Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие, сущность, состав, классификация расходов на закупку товаров
1.2 Факторы, влияющие на расходы закупки товаров
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ НА ЗАКУПКУ ТОВАРОВ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ НАО «ФИНСИБ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ расходов на закупку в целом по предприятию и по видам товара
2.3 Формы и методы реализации товаров
ГЛАВА 3.ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ НА ЗАКУПКУ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПРОДАЖ
3.1 Оптимизация затрат, механизм управления расходами
Затраты на переработку и хранение продукции, а также на оказание различных форм услуг, сопутствующих складской реализации продукции, включают все расходы предприятий, связанные с получением, хранением, подготовкой и отправкой продукции, а также обще складские расходы и расходы, связанные с недостачей продукции при хранении, потерями продукции в пути, естественной убылью продукции. Они группируются по этапам складской деятельности путем их прямого отнесения на соответствующие статьи. Разделение логистических затрат по основным процессам (операциям) осуществляется на основе технологических схем переработки продукции, нормирования отдельных операций.
Таким образом, в системе логистических затрат расходы на закупку продукции относятся к категории затрат на поддержание логистического бизнеса - затраты, которые сами по себе не создают ценностей, но их нельзя избежать. Относительно конечного результата данные расходы относят к затратам трансакционным, т.е. к затратам по налаживанию и осуществлению обменных соглашений на рынке закупок до и в процессе их совершения.
1.2 Факторы, влияющие на расходы закупки товаров
Все факторы, влияющие на уровень расходов на закупку товаров, можно разделить на внешние и внутренние.
К внешним факторам будут относиться те, которые исходят из внешней среды, и на которые само торговое предприятие не может повлиять, а только учитывает при планировании и проведении расходов. Сюда можно отнести [2, 3, 9, 11]:
- инфляционные процессы, которые удорожают стоимость закупаемых товаров, повышают сумму вознаграждения и оплаты труда работников, увеличивают стоимость энергоресурсов и т.п. Поэтому при стратегическом планировании расходов на закупку необходимо обязательно учитывать данный фактор;
- уровень рыночного спроса на закупаемые товары, зависимый от изменения потребительских предпочтений. При этом если предприятие функционирует на «рынке продавца», т.е. спрос превышает предложение, то затраты предприятия значительно ниже;
- общая покупательская способность и потребительская культура населения;
- налоговое законодательство и уровень налоговых платежей;
- прочее влияние политических и властных структур на рыночную ситуацию, которое может как способствовать уменьшению, так и приводить к увеличению размеров запасов;
- географический фактор, т.е. местоположение предприятия, его удаленность от поставщиков и потребителей;
- развитие технологий в сфере деятельности каждого отдельного предприятия;
- и многие другие.
Все эти факторы являются внешними по отношению к предприятию, следовательно, их влияние на размер затрат на закупку необходимо учитывать при планировании расходов и размеров закупок.
К внутренним факторам влияния на размер расходов на закупку следует отнести [1, 6, 19, 20]:
- уровень товарооборота и соответствие плановым показателям. При сильных отклонениях от плана товарооборота затраты могут непроизводительно повышаться;
- изменение состава и структуры товарооборота предприятия, так как закупка одних товаров может быть более затратоемкой, чем других;
- изменение скорости товарооборота. Чем быстрее реализуется товар, тем быстрее снижаются товарные запасы, что уменьшает проценты за пользование банковским кредитом, товарные потери в пределах и сверх норм, расходы по хранению товаров и некоторые другие расходы по реализации;
- изменение розничных цен: увеличение цены ведет к росту объема товарооборота, и соответственно к снижению уровня расходов по закупке;
- изменение тарифов и ставок за услуги, цен на материалы, электроэнергию, топливо и горючее оказывает определенное влияние на соответствующие статьи расходов по закупке, особенно в части транспортных расходов и расходов на хранение;
- повышение выработки в расчете на одного сотрудника ведет к уменьшению численности работников, и сокращению расходов на оплату труда, что также влияет на общую сумму расходов по закупке;
- повышение эффективности использования материально-технической базы торговли ведет к росту фондоотдачи, производительности труда, товарооборота, а, следовательно, к относительному снижению расходов по закупке;
- применение современных форм торговли также приводит к росту товарооборота со всеми вышеописанными последствиями;
- изменение условий завоза товаров, расширение их закупок у местных поставщиков на льготных условиях, развитие централизованной доставки, совершенствование товародвижения также приводит к относительному или абсолютному снижению расходов на закупку.
Средний уровень расходов на закупку складывается под влиянием величины каждого вида затрат, которые учитываются в действующей номенклатуре расходов. Анализируются все статьи расходов, но в первую очередь расходы по транспортировке грузов, амортизация основных фондов, проценты по кредитам банков; затраты на оплату труда и социальные нужды; оплата нематериальных услуг.
Выигрыш от рациональной организации закупок может быть весьма значительным. Учитывая, что издержки в этом случае составляют 40—60 % вырученных от продажи товаров средств, удачные решения в этой области превосходят эффект прибыльности компании как за счет маркетинга, так и за счет усовершенствований производства. По оценкам американских специалистов, для увеличения прибыли компании на 100 % [5].
- объем продаж должен возрасти на 100 %;
- цена товаров — возрасти на 15%;
- заработная плата и оклады — снизиться на 25 %;
- накладные расходы — снизиться на 33 %;
- затраты на закупки — снизиться на 8,5 %.
Таким образом, на каждый процент снижения затрат на закупки приходятся 12% роста прибыли — лучший результат.
Для сокращения числа составляющих компонентов затрат на закупки необходима целенаправленная политика фирменного логистического менеджмента, включающая комплекс мероприятий, среди которых можно указать[17]:
- совершенствование планирования потребности и нормирования расхода материальных ресурсов для производственных подразделений фирмы;
- устранение потерь от брака (политика «ноль дефектов») в производстве и потерь материальных ресурсов при доставке от поставщиков;
- максимальное сокращение отходов производства и эффективное использование вторичных материальных ресурсов;
- исключение, по возможности, промежуточного складирования материальных ресурсов при доставке от поставщиков;
- доставка материальных ресурсов от поставщиков как можно большими отправками с максимальным использованием грузовместимости транспортных средств и минимальными тарифами;
- минимизация уровней запасов материальных ресурсов во все звенья складской системы и др.
При определении эффективности закупочных операций необходимо комплексно оценить работу службы закупок фирмы, приняв во внимание: выполнение плана закупок по объемным и качественным показателям, выполнение бюджета фирмы и объем сэкономленных средств, дополнительные меры по контролю качества входящей продукции, а также объем и стоимость упущенных продаж, общий объем операций, производительность труда, транспортные издержки и т.д. Исходя из этих данных, можно примерно определить стоимость той или иной логистической операции в процессе осуществления закупочных функций — например, среднюю стоимость разработки и оформления заказа или долю стоимости материальных ресурсов в объеме продаж готовой продукции. Можно оценить и долю административных затрат по закупке на каждый рубль, израсходованный на закупки в целом. Проследив, таким образом, деятельность отдела закупок, можно судить об эффективности его функционирования, а также определить имеющиеся проблемные моменты.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ НА ЗАКУПКУ ТОВАРОВ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ НАО «ФИНСИБ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Полное фирменное наименование: Закрытое Акционерное Общество «ФинСиб».
Сокращённое фирменное наименование: НАО «ФинСиб».
Местонахождение: 630081, г. Новосибирск, Красный проспект, 82.
НАО «ФинСиб» является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
НАО «ФинСиб» имеет самостоятельный баланс.
НАО «ФинСиб» имеет расчетный, валютный и иные банковские счета на территории Российской Федерации и за рубежом, эмблему, зарегистрированный в установленном законодательством порядке товарный знак (и другие средства визуальной идентификации), круглую печать, содержащую полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения, а также другие печати, штампы, бланки со своим наименованием, самостоятельно ведёт бухгалтерскую и статистическую отчетность в установленном законодательством порядке.
НАО «ФинСиб» имеет гражданские права, соответствующие любым видам деятельности, не запрещенным законодательством, и несет связанные с этим обязанности.
НАО «ФинСиб» руководствуется в своей деятельности действующим законодательством Российской Федерации и Уставом.
Единственным Учредителем Закрытого акционерного общества НАО «ФинСиб», является гражданин РФ – Подшивалов Константин Валерьевич.
Основной целью деятельности НАО «ФинСиб» является получение прибыли.
НАО «ФинСиб» начинает свою историю 9 декабря 1996 года.
Сегодня НАО «ФинСиб» один из ведущих поставщиков офисной бумаги и канцелярских товаров, компания, стремящаяся к постоянному улучшению качества обслуживания клиентов.
Миссия НАО «ФинСиб»: «Мы обеспечиваем Ваше дело бумагой и канцтоварами с учетом Ваших потребностей. Делаем это быстро, профессионально. Строим долгосрочные отношения на основе взаимного доверия, ответственности и симпатии».
НАО «ФинСиб» оказывает следующие услуги: торговые, торгово-закупочные, торгово-посреднические, снабженческие, сервисные (доставка).
Организационная структура НАО «ФинСиб» построена по линейно-функциональному признаку:
Рис. 2.1 Организационная структура НАО «ФинСиб»
Генеральный директор
Коммерческий директор
Отдел кадров
Отдел маркетинга
Отдел сбыта
бухгалтерия
Отдел снабжения
юрист
Транспортный отдел
Нач. отд. снабжения
Нач. отдела маркетинга
бухгалтер
Нач. отд. сбыта
Гл. бухгалтер
Менеджер по маркетингу, рекламе и PR
Специалисты сбыта
Аналитик рынка
водители
Нач. трансп. отдела
Специалисты снабжения
грузчики
Специалисты отдела
Нач. отдела кадров
С учетом того, что рассматриваемое нами предприятие является предприятием торговли, распределение обязанностей по функциональному признаку и линейная подчиненность являются оптимальными. Прямое подчинение работников не нарушает нормативов и норм управляемости.
НАО «ФинСиб» управляется генеральным директором. В непосредственном подчинении у него находятся коммерческий директор, юрист.
Каждый из руководителей отделов имеет в своём подчинении работников и отвечает за своё направление. Таким образом, НАО «ФинСиб» является организацией с линейно-функциональной схемой по взаимодействию подразделений. Данная схема на сегодняшний день является приемлемой для малого предприятия, так как обеспечивает довольно высокий уровень эффективности работ по основным видам деятельности.
Финансовое состояние предприятия может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем (устойчивом) финансовом состоянии.
Финансовые результаты деятельности НАО «ФинСиб» представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1- Финансовые результаты деятельности НАО «ФинСиб» за 2017-2018гг. млн. руб.
Показатели |
2017 |
2018 |
Отклонение + - |
Выручка от реализации |
36,358,4 |
42,059,8 |
+5,701,4 |
Себестоимость продукции |
16,810,3 |
18,260,4 |
+1,450,1 |
Валовая прибыль |
19,548 |
23,799,4 |
+4,251,4 |
Управленческие расходы |
5,090,1 |
6,308,9 |
+1,218,8 |
Коммерческие расходы |
6,908,1 |
8,117,5 |
+1,209,4 |
Прибыль (убыток) отчетного года |
7,549,8 |
9,372,9 |
+1,823,1 |
Прочие расходы |
2,056,7 |
2,840,3 |
+783,6 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
5,493,1 |
6,532,5 |
+1,039,4 |
Текущий налог на прибыль |
450,3 |
510,1 |
+59,8 |
Чистая прибыль |
5,042,8 |
6,022,3 |
+979,5 |