Файл: управление товарооборотом и товарными запасами на предприятии с целью повышения эффективности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теория финансового управления запасами рассматривает три подхода формирования запасов с позиции рисков и доходности.

Консервативный подход: отличается созданием больших резервов на предприятии, которые защищают от рисков с перебоями поставки, от неожиданной активации спроса продукции. Рисков практически нет, за исключением форс-мажорных обстоятельств. Самый большой риск в данном подходе это низкая рентабельность предприятия, низкая оборачиваемость и как следствие низкая эффективность организации.

Умеренный подход: при умеренном подходе резервы создаются на основе сбора данных за период равный нескольким годам. Это позволяет определить какой вид товара, и в каких объёмах необходимо держать на складе.

Этот подход позволяет организации оптимально снизить риски, но нужно учесть, что показатели рентабельности будут на среднем уровне.

Агрессивный подход: агрессивный подход заключается в полном отсутствии товара или минимизации всех запасов. При возникновении сбоев риски при данном подходе самые максимальные и влекут за собой большие финансовые потери. Но если сбои не возникнут, предприятие достигнет максимума эффективности. Нужно учитывать, что рынок России крайне не устойчив и в макросистеме и в микросистеме.

Предприятию не выгодно иметь избыток материальных запасов, но так же плохо испытывать нехватку сырья.

На объём запасов на сладах влияют следующие факторы:

- Условия закупа запасов (объёмы закупа, скидки, частота запроса)

- Реализация товара (Объёмы продаж, акции предприятия для увеличения сбыта)

- Производственный процесс (длительность процесса, особенности производства)

- Издержки предприятия (расходы на хранение, порча продукции на складе).

Существует несколько моделей определения объёма закупа материальных запасов, которые позволяют минимизировать затраты на хранение и заказ продукции.[4]

Первая модель математическая, (формула Уилсона, EOQ-модель), определяющая оптимальный объём заказываемого товара, который позволяет минимизировать общие переменные издержки, связанные с заказом и хранением запасов. Характерными чертами данной модели являются:

- Спрос на товар известен.

- Время реализации заказа (поставки) известно и постоянно.

- Получение товара происходит мгновенно.

- В модели не учитываются оптовые скидки.

- Дефицит не допускается.

Следует отметить, что формула Уилсона изначально разработана для крупных промышленных предприятий. А это означает, что она не может быть применена по своему прямому назначению в современных торговых компаниях. Пробовать использовать данную формулу следует на самых весомых в обороте и стабильных товарах. Весомые товары — это группа А (ABC-анализ), стабильные товары — это группа X (XYZ-анализ).


На современных предприятиях для контроля над запасами часто используют модель АВС анализа. Это эффективный инструмент управления и контроля над движением материальных запасов на предприятии.

Суть данного метода заключается в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Таких объектов, как правило, не много, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание и силы. Для этого вся номенклатура материальных ресурсов располагается в порядке убывания суммарной стоимости всех позиций на складе. При этом цену единицы продукции умножают на общее количество и составляют список в порядке убывания произведений. Далее подразделяют все позиции номенклатуры на три группы - «А», «В» и «С».

Позиции номенклатуры, отнесённые к группе «А», - немногочисленны, но на них приходится преобладающая часть денежных средств, вложенных в запасы. Эта группа включает в себя 20% общего объема единиц закупок, но по стоимости они представляют 70-80% от общей стоимости закупок. Это особая группа с точки зрения определения величины заказа по каждой позиции но­менклатуры, контроля текущего запаса, затрат на доставку и хранение.

К группе «В» относятся позиции номенклатуры, занимающие среднее положение в формировании запасов склада. Эта группа составляет около 30% от общего числа наименований и 15-25% общего объема в рублях. По сравне­нию с позициями номенклатуры группы «А» они требуют меньшего внимания - производится обычный контроль текущего запаса на складе и своевременно­сти заказа.

Группа «С» включает позиции номенклатуры, составляющие большую часть запасов: на них приходится незначительная часть финансовых средств, вложенных в запасы. Они представляют 5% от годового объема затрат в руб­лях, но около 50% наименований от общего числа. Как правило, по позициям группы «С» не ведётся текущий учёт, а проверка наличия осуществляется пе­риодически (один раз в месяц, квартал, полугодие); расчёты оптимальной ве­личины заказа не выполняются.

Так же существуют методы оценки стоимости материальных запасов. Дело в том, что стоимость приобретения товара всегда ниже стоимости мате­риальных запасов к моменту их реализации. Финансовые показатели деятель­ности организации могут очень сильно варьироваться. Менеджеры должны учитывать эти показатели в своих оценках.

При учёте стоимости запасов предприятия мы имеем право оценивать следующие параметры: себестоимость единицы материальных запасов, сред­нюю себестоимость товарно-материальных ценностей, по себестоимости во времени приобретения (первые, последние)


Выбор способа учёта зависит от многих факторов. В бухгалтерии существует два метода учёта FIFO и LIFO. При первом методе считается, что товарно-материальные ценности, которые прибыли на склад первыми, первыми и уходят. При втором товар пришедший последним приходит первым. Второй метод позволяет сглаживать факт инфляции при формировании прибыли. При использовании этого метода можно уменьшить стоимость остатков, а величина налогов на предприятие уменьшиться. Метод FIFO эффективен, если организация проводит политику минимизации остатков и снижения издержек предприятия. Этот метод увеличивает ликвидность предприятия, снижая издержки и увеличивая прибыль организации.

При формировании складских запасов необходимо помнить несколько правил.

Устанавливаем бюджет при формировании новых запасов (5-10% от планируемого объёма вложений в материальные запасы).

Прекращение закупа товаров, спрос на которые на рынке становится нестабильным или прекращается. Выделение средств на расширение ассортимента, при необходимости. Убедитесь что принятые решения, относительно формирования материальных запасов, были приняты на основании проверенных данных. Например, по каким показателям принималось решение. Были ли предыдущие прогнозы от этого источника верными. На сколько процентов? Если прогнозы верны менее чем на 50% .[5]

При принятии решения о закупе новой номенклатурной позиции, примите во внимание как эта позиция повлияет уже на имеющиеся материальные запасы.

2 Анализ системы управления запасами в АО «Тольяттихлеб»

2.1.Организационно-экономическая характеристика АО «Тольяттихлеб»

Объектом исследования в данной работе является АО «Тольяттихлеб» (полное официальное наименование общества - акционерное общество «Тольяттихлеб»).

Место нахождения Общества: Самарская область, г. Тольятти, ул. Голосова, 16.

Организационная структура АО «Тольяттихлеб» представлена на рисунке 1.

Рисунок 2. – Организационная структура АО «Тольяттихлеб»

Органами управления общества являются:

- общее собрание акционеров;

- генеральный директор (единоличный исполнительный орган

Генеральному директору подчиняется главный инженер, несущий ответственность за организация производственного процесса производства продукции и осуществляющий руководство механической, технологической и производственной службой, образующих технический отдел. Главному технологу подчиняются начальники следующих цехов:


- кондитерский и хлебный цехи;

- цех штучных булочных изделий и сухарно-бараночный цех;

- цех диетических и профилактических изделий.

Цель деятельности АО «Тольяттихлеб» заключается в следующем:

- увеличение объема реализации хлебобулочных, кондитерских и бараночных изделий;

- увеличение прибыли компании путем достижения конкурентоспособной себестоимости продукции и снижения затрат;

- разработка и вывод на рынок новой востребованной качественной продукции;

- обеспечение стабильной работы оборудования;

- взаимовыгодное сотрудничество с поставщиками сырья, упаковки и материалов;

- повышение квалификации персонала и его ответственности за качество продукции.

Руководство компании берет на себя обязательство и ответственность за реализацию данной политики в области качества, за соответствие системы менеджмента качества требованиям МС ^О 9001:2008, законодательным требованиям и требованиям, установленным организацией, а также за постоянное повышение результативности системы менеджмента качества.

Миссией организации является развитие производства хлебобулочных, кондитерских и бараночных изделий для удовлетворения наших потребителей здоровой и качественной продукцией, а также высоким уровнем сервиса.

Видение АО «Тольяттихлеб» - быть крупнейшим и конкурентоспособным производителем хлебобулочных изделий в Поволжском регионе.

Основным видом деятельности предприятия является производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения, дополнительными видами деятельности выступают следующие:

- производство хлеба и мучных кондитерских изделий

недлительного хранения;

- производство сухих хлебобулочных изделий и мучных

кондитерских изделий длительного хранения;

- оптовая торговля хлебом и хлебобулочными изделиями;

- оптовая торговля мучными кондитерскими изделиями;

- розничная торговля в неспециализированных магазинах

замороженными продуктами;

- розничная торговля хлебом и хлебобулочными изделиями;

- розничная торговля кондитерскими изделиями.

Рассмотрим основные экономические показатели деятельности АО «Тольяттихлеб» за 2015-2017г. г.г. (см. табл. 1).

Таблица 1 - Основные экономические показатели деятельности АО «Тольяттихлеб»

Показатели

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Изменение

2016 - 2015 г.г.

2017 - 2016 г.г.

Абс.

изм.

(+/-)

Темп

прироста,

%

Абс.

изм.

(+/-)

Темп

прироста,

%

1. Выручка, тыс.руб.

1138991

1438589

1642078

299598

126,3

203489

114,15

2. Себестоимость продаж, тыс.руб.

647267

750086

802002

102819

115,89

51916

106,92

3. Валовая прибыль (убыток), тыс.руб.

491724

688503

840076

196779

140,02

151573

122,01

4. Управленческие расходы, тыс.руб.

115330

103553

111924

-11777

89,79

8371

108,08

5. Коммерческие расходы, тыс. руб.

253235

322398

368229

69163

127,31

45831

114,22

6. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

123159

262552

359923

139393

213,18

97371

137,09

7. Чистая прибыль, тыс.

руб.

20151

117424

180699

97273

582,72

63275

153,89

8. Основные средства, тыс. руб.

445750

391683

353432

-54067

87,87

-38251

90,23

9. Оборотные активы, тыс. руб.

188286

202430

200635

14144

107,51

-1795

99,11

10. Численность ШШ, чел.

1164

1089

1052

-75

93,36

-37

96,6

11. Фонд оплаты труда ШШ, тыс. руб.

98670

107736

131739

9066

109,19

24003

122,28

12. Производительность труда работающего, тыс.руб. (стр1/стр.10)

978,51

1321,02

1560,91

342,51

135,0

239,89

118,16

13. Среднегодовая заработная плата работающего, тыс. руб. (стр11/стр10)

84,77

98,93

125,23

14,16

116,7

26,3

126,58

14. Фондоотдача, руб. (стр1/стр8)

2,56

3,67

4,65

1,11

143,36

0,98

126,7

15. Оборачиваемость активов, раз (стр1/стр9)

6,05

7,11

8,18

1,06

117,52

1,07

115,05

16. Рентабельность продаж, % (стр7/стр1) х100%

1,77

8,16

11,0

6,39

-

2,84

-

17. Рентабельность производства, % (стр7/стр2) *100%

3,11

15,65

22,53

12,54

-

6,88

-

18. Затраты на рубль выручки,

(стр2+стр4+стр5)/стр1*10 0 коп.

0,89

0,82

0,78

0,07

92,13

0,04

95,12


Анализ данных таблицы 1 показывает, что за период 2015-2017 г.г. выручка от продажи в 2016 г. по сравнению с 2015 г. увеличилась на 26,3%, в 2017 г. по сравнению с 2016 г. - на 14,15%; себестоимость продаж при этом в 2016 г. по сравнению с предыдущим 2015 г. увеличилась на 15,89%, в 2017 г. по сравнению с 2016 г. - на 6,92%.[6]

Однако необходимо отметить тенденцию к возрастанию таких показателей, как фонд оплаты труда и среднегодовая заработная плата, что исключает возможность появления проблем в мотивации и стимулировании персонала предприятия, и, следовательно, повышает вероятность устойчивости степени лояльности работников.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что за период 2015-2017 г.г. деятельность АО «Тольяттихлеб» по производству и реализации продукции была достаточно успешной, о чем свидетельствуют результаты анализа динамики основных экономических показателей предприятия, однако следует отметить нестабильность в повышении уровня определенных показателей (выручка от продажи, валовая прибыль, прибыль от продажи, чистая прибыль, рентабельность продаж), что может повлечь за собой образование излишних запасов, как следствие - увеличение суммы затрат на их хранение и снижение эффективности деятельности организации в целом.

2.2 Анализ системы управления запасами на предприятии

Как отмечалось ранее, эффективное управление запасами предприятия заключается в разработке и реализации мероприятий по оптимизации запасов произведенной продукции, незавершенного производства, сырья и других объектов деятельности предприятиями с целью сокращения издержек на их хранение при обеспечении уровня обслуживания и непрерывного функционирования организации. Эффективно организованный процесс управления запасами обеспечивает предприятию возможность удовлетворения или превышения ожиданий потребителей путем создания запасов каждого товара, максимизирующих чистую прибыль.

Ключевой составляющей эффективного управления запасами является корпоративная политика, значимыми факторами также являются высокотехнологичное аппаратное и программное обеспечение и знания, необходимые для его использования.

Политика управления запасами АО «Тольяттихлеб» является частью общей политики управления оборотными активами предприятия, заключающейся в оптимизации объема и структуры запасов товарно­материальных ценностей, снижении уровня издержек на их обслуживание и обеспечении качественного контроля за их движением. Для получения информации о состоянии системы управления запасами в организации следует осуществлять анализ запасов в предшествующем периоде, основная задача которого заключается в выявлении уровня обеспеченности производства и реализации продукции необходимыми запасами в предшествующем периоде и оценке эффективности их использования.