Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие, сущность, состав, классификация расходов на закупку товаров
1.2 Факторы, влияющие на расходы закупки товаров
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ НА ЗАКУПКУ ТОВАРОВ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ НАО «ФИНСИБ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ расходов на закупку в целом по предприятию и по видам товара
2.3 Формы и методы реализации товаров
ГЛАВА 3.ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ НА ЗАКУПКУ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПРОДАЖ
3.1 Оптимизация затрат, механизм управления расходами
По остальным товарным группам изменения закупочных расходов составили меньше 10 % в сторону уменьшения.
Изменения в переменных и постоянных затратах практически пропорциональны общему изменению.
Далее необходимо изучить динамику структуры расходов на закупку по товарным группам (таблица 2.6)
Таблица 2.6 – Динамика структуры расходов на закупку в разрезе товарных групп НАО «ФинСиб»
Товарная группа |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Изменение, % |
||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
||
БУМАГА ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ |
1113,9 |
10,5 |
1042,5 |
9,5 |
-1,0 |
КОНВЕРТЫ |
424,3 |
4,0 |
274,3 |
2,5 |
-1,5 |
БУМАГА ОФИСНАЯ |
530,4 |
5,0 |
384,1 |
3,5 |
-1,5 |
КАНЦТОВАРЫ, ПИШУШИЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ |
1485,2 |
14,0 |
1646,1 |
15,0 |
1,0 |
КАЛЬКУЛЯТОРЫ, ЧАСЫ, БАТАРЕЙКИ,ТЕЛЕФОНЫ |
1167,0 |
11,0 |
1371,7 |
12,5 |
1,5 |
СВЕТИЛЬНИКИ "Lival" |
742,6 |
7,0 |
877,9 |
8,0 |
1,0 |
РАСХОДНЫЕ И ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ Д/КОПИР, КОМПЬЮТ.И ОФИСН.АКСЕССУАРЫ |
477,4 |
4,5 |
438,9 |
4,0 |
-0,5 |
МЕЛКООФИСНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ |
848,7 |
8,0 |
768,2 |
7,0 |
-1,0 |
БЫТОВАЯ ХИМИЯ, ХОЗ.ТОВАРЫ |
3607,0 |
34,0 |
3840,9 |
35,0 |
1,0 |
ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ УСЛУГИ |
21,2 |
0,2 |
32,9 |
0,3 |
0,1 |
Итого |
10609,0 |
100,0 |
10974,0 |
100,0 |
0,0 |
Из проведенных расчетов видно, что соответственно изменению сумм расходов на закупку по отдельным товарным группам, изменялась и их структура. Максимальное изменение в сторону увеличения показала группа «Калькуляторы» (+1,5 %), на 1 % увеличилась доля групп «Канцтовары», «Светильники» и «Бытовая химия и хозтовары». Соответственно уменьшилась доля остальных групп, максимальное уменьшение показали группы «Бумага офисная» и «Конверты».
Таким образом, проведенный анализ затрат на закупку НАО «ФинСиб» показал, что на предприятии большое внимание уделяется затратам на закупку как основному резерву роста эффективности коммерческой деятельности предприятия, потери продукции составляют не более 0,37 % от общей суммы затрат и 0,05 % от оборота предприятия. Следовательно, организация транспортировки, хранения и использования продуктов находятся на высоком уровне.
2.3 Формы и методы реализации товаров
Основными потребителями являются юридические лица: магазины по продаже канцтоваров (бухгалтерия), офисы – для делопроизводства, государственные органы (если выигран тендер), небольшая доля физических лиц для личного пользования. В таблице 2.6.представлены данные по участию НАО «ФинСиб» в системе государственных закупок в 2018 г.
Таблица 2.6 - Участие НАО «ФинСиб» в системе государственных закупок
Показатель |
Значение |
Сумма заключенных контрактов с 2018 г. |
31 567 800.00 руб. |
Количество заключенных контрактов с 2018 г. |
136 |
Количество номенклатуры |
586 |
Количество обслуженных заказчиков с 2018 г. |
64 |
Средний процент снижения |
17,72% |
Покрытие регионов |
3 |
Количество выигранных направлении (отрасль) |
10 |
Участвовали / Победили / Сняли |
303 / 144 / 16 |
Количество конкурентов |
128 |
Количество поставщиков у кого выиграли / проиграли |
69 / 94 |
Таким образом, видно, что система государственных закупок занимает значительное место в системе реализации товаров НАО «ФинСиб».
Что касается частных клиентов – юридических и физических лиц, то был проведен опрос клиентов, пришедших в магазин/офис компании для приобретения товаров. Было предложено ответить на 7 вопросов, которые вытекали из содержания отзывов клиентов на сайте предприятия о его работе, то есть после проведения анализа отзывов была сформирована анкета и предложена 50 покупателям НАО «ФинСиб», не оставлявшим отзывов на сайте предприятия. Структурировав эти отзывы по 7 основным параметрам, были получены следующие данные (приложение 1):
-
- Причины обращения клиентов именно в НАО «ФинСиб» (рис. 2.2). Основной причиной обращения клиентов является рекомендация знакомых – предыдущих заказчиков – 45 %, на втором месте – известный высокий уровень специалистов предприятия – 25 %.
Рис. 2.2 - Причины обращения клиентов в НАО «ФинСиб»
Основным источником информации о предприятии по оценкам покупателей являются различные рейтинги, проводимые специализированными изданиями и компаниями – 48 %, устная информация от знакомых – 34 % (рис. 2.3).
Рис. 2.3 Основные источники информации о НАО «ФинСиб»
Средняя оценка процесса приобретения и обслуживания со стороны клиента составляет 4,4 из 5 баллов, т.е. колеблется между хорошей и отличной (рис. 2.4).
Рис. 2.4. Средняя оценка процесса продаж со стороны клиентов НАО «ФинСиб»
Работа менеджеров компании также оценивается клиентами положительно и высоко. Основными оценками здесь являлись (рис. 2.5):
Рис.2.5 Оценка клиентами работы менеджеров по продажам НАО «ФинСиб»
Обращает на себя внимание тот факт, что характеристика «профессионально» занимает всего 15 %, а максимальное число ответов сформулировано как неконкретное, но приятное «хорошая работа» - 36 %.
-
- Основные положительные моменты, которые понравились клиентам в процессе покупки (допускалось более одного ответа) (рис. 2.6).
Рис. 2.6 Что больше всего понравилось клиентам в процессе покупки в НАО «ФинСиб»?
Больше половины заказчиков указывают на ответственность (55 %) сотрудников НАО «ФинСиб», на втором месте – оперативность (47 %) и наличие обратной связи (35 %). Также значимым является для клиентов возможность рассрочки оплаты, причем только по факту получения заказа, и наличие дополнительных консультаций, причем зачастую даже без специальной договоренности в соответствующих документах.
6. Предложения по дальнейшему совершенствованию работы НАО «ФинСиб» (рис. 2.7), в основном сводились к пожеланиям сохранить имеющийся уровень (39 %), более творческий подход (24 %). Около 50 % клиентов заявили, что их все устраивает, и никаких особых рекомендаций по улучшению работы у них нет.
Рис. 2.7 Предложения и пожелания клиентов по работе с НАО «ФинСиб»
Можно отметить, что отношение клиентов к НАО «ФинСиб» складывается положительное, следовательно, основной упор в увеличении объемов продаж следует делать на дальнейшее совершенствование организации продаж предприятия,
ГЛАВА 3.ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ НА ЗАКУПКУ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПРОДАЖ
3.1 Оптимизация затрат, механизм управления расходами
В качестве основного предложения по совершенствованию ценовой политики компании НАО «ФинСиб» предлагаем введение системы автоматизация закупок и оптимизация складских запасов на базе аналитической платформы Deductor.
Эффективное управление запасами является одной из важнейших задач в управлении предприятием. Даже небольшое снижение уровня хранящихся запасов приводит к существенному увеличению рентабельности вследствие снижения расходов, связанных с содержанием складских помещений и сопутствующих затрат.
Особенно актуально это сейчас, во время мирового кризиса, когда перед многими предприятиями стоит задача сохранения бизнеса. Стратегия по оптимизации запасов НАО «ФинСиб» выбирается исходя из стратегии, выбранной компанией. Предприятие должно быть нацелено на максимальное удовлетворение потребностей своих клиентов, и в то же время на минимизацию затрат и издержек, связанных с хранением товара. Без четкой постановки целей и определения критериев эффективности задача по оптимизации запасов не имеет решения.
Для эффективного управления запасами, прежде всего, надо иметь полную достоверную и оперативную информацию о состоянии склада. Методы организации складского хранения и логистики здесь не рассматриваются, а подразумевается, что на складе порядок, приход, расход и перемещение запасов тщательно учитываются, проводятся регулярные ревизии, документы оформляются своевременно, приняты меры для предотвращения краж, четко определены цели предприятия. Кроме того, надо также отметить, чтобы на надлежащем уровне было аппаратное и программное обеспечения для учета складских запасов.
При соблюдении этих условий можно говорить об эффективном прогнозировании спроса (продаж) и автоматизации процесса заказа товара. Даже опытный менеджер по закупкам в состоянии контролировать всего лишь тысячу позиций номенклатуры. Большинство же компаний оперирует номенклатурой от десятков до сотен тысяч позиций номенклатуры. Соответственно, приходится содержать большой штат в отделах продаж. Даже используя средства учетных систем уследить за всем этим, определить предполагаемый сбыт количество, ассортимент достаточно проблематично.
Для эффективного управления запасами необходима система автоматизации закупок. Автоматизация закупок помогает увеличить скорость принятия решения о закупке и снизить стоимость управления закупками.
Система автоматизации закупок на базе аналитической платформы Deductor – это достаточно мощная и в то же время недорогая платформа. Решение основано на сборе и консолидации необходимой информации из различных источников в единое хранилище данных, а затем, прогнозировании спроса (продаж) и формировании на основании прогнозов заказов поставщикам по определенным правилам и условиям поставки, которые экспортируются в системы рассылки заказов поставщикам.
Для прогнозирования используются данные о продажах за прошлые периоды. Конечно, используя исторические данные о продажах можно предполагать, что и в будущем товар будет продаваться так же, т.е. рассчитав среднюю скорость продажи можно рассчитать предполагаемые продажи и в будущем. Но такой способ не всегда работает. Для более точного прогноза лучше использовать возможности аналитической системы, в которой можно реализовать определенную математическую модель, которая будет учитывать различные факторы, влияющие на продажи.
Система по автоматизации закупок состоит из 3-х блоков:
- хранилище данных;
- блок загрузки данных;
- аналитический блок, состоящий из модулей очистки данных, модуля прогнозирования, модуля автоматического формирования заявок поставщикам.
Хранилище данных (ХД) предназначено для консолидации необходимой для работы системы информации, обеспечения унифицированного доступа и удобства обработки данных аналитиком. Хранилище данных не является заменой учетной системы и ориентировано на решение именно задач анализа, со специфичными для этих задач механизмами хранения данных. Для хранилища данных лучше предусмотреть отдельный сервер, т.к. пиковые нагрузки могут быть значительными, что может серьезно снизить производительность ученой системы. Хранилище данных станет единым источником информации для поддержки принятия решений, обеспечивающей: сквозную историю, полноту и непротиворечивость данных, возможность извлечения любой информации, оперируя бизнес – понятиями.
Задачей блока загрузки данных является сбор и подготовка необходимой информации из различных источников для последующей загрузки в хранилище. Возможности платформы Deductor позволяют получать данные из практически любых источников (учетные системы, базы данных, файлы MS Office), преобразовывать в удобный для анализа вид.
Аналитический блок решает задачи подготовки данных к прогнозу, непосредственно прогнозирование, формирование заказов, сопоставление различных факторов и свойств, извлечение новых знаний и тем самым, позволяет делать различные выводы, на основании полученных результатов, для принятия управленческих решений. Обширные возможности визуализации позволяют представлять полученные результаты в наиболее удобном и наглядном виде.