Файл: Изучение особенностей взаимоотношения субъектов Российской Федерации, их отличия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Унитарная Россия вряд ли имеет благополучное будущее. Это наглядно подтверждает то, что во всем мире на всех уровнях организации различных видов публичной власти растет популярность федеративной формы государственного устройства как способа регулирования отношений, целостность объекта управления. Преимущество федерализма в том, что он способен предлагать различный уровень децентрализации власти в зависимости социально-политической, исторической и иной ситуации в стране. Суть федерализма - достижение гармонии между централизацией, децентрализацией и самоуправлением; достижение «компромисса между единством и разнообразием или, иначе говоря, - обеспечить единство в разнообразии».

1.2 Местная администрация в структуре органов местного самоуправления

Одним из проявлений развитой модели публичной власти в современном обществе называют систему местного самоуправления, характеризующее демократическое государство и составляющее базис реализации прав, утвержденных Конституцией. Данные учреждения сформированы как инструмент исполнительной власти, необходимый для нейтрализации проблем на местном уровне. Существенной реформы аппарат местного самоуправления претерпел в 2003 году, когда был принят нормативно – правовой акт, регулирующий деятельность данного института. Основные положения данного документа показывают, что аппарат функционирования системы местного самоуправления включает в себя следующие компоненты:

- департамент, ведущий функции по реализации решений (административное звено местного самоуправления);

- департамент, состоящий из лиц, представляющих учреждение местной власти;

- директор органа местной власти[6].

Понятие структуры учреждений местного самоуправления установлено конституционно, при этом определение «местная администрация» нигде не встречается.

В то же время можно сказать, что Основной закон устанавливает отделение учреждений местного самоуправления, то есть они не принадлежат к аппарату общероссийского управления и выражают государственную власть только в пределах отдельных населенных пунктов.

Отмечается обособленная роль местных администраторов в модели самоуправления, так как в их компетенции находятся функции по реализации решений, связанных с нейтрализацией оперативных и тактических решений по улучшению вверенных населенных пунктов[7].


Таким образом, администраторы как представители местной власти являются носителями исполнительной власти как одной из ветвей. Правовед Л. Т. Чихладзе утверждает следующее: «наряду с представительными органами муниципальной власти составной частью местного самоуправления являются исполнительные органы, главные цели которых, заключаются в обеспечении повседневного управления местными делами и реализации решений представительных органов. Исполнительно-распорядительные органы муниципальной власти… играют одну из ведущих ролей в системе управления территорией, на которой осуществляется местное самоуправление».

Можно отметить существенный недостаток системы законодательства, регулирующего институт местного самоуправления, выраженный в том, что в законодательстве отсутствует определение местной администрации, а также основные термины, упорядочивающие данный институт. В специализированных научных источниках имеют место множество концепций, отражающих содержание этого учреждения. Например, юрист А. В. Елькина полагает, что администрация органов местного самоуправления не что иное как обособленное учреждение муниципалитета, во главе которого находится директор, реализующий права на основе конкретного Устава, а также компетенций, переданных ему законодательно, собственно закрепляющими за ним исполнение функций исполнительной власти на территории отдельного населенного пункта с учетом определенных обычаев и традиций. Оригинальна также и точка зрения Н. С. Бойко, он рассматривал функционирование аппарата местного самоуправления как некую систему и полагал будто данный носитель исполнительной власти представляет собой организацию[8].

Изучая многообразие концепций, рассматривающих особенности функционирования института, а также содержание ст. 37 ФЗ №131 дают возможность выявить следующие характерные черты:

- директором органов местного самоуправления избирается либо председатель муниципалитета либо профессионал, действующий на основе трудового соглашения в результате определенного конкурса, при этом данный статус временный, круг его прав и обязанностей установлен юридически;

- институт местного самоуправления осуществляет свою деятельность, направленную на нейтрализацию проблем в пределах конкретного населенного пункта, при этом компетенция специалистов, а также их права и обязанности подтверждены законодательно;

- представители органов местной администрации имеют специализированный набор полномочий, среди которых можно назвать функции планирования, бюджетирования, муниципального менеджмента;


- специалисты органов местной администрации реализуют функции исполнительной власти в пределах муниципалитета;

- институт местного самоуправления функционирует без остановки, его состав избирается централизованно, не путем выборов;

- учреждение местной администрации признано юридическим лицом, действующим на основании следующих нормативно – правовых документов: Гражданского Кодекса, а также ФЗ №131, при этом они имеют полномочия, аналогичные предприятиям с казенной формой собственности.

В последние годы нормативно – правовая база функционирования органов государственного управления существенно улучшилась, имеются хорошие перспективы, но в то же время анализ данной темы исследования показывает, что аспект упорядочивания деятельности органов самоуправления по реализации функций исполнительной власти еще нуждается в корректировке.

Первым, основным недостатком можно назвать отсутствие в законодательстве термина «местная администрация» с четкой формулировкой прав, обязанностей , полномочий, их ограничений, что существенно бы упорядочило механизм функционирования системы местного самоуправления[9].

Этого можно добиться путем добавления новых понятий, определений, формулировок в глоссарий ФЗ №131, при этом необходимо указать, что орган местной администрации - обособленное учреждение муниципалитета, во главе которого находится директор, реализующий права на основе конкретного Устава, а также компетенций, переданных ему законодательно, собственно закрепляющими за ним исполнение функций исполнительной власти на территории отдельного населенного пункта с учетом определенных обычаев и традиций.

Следующей важной проблемой является то, что в ФЗ №131 нет четкого утверждения компетенций, прав, обязанностей, характеризующих деятельность органов местной администрации. Это ведет к тому, что нет единого, установленного централизованно списка компетенций специалистов института местного самуправления. Однако в то же время можно сказать, что в законодательном акте определен порядок рассмотрения вопросов на местах (в пределах отдельных населенных пунктов) (ст. 17), круг специальных полномочий, которыми обладает институт местного самоуправления, формируемый посредством выборов (ч. 10 ст. 35), компетенции директора администрации (ч. 2, 4 ст. 36).

Данный период развития нормативного поля формирования полномочий работников местного самоуправления характеризуется тем, что функции исполнительной власти наделяются как конституционно и федеральными законами, так и отдельными актами из отраслевого права.


Работниками учреждений местной администрации управляет начальник, который руководит также муниципалитетом или должностное лицо, утверждаемое на данный пост при заключении трудовым договором по решению проводимого конкурса на занимаемое место, а также на четко ограниченный временный промежуток, оговоренный уставом муниципалитета.

Персонал местной администрации претворяет в жизнь свои права и обязанности для осуществления своей деятельности в рамках отдельного населенного пункта, а также они получают права на основании действующего законодательства (федерального и отдельных субъектов), но только в пределах конкретной местности[10].

Учитывая факт постоянного совершенствования органов общественной власти можно отметить, что система местного самоуправления как компонент демократического государства, действует в пределах принципов волеизъявления народа и формирует базис развития демократии и утверждение Конституции. Главная задача института местного самоуправления состоит в принятии мер, направленных на решение вопросов, существующих в конкретном муниципальном объединении.

Законодательно утверждено, что состав структуры местного самоуправления должен включать в себя персонал администрации (фактически носители исполнительной власти), департамент, являющийся представителем местного самоуправления и непосредственно директора, данная модель местного самоуправления была утверждена конституционно, однако непроработанность данного аспекта заключается в том, что в Конституции нет правовой регламентации понятия «местная администрация», нет четко указанных понятий, не отделены права, полномочия, компетенции.

Однако конституционно утверждено то, что органы местного самоуправления являются представителями власти в пределах определенного населенного пункта или местности, а также их исключение из органов федеральной власти, то есть их решения не распространяются на всю территорию Российской Федерации. Необходимо уделить особое внимание аппарату местной администрации, несущей в ceбe отражение функций исполнительной власти в рамках муниципалитета[11].

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что институт местного самоуправления на данный момент принимает наибольшее участие в реализации государственных социально – экономических мероприятий в рамках муниципалитета. В наше время имеет место проблема, выраженная в разделении прав и полномочий среди ярусов государственной власти.


В общем, существуют резервы для дальнейшего совершенствования отечественного нормативно – правового регулирования местных органов власти, особенно в сфере реализации полномочий по реализации функций исполнительной власти.

1.2 Муниципальное образование как объект управления

Динамизм условий внешней и внутренней среды, охватывающей системы экономических отношений в мире создали предпосылки для участия органов местного самоуправления в конкурентную борьбу за размещение вложений и производственных ресурсов как в пределах государства, так и между странами.

В результате имеет место развитие социально – экономических отношений, ведущих к преобразованию субъектов государства, местные органы власти получают все большую автономию в экономических и финансовых вопросах, так как все больше участвуют в международных и общегосударственных сделках, особенно в аспекте инвестирования.

В связи с увеличением финансовой автономии местных органов власти растет потребность в инновационных методах менеджмента, что отображается в формировании новых методик стратегического менеджмента в бюджетных организациях.

Между тем, в отечественных условиях данный аспект недостаточно проработан, что определяет актуальность этого вопроса[12].

Основным нормативно – правовым документом, регулирующим основы функционирования местных органов власти, является ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым на конкретной территории утверждается орган местного самоуправления, при это в качестве данного территориального образования могут быть приняты различные городские (сельские) поселения, районы, округа, прилегающие к городу территории или территории пределах города общегосударственного значения, например, Севастополь.

Данные концепции являются неплохими, однако они детализируют исключительно юридический статус органов местного самоуправления, в то время как их социально – экономические отношения остаются в стороне, являются до конца неизученными.

Для большей эффективности и большей проработки вопроса можно рекомендовать применение системного анализа, что даст возможность изучать местные органы власти в разрезе отдельных функционирующих подсистем и те самым рассматривать их влияние на преобразование подчиненных им территорий.