Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие, сущность, состав, классификация расходов на закупку товаров
1.2 Факторы, влияющие на расходы закупки товаров
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ НА ЗАКУПКУ ТОВАРОВ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ НАО «ФИНСИБ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ расходов на закупку в целом по предприятию и по видам товара
2.3 Формы и методы реализации товаров
ГЛАВА 3.ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ НА ЗАКУПКУ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПРОДАЖ
3.1 Оптимизация затрат, механизм управления расходами
Приведенные в таблице данные свидетельствуют об увеличении выручки от реализации продукции в 2018 г. на 5,701,4 млн. руб. по сравнению с 2017 г. Однако, и себестоимость продукции предприятия за год также выросла на 1,450,1 млн.руб. В результате рост валовой прибыли от реализации продукции в 2018 году составил 4,251,4 млн.руб. Несмотря на то, что в 2018 году управленческие расходы увеличились на 1,218,8 млн. руб., коммерческие - на 1,209,4 млн. руб., прибыль от продаж составила 9,372,9 млн. руб., что на 1,823,1 млн. руб. больше чем в 2017 году. Налог на прибыль в 2018 году составил 510,1 тыс. руб., что на 59,8 тыс руб. больше предыдущего периода, тем не менее, чистая прибыль в 2018 году увеличилась по сравнению с предыдущим на 979,5 руб., что говорит об эффективной деятельности предприятия.
Показатели рентабельности НАО «ФинСиб» приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Показатели рентабельности НАО «ФинСиб» за 2017-2018 гг. млн.руб.
№ п/п |
Показатели |
2017 |
2018 |
Отклонение + - |
1 |
Выручка от реализации |
36,358,4 |
42,059,8 |
+5,701,4 |
2 |
Прибыль от реализации |
7,549,8 |
9,372,9 |
+1,823,1 |
3 |
Балансовая прибыль |
5,493,1 |
6,532,5 |
+1,039,4 |
4 |
Чистая прибыль |
4,820,5 |
5,569,7 |
+749,2 |
Расчетные показатели % |
||||
5 |
Рентабельность всей реализованной продукции (п.2/п.1) |
0,2 |
0,2 |
- |
6 |
Общая рентабельность (п.3/п.1) |
0,15 |
0,16 |
+0,01 |
7 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли (п.4/п.1) |
0,13 |
0,13 |
- |
На основе расчётов из таблицы можно сделать следующие выводы. Показатель общей рентабельности за отчетный период увеличился на 0,01%. Показатель рентабельности продаж по чистой прибыли остался неизменным. Это говорит о равномерном спросе за 2 года. Рентабельность всей реализованной продукции также осталась неизменной и составила 0,2%.
2.2 Анализ расходов на закупку в целом по предприятию и по видам товара
Задачи, стоящие перед внутренней логистикой НАО «ФинСиб», сводятся к материально-техническому обеспечению и управлению ресурсами. Это – закупка продукции, ее складирование и хранение, транспортировка как от поставщика, так и на самом предприятии, постоянный контроль за объемами запасов.
Задачи, стоящие перед внешней логистикой НАО «ФинСиб», состоят в распределении конечного готового продукта через различные каналы распределения. Это – выявление запасов на собственных складах; хранение, упаковка и комплектование заказов по всему ассортименту; наблюдение за спросом товаров, корректировка объемов при необходимости.
Закупочная политика НАО «ФинСиб» в большей степени ориентирована на работу с постоянными поставщиками продукции, чем на поиск новых.
Критерии выбора поставщика компании, помимо цены, включают качество товара, время и точность доставки, наличие международных сертификатов и соответствие продукции экологическим требованиям. Политика в области закупочной деятельности способствует режиму открытости и конкурентности во взаимодействии с поставщиками. НАО «ФинСиб» имеет 6 основных поставщиков.
Порядок работы с поставщиками такой: выбор поставщика по критериям – цена, качество, репутация на рынке, установление хозяйственных связей – преддоговорная переписка, заключение договора, контроль исполнения договора и хода поставки закупок.
Работа по закупкам в НАО «ФинСиб» включает также изучение и прогнозирование покупательского спроса с целью обоснования коммерческих решений по закупкам, определение потребности в товарах. Изучением спроса занимается маркетолог.
Форма товароснабжения НАО «ФинСиб» складская.
НАО «ФинСиб» осуществляет товароснабжение на основании заказов на поставку товаров. При истощении наличных запасов отдел закупок пополняет их путем закупки у производителей новых партий товара. Заказ на поставку товара содержит, как правило, развернутый ассортимент товаров, количество, качество и сроки поставки.
Планирование закупок осуществляется, как правило, на основе сформированных заказов, однако всегда учитывается спрос и предложение на этот товар в целом на рынке, динамика продаж по каждой позиции и многое другое. Вся эта работа проводится на фоне постоянного анализа и учета текущих результатов деятельности.
При управлении материальными потоками в процессе закупок продукции решаются задачи распределительной логистики. Завозит товар на склад НАО «ФинСиб» либо своим транспортом, либо пользуется услугами перевозчика на основании договора перевозки.
Проанализируем динамику и структуру расходов на закупку НАО «ФинСиб» по статьям затрат (таблица 2.3). Из представленных данных видно, что за анализируемый период издержки обращения предприятия увеличились с 10609 до 10974 тыс. руб. (365 тыс. руб., 3,44 %), что меньше темпа роста выручки (7,19 %). Также снизилась общая доля издержек в обороте с 14,3 до 13,8 %, что показывает положительную тенденцию в закупочной деятельности.
Основная доля издержек приходится на оплату труда работников и страховые взносы, составляющие 34 % от заработной платы сотрудников. В предыдущем году доля затрат на оплату труда составляла 54,29 %, а в отчетном году снизилась до 53,16 % (на 1,13 %) при абсолютном росте на 74 тыс. руб. (1,28 %). Соответствующие изменения произошли и с суммами страховых взносов, напрямую зависящих от сумм оплаты труда.
Из остальных статей затрат наибольшую долю в структуре издержек занимают расходы на топливо и энергию, чья доля увеличилась с 4,49 % до 4,61 % при абсолютном росте в 30 тыс. руб.
Таблица2.3 - Динамика и структура расходов на закупку НАО «ФинСиб»
Статьи затрат на закупку |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Темп роста, % |
Отклонения, (+,-) |
|||||
Сумма, тыс. руб. |
% к обороту |
уд. вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
% к обороту |
уд. вес, % |
Абсолютное, тыс. руб. |
Относительное, % |
||
Транспортные расходы |
289,00 |
0,39 |
2,72 |
294,00 |
0,37 |
2,68 |
101,73 |
5 |
-0,05 |
Расходы на оплату труда |
5760 |
7,76 |
54,29 |
5834 |
7,34 |
53,16 |
101,28 |
74 |
-1,13 |
Отчисления на социальные нужды |
1959 |
2,64 |
18,47 |
1984 |
2,49 |
18,08 |
101,28 |
25 |
-0,39 |
Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования и инвентаря |
423 |
0,57 |
3,99 |
437 |
0,55 |
3,98 |
103,31 |
14 |
-0,01 |
Амортизация основных средств |
346 |
0,47 |
3,26 |
349 |
0,44 |
3,18 |
100,87 |
3 |
-0,08 |
Расходы на ремонт основных средств |
428 |
0,58 |
4,03 |
432 |
0,54 |
3,94 |
100,93 |
4 |
-0,10 |
Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд |
476 |
0,64 |
4,49 |
506 |
0,64 |
4,61 |
106,30 |
30 |
0,12 |
Расходы на хранение, подсортировку, подработку и упаковку товаров |
112 |
0,15 |
1,06 |
127 |
0,16 |
1,16 |
113,39 |
15 |
0,10 |
Расходы на рекламу |
286 |
0,39 |
2,70 |
312 |
0,39 |
2,84 |
109,09 |
26 |
0,15 |
Расходы на оплату процентов за использование займов (кроме денежных) |
0 |
0,00 |
0,00 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0 |
0,00 |
Потеря товаров и технологические отходы |
36 |
0,05 |
0,34 |
41 |
0,05 |
0,37 |
113,89 |
5 |
0,03 |
Расходы на тару |
154 |
0,21 |
1,45 |
179 |
0,23 |
1,63 |
116,23 |
25 |
0,18 |
Прочие расходы |
340 |
0,46 |
3,20 |
479 |
0,60 |
4,36 |
140,88 |
139 |
1,16 |
Итого |
10609,00 |
14,30 |
100,00 |
10974,00 |
13,80 |
100,00 |
103,44 |
365 |
0,00 |
Следующая по значению доля затрат приходится на расходы на ремонт основных средств, участвующих в процессе закупки и хранения товаров, составляющих 4,03 % в прошлом году и 3,94 % в отчетном году, т.е. рост данной статьи на 4 тыс. руб. в отчетном году привел к снижению доли данных издержек в общей структуре из-за большего увеличения издержек по другим статьям.
Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования и инвентаря увеличились на 14 тыс. руб, и составляли 3,99 % в прошлом году и 3,98 % в отчетном году. Основное увеличение доли издержек приходится на прочие расходы (1,16 %), незначительно выросла доля расходов на тару (0,18 %) и на рекламу (0,15 %).
Таким образом, изменения структуры расходов на закупки предприятия незначительные, при этом доля издержек в обороте снижается, что говорит о грамотном ведении учета и контроля затрат на закупку.
Для более полного анализа затрат на закупку необходимо также проанализировать их с точки зрения изменения относительно объемов реализации, т.е. разделив на постоянные и переменные издержки. Постоянными называют издержки, которые практически не зависят от изменения объемов выручки, например, расходы на аренду, амортизацию, административные расходы. Переменная часть издержек напрямую зависит от объемов реализации продукции общественного питания и включает затраты на оплату труда непосредственных исполнителей, транспортные расходы, потери и т.п. Анализ затрат на закупку НАО «ФинСиб» с этой точки зрения проведен в таблице 2.4.
Сумма постоянных затрат на закупку в предыдущем году составила 2184 тыс. руб., что занимает 2,94 % в общем обороте предприятия и 20,59 % в сумме затрат на закупку. В отчетном году данная сумма увеличилась на 69 тыс. руб, что составило рост в 3,16 %.
Таблица 2.4 - Динамика структуры затрат на закупку НАО «ФинСиб» по группам
Группы затрат |
Статьи издержек обращения |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Темп роста, % |
Отклонения |
|||||
сумма, тыс. руб. |
% к обороту |
уд. вес, % |
сумма, тыс. руб. |
% к обороту |
уд. вес, % |
Абсолютное, тыс.руб |
Относительное, % |
|||
Постоянные |
- расходы на аренду и содержание зданий и сооружений, оборудование |
423 |
0,57 |
3,99 |
437 |
0,55 |
3,98 |
103,31 |
14 |
-0,01 |
- амортизация основных средств |
346 |
0,47 |
3,26 |
349 |
0,44 |
3,18 |
100,87 |
3 |
-0,08 |
|
- расходы на ремонт основных средств |
428 |
0,58 |
4,03 |
432 |
0,54 |
3,94 |
100,93 |
4 |
-0,10 |
|
- прочие расходы |
987 |
1,33 |
9,30 |
1035 |
1,30 |
9,43 |
104,86 |
48 |
0,13 |
|
Итого: |
2184 |
2,94 |
20,59 |
2253 |
2,83 |
20,53 |
103,16 |
69 |
-0,06 |
|
переменные |
- транспортные расходы |
289 |
0,39 |
2,72 |
294 |
0,37 |
2,68 |
101,73 |
5 |
-0,05 |
- расходы на оплату труда |
5760 |
7,76 |
54,29 |
5834 |
7,34 |
53,16 |
101,28 |
74 |
-1,13 |
|
- отчисления на социальные нужды |
1959 |
2,64 |
18,47 |
1984 |
2,49 |
18,08 |
101,28 |
25 |
-0,39 |
|
- расходы на рекламу |
286 |
0,39 |
2,70 |
312 |
0,39 |
2,84 |
109,09 |
26 |
0,15 |
|
- потери товаров |
36 |
0,05 |
0,34 |
41 |
0,05 |
0,37 |
113,89 |
5 |
0,03 |
|
- прочие расходы |
95 |
0,13 |
0,90 |
256 |
0,32 |
2,33 |
269,47 |
161 |
1,44 |
|
Итого: |
8425 |
11,36 |
79,41 |
8721 |
10,97 |
79,47 |
103,51 |
296 |
0,06 |
|
Всего по двум группам: |
10609 |
14,30 |
100,00 |
10974 |
13,80 |
100,00 |
103,44 |
365 |
0 |
При этом доля постоянных затрат в общем обороте предприятия снизилась до 2,83 % (на 0,11 %), а доля в суммарных затратах составила 20,53 %, т.е. уменьшилась всего на 0,06 %. Снижение доли постоянных затрат на закупку является положительной тенденцией, так как ускорят сроки окупаемости затрат, приближает точку безубыточности предприятия и ускоряет и увеличивает размер получаемой прибыли.
Сумма переменных закупочных затрат увеличилась на 296 тыс. руб. (0,06 %), при этом произошло снижение доли переменных затрат в общем обороте с 11,36 % до 10,97 % (на 0,39 %) при росте доли переменных затрат в общей сумме затрат на закупку на 0,06 % (соответственно снижению доли постоянных затрат). Основную долю переменных затрат на закупку составляют расходы на оплату труда и страховые взносы, о чем говорилось выше.
Рассмотрим динамику затрат на закупку НАО «ФинСиб» относительно основных товарных групп (таблица 2.5). Из проведенного анализа видно, что расходы на закупку по разным товарным группам изменялись за анализируемый период неравномерно. В абсолютном выражении более всего увеличились расходы на закупку бытовой химии и хозтоваров (233,8 тыс. руб.), однако данный прирост составил только 6,48 %. А небольшой прирост затрат в 11,7 тыс. руб. по полиграфическим услугам в процентном соотношении с предыдущим годом составил 55,1%, т.е. затраты на закупку данной товарной группы увеличились более чем в 1,5 раза. Также значителен прирост закупочных затрат по товарным группам «Калькуляторы и др.» - 204,7 тыс. руб. (17,55 %), «Канцтовары» - 169,8 тыс. руб. (10,83 %) и «Светильники» 135,3 тыс. руб. (18,21 %). Таким образом, следует в дальнейшем изучить причины такого роста и максимально снизить его темпы по данным товарным группам.
Значительное снижение уровня затрат на закупку наблюдается по товарным группам «Конверты» -150 тыс. руб. (-35,35 %) и «Бумага офисная» - 146,4 тыс. руб.(-27,59 %).
Таблица 2.5 – Динамика затрат на закупку НАО «ФинСиб» относительно товарных групп, тыс. руб.
Товарная группа |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Изменение |
|||||
всего |
переменные |
постоянные |
всего |
переменные |
постоянные |
+/- |
% |
|
БУМАГА ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ |
1113,9 |
229,3 |
884,6 |
1042,5 |
214,0 |
828,5 |
-71,4 |
93,59 |
КОНВЕРТЫ |
424,3 |
87,4 |
337,0 |
274,3 |
56,3 |
218,0 |
-150,0 |
64,65 |
БУМАГА ОФИСНАЯ |
530,4 |
109,2 |
421,2 |
384,1 |
78,9 |
305,2 |
-146,4 |
72,41 |
КАНЦТОВАРЫ, ПИШУШИЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ |
1485,2 |
305,8 |
1179,5 |
1646,1 |
337,9 |
1308,1 |
160,8 |
110,83 |
КАЛЬКУЛЯТОРЫ, ЧАСЫ, БАТАРЕЙКИ,ТЕЛЕФОНЫ |
1167,0 |
240,2 |
926,7 |
1371,7 |
281,6 |
1090,1 |
204,7 |
117,55 |
СВЕТИЛЬНИКИ "Lival" |
742,6 |
152,9 |
589,8 |
877,9 |
180,2 |
697,7 |
135,3 |
118,21 |
РАСХОДНЫЕ И ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ Д/КОПИР, КОМПЬЮТ.И ОФИСН.АКСЕССУАРЫ |
477,4 |
98,3 |
379,1 |
438,9 |
90,1 |
348,8 |
-38,5 |
91,94 |
МЕЛКООФИСНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ |
848,7 |
174,7 |
674,0 |
768,2 |
157,7 |
610,5 |
-80,5 |
90,51 |
БЫТОВАЯ ХИМИЯ, ХОЗ.ТОВАРЫ |
3607,0 |
742,6 |
2864,5 |
3840,9 |
788,5 |
3052,3 |
233,8 |
106,48 |
ПОЛИГРАФИЧЕСКие УСЛУГИ |
21,2 |
4,4 |
16,8 |
32,9 |
6,8 |
26,1 |
11,7 |
155,10 |
Итого |
10609,0 |
2184,0 |
8425,0 |
10974,0 |
2253,0 |
8721,0 |
365,0 |
103,44 |