Файл: управление товарооборотом и товарными запасами на предприятии с целью повышения эффективности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Введение 3

1 Теоретические основы управления материальными запасами 5

1.1Сущность, классификация и виды материальных запасов 5

1.2.Управление материальными запасами на предприятии 10

2 Анализ системы управления запасами в АО «Тольяттихлеб» 16

2.1.Организационно-экономическая характеристика АО «Тольяттихлеб» 16

2.2 Анализ системы управления запасами на предприятии 20

2.3. Мероприятия по эффективному управлению запасами предприятия 24

Заключение 33

Список литературы 35

Приложение А 38

Введение

Основной задачей любого предприятия без сомнения является, материальные потоки и получение прибыли. Правильное управление материальными запасами, минимальные складские запасы в купе с обеспечением хозяйственной деятельности будут залогом процветания предприятия и его конкурентоспособности на рынке.

Функционально правильное управление складскими запасами на предприятии позволит повысить производительность труда работников связанных со складом и всей структуры в целом.

Цель данной работы разобраться в структуре складских запасов на предприятии АО «Тольяттихлеб», для обеспечения полного контроля товарно-материальных запасов, реализации детального оперативного учёта, для минимизации их на предприятии с целью повышения эффективного функционирования, управление запасами на предприятии, исследование выборки основных поставщиков, выбор лучшего поставщика.

Нами были проведены исследования на предприятии АО «Тольяттихлеб», на тему управления материальными ресурсами на предприятии. Выявлена проблема логистики складских запасов. Выводы из исследований изложены, структурированы в данной работе. Данная работа оказалась полезна для организации. Руководителю организации были предоставлены отчёты. Итогом работы являются внедряемые изменения в работу предприятия. Которые привели к более эффективному распределению ресурсов организации, более эффективному хранению складских запасов, что значительно снизит издержки предприятия.

Объектом исследования является: материальные запасы предприятия.

Предмет исследования. Хозяйственная деятельность предприятия.

В процессе исследования проводились: дифференцирование ассорти­мента методом АВС анализа, оценка поставщиков методом взвешивания, гра­фическим методом и методом нормализации критериев.


В результате исследования: выявлена проблема логистики складских за­пасов, выбран лучший поставщик.

Основные конструктивные, технологические и технико-эксплуатационные характеристики: эффективное распределение ресурсов орга­низации, более эффективное хранение складских запасов.

Степень внедрения: внедрение изменений в работу предприятия

Область применения: ресурсы организации, складские запасы

Экономическая эффективность: снижение издержек предприятия.

В будущем планируется: модернизация системы хранения складских за­пасов, постоянная логистика поставщиков, увеличение ответственности перед клиентами.

1 Теоретические основы управления материальными запасами

1.1 Сущность, классификация и виды материальных запасов

В общем смысле слова, материальные ресурсы - это сумма веществен­ных условий производства. Никто не будет спорить, что все ресурсы даны нам от природы, но не являются материальными. Материальные ресурсы - это про­цесс деятельности человека с целью создания продукта потребления. Сущность материальных ресурсов определяется их материальностью. Материальные ре­сурсы, являясь продуктом труда процесса производства, приобретают потре­бительскую стоимость. Кроме того, происходит социальное признание резуль­татов труда в обществе, затраченного при производстве продукта. Материаль­ные ресурсы становятся объектом купли-продажи, когда находят своего поку­пателя. При этом нужно учесть, что организация рынка сбыта напрямую влия­ет на состоянии экономики.[1]

Очень важно правильно распределить материальные ресурсы по стадиям производства и рынка сбыта. Для этого рассмотрим сущность материальных запасов, виды и классификацию.

Материальные запасы являются частью потенциала экономики. Мате­риальные ресурсы и товары, которые находятся в состоянии запасов, могут храниться на складах предприятий, могут находиться в пути следования между предприятиями, могут быть оплачены и находится на складах у поставщика. Во всех перечисленных случаях, материальные запасы во всех случаях являют­ся материальной основой оборотных средств предприятий.

Материальные запасы классифицируются, исходя из их экономического предназначения и места в процессе кругооборота фондов производства и обра­щения. В экономической литературе, посвященной проблемам товарного обра­щения, достаточно прочно устоялось мнение об основных группах материаль­ных запасов.


Среди них можно выделить следующие виды запасов:

- производственные запасы сырьё, материалы и изделия необходимые для бесперебойного обеспечения технологического процесса на производстве

- запасы готовой продукции совокупность материалов принятых и проверенных на предприятии и накопленной до величины партии отгрузки на складах предприятия;

- товарные запасы на складах

Запасы готовой продукции на складах организаций и предприятий оптовой торговли (организации торгующие товарами крупными партиями);

- транспортные запасы.

Запасы товаров, находящихся в процессе перемещения от поставщиков или грузоотправителей к местам назначения потребителей, грузополучателей.

- государственные резервы;

- материальных ресурсов - на случай форс-мажорных ситуаций.

Необходимо правильно понимать значения материальных запасов и эффективное управление ими. Это важнейшее условие для бесперебойного и комплексного обеспечения предприятия материальными ресурсами. [20]Чем быстрее оборачиваются материальные запасы предприятия, тем большую прибыль имеет организация. Для повышения эффективности производства организация тратит много усилий на обеспечение данной задачи.

В общем объеме материальных ресурсов значительное место занимают средства производства, являющиеся одновременно и предпосылкой, и результатом производства, его исходным и завершающим моментом. В процессе своего движения на различных стадиях производства и товарного обращения материальные ресурсы последовательно видоизменяются. Г отовая продукция одного предприятия становится одним из исходных условий производства другого предприятия в виде “сырых” материалов, полуфабрикатов, топлива, оборудования и т. д.

На каждой из этих стадий происходит образование материальных запасов, что означает некоторую приостановку движения средств производства. Но эта приостановка, будучи по существу, замедлением движения, создает в то же время необходимое условие для непрерывности процесса производства и обращения. Продукция, вышедшая из производства, сохраняет товарную форму от момента ее изготовления до момента поступления к потребителю независимо от того, доставляется она им непосредственно или через оптово-торговые фирмы.

Образовавшиеся запасы на предприятии омертвляют денежные средства организации, в лучшем случае. При долгом хранении материальные запасы приобретают новую стоимость. Чем выше общая средняя стоимость запасов, тем дороже обходится их поддержка или «содержание» на складе. Какие же затраты связаны с поддержанием запасов? Сюда входят:


Затраты на приемку и раскладку товара, а также перемещение его внутри склада.

Арендные и коммунальные платежи за склад, на котором хранятся запасы.

Страховка и налоги. Если запасы находятся на вашем складе, то вам приходится страховать их и, возможно, платить налоги.

Физическая и периодическая инвентаризация. Чем больше продукции хранится на вашем складе, тем больше времени требуется на подсчет.

Утеря и устаревание. Чем больше продукции хранится на складе, тем выше вероятность ее утери и устаревания. В конце концов, кое-что может быть и украдено.

Одним из главных требований предъявляемым к запасам предприятия, является максимально возможное сокращение и максимальное повышение мобильности.

Хранение материальных запасов требует затрат. Размер затрат зависит от величины запасов, от дальности и способов доставки продукции к местам хранения продукции, времени и техники хранения, объема погрузочно-разгрузочных работ и других факторов. Стоит помнить требование о необходимости минимизации совокупных издержек на хранение запасов предприятия.

Для усиления контроля товарных запасов с целью сокращения общего объёма денежных средств, замороженных в запасах нужно чётко разделить на группы все номенклатурные позиции.

Номенклатурный аспект материальных запасов может характеризоваться такими факторами как:

- Доля позиций включающих товары, спрос на которые равномерен, либо подвержен незначительным колебаниям. Объём реализации хорошо предсказуем.

- Доля позиций включающих товары, которые потребляются в колеблющихся объёмах. В частности, товары с сезонным характером спроса. Возможности прогнозирования - средние.

- Доля позиций с товарами, спрос на которые возникает лишь эпизодически. Прогнозировать объёмы реализации очень сложно.

В логистике данный метод разделения по признакам называют методом дифференцирования X, Y, Z.

Классификация материальных ресурсов, т.е. выделение их отдельных групп по различным признакам, необходима для выявления и обоснования потребности в материальных ресурсах, установления рациональной специализации органов оптовой торговли, действующих в сфере товарного обращения, определения требований к объектам производственной инфраструктуры (в основном качественных параметров).

Виды материальных ресурсов, исходя из различных классификационных признаков:

По признаку участия в процессе производства:

- предметы труда

- средства труда[2]


По номенклатурному составу (номенклатура или ассортимент).

- крепёжные материалы

- расходные материалы

- высокопрочный крепёж.

По эксплуатационному состоянию и сроку годности:

- первичные материальные ресурсы

- вторичные материальные ресурсы - остатки сырья, материалов и т.д.

По прочим признакам. Например: ресурсы стратегического сырья.

Результаты использования материальных ресурсов на предприятии выражаются в относительных показателях ресурсоемкости. Можно выделить следующие коэффициенты ресурсоемкости продукта:

- фондоемкость, т.е. отношение стоимости основных производственных фондов к стоимости валового дохода;

- материалоемкость, т.е. отношение материальных затрат к стоимости валового дохода;

- запасоемкость, т.е. отношение стоимости материальных ресурсов, находящихся в состоянии запасов, к стоимости валового дохода.

Особо важно отметить, что в процессе управления планируемый поток материальных запасов должен быть проанализирован не только с точки зрения ассортимента, качества, количества, сроков и места. Важно оценивать его и по таким параметрам как рациональность источника получения ресурсов, наличие до и послепродажного сервиса, цена за единицу товара с учетом расходов по приобретению.

1.2. Управление материальными запасами на предприятии

Для того чтобы эффективно управлять запасами предприятия, во-первых нужно чётко сформулировать цель организации. Например, удовлетворение потребностей потребителя, созданием запасов максимизирующих чистую прибыль. Для эффективного управления запасами необходимо знание по планированию закупок и знания управления складскими запасами.

Рисунок 1. Эффективное управление запасами

Эффективное управление запасами позволяет хорошо обслуживать покупателя Эффективное управление запасами обеспечивает рентабельность вложений Эффективное управление запасами устраняет мертвые запасы и излишки.[3]

Управлять запасами можно и узко направленно, оптимизируя материальные запасы, не вредя общему процессу. Можно так же управлять запасами, смотря на работу всего предприятия. Наиболее эффективным управлением запасами считается управление запасами в логистике.

Где оно рассматривается с точки зрения снижения затрат на содержание материальных запасов и их обслуживания. Любое предприятие стремится к сокращению издержек и увеличению прибыли. Именно ради этих целей и создаётся организация. Так же очевидно, что управление запасами будет затрагивать финансовый и маркетинговый подход.