Файл: Роль мотивации в поведении организации (Понятие мотивации трудовой деятельности персонала в организации, теоретические основы мотивации).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации трудовой деятельности
1.1 Понятие мотивации трудовой деятельности персонала в организации, теоретические основы мотивации
1.2. Современный подход к теории мотивации
2.1. Профессиональная мотивация педагогов ДОУ в условиях развития современной образовательной среды
2.2. Мотивация как элемент профессиональной компетентности педагогов
При существующем интересе к своей работе среди стимулирующих факторов педагоги выделяют методическую работу, обучение на курсах, что в первую очередь и способствует повышению профессионального развития педагогов. Достаточно высоко оценен такой фактор как пример и влияние руководителя.
Для успешного существования ДОУ в современном информационном обществе, я читаю создание благоприятной среды образовательного пространства в ДОУ и активизации системы профессионального взаимодействия. Важнейшим элементом является « Я - концепция» личности, где современный педагог может полностью реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей и задач в воспитании и обучении, организовать эффективное взаимное сотрудничество и педагогическое общение. Развитие педагогов может быть достигнута только при наличии определенных организационно-педагогических условий: саморазвитие лидерской компетентности руководителя, формирование профессиональной управленческой команды, создание мотивационной среды. Предложенные рекомендации способны в значительной степени повысить мотивацию педагогов к инновациям и развитию сфере дошкольного образования, привести к заинтересованности в профессиональном росте. В конечном итоге это будет способствовать повышению эффективности деятельности ДОУ в целом и даст значительный социальный результат в виде удовлетворенности граждан образовательными услугами.
Библиографический список
Нормативно-правовые акты
- Конституция Российской Федерации. – СПб.: Питер, 2015. – 64 с.
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утв. Постановлением Правительства РФ № 295 от 15.04.2014 г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
Источники и литература
- Богатырева, О.Н. Кадровые технологии в системе управления персоналом: учеб. пособие / О.Н. Богатырева.- СПб.: изд. СПбГТУРП, 2013. – 46 с.
- Варданян Ю.В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога / Ю.В. Варданян / под науч. ред. В.А. Сластенина. − М.: Изд-во МПГУ, 1998. – 180 с.
- Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вызов. 5- е издание. - Н. Новгород НИМБ 2005 .с- 457
- Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учебник / А.Я. Кибанов. – М.: Инфра-М, 2014. – 448 с.
- Менеджмент в социальных и экономических системах непроизводственной сферы: учеб. пособие / под ред. С. Резника. – М.: Инфра-М, 2014 г. – 208 с.
- Менеджмент организации. Учебное пособие /З.П. Румянцева, Н.А. Сагоматин, Р.З. Акбердин и др. М.,2008 215с.
- Моргунов, Е.Б. Управление персоналом. Исследование. Оценка. Обучение: учебник / Е.Б. Моргунов. – М.: Юрайт, 2015 г. – 562 с.
- Райзберг Б.А. Психологические основы управления: учебное пособие / Б.А. Разберг. - М.: Юнити-Дана – 2012.- 230 с.
- Управление человеческими ресурсами. Учебное пособие / под ред. А.М. Руденко. – М.: Феникс, 2015. – 352 с.
- Экономика и управление социальной сферой: учебник / под ред. Е.В. Егорова. – М.: Дашков и Ко, 2015 г. – 496 с.
- Андреев К.Е. Роль метода проектов в формировании профессиональных компетенций // Специалист 2012. − № 2. – С.18-19.
- Барбарская, М.Н. Сущность процесса управления персоналом на современном этапе / М.Н. Барбарская // Основы ЭУП. - 2014. - №4 (16). – С. 101-106.
- Бундакова, Л.А. Отбор кандидатов на должности педагогических работников ДОУ / Л.А. Бондакова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012. - № 2. – с. 67-73.с.
- Волобуева Л.М. Модернизация подготовки и повышения квалификации педагогов дошкольного образования // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения . 2015 № 6. С.5 – 9.
- Вялова Э. В. Мотивация педагогов дошкольных образовательных учреждений к повышению профессиональной компетентности в структуре профессионального самоопределения. //Журнал «Педагогический мир» 05.2010г.
- Голянич, В.М. Инновационные технологии в кадровом менеджменте / В.М. Голянич // Управленческое консультирование. – 2013. - № 2(50). - С. 5-16.
- Гутгарц Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления персоналом / Р.Д. Гутгарц // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. – №5. – С. 25 – 27.
- Евдокимова, В.В. Правовые акты управления в сфере образования: понятие и черты / В.В. Евдокимова // Право и государство: теория и практика. – 2011. - № 12. – С. 20-22.
- Зайцева, Т.В. Формирование интегрированной системы управления человеческими ресурсами организации: теоретические и методологические аспекты: автореф. дисс. доктора экономич. наук / Т.В. Зайцева. – М., 2012. – 54 с.
- Запара, М.А. Система управления персоналом в деятельности дошкольного образовательного учреждения / М.А. Запара // Детский сад: теория и практика. – 2013. - № 1. – С. 36-39
- Зебзеева, В.А. Основные подходы к созданию современной модели дошкольного образования / В.А. Зебзеева // Детский сад: теория и практика. – 2012. - № 4. – С. 21-25.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. – 2003. – №5. – С. 34-42
- Катаева, Л.И. Психолого-акмеологическое сопровождение работы с персоналом / Л.И. Катаева. - М.: Альпина-Паблишер, 2013. – 180 с.
- Компетентностный подход в педагогическом образовании. Коллективная монография / Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. – СПб., 2005. – 240 с.
- Кудрявцева, О.В. Теоретические подходы к определениям «трудовой потенциал человека», «трудовые ресурсы», «рабочая сила» / О.В. Кудрявцева // RJOAS. - 2012. - №1. – С. 104-109.
- Лихачев, А.В. Управление персоналом: генезис и эволюция методических подходов / А.В. Лихачев // Экономика и социум: современные модели развития – 2012. – № 3. – С. 227-236.
- Лукаш Ю. А. Мотивация и эффективное управление персоналом фирмы: - практическое руководство – М.: Изд-во «Финпресс», 2007.- 287с.
- Малахова, О.В. Особенности проектирования программы профессионального развития кадрового состава дошкольного образовательного учреждения / О.В. Малахова // Воспитатель ДОУ. – 2012. - № 9. – С. 28-31.
- Мальцева, Т.И. Система управления персоналом образовательного учреждения / Т.И. Мальцева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 43-44.
- Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.190-191.
- Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 400 с.
- Михайлова, А.В. Особенности системы управления персоналом в дошкольных образовательных учреждениях / А.В. Михайлова // Экономика и социум. – 2014. - № 3. – С. 67-73.
- Наумова, Е.Ю. К вопросу определения понятия «человеческие ресурсы» / Е.Ю. Наумова // Известия ВолгГТУ. - 2012. - № 13. – С. 48-54.
- Некрасов, Ю.В. Современные кадровые технологии – инструмент инновационного управления руководителя государственного учреждения / Ю.В. Некрасов // Креативная экономика. — 2012. — № 8 (20). — c. 97-102.
- Низамова, Д.Р. Социально-психологические методы в системе корпоративного управления человеческими ресурсами / Д.Р. Низамова // Вопросы инновационной экономики. - 2013. - № 4 (4). - c. 13-19.
- Панова, Е.В. Современные кадровые инструменты в системе менеджмента предприятия / Е.В. Панова // Молодой ученый. – 2015. - № 5. – С. 213-217.
- Панфилова А. П. Инновационное управление человеческими ресурсами в образовательных учреждениях: монография / А.П. Панфилова, С.Ю. Трапицын, Е.Н. Агапова и др. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 250 с.
- Первакова, Е.Е. Способы нематериальной мотивации персонала / Е.Е. Первакова // Креативная экономика. - 2014. - № 4 (88). - c. 42-51.
- Перфильева, М.Б. Формирование концепции управления человеческими ресурсами / М.Б. Перфильева // Известия Саратовского государственного университета. - 2013. - №4. – С. 87-93.
- Плотникова, И.А. Модернизация дошкольного образования: теория и практика / И.А. Плотникова // Дошкольное образование. – 2014. - № 1. – С. 56-59.
- Плотницкая, М.Р. Понятие «персонал» в контексте управления человеческими ресурсами / М.Р. Плотницкая // Вестник КРАУНЦ. - 2013. - № 1. – С. 94-98.
- Полозова, А.Н. Методы управления персоналом / А.Н. Полозова // Креативная экономика. - 2013. - № 10 (22). - c. 128-134.
- Романов, С.Б. Дошкольное образование: проблемы качества педагогического состава / С.Б. Романов // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2012. - № 5. – с. 27-30.
- Рябцева, Т.В. Экономическая эффективность бюджетных учреждений: роль и место кадровой политики / Т.В. Рябцева // Экономика и социум. – 2015. - № 2. – С. 43-48.
- Синева, Н.Л. Роль кадровых технологий в управлении развитием персонала / Н.Л. Синева // Экономика, управление, финансы: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2011 г.). — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 101-103.
- Сурудина Е.А. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования. Журнал «Справочник старшего воспитателя» №11- 2015г. с10-14.
- Челнокова, Е.А. Инновационные технологии в кадровом менеджменте / Е.А. Челнокова // Альманах современной науки и образования. – 2013. - № 5 (72). – С. 56-61.
- Шабурова, А.В. Обоснование и выбор критериев эффективности системы управления персоналом предприятия / А.В. Шабурова // Российское предпринимательство. - 2012. - № 7 Вып. 1 (162). - c. 43-54.
- Феклистова, Е.В. Управление дошкольным образовательным учреждением. Специфика / Е.В. Феклистова // Практика управления ДОУ– 2015- № 1 – С.65- 71
- Фетисова, М.М. Современные методы управления персоналом и пути их совершенствования / М.М. Фетисова // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 11 . – С. 192-196.
- Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. − № 2. − 2003. − С. 58-64.
- Хекхаузен Х. «Психология мотивации достижения», СПб, 2001.
Электронные источники
- studmed.ru ›docs/document26059/content.
- Менгазиева Л.Н. Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения[Электронный ресурс] http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/motivatsiya-professionalnogo-razvitiya-pedagogov-kak-sredstv.
- Таланова, А.В. Основные направления развития кадрового менеджмента в России / А.В. Таланова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014. - № 3 [Электр. ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4423 (дата обращения: 26.09.2015).
Приложения
Приложение №1
Перечень трудовых действий, необходимых умений и знаний педагога дошкольного образования.
Трудовые действия |
Необходимые умения |
Необходимые знания |
Участие в разработке основной образовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО |
Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилами), продуктивная; конструирование, создание широких возможностей для развития свободной игры детей, в т.ч. обеспечения игрового времени и пространства |
Специфики дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста |
Участие в создании безопасной и психологической комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации |
Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации |
Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания |
Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и /или дошкольного возраста в соответствии с ФГОС и основными образовательными программами |
Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения |
Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте |
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и / или дошкольного возраста. Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и / или дошкольного возраста |
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской) |
Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте |
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями. |
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения |
Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста |
Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития |
Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста |
Современные тенденции развития дошкольного образования |
Формирование психологической готовности к школьному обучению |
||
Создание позитивного психологического климата в группе и в условий для доброжелательных отношений между детьми, т.ч. принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными(в т.ч. ограниченными) возможностями здоровья |
||
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом),продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в т.ч. обеспечения игрового времени и пространства |
||
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов |
||
Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности |
||
Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей. |
Приложение № 2
Методика «Изучение мотивации профессиональной деятельности»
( К.Замфир в модификации А.Реана)
Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации. На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ. По данным исследований можно говорить об удовлетворенности избранной профессией.
1 балл – В очень незначительной мере;
2 балла – В достаточно значительной мере;
3балла – В небольшой, но и в немаленькой мере;
4 балла – В достаточно большой мере;
5 баллов – В очень большой мере.
В очень незначительной мере (1) |
В достаточно значительной мере (2) |
В небольшой, но и в немаленькой мере (3) |
В достаточно большой мере (4) |
В очень большой мере (5) |
|
1.Денежный заработок. |
|||||
2.Стремление к продвижению по работе. |
|||||
3.Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег. |
|||||
4.Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей. |
|||||
5.Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других. |
|||||
6.Удовлетворение от самого процесса и результата работы. |
|||||
7.Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности. |
Подсчитывается показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной мотивации (ВПМ) и внешней отрицательной мотивации (ВОМ). Подсчитывается средний показатель для всей выборки.
ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2
ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3
ВОМ = (оценка п. 3 + оценка п. 4)/2
Полученный мотивационный комплекс ВМ>ВПМ>ВОМ считается наилучшим, оптимальным. Удовлетворенность профессией тем выше, чем оптимальнее мотивационный комплекс, что и получилось: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий – внешней отрицательной.
Приложение № 3
Анкета для педагогов ДОУ.
1. Оцените влияние мотивационных факторов на выполнение профессиональных обязанностей.
Каждый фактор может быть оценен от 1 до 3 баллов. Сделайте свой выбор по каждому из факторов, указав количество баллов:
1 балл - Не влияет; 2 балла - Влияет; 3 балла - Очень сильно влияет.
Факторы |
Баллы |
1. Материальное стимулирование |
|
2. Благоприятные условия труда |
|
3. Благоприятная обстановка в коллективе |
|
4. Отсутствие боязни увольнения |
|
5. Имидж профессии |
|
6. Моральная мотивация |
|
7. Меры административного воздействия |
|
8. Возможность должностного продвижения |
|
9. Стиль руководства вашего начальника |
|
10. Санитарно-гигиенические условия труда |
|
11. Стаж работы |
2. В какой мере вы удовлетворены системой морального стимулирования, сложившейся в детском саду на современном этапе?
- Вполне
- В основном
- Не удовлетворен
- Затрудняюсь ответить
3. Готовы ли Вы сменить место работы?
- Да, незамедлительно
- Да
- Нет
4. Что может явиться причиной смены места работы?
- семейные обстоятельства;
- более высокая заработная плата;
- смена рода деятельности;
- другое _____________________________________________
5. Испытываете ли Вы беспокойство, связанное с перспективой потерять работу?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
6. Уделяется ли в детском саду должное внимание обучению и повышению квалификации сотрудников?
- Да, значительное;
- не уделяют;
- уделяют.
7. Как Вы считаете, достаточно ли Вам имеющихся знаний, умений и навыков для эффективной работы?
- Да
- Не совсем
- Нет
Приложение № 4
Анкета «Мотивация к успеху» по методике Т. Элерса
Уважаемые сотрудники, просим вас ответить на вопросы анкеты. По каждому пункту нужно выбрать тот вариант ответа («Да» или «Нет»), который отражает ваше мнение, и поставить значок «Х» в соответствующей графе.
|
Ключ к тесту: Один балл получают ответы «Да» на утверждения 1-3, 6, 8, 10-12, 14, 16, 18-20 и ответы «нет» на утверждения 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17,1.