Файл: Изучение особенностей взаимоотношения субъектов Российской Федерации, их отличия.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
1.1 Эволюция формирования отношений между органам государственной власти Российской Федерации
1.2 Местная администрация в структуре органов местного самоуправления
1.2 Муниципальное образование как объект управления
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы оптимального сочетания федерализма и централизации государственной власти всегда привлекали внимание широкого круга специалистов, поскольку анализ подобных аспектов как с теоретических, так и практических подходов обосновывает определение правового статуса каждого субъекта Федерации, входящего в состав в виде определенного образования. Данный вопрос является крайне проблемным при изучении природы и возможных перспектив дальнейшего существования любого федеративного государства. Насколько оптимально разрешить данную дилемму, настолько эффективным и устойчивым будет дальнейшее развитие такого государства.
Процесс принятия Конституции Федерации в 1993 году решил многие проблемы, позволившие во многом определить дальнейшее развитие федеративного устройства России, однако проблемы до конца разрешены не были.
В современных условиях вопрос федерализма и централизации власти особенно актуален для российского государства, поскольку еще имеются отдельные сторонники политических взглядов, оставшиеся с 90-х годов, пытающиеся отделить отдельные регионы в виде обособленных государств, не имея на это никаких политических оснований и доводов.
Целью написания курсовой работы является изучение особенностей взаимоотношения субъектов Российской Федерации, их отличия, а также особенности организации механизма власти и процесс отграничения полномочий между федеральными властями и властями субъекта Федерации.
Поставленная цель курсовой работы в полной мере раскрывается решением следующих задач:
- изучить особенности правового статуса муниципальных образований в Российской Федерации;
- ознакомиться со спецификой имущественных прав в муниципальных образованиях Российской Федерации и возникающих по этому поводу отношений с федеральными и районными уровнями власти;
- выявить основной круг компетенций муниципальных образований в России;
- изучить основные проблемы взаимоотношений между различными уровнями государственной власти в Российской Федерации и перспективы их решения .
В процессе написания научной работы применялись такие методы исследования, как анализ, синтез, особое значение уделено дедукции и индукции, при написании второй главы применялся метод сравнения, а также классификации и обобщения.
Объект курсовой работы – совокупность возникших правоотношений, проявляющихся при построении модели отношений между органами управления государственной власти на различных уровнях.
Предмет курсовой работы представлен особенностями административно – территориального состава России, а также особенностями правового статуса субъектов Федерации.
Теоретической базой проводимого правового анализа, представленного в курсовой работе, являются многочисленные научные труды, посвященные проблемам развития конституционного строя, муниципального и бюджетного права.
В то же время нормативно – правовая база курсовой работы представлена Конституцией Российской Федерации, федеральными нормативно – правовыми актами, а также Уставами, Конституциями субъектов Федерации.
Структура курсовой работы представлена введением, основной частью, включающей две главы, а также выводов, оформленных в вид заключения. Завершает работу список используемой литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
1.1 Эволюция формирования отношений между органам государственной власти Российской Федерации
Нынешняя модель государственного устройства, ее конституционно – правовое отражение во многом отличается от действующей в советский период отечественной истории.
Современная система федерализма, закрепленного уже в демократической России, явилась результатом многочисленных перемен, реализуемых с перестроечного периода, а также продуктом влияния многочисленных факторов социально – политического характера, происходящих как в нашем государстве, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Создаваемая модель современной российской конституционно – правовой модели характеризует долгий исторический путь своего развития, а также демонстрирует попытку увязать политическую модель нынешней России с организационными принципами, утвержденными в развитых государствах[1].
Можно обозначить три важнейших периода развития современных принципов конституционно – правовой модели России:
- в качестве первого называют стадию разложения Советского Союза на ряд государств, а также разработка и принятие Декларации о государственном суверенитете;
- следующим этапом является заключение Федеративного договора и корректировка Конституции 1978 года;
- на завершающей стадии имело место принятие действующей и поныне Конституции современной России 1993 года.
Сущность конституционных преобразований на начальной стадии сводилось к продлению начатых в 80-ые годы преобразований, касающихся социально – политической и финансово – экономической сфер. Одним из важнейших преобразований явилось значительное проявление децентрализации властных полномочий, то есть отделения объема власти центра от периферии.
Одной из заметных и повсеместно применяемых качественных специфических признаков явилось то, что преобразования, касающиеся любой сферы реализовывались «сверху», игнорируя региональные, районные, местные особенности, что приводило к ухудшению проблемы.
Вторым существенным качественным признаком, характеризующим особенности взаимодействия между столицей и отдельными областями, регионами, при этом официально признавался статус отдельных субъектов Российской Федерации. С этого момента взаимодействие России и ее отдельных автономий производилось на основе конфедерации[2].
Непосредственно подготавливая Союзный договор, регламентирующий отношения бывших республик Советского Союза, российская сторона одновременно готовила Федеративный договор, заключенный 31 марта 1992 года. Заключив данный нормативно – правовой акт, отмечается следующая стадия формирования российского государственного механизма. Этим самым была использована возможность добиться прежней устойчивости на принципе взаимной договоренности между отдельными регионами. Прежде всего, характерной чертой новой демократической России являлось то, что осуществлялся отказ от принципа жесткой централизации, посредством заключенного договора признавалась автономия отдельных субъектов Федерации в ряде вопросов, не касающихся конституционных принципов, допускалось совместное решение проблем и делегирование значительного объема полномочий властям субъектов Федерации.
В специализированных источниках принята позиция, заключенная в том, что заключение данного соглашения (договора) привела к изменению строя России – государство из унитарного преобразовалось в федеративное. Однако есть ряд теоретиков, полагающих, что и ранее Россия являлась страной федеративного типа, заключение договора привело к изменению вида федерации, Россия стала конституционно – договорной федерацией, в состав которой входили различные субъекты, наделенные разным объемом прав и полномочий, а также обязанностей.
Как утверждает И. А. Конюхова, данный документ обеспечил будущее развитие федерализации в российском государственном устройстве. Данное предположение строится на том, что в результате подписания договора, оставались отдельные субъекты Федерации, не получившие таковой статус.
Утверждение в качестве основного государственного закона Конституции 12 декабря 1993 года характеризовало финальную стадию заложения основ федерализма в перспективе. Именно Конституция охарактеризовала ту пропорцию полномочий, установившихся между центральными органами власти и отдельным субъектами Федерации на дату ее утверждения.
В то же время, хотя по Конституции данной редакции Россия является страной федеративного типа, ее фактические проявления остаются только на бумаге. По сути, во взаимодействии между признаками унитарного государства, федерации и конфедерации пока специфические признаки федерализма проявляются в меньшей степени[3].
Можно обратить внимание на основные принципы федерализма, официально подтвержденные Конституцией:
- соблюдение неприкосновенности целостности России как государства;
- объединение объема властных полномочий и государственного механизма;
- равенство в распределении прав и обязанностей как между отдельными этносами, так и субъектами России;
- каждая народность имеет конституционное право на собственное самоопределение, однако, в пределах объемов прав и полномочий, переданным им Федерацией;
- отделение определенного объема прав и полномочий, распределенных между федеральными властями и администрациями отдельных субъектов;
- применение принципа равенства прав человека, гражданина касательно всех субъектов Федерации;
- главенство закона, принятого федеральными властями перед нормативно – правовыми актами, принятыми на других уровнях.
После утверждения Конституции в 1993 году четко отграничились следующие стадии формирования федерального устройства России:
1993 – 1996 годы
1996 – 2000 годы
2000 год – наши дни.
Начальная стадия развития государственного механизма уже после принятия Конституции сопровождалась существенной дезинтеграцией в схеме государственной власти, испытывающей на себе влияние децентрализации, разработкой значительного количества нормативно – правовых актов, отделяющих предметы ведения, а также объем полномочий с учетом централизации[4].
Следующая стадия сопровождается формированием конкретных процессов унифицированной системы права и попыток создания объединенного пространства Федерации, усиления значения нормативно – правовых актов федерального уровня относительно других уровней, поскольку данные законы заставляют субъекты по местам менять собственную систему право под общефедеральные принципы.
Заключительная стадия (в специализированных источниках она также именуется как новейшая) сопровождается дальнейшим развитием принципов федерализации, но при этом в отношении законов федерального уровня реализуется централизованный подход, то есть концепция предоставления федеральных законов «сверху вниз».
На данный момент приоритетными задачами России являются:
- обеспечение крепкого, устойчивого, нацеленного на высокие результаты общества;
- во внешней политике ориентация на возврат утерянных позиций России как мощной страны, способной противостоять однополярному миру и оказывающему поддержку для обеспечения мира на планете.
Наиболее результативным является механизм обеспечения установленных целевых ориентиров посредством формирования эффективной модели федеративного типа.
Российское законодательство на современном этапе свидетельствует о преобладании противоположной тенденции - об усилении механизма координации процесса законотворчества по линии исполнительной власти.
Исполняя свои конституционные полномочия, в целях усиления координации государственной власти, а также в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений Президент РФ В.В. Путин Указом от 13 мая 2000 года «О полномочном представителе президента Российской Федерации в федеральном округе» преобразовал институт полномочных представителей Президента РФ, формируемый до этого лишь в нескольких субъектах РФ. В соответствии с вышеназванным Указом полномочные представители Президента РФ приобрели права координации и контроля за соблюдением Конституции РФ и федерального законодательства на местах. Другим Указом «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации», изданным в 2000 году, Президент РФ предусмотрел создание федерального банка нормативно-правовых актов субъектов РФ, обязав Министерство юстиции вести федеральный регистр.
Несмотря на процессы движения России по пути укрепления и совершенствования федеративного устройства, в научных и общественно-политических кругах всё чаще выдвигается позиция, отстаивающая унитарную Россию. В унитарной форме государственного устройства оппоненты федерализма видят гарантию стабильного и сильного государства. При этом высказываются мысли о том, что с реализацией президентских инициатив по укреплению государственности, Россия уже сейчас фактически естественным путём преобразуется в унитарное государство[5].