», ООО «Купец»). Вероятно, одной из причин такого положения торговых предприятий является недостаток должного уровня работы или ее полное отсутствие по активизации коммерческой деятельности, являющийся доминантой в коммерческой деятельности независимо от форм собственности и различных организационно-правовых структур.
Сегодня в связи с высокой конкуренцией в сфере розничной торговли, компании сложнее найти своего потребителя и помогают им в этом современные инструменты маркетинга. Разработка и реализация продукции является необходимым этапом для продвижения, но это подготовительный этап к достижению конечной цели – созданию лояльности клиента и удовлетворении его потребностей в течение длительного периода.
Изучения проблем по выбору рациональной политики развития торговых предприятий, размещения магазинов, оценки конкурентной среды, применение маркетинговых мероприятий на сегодня является актуальным научным задачей. Следует отметить, что в основу современной концепции маркетинга положены вышеперечисленные направления исследования, поэтому определение элементов комплекса маркетинга, влияющие на работу торговых сетей и их применение позволит более продуктивно функционировать компании на рынке торговых услуг.
Целью работы является рассмотрение коммерческой деятельности розничного торгового предприятия и ее совершенствование.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать сущность и понятие управления коммерческой деятельностью торгового предприятия;
- провести анализ управления коммерческой деятельностью торгового предприятия;
Объект исследования - ООО «ОКТОБЛУ» магазин 1003.
Предметом исследования стали процессы формирования стратегии управления коммерческой деятельности оптового торгового предприятия.
В качестве теоретической основы исследования выступили труды отечественных ученых и экономистов по исследуемой теме, таких как БабухА.А., Ендовицкий Л.А., Зорькин А.Р., Кашин В.А, Макеева В.Г., Савицкая Г.В. и т.д., материалы периодических изданий и интернет-ресурсы.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов: анализ и синтез, комплексность и системность, сравнение изучаемых показателей, ряд расчетных методов.
1. Сущность, роль и содержание коммерческой деятельности
1.1 Понятие, сущность коммерческой деятельности предприятия
Коммерческая деятельность – это система оперативно-организационных мероприятий, направленных на организацию и управление процессами купли-продажи товаров с целью удовлетворения потребительского спроса и получения прибыли. Система организации коммерческой деятельности – это совокупность организационных форм, методов и правил, осуществление которых обеспечивает рациональное функционирование элементов системы и их взаимодействие в процессе производства и сбыта продукции, товаров, услуг.
В зависимости от содержания и направленности коммерческой деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи коммерческой деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды коммерческой деятельности:
- производственная;
- коммерческо-торговая;
- финансово-кредитная;
- посредническая;
- страховая.
Крайне важно, чтобы деятельность по стимулированию продаж была хорошо скоординирована с другими элементами коммерческой деятельности. Приняв решение о стимулировании продаж, торговая организация должна разработать соответствующую программу, т. е. поставить определенные цели и задачи, выбрать необходимые формы и средства стимулирования, организовать ее предварительное апробирование и практическую реализацию, и, наконец, обеспечить контроль за ходом ее выполнения, дать оценку достигнутых результатов.
В нашем государстве развитие рыночных отношений создает новые экономические условия, которые связаны со свободным построением хозяйственных связей торговой сферы с промышленными предприятиями и которые характеризуются процессом гибкого ценообразования. В наше время торговые предприятия осуществляют свою деятельность в обстановке свободной конкуренции, договоров, а также в условиях жесткой экономической ответственности. Данные положения требует наличия таких экономически-организационных условий, без которых рост эффективности деятельности субъектов розничной торговли, а также всех участников рынка невозможны.
Суть коммерческой деятельности в сфере торговли в большей степени сведена к осуществлению торгово-посреднических операции и мероприятий, связанных с продвижением и сбытом товара, доведением его до конечного потребителя (в сфере торговли в розницу) и до розничных продавцов (в сфере торговли оптом). При рассмотрении терминов «коммерческая деятельность», «торговля», обнаруживается большое количество их общих черт. В наиболее широком смысле коммерцию можно определить как предпринимательскую деятельность, главная цель которой – получение прибыли. Эта деятельность осуществляется физическими и юридическими лицами с использованием купли-продажи различных товаров и оказания услуг с целью удовлетворения спроса на них [1, с. 41].
Гарвардская школа первой сформулировала понятие коммерческой деятельности ещё в 1958 году, в соответствии с которой целью коммерческой деятельности является удовлетворение потребительских потребностей и одновременное с ним получение прибыли [3, с. 18].
По М.А Федоровой, в структуру коммерческой деятельности предприятия торговли входят как вопросы по организации торгово-технических операций, так и само управление этим предприятием с помощью специальных служб [40, с. 110].
С.Н. Виноградова при рассмотрении вопросов организации коммерческой работы, дала определение, применимое для командно-административной системы.
Заметим, что такие определения не могут отвечать условиям рыночной экономики и соответственно не отображают сути коммерческой деятельности в данное время [15, с. 19].
Другие исследователи коммерческой деятельности в своих работах определяют ее определяют как систему элементов торговой деятельности, которая направлена на получение прибыли. Согласно Л.В. Балабановой – под коммерческой деятельностью – понимается совокупность элементов торговой деятельности, целью которых является получение доходов [8, с. 38].
Ряд источников говорит не о коммерческой деятельности, а о коммерческой работе. Многие ученые-экономисты считают данные термины синонимами, однако это не совсем корректно. По П.И. Вахрину, коммерческая работа основана на хозяйственном расчете деятельности торгового предприятия, и связана с отношением торгового обмена и организацией доведения товаров от производств до сферы потребления с целью удовлетворения платежеспособного спроса» [14, с. 213]. В данном определении наблюдается лишь социальная цель коммерческой работы и не обозначено получение дохода, тое есть отсутствует экономическая цель. Помимо этого, это обозначение не полное, так как в сфере коммерческой работы заняты не только предприятия торговли, но и промышленные предприятия и организации по оказанию услуг.
Операционный подход к коммерческой деятельности можно проследить в исследованиях Л.М. Осиповой, которая определяет коммерческую деятельность как совокупность операций предприятий по исследованию рынка, применению рекламы, заключению договорных отношений с посредниками, банками и т. д.» [20, с. 16]. Данное определение по нашему мнению, также является неполным, поскольку в нем отсутствует указание на цель коммерческой деятельности, поскольку любая коммерческая деятельность осуществляется с целью получить прибыль. Остальные цели, например, социальные, организационные являются для коммерческой деятельности вторичными и исходят из финансовой цели.
Многие исследователи рассматривают эффективно поставленную и организованную коммерческую деятельность как фактор увеличения конкурентоспособности торгового предприятия. Так, согласно И.В. Кондракову из-за особенностей динамики конкурентной среды большей части предпринимательских структур необходимо уделять большее внимания усовершенствованию элементов коммерческой деятельности [19, с. 103-108].
Определяя понятие коммерческой деятельности целесообразнее вести речь о коммерческой работе в контексте деятельности, которая направлена на получение прибыли, поскольку доходы не отображают финансового состояния торговой организации.
Определить сущность коммерческой деятельности предприятия торговли не представляется возможным без определения ведущих направлений ее осуществления. Здесь подразумевается как направления, так и функции коммерческой работы на предприятиях торговли и разница в определениях может оказаться не большой.
В течении последних лет появилось большое количество публикаций, которые посвящены различным аспектам и направлениям коммерческой деятельности организаций торговли.
Так, например, А.А. Кожова в своей статье акцентирует главное внимание на вопросах совершенствования управления деятельностью предприятий торговли [8, с. 388]. Одной из мер по совершенствованию системы управления торговым предприятием автор называет усовершенствование коммерческой деятельности.
Статья С.Н. Диановой посвящена раскрытию комплексного подхода к коммерческой деятельности торговой организации [17, с. 71-80]. Автор обращает внимание на глобализацию торговли в современном мире, что ставит на первое место использование новых форматов в ведении торговой деятельности. По мнению автора, развитие международных торговых связей и рост научно-технического прогресса являются одними из факторов повышения качества работы коммерческой организации. С появлением новых форматов торговли, в том числе в сети Интернет, растут и требования к организации коммерческой деятельности торговых предприятий.
М.А. Федорова проанализировала сущность направлений коммерческой деяетельности предприятий торговли [10, с. 110-115]. В данной работе автор называет основными ряд аспектов деятельности предприятий торговли. К ним относится развитие хозяйственных связей и организация договорной работы, закупочная деятельность, непосредственно сама коммерческая работа, связанная с продажей товаров, проработка ассортиментной политики, управление имеющимися запасами, а также маркетинг и менеджмент в области рекламы [10, с. 111].
В работе Л.П. Дашкова даются аналогичные формулировки направлений коммерческой деятельности торгового предприятия. В ней автором выделены следующий направления коммерческой деятельности [16, с. 195]:
формирование ассортимента товаров в соответствии с потребительским спросом;
расширение закупочной деятельности;
развитие хозяйственных связей с организациями-поставщиками;
ведение купли-продажи товаров и услуг с помощью коммерческих сделок и товарно-денежного обмена;
обеспечение устойчивых конкретных позиций при решении коммерческих задач.
Согласно ряду авторов, совершенствование информационного обеспечения торговой деятельности - один из важнейших путей повышения её эффективности [16, с. 1118-1124].
В современных условиях, когда расширяются международные связи и происходит глобализация рынка, ведущим фактором успешной коммерческой деятельности становится своевременная и качественная информированность коммерческой службы предприятия о состоянии рынка сбыта и изменениях предпочтений потребителей. Это означает, что на ведущие позиции коммерческой деятельности выходит её информационное обеспечение.
Острая конкуренция и появление большого количества аналогичных товаров, реализуемых различными торговыми организациями, говорит на о том, что будущее принадлежит не малым предприятиям, а крупным торговым сетям. Как показывает практика, в России возрастает именно количество торговых сетей, об этом говорит ряд авторов [11, с. 56-61]. Такая ситуация грозит вытеснением торговыми сетями малых предприятий, поскольку они обладают большим ассортиментом и могут устанавливать более низкие цены на основные группы товаров. Торговые сети обладают значительным преимуществом, поскольку они способны привлечь большее количество покупателей, снижая цены на ряд товаров. В то же время проблема качества продукции и обслуживания до сих пор остается нерешенной.
Но сегодня развитие торговли по каталогам и растущее число интернет-магазинов способны потеснить торговым сетям. Интернет-торговля также активно развивается в России.